Архив статей журнала

Особенности порядка заключения акционерного соглашения между нефтегазовыми компаниями Российской Федерации и иностранными акционерами (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: Никитин Никита Александрович

В условиях активного развития нефтегазового сектора Российской Федерации и привлечения иностранных инвесторов в эту отрасль особенно важным является заключение акционерных соглашений между российскими нефтегазовыми компаниями и иностранными акционерами. Актуальность данной темы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, российская нефтегазоваz отрасль продолжает привлекать иностранные инвестиции, и заключение акционерных соглашений с иностранными акционерами становится неотъемлемой частью этого процесса. Во-вторых, такие соглашения имеют значительное влияние на систему корпоративного управления в российских нефтегазовых компаниях, а также на эффективность их деятельности. В-третьих, в свете изменяющейся геополитической ситуации и растущих рисков, связанных с международными отношениями, важно изучать особенности и проблемы, возникающие при заключении акционерных соглашений между российскими нефтегазовыми компаниями и иностранными акционерами.
Целью и задачами данного исследования является раскрытие особенностей заключения, содержания и реализации акционерного соглашения между нефтегазовыми компаниями Российской Федерации и иностранными акционерами. Для достижения полной экономической и правовой стабильности в нефтегазовой отрасли России необходимы углубленное исследование особенностей заключения акционерных соглашений и разработка эффективных механизмов регулирования этих соглашений. В статье приведены практические примеры различных соглашений, что позволит не только извлечь уроки из успешных примеров, но и изучить неудачные соглашения, чтобы избежать повторения ошибок в будущем и разработать механизмы предотвращения и урегулирования конфликтов.

Сохранить в закладках
Сервитут в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: Бородавко Анастасия Александровна

В статье проведен анализ материалов судебной практики по вопросу прав сетевой организации на недвижимость при размещении, строительстве и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Рассматриваются проблемы толкования п. 6 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 “Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам коммерческого оператора оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям” [1] (далее — Постановление № 861): судебная практика расширила пределы применения данного пункта и предоставила сетевой организации право на безвозмездную эксплуатацию электросетевых объектов, расположенных на земельном участке, принадлежащем третьим лицам: организациям, индивидуальным предпринимателям или физическим лицам. Иными словами, пересеклись две правовые области регулирования: сфера, связанная с использованием объектов недвижимости под размещение электросетевого имущества сетевых организаций, и сфера оказания услуг по перетоку электроэнергии. В статье анализируется возможность установления специального публичного сервитута для использования самовольно возведенных линейных и площадных электросетевых объектов. В результате проведенного исследования сформулированы предложения по совершенствованию законодательства, в частности предложено: скорректировать п. 6 Постановления № 861, расширив сферу его применения; не только обеспечить действие данного пункта в области перетока электроэнергии, но и предоставить сетевым организациям легальную возможность размещения своих объектов в границах недвижимости, принадлежащей третьим лицам (например, на земельных участках, в нежилых помещениях, шахтах и т. д.), с предоставлением сетевой организации прав на доступ к своим объектам, а также прав на их эксплуатацию и ремонт. Также предлагается закрепить в Федеральном законе от 04.08.2023 № 430-ФЗ [2] положения относительно возможности упрощенного порядка установления специального публичного сервитута, в том числе и с целью прохода к площадным электросетевым объектам, тем самым упростив возможность их государственной регистрации, а также сократив количество бесхозных электросетевых объектов.

Сохранить в закладках
Основания и порядок возникновения прав на земельные участки для размещения объектов энергетики (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: Ахвердян Анатолий Артуроович

В статье рассматриваются основания и порядок возникновения прав на земельные участки для размещения объектов энергетики. Автор анализирует законодательные и иные нормативные правовые акты, определяющие понятие земельного участка, основания возникновения прав на земельные участки, а также на части земельных участков для размещения объектов энергетики. В статье анализируются критерии отнесения земель к землям энергетики, определяются субъекты прав на земельные участки для размещения объектов энергетики, объекты правового режима земель энергетики, исследуется определение размеров земельных участков для объектов энергетики и порядок установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков. Исследование позволяет более полно понять регулирование процесса получения и использования земельных участков в энергетической индустрии. В материалах, представленных в статье, отражена проблема отсутствия в законодательстве определения части земельного участка, выбора экономически и юридически оправданного основания возникновения прав на земельные участки для размещения объектов энергетики, а также недостаточности правовой регламентации ограничений прав владельцев участков, на которых расположены объекты энергетики, принадлежащие третьих лицам. Приоритет исследования направлен на правовые аспекты размещения энергетических объектов, а также развитие нормативно-правовой основы регламентации рассматриваемой сферы общественных отношений.

Сохранить в закладках
Правовое регулирование санитарно-защитных зон магистральных нефтепроводов (нефтепродуктопроводов) (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: Капул Юрий Аркадьевич

Настоящая научно-практическая статья является составной частью более общего исследования, проводимого автором в области энергетического права по теме “Правовое регулирование зон с особыми условиями использования территорий” (далее — ЗОУИТ) нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (далее по тексту будет использовано слово “нефтепровод” в значении “нефтепровод” и “нефтепродуктопровод”). Целями настоящей работы являются изучение и подготовка систематизированного анализа основных положений о санитарно-защитных зонах (далее — СЗЗ) магистральных нефтепроводов как одном из видов ЗОУИТ, а также определение степени изученности данной темы путем анализа доктринальных источников и обозначение существующей проблематики и возможных путей развития законодательства и правоприменительной практики. Изучение сформировавшейся на сегодняшний день доктринальной базы знаний по поставленному вопросу показало, что имеются научные работы, посвященные реформе ЗОУИТ в целом и СЗЗ в частности, однако работ, освещающих специфику СЗЗ именно магистрального нефтепроводного транспорта не выявлено, что подтверждает актуальность исследований в данном направлении. В настоящей статье предпринята попытка не только рассмотреть существующее регулирование СЗЗ магистральных нефтепроводов (нефтепродуктопроводов), но и проанализировать и дать предложения по таким существенным проблемам данного института, как недостаточность (дефицит) правового регулирования СЗЗ, нарушение третьими лицами режима СЗЗ, правовое значение ориентировочных СЗЗ и др.

Сохранить в закладках
Установление публичного сервитута при строительстве линейных объектов газоснабжения: проблемные аспекты и пути решения (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: Романова Виктория Валерьевна, Дегтярева Светлана Викторовна, Акимов Николай Валерьевич

Институт публичного сервитута был внедрен в отечественный правопорядок путем принятия Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов”, который дополнил Земельный кодекс РФ (далее — ЗК РФ) гл. V.7, поименованной “Установление публичного сервитута в отдельных целях”. Целью принятия данных изменений в систему правового регулирования было упрощение порядка установления сервитута исходя из того, что необходимый для размещения линейных объектов публичный сервитут становится правом юридического лица обеспечить размещение общественно значимых объектов (линий электропередач, водопроводов, газопроводов и т. п.). Результаты правоприменительной практики выявили элементы правовой неопределенности, противоречия, которые нарушают баланс интересов участников рассматриваемых правоотношений. В рамках представленной работы авторы рассматривают наиболее острые проблемные аспекты правового регулирования института публичного сервитута, возникающие при строительстве линейных объектов газоснабжения, в том числе связанные: с наличием требования об установлении публичного сервитута на всю трассу линейного объекта газоснабжения без исключений; с запретом установления публичного сервитута в отношении земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства; с отсутствием механизма уточнения границ публичного сервитута при наступлении определенных обстоятельств; с судьбой договоров аренды земельных участков, попадающих в зону действия публичного сервитута, которые были заключены до даты вступления в силу гл. V.7 ЗК РФ, и др. В работе представлены предложения и рекомендации, направленные на совершенствование правового регулирования в сфере установления публичного сервитута с учетом результатов правоприменительной практики.

Сохранить в закладках
Понятие и юридические признаки компьютерной программы как результата интеллектуальной деятельности (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: Подымова Елизавета Викторовна

В сложившихся на сегодняшний день условиях стремительного развития отечественного цифрового сегмента и объявленного государством курса на импортозамещение, роста спроса на компьютерные технологии и широким распространением общественных отношений в зону киберпространства исследование программ для электронных устройств, присущих им специфических черт, определяющих особенности правовой охраны, разработка предложений по оптимизации способов защиты указанного результата интеллектуальной деятельности с учетом характерных для него свойств является крайне актуальным и значимым вопросом. В статье исследуются признаки, присущие такому неклассическому объекту гражданских прав, как компьютерная программа, его специфика в сравнении с другими результатами интеллектуальной деятельности, включая произведения литературы, для которых используется аналогичный авторско-правовой режим. Так, для компьютерных программ, приоритетное значение имеет функциональность, а не способ художественного выражения, к отличительным признакам относится составной характер, отсутствие сложившейся формы и материального носителя, возможность коммерциализации только при условии предоставления правовой защиты со стороны государства, многосубъектность авторского состава, который выражается не только в командной работе над созданием программы «с нуля», но и в использовании «открытых кодов», доработках с учетом потребностей пользователей, и даже применением таких достижений современной науки, как искусственный интеллект. На основе изучения и анализа доктрины и нормативных источников сформулировано определение программы для ЭВМ, сделан вывод о характерных признаках, определяющих выбор правового режима таких объектов гражданских прав, сформирован ряд предложений о внесении изменений в законодательство, направленных на оптимизацию правового регулирования.

Сохранить в закладках
Пределы свободы биржи по установлению требований к участникам биржевых торгов товаром (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: Хачатурова Ксения Игоревна

Текущая геополитическая ситуация требует оперативного вмешательства государства во многие отрасли экономики, в том числе и в область энергетики. Так, в настоящее время в целях обеспечения стабильности топливного рынка и доступности топлива для различных групп потребителей вводится приоритет поставок топлива производителями на внутренний рынок с использованием биржевых механизмов, которые являются неотъемлемым элементом рыночной экономики. Требования к потребителям и производителям могут определяться государственными органами с учетом их полномочий. При этом указанные лица являются одновременно участниками биржевых торгов. Законодательство об организованных торгах также устанавливает право биржи на определение требований к участникам торгов, при этом неопределенная и достаточно широкая формулировка, на первый взгляд, позволяет организатору торговли устанавливать любые требования к участникам торгов. Вместе с этим, свобода договора и автономия сторон не бесконечны, поскольку это обусловлено, в частности, ограниченностью природы любой свободы (как известно, свобода/право одного заканчивается там, где начинается свобода/право другого). В связи с этим, возникает вопрос об определении пределов свободы биржи по установлению требований к участникам торгов и о факторах, которые могут повлиять на эти пределы. Для ответа на этот вопрос был проведен анализ зарубежных нормативных правовых актов. Проведенное исследование позволило подтвердить вывод о том, что фактически свобода биржи по установлению требований к участникам торгов небеспредельна и существуют определенные факторы, влияющие на ее ограничение.

Сохранить в закладках
Правовые особенности осуществления расчетов за услуги по передаче электроэнергии по электросетевым объектам, приобретенным после установления тарифа на услуги по передаче электроэнергии (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: Транкалан Фёдор Иванович

Несомненно, особо важное и наиболее актуальное значение во взаимоотношениях между субъектами правоотношений в электроэнергетике имеют вопросы, связанные с взаиморасчетами. Существенное значение имеют вопросы и проблематика взаиморасчетов с электросетевыми организациями. Специфике взаиморасчетов за услуги по передаче электрической энергии характерно сложное и обширное нормативно-правовое регулирование. Предметом исследования в рамках настоящей статьи является наиболее острая на сегодняшний день проблематика, связанная с взаиморасчетами за услуги по передаче электрической энергии, оказанные по объектам электросетевого хозяйства, которые приобретены сетевой организацией в период, когда тариф уже установлен и не учитывает вновь приобретенные объекты. Важным в данном случае является разрешение вопросов относительно наличия у сетевой организации оснований для требования оплаты за услуги по передаче электрической энергии по таким электросетевым объектам, разграничение случаев, когда такие расчеты допустимы и отражение негативных правовых и экономических последствий для субъектов правоотношений. Выводы и предложения в рамках статьи являются исключительно частным мнением автора и могут не совпадать с официальной позицией организации, сотрудником которой он является, либо позицией иных организаций.

Сохранить в закладках
Принцип «бери или плати» в договорах оказания услуг по передаче электроэнергии: правовая природа и проблемы применения в Российской Федерации (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: Суфьянов Руслан Булатович

Решение вопроса о введении конструкции «бери или плати» при расчетах за услуги по передаче электроэнергии неразрывно связано с такими фундаментальными проблемами энергетического права как соблюдение баланса интересов поставщиков и потребителей энергетических ресурсов, регулирование тарифного ценообразования и обеспечение защиты прав участников энергетических рынков. В статье анализируется инициатива по введению принципа «бери или плати» («take or pay») в договоры оказания услуг по передаче электроэнергии с учетом гражданско-правовой характеристики конструкции. Автор приходит к выводу, что условие «бери или плати», с точки зрения его природы, выгодно как для потребителей, так и для поставщиков, преследует цель соблюдения баланса интересов сторон. При этом сама конструкция не является уникальной и широко применяется в иностранных правопорядках. Вместе с тем введение института при расчете за услуги по передаче электроэнергии на современном этапе развития энергетической отрасли может привести к существенным финансовым проблемам получателей услуг, в связи с чем для целей реализации предлагается проведение детального анализа экономических последствий для всех категорий потребителей и апробация «бери или плати» в тестовом варианте на новых инвестиционных проектах.

Сохранить в закладках
Правовая природа договора технологического присоединения к электрическим сетям (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: Бородавко Анастасия Александровна

Отсутствие определенности в отношении правовой природы договора технологического присоединения к электрическим сетям присоединения порождает разнообразие судебной практики и принятие противоположных по выводам судебных актов по одинаковым спорным ситуациям, а также способствует возникновению многочисленных убытков у сетевой организации. В статье проводится анализ правовой природы договора технологического присоединения с точки зрения доктрины и судебной практики, рассматриваются сильные и слабые стороны различных подходов. Также раскрывается практическая значимость определения правовой природы данного договора, оцениваются риски сетевых компаний при увеличении безмотивных отказов от договора со стороны потребителей.

В результате проведенного исследования сформулированы предложения по совершенствованию законодательства, в частности, предлагается ввести определение договора технологического присоединения, с указанием его правовой природы. Представляется, что закрепление четкого определения договора технологического присоединения на законодательном уровне, может способствовать формированию единообразной судебной практики.

Сохранить в закладках
Правовые аспекты организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе и во внутренних морских водах Российской Федерации (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: Шестаков Роман Юрьевич

Порядок действий в случаях вероятной угрозы или возникновения аварии, связанной с разливом нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе и во внутренних морских водах, определен в соответствующих нормативных актах Российской Федерации. Основным нормативным документом, регулирующим правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе и во внутренних морских водах является постановление Правительства Российской Федерации № 2366 от 30.12.2020. В данной статье речь идет о правовых аспектах существующих правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации. Рассмотрены основные требования, предъявляемые к эксплуатирующим организациям, на предмет их правоприменения и возможности реального исполнения. Изучена актуальная судебная практика по направлению государственного регулирования мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах. Проведен анализ российского законодательства в сравнении с международными нормами в области организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Рассмотрены эффективные зарубежные подходы и практики в области управления рисками и регулирования аварийных ситуаций в морской акватории и на континентальном шельфе. По результатам проведенной работы представлены предложения и рекомендации по гармонизации законодательства в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах Российской Федерации.

Сохранить в закладках
Правовое обеспечение информационной безопасности объектов энергетической системы Республики Беларусь (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: Пурас Оксана Владимировна

Информационная безопасность – многовекторное и комплексное явление. Широкий спектр охватываемых им отношений требует наличия весьма разнообразных правовых норм, содержащихся во многих нормативных правовых актах. Энергетическая отрасль Республики Беларусь играет важную роль в развитии других отраслей экономики страны, таких как промышленность, сельское хозяйство, строительство, сфера услуг. Информационная безопасность в области энергетики представляет особую ценность для государства, его международных партнеров и всего мирового сообщества в целом. В работе с учетом применения системного, сравнительно-правового методов исследования проведен анализ действующего законодательства Республики Беларусь в области защиты коммерчески значимой информации, определено значение международно-правовых актов в регулировании отношений в области информационной безопасности. Сформированная база корпоративных норм, разрабатываемых предприятиями топливно-энергетического комплекса, может служить основой для совершенствования действующего законодательства и разработки новых нормативных правовых актов в области информационной безопасности.

Сохранить в закладках