В статье рассматриваются последствия введения ОАО «РЖД» ограничений на оборот порожнего парка вагонов, что создало существенные препятствия для операторов и грузоотправителей в процессе согласования заявок на перевозку грузов. Выполнен анализ введённых нормативов и дополнительных логистических контролирующих механизмов, влияющих на динамическую модель загрузки инфраструктуры и общие показатели погрузки. Рассмотрены экономические и правовые риски, с которыми сталкиваются операторы и владельцы грузов, особенно в стратегически важных отраслях. В статье также предложены меры для минимизации негативных последствий, включая приоритетное обслуживание грузов для непрерывных производственных процессов, создание центра мониторинга и координации сети, а также оптимизация управления порожним парком. Предложенные решения направлены на улучшение маневренности сети и обеспечение устойчивой работы железнодорожного транспорта.
Идентификаторы и классификаторы
В 2024 году ОАО «РЖД» приняло решение ограничить доступ порожних вагонов к инфраструктуре, что вызвало сложности у операторов по своевременному предоставлению вагонов под погрузку [1]. Были введены дополнительные логистические контролирующие механизмы, а также установлены нормативные параметры для согласования запросов на порожние грузовые вагоны, чтобы интегрировать их в динамическую модель загрузки инфраструктуры РЖД [2]. Об этом свидетельствует оперативный приказ № 25/1. Введение подобных норм привело к снижению лимитов заадресовки порожних вагонов на Западно-Сибирской железной дороге и к мерам, направленным на увеличение времени нахождения вагонов в отстое [3]. Эти ограничения могут существенно снизить общий объем погрузки, поскольку операторы уже сталкиваются с трудностями в обеспечении обязательств по предоставлению вагонов под погрузку [4].
Список литературы
1. Солнцев А. К чему приведут ограничения для оборота порожнего парка на РЖД: часть 2. Перспективы погрузки [Электронный ресурс]. URL: https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/comments/k-chemu-privedut-ogranicheniya-dlya-oborota-porozhnego-parka-na-rzhd-chast-2-perspektivy-pogruzki/(дата обращения: 30.10.2024).
2. Приказ Минтранса России от 06.09.2010 N 192 (ред. от 06.08.2024) “Об утверждении Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки, на перевозку грузов” (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2010 N 19426) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_109187/(дата обращения: 01.11.2024).
3. В “РЖД” уверяют, что ограничения на погрузку порожних вагонов повысили эффективность железной дороги, а логистические операторы в это время опасаются затаривания портов и обращаются за помощью к советнику президента [Электронный ресурс]. URL: https://trans.ru/news/v-rzhd-uveryayut-chto-ogranicheniya-na-pogruzku-porozhnih-vagonov-povisili-effektivnost-zheleznoi-dorogi-a-logisticheskie-operatori-v-eto-vremya-opasayutsya-zatarivaniya-portov-i-obraschayutsya-za-pomoschyu-k-sovetniku-prezidenta (дата обращения: 11.11.2024).
4. Солнцев А. К чему приведут ограничения для оборота порожнего парка на РЖД: часть 1. Юридические коллизии [Электронный ресурс]. URL: https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/comments/k-chemu-privedut-ogranicheniya-dlya-oborota-porozhnego-parka-na-rzhd-ch-1-yuridicheskie-kollizii/(дата обращения: 30.10.2024).
5. После передела: из-за чего спорят РЖД и железнодорожные операторы [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/biznes/526338-posle-peredela-iz-za-cego-sporat-rzd-i-zeleznodoroznye-operatory (дата обращения: 04.12.2024).
6. В РЖД рассказали о результатах мер по регулированию парка порожних вагонов [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/22573727 (дата обращения: 05.12.2024).
7. Скорлыгина Н. Пустопорожняя война. К чему приведет затянувшийся конфликт владельцев вагонов, рельсов и грузов [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7402552 (дата обращения: 27.12.2024).
8. Перевозчики пожаловались Левитину на ограничения со стороны РЖД [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/06/11/2024/672a40449a7947254016d953 (дата обращения: 10.11.2024).
9. Хазбиев А. Железнодорожники просят освободить рельсы [Электронный ресурс]. URL: https://expert.ru/promishlennost/zheleznodorozhniki-prosyat-osvobodit-relsy/(дата обращения: 03.12.2024).
10. Максимов В. Самоубийственный вагонный геноцид РЖД. Железнодорожники решают, сколько вагонов оставить на сети [Электронный ресурс]. URL: https://vgudok.com/lenta/samoubiystvennyy-vagonnyy-genocid-rzhd-zheleznodorozhniki-reshayut-skolko-vagonov-ostavit-na (дата обращения: 10.10.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлены результаты анализа текущего состояния контейнерных перевозок в России в контексте работы транспортно-логистических центров и влияние на эти перевозки от мультимодальных транспортных решений. Приведены ключевые статистические показатели за 2024 год, включая динамику грузопотоков в Московском железнодорожном узле и портах Дальнего Востока. Рассматривается влияние геополитических изменений на перераспределение контейнерных потоков и адаптацию логистической инфраструктуры к новым условиям. Авторы подчёркивают значимость модернизации транспортно-логистической инфраструктуры для сохранения конкурентоспособности России на международных направлениях и повышения эффективности внутренних перевозок.
Золоторудное месторождение Джеруй (Кыргызская Республика) представляет собой комплекс из семи штокверковых залежей, которые разделены внутри единого блока. Изучение особенностей распределения и размещения этих блоков позволило выделить три категории: ядро оруденения - участки со сплошным оруденением, занимающие центральное положение в месторождении; периферия оруденения - блоки с прерывистым распределением полезных ископаемых, которые расположены на границе с ядром; безрудные блоки - участки, находящиеся между контурами рудных. Безрудные и некондиционные блоки были исследованы с целью их применения в качестве каркасной структуры для геотехнических жёстких опорных целиков, которые не требуют выемки из недр. Была разработана и обоснована слоевая система очистных работ с использованием твердеющей закладки. Эта система предполагает сочетание жёстких блоков оставленных целиков и искусственных целиков - твердеющей закладки, которые обеспечивают возможность внедрения двух- или трёхъярусной схемы размещения выемочных панелей в пределах геотехнической и геотехнологической единицы - горного этажа. Размер горного этажа по вертикали может достигать 80-100 метров. Каркасная геотехнология, применяемая на месторождении, подразумевает параллельную разработку двух и более несмежных горных этажей как в пределах одного штокверкового тела, так и на более отдалённых участках. Каждый горный этаж становится каркасной структурой для эксплуатации следующего, что позволяет увеличить общую производительность подземного рудника в три раза. Двух- или трёхъярусное размещение очистных панелей обеспечивает производительность добычных работ, сопоставимую с традиционной системой обрушения из подэтажных штреков с закладкой или без неё. При этом потери золота при предложенной системе сокращаются в 4-5 раз (с 6-12 % до 2-3 %), что практически полностью компенсирует увеличение удельных эксплуатационных затрат при использовании слоевой системы.
Автоматизация процессов транспортировки горной массы на открытых горных работах имеет неоспоримые преимущества в работе самосвалов, которые выражаются в снижении себестоимости, повышении производительности труда и безопасности движения. Целесообразность внедрения автономных самосвалов связана с решением ряда задач финансового, материального и организационного характера, в частности, требуется создание базовой сети 5G, центра управления, бортовое оснащение самосвалов и т. д. Кроме того, использование автономных самосвалов для транспортировки горной массы на открытых горных разработках предъявляет более высокие требования к нормам проектирования карьерных автомобильных дорог, к геометрическим параметрам дорог, ровности проезжей части и конструкции дорожной одежды. Несоблюдение этих требований может привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий, нарушению работы бортовой системы управления автомобилем, потерям связи с диспетчером карьера, что вызовет остановку движения самосвалов и, как следствие, снижение производительности. В связи с этим, целью работы является обзор преимуществ автономных самосвалов в совокупности с задачами, которые необходимо решить при обосновании необходимости автоматизации процессов транспортировки горной массы. В отношении автомобильных дорог цель работы состоит в корректировке параметров дорог, предназначенных для движения автономных самосвалов. Задачей исследования является обзор литературы, связанной с работой автономных самосвалов. В результате предложены формулы для расчёта параметров автомобильных дорог, при соблюдении которых обеспечивается эффективная и безопасная работа автономных автосамосвалов.
Выполнена постановка математической модели оценки загруженности элементов регионального пассажирского комплекса. Расчёты с использованием предлагаемой модели выполнены на примере Рязанского региона. Для этого построен ориентированный граф, описывающий движение пассажиропотоков в направлении Москвы по сети автомобильных дорого региона. Показан порядок определения рёбер ориентированного графа с недостаточной пропускной способностью для пропуска расчётного пассажиропотока. Представленную модель предлагается использовать для обоснования мероприятия по увеличению пропускной способности элементов региональных пассажирских комплексов.
Издательство
- Издательство
- ФГБОУ ВО МГТУ имени Г.И. Носова
- Регион
- Россия, Магнитогорск
- Почтовый адрес
- 455000, Челябинская область, город Магнитогорск, пр-кт Ленина, д.38
- Юр. адрес
- 455000, Челябинская область, город Магнитогорск, пр-кт Ленина, д.38
- ФИО
- Терентьев Дмитрий Вячеславович (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (351) 2688594
- Сайт
- https://magtu.ru