Работа посвящена двум шпалерам, записанным в документах Музеев Московского Кремля как итальянская работа конца XVII – начала XVIII в. прослеживается происхождение памятников и история их изучения. Для уточнения атрибуции рассматриваются вопросы о производстве шпалер в италии XVII–XVIII вв. и особенности производства французских гербовых портьер, их места и функции в интерьере дворцовых зданий и помещений официального назначения. анализ композиции и трактовки декоративных деталей шпалер позволяет провести параллели с творчеством французских мастеров и произведениями, хранящимися ныне в Музеях Московского Кремля. история герба знатного рода и история семьи тьеполо, одним из представителей которого был лоренцо тьеполо, посол при французском короле людовике XIV, позволяет сделать вывод, что шпалеры с гербом рода тьеполо были созданы во Франции, скорее всего, в париже. принимая во внимание их художественные и композиционные особенности, шпалеры могли быть выполнены в мастерской Жиля бако.
Идентификаторы и классификаторы
Две шпалеры с гербом венецианского рода тьеполо1 принадлежат к лучшим образцам шпалерного ткачества в собрании Музеев Московского Кремля. их отличает безупречно составленная для произведений такого типа композиция с точным соблюдением требований геральдики, декоративность, яркая палитра и хорошая сохранность [ил. 1].
Список литературы
- Голованова М.П. Западноевропейские шпалеры XVI–XIX веков в собрании оружейной палаты // Декоративно – прикладное искусство Западной Европы / отв. ред. а.К. левыкин. (Материалы и исслед. / Федеральное гос. учреждение культуры «Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Моск. Кремль»; 18) М., 2006. с. 280–305.
- Каменцева Е.И., Наумов О.Н. в.К. лукомский. Жизнь и деятельность: биобиблиографический указатель / отв. ред. л.н. простоволосова. М.: РГГу, 1994. 73 с.
- Микитина В.В. венецианское стекло в коллекции льва Константиновича Зубалова // вестник МГХпа. № 02. Часть 1. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. М.: МГХпа, 2018. с. 228–237.
- Михайлова Е.В. собрание л.К. Зубалова в коллекции оружейной палаты (к публикации не- известного памятника грузинской торевтики) // Материалы и исследования / Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник ‘Московский Кремль’»; вып. 24 / отв. ред. а.л. баталов. М., 2014. 270 с.: ил. с. 28–36.
- Норвич Д. история венецианской республики. М.: аст Москва, 2010. 862 [2] с.: 32 л. ил. Antoine M. Autour de Gilles Bacor, tapissier des Gobelins // Bulle琀椀n de la Société de l’Histoire de Paris. 1955–1956. T. 82, 83. P. 47–56.
- Bayer A. A Documented Chronology of Tiepolo’s Life and Work // Giamba琀�sta Tiepolo, 1696–1770. Chris琀椀ansen Keith (ed.). New York: Metropolitan Museum of Art, 1996. P. 29–34.
- Bertrand P.-F. Tapestry Produc琀椀on at the Gobelins during the Reign of Louis XIV, 1661–1715 // Thomas P. Campbell (ed.). Tapestry in the Baroque: Threads of Splendor. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2007. P. 341–355.
- Be琀�nelli G. Dizionario storico-porta琀椀le di tu琀琀e le venete patrizie famiglie. Venezia, 1780. P. 148–149.
- Bremer-David Ch. French tapestries and tex琀椀les in the J. Paul Ge琀琀y Museum. Los Angeles, California, 1997. 187 p.
- Campbell T.P. (ed.). Tapestry in the Baroque: Threads of Splendor. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2007. 563 p.
- Campbell T.P. Introduc琀椀on: The Golden Age of Netherlandish Tapestry Weaving // Thomas P. Campbell (ed.). Tapestry in the Baroque: Threads of Splendor. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2007. P. 3–15.
- Campbell T.P. Stately Splendor, Woven Frescoes, Luxury Furnishings: Tapestry in Context, 1600–1660 // Thomas P. Campbell (ed.). Tapestry in the Baroque: Threads of Splendor. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2007. P. 107–123.
- Campbell T.P. The Golden Age of Netherlandish Tapestry Weaving // Thomas P. Campbell (ed.). Tapestry in the Baroque: Threads of Splendor. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2007. P. 341–405.
- Campbell T.P. Con琀椀nuity and Change in tapestry Use and Design, 1680–1720 // Thomas P. Campbell (ed.). Tapestry in the Baroque: Threads of Splendor. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2007. P. 491–507.
- Crollalanza G.B. Dizionario storico-blasonico delle famiglie nobili e notabili italiane. Bologna, 1965.
- Delmarsel G. Flemish Tapestry. New York: Harry N. Abrams, 2000. 383 p.
- Fenaille M.M. État général des tapisseries de la manufacture des Gobelins depuis son origine jusqu’à nos jours, 1600–1900. / Publié par M. Maurice Fenaille. Paris: Imprimerie na琀椀onale: Hache琀琀e, 1904. T. 2. IX, 657 p.
- Fenaille M.M. État général des tapisseries de la manufacture des Gobelins depuis son origine jusqu’à nos jours, 1600–1900. / Publié par M. Maurice Fenaille. Paris: Imprimerie na琀椀onale: Hache琀琀e, 1904 T. 3. IX, 432 p.
- Famiglie celebri italiane del conte Pompeo Li琀琀a. 1835. [Эл. ресурс: URL: h琀琀ps://gallica.bnf.fr/ ark:/12148/btv1b8452261f.r=?rk=1502153;2# (дата обращения – 09.03.2024)]
- Fasolo A. Palazzi Di Venezia. Verona: Arsenale, 2009. 192 p.
- Gen琀椀li P. Sur l’art des tapis: détails historiques. Rome: Imprimerie de la Pace, 1878. 141 p.
- Göbel H. Wandteppiche. Niederlande. Leipzig: Julius Klinkhardt, 1923. Tl. 1. Bd. 1. 668 S.
- Göbel H. Die Wandteppiche. Die Romanischen Länder. Leipzig: Klinkhardt und Biermann, 1928. Tl. 2. Bd. 1, 2. 644, 552 Taf.
- Harper J.G. Tapestry Production in Seventeenth-Century Rome: The Barberini Manufactory // Thomas P. Campbell (ed.). Tapestry in the Baroque: Threads of Splendor. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2007. P. 293–303.
- Lazzarini V. Le insegne an琀椀che dei Quirini e dei Tiepolo // Nuovo archivio veneto. Venezia, Fontana, 1895. N. 9. P. 226. P. 221–231
- Maze-Sencier A. Le Livre des collectionneurs. Paris: Renouard, 1885. 878 p.
- Meoni L. Tapestry Produc琀椀on in Florence: The Medici Tapestry Works, 1587–1747 // Thomas P. Campbell (ed.). Tapestry in the Baroque: Threads of Splendor. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2007. P. 263–275.
- Oeuvres de Jean Berain. Paris: Jacques III Thuret, 1711. 134 p.
- Pedrocco F. Becoming Tiepolo // Giambattista Tiepolo, 1696–1770. Christiansen Keith (ed.). New York: Metropolitan Museum of Art, 1996. P. 37–51.
- Rolland H.V. Planches de l’Armorial général de J.-B. Rietstap. La Haye: Martinus Nijhoff, 1938. T. 6. 382 p.
- Radossi G. Monumenta Heraldica Iustinopolitana. Collana Degli Atti. № 21. Rovigno: Universita popolare di Trieste, 2003. 477 p.
- Reyniès, de, N. Les lissiers flamands en France au XVIle siecle et considerations sur leurs marques // Delmarcel Guy (ed.). Flemish Tapestry Weavers Abroad: Emigration and the Founding of Manufactories in Europe: Proceedings of the International Conference Held at Mechelen, 2–3 October 2000. Leuven: Leuven University Press, 2002. P. 203–227.
- Rietstap J.B. Armorial général: précédé d’un dictionnaire des Termes du blazon. Gouda: G. B. van Goor Zonen. 1884. Vol. 2. 1316 P.
- Standen E.A. The Carpet of Arms // The Metropolitan Museum of Art Bulletin. 20. No. 7 (1962). P. 221–231.
- Standen E.A. For Minister or for King: Two Seventeenth-Century Gobelins Tapestries after Charles Le Brun // Metropolitan Museum Journal. No. 7 (1999). P. 125–134.
- Standen E.A. European Post-Medieval Tapestries in the Metropolitan Museum. New York: The Metropolitan Museum of Art, 1985. Vol. 1, 2. 848 p.
- Weigert R.A. La Tenture des Grands Dieux d’après Jean I Bérain // Mélanges en l’honneur du professeur M.D. Ozinga. La Haye: [s.n.], 1964, p. 271–284.
- Wildenstein D. Documents inédits sur les ar琀椀stes français du 18e siècle, conservés au Minu琀椀er central des notaires de la Seine aux Archives na琀椀onales et publiés avec le concours de la Fonda琀椀on Wildenstein de New York. Paris: les Beaux Arts, 1966. 174 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
в статье представлены результаты исследования происхождения японского хаори из собрания Музеев Московского Кремля, связанного с непродолжительным, но значимым эпизодом истории советско-японских отношений в 1920-е гг. анализ тканевого предмета, расшифровка фамильных гербов, в сочетании с изучением визуальных и письменных источников (фото- и кинохроники, публикаций в прессе, архивных документов), позволили уточнить время изготовления хаори, обосновать его изначальную принадлежность и выяснить обстоятельства его поднесения в качестве памятного дара первому наркому по иностранным делам сссР Г. в. Чичерину.
в статье рассматриваются вопросы, связанные с уточнением атрибуции двух часов «Mystery» («Mystérieuse», «Загадочные», «таинственные»), карманных и настольных, с прозрачными циферблатами, на которых стрелки «парят» без видимой связи с механизмом: времени их создания, установление имен часовых мастеров и фирм, их изготовивших. также установлены важные обстоятельства истории настольных часов и их связь с важными государственными деятелями ХХ в. – и. в. сталиным и Ш. де Голлем. выводы автора основаны на расшифровке клейм и надписей на предметах, на поиске аналогий, имеющихся в мировых музейных собраниях и частных коллекциях, а также на архивных материалах.
статья посвящена атрибуции двух пар церемониальных шпаг коронационных герольдов Российской империи из оружейного собрания Музеев Московского Кремля. на основании анализа ряда неопубликованных источников автор устанавливает точное время, место и обстоятельства их изготовления. автору удалось установить автора проекта шпаг коронационных герольдов, изготовленных к коронации 1856 г., автора проекта и предприятия-изготовителя шпаг герольдов для коронации 1896 г., а также установить использование первого комплекта на коронации 1883 г.
статья посвящена уточнению датировки и определению места изготовления наперсных крестов из собрания Музеев Московского Кремля, поступивших из новоспасского монастыря.
статья посвящена уточнению наименования предмета, имеющего атрибуцию в научном инвентаре Музеев Московского Кремля: «державка». на основании данных о поступлении этого экспоната из придворной конюшенной конторы уточняется его наименование: вощага и функциональная принадлежность – для тулумбаса, делается предположение о возможном происхождении предмета из царских казнохранилищ.
В статья посвящена уточнению атрибуции комплекса предметов, происходящих из ризницы Златоустовского монастыря. из большой группы памятников, поступивших в музейное собрание из Гохрана в 1924 г., а также на основании данных архивных документов, удалось выявить ряд предметов, хранящихся в Музеях Московского Кремля, происходящих из ризницы Златоустовского монастыря, частично уточнить их атрибуцию, а также установить некоторых вкладчиков этих предметов.
В статья посвящена атрибуции надгробного покрова из архангельского собора Московского Кремля, до настоящего времени не имевшего точной датировки, а также не имевшего определенной топографии. на основании анализа архивных документов, в первую очередь описей архангельского собора Московского Кремля, а также сопоставления сохранившихся надгробных покровов с царских захоронений, удалось определить назначение безымянного до настоящего времени памятника как покров на гроб царевича ивана Михайловича, проанализировав вышитый на кайме покрова текст и изображения на дробницах креста.
Издательство
- Издательство
- МУЗЕЙ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 109012, г Москва, Тверской р-н, ул Кремль
- Юр. адрес
- 109012, г Москва, Тверской р-н, ул Кремль
- ФИО
- Гагарина Елена Юрьевна (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______