Изучение истории российского рабочего класса и обоснование его исторической миссии было ведущим трендом исторической науки в советский период. Между тем, отдельные сюжеты как на общероссийском, так и региональном уровнях до сих пор нуждаются в дополнительном изучении. К числу таких проблем в истории рабочего класса дореволюционного Урала относится вопрос о его численности в целом и отдельных его категорий, в частности. Очевидно, что выяснение роли социальных групп в историческом процессе как на локальном, так и на общенациональном уровне невозможно без выяснения данных параметров. С учетом особенностей дореволюционной статистики, которая не давала сведений о численности молодых рабочих железнодорожного транспорта, кустарной промышленности, строителей, автор ограничил свое исследование рамками горнозаводской и фабрично-заводской промышленности, которые являлись ведущими отраслями уральской экономики. Еще одной особенностью дореволюционной промышленной статистики являлось причисление к молодым рабочим лишь малолетних и подростков до 17 лет. Хотя это уводит из исследовательского поля значительную часть молодежи, возрастные рамки которой в данный период определялись в границах от 14 до 25 лет, объектом изучения является возрастная группа от 14 до 17 лет. В ходе исследования мы предприняли попытку определения численности горно- и фабрично-заводской молодежи в указанных возрастных рамках. В силу особенностей развития региональной экономики она оказалась выше общероссийских параметров, что предопределило более высокую степень эксплуатации труда подростков на уральских предприятиях.
Идентификаторы и классификаторы
Увеличение численности рабочего класса России в годы промышленного подъема 1909– 1913 гг. сопровождалось ростом удельного веса молодежи в составе пролетариата. В погоне за прибылью предприниматели стремились увеличить применение труда малолетних, подчас обходя существовавшие фабричные законы. Детский труд, как «дешевое средство понизить расценки, уменьшить заработную плату, сломить непокорность взрослых и сознательных рабочих» [1], широко применялся на предприятиях Российской империи. Это обстоятельство выдвигает проблему изучения социально-экономического положения пролетарской молодежи и ее удельного веса в составе рабочего класса как одну из важных задач, тем более что обобщающих сведений о численности молодых рабочих Урала в годы промышленного подъема 1909–1913 гг. до сих пор нет.
Список литературы
1. Правда. 1912. 3 июня.
2. Очерки истории большевистских организаций Южного Урала. 1883-1917 / под ред. Н. К. Лисовского. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1972. 434 с.
3. Победа Октябрьской социалистической революции на Урале. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1967. 556 с.
4. Очерки коммунистических организаций Урала. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1971. Т. 1. 1883-1920. 384 с.
5. Гапоненко Л. С. К вопросу о численности промышленного пролетариата в России накануне Октября // Исторический архив. 1960. № 5. С. 160-165.
6. Адамов В. В. Рабочие Урала накануне Октябрьской революции // Пролетариат России на путях к Октябрю 1917 г. (облик, борьба, гегемония). Одесса: [Б. и.], 1967. С. 160-167.
7. Фельдман М. А. Рабочие крупной промышленности Урала в 1914-1941 гг. Екатеринбург: Изд-во УрГУ. 2001. 432 с.
8. Гаврилов Д.В. Рабочие Урала в период домонополистического капитализма. 1861-1900. М.: Наука, 1985. 302 с. EDN: RRWZNZ
9. Лескова Л. И. Изменения в численности и социальном составе уральских рабочих в 1910-1914 гг. // Исторические записки. 1960. № 67. С. 256-275.
10. Лисовский Н. К. Некоторые вопросы историографии Октябрьской революции на Урале. // Историография Октябрьской социалистической революции на Урале: тез. межвуз. науч. конф. / редкол.: Н. К. Лисовский (отв. ред.) и др. Челябинск, [Б. и.], 1985. С. 10-18.
11. Гаврилов Д.В. Социально-экономическая структура горнозаводской промышленности Урала в период капитализма (1861-1917): Методологические аспекты // Промышленность и рабочие Урала в период капитализма (1861-1917 гг.): сб. науч. тр. / АН СССР, Урал. отд-ние; [Отв. ред. Д. В. Гаврилов]. Свердловск: УрО АН СССР, 1991, С. 42-96. EDN: YGIWRC
12. Ольховая Л. В. К вопросу о положении рабочих в мелкой промышленности горнозаводского Урала. 1907-1914 гг. // Вопросы истории Урала. Свердловск. 1964. Вып. 5. С. 57-71.
13. Рафиков И. К. Численность и состав горнозаводской и фабрично-заводской промышленности Урала в 1917 г. // Актуальные вопросы развития промышленности и рабочего класса Урала в переходный период: сб. / отв. ред. В. В. Фельдман. Свердловск: УрО АН СССР, 1988. С. 62-71.
14. Материалы к учету рабочего состава и рабочего рынка: Вып. 1-2 / Центр. воен.-пром. ком. Отд. по обеспечению пром. предприятий рабочим составом. Пг.: тип. П. П. Гершунина, 1916-1917. Вып. 1. 1916. IV, 156, II с., 3 л. карт., граф.: табл.
15. Ацаркин А. Н. Жизнь и борьба рабочей молодежи в России. М.: Мысль, 1965. 445 с.
16. РГИА. Ф. 37. Оп. 58. Д. 696.
17. РГИА. Ф. 37. Оп. 75. Д. 291.
18. Материалы к выяснению вопроса об обеспечении горнорабочего населения Пермской губернии в продовольственном отношении / Стат. отд-ние Перм. губ. земской управы. Пермь: тип. Губ. зем. управы, 1900. 370 с. разд. паг.; 26. Прил. к “Сб. Перм. губ. земства”.
19. Адамов В. В. Численность и состав горнозаводских рабочих Урала в 1900-1917 гг. // Вопросы истории Урала. Свердловск. 1969. Вып. 9. С. 138-152.
20. Трудовая правда. 1914. 1 июля.
21. Чащин В. А. В суровые годы. Воспоминания старого подпольщика. Свердловск: Кн. изд-во. 1957. 232 с.
22. Невская звезда. 1912. 27 мая.
23. Коковихин М.Н. Миньярское подполье. Челябинск: Кн. изд-во, 1957. 207 с.
24. Бархатов А.В. Повесть минувших дней. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во. 1966. 138 с.
25. Рычкова Г. П. Лысьва. Пермь: Кн. изд-во, 1963, 228 с.
26. Юг Тобола. 1912. 2 сент.
27. Вятская речь. 1910. 28 июля.
28. Заря Поволжья. 1914. № 20. С. 9-11.
29. Голос Приуралья. 1910. 19 июня.
30. Голос Приуралья. 1910. 13 мая.
31. Луч. 1912. 29 декабря.
32. Северная мысль. 1913. 26 ноября.
33. ГАКО. Ф. 566. Оп. 1. Д. 801, 803, 804, 808, 817, 821, 823, 827, 829, 832, 834, 836.
34. ГАПО. Ф. 209. Оп. 1. Д. 384 -390, 676-680.
35. ГАПО. Ф. 174. Оп. 1. Д. 138.
36. Клюкин В. И. Коммуны будущей творцы. Очерки истории Кировской организации ВЛКСМ. Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1971. 360 с.
37. Луч. 1912. 28 сент.
38. Буранов Ю. А. Положение рабочих Богословского горного округа в конце XIX - начале ХХ вв. // Вопросы истории Урала. Свердловск, 1969. Вып. 9. С. 141-149.
39. Пройденный путь. К истории борьбы за диктатуру пролетариата в Приуралье. Уфа, 1927. Вып. I. 134 с.
40. Мызгин И. М. Ни бог, ни царь и не герой. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во. 1979. 276 с.
41. ГАПО. Ф. 732. Оп. 1. Д. 10.
42. Под красным знаменем. Сборник воспоминаний. Молотов: Кн. изд-во, 1957. 360 с.
43. Голос Приуралья. 1910. 5 сент.
44. Студитов-Парфенов П. И. От стачек к Октябрю. Воспоминания рабочего Лысьвенского завода. М.: Старый большевик, 1935. 134 с.
45. Ермаков П. П. Воспоминания горнорабочего. Свердловск: ОГИЗ, 1947. 166 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Поэзия Мустая Карима представляет собой достаточно интересное наследие в плане конкретизации «педагогических стандартов» в культуре башкирского народа. Стоит заметить, что литература всегда тяготела к тому, чтобы обозначить приоритеты нравственного порядка, определить необходимые моральные и нравственные ценности. Не исключается это и в формате национальной словесности. В статье на примере поэзия М. Карима осуществлена попытка определить обязательный набор важных составляющих воспитания в литературном произведении, влияющих на становление личности читателя. Актуальность рассмотрения заявленной темы обусловлено значимостью поэзии М. Карима для отечественной литературы и педагогической мысли, поскольку он был не только поэтом, но и видным общественным деятелем ХХ века. Мудрость, которая нашла воплощение в его текстах, есть достояние народа: поэт всегда был сторонником поиска истины, творцом не только созерцательного порядка, но и действенного. Делается вывод о том, что поэзия М. Карима наполнена глубокими смыслами. Автор выделяет педагогические смыслы и предлагает свою систематизацию, что определяет новизну и практическую значимость настоящего исследования. Основные методы, которые применяются автором статьи в ходе анализа произведений М. Карима, - культурно-исторический, системный, проблемно-семантический. В статье определен ряд «педагогических стандартов», воспитательных, нравственных констант культуры, которые становятся для поэта главными ценностными ориентирами, влияющими на становление и взросление человека. Такие гуманистические категории, как «семья», «дом», «красота», «ответственность», «доброта», «вера», «истина», рассматриваются в текстах М. Карима ситуативно, полновесно и целостно. Художественно-педагогический опыт поэта отражен в его лирике и становится примером правильного воспитания молодого поколения, нужным для современных читателей ракурсом объективной оценки жизни.
В статье исследуется мифопоэтическая символика, проявившая себя в игре «The BindingofIsaac: Rebirth». Актуальность статьи обусловлена недостаточной изученностью в области филологии проблемы мифопоэтической символики как художественного приема в создании сюжета для инди-игр, где символика жертвоприношения, страха, вины, и искупления раскрывается через религиозные образы. Инди-игры популярны благодаря своей оригинальности, что позволяет сделать сравнение с авторским кино: такие игры отличаются не только выраженным авторским видением, но и метафорическими слоями, требующими особого прочтения. Инди-игры (от англ. independent - ‘независимый’) - это компьютерные игры, которые разрабатываются небольшими командами или отдельными разработчиками без финансовой поддержки крупных издателей. Такие игры создаются независимо от крупных игровых компаний, часто выпускаются в цифровом виде через интернет-платформы. Отличаются разнообразием жанров, стилей, подходов к геймплею. Они могут быть как коммерческими, так и бесплатными, а также распространяться по модели «купи-играй» или по подписке. Исследуемый проект игровой индустрии - это один из тех примеров, когда нам открывается амфиболичность произведения через тексты и инструменты филологического анализа. Комплексный метод анализа включает мифопоэтический, семиотический, и структурно-типологический подходы. Использование этих подходов обосновано сложностью анализа игрового сюжета, где мифопоэтические символы требуют также интертекстуального, и историко-культурного подходов. Новизна статьи состоит в рассмотрении символики, определяющей: единство сюжета на уровнях игровой реальности; философию игры, которую пользователю необходимо понимать, обнаруживать в сюжете мифологические структуры и осмысливать взаимосвязь законов игры с законами нашего мира, чтобы победить. Автором статьи выявлено, что игра не только развлекает, но и выполняет образовательную функцию, демонстрируя, как архетипы и мифологические структуры существуют в сознании человека. Через аллегорию страдания игра помогает понять психологические конфликты (внутриличностные, межличностные, комплексы, виктимность), превращаясь для некоторых пользователей в ненавязчивое учебное пособие по психоанализу.
В настоящей статье рассматриваются лингвистические особенности малоформатного текста «медицинское заключение», выбор которого обусловлен его четкой структурированностью и малым объемом при высокой степени информативности. Динамичное развитие медицины и связанное с этим увеличение объема медицинских сведений определяют актуальность научного изучения медицинской документации во избежание ошибок в интерпретации информации при переводе. Новизна состоит в том, что основной упор делается на выявлении прагматического потенциала данного типа документа и анализе его лексического состава под углом словообразовательных моделей. Цель заключается в анализе аутентичных медицинских заключений и описании их лингвистических и прагматических особенностей, релевантных для интерпретации специалистами и адекватного перевода в случае необходимости. В исследовании применялись метод сплошной выборки, описательный метод и структурный метод. Проведенный анализ показал, что исследуемый тип медицинского текста является как дескриптивным, так и директивным, что влияет на выбор лексики и синтаксических структур при его создании. На лексическом уровне используется исконно немецкая и заимствованная терминология. Заимствования из латинского и греческого языков объясняются традицией обращения к латинским и греческим корням для образования медицинской терминологии. Заимствования из английского языка являются следствием открытий в медицине и внедрения новой диагностической аппаратуры. Использование специальных синтактических структур обусловлено стремлением к однозначности и недвусмысленности содержания. Данное исследование имеет теоретическую и практическую значимость для специалистов и переводчиков медицинской сферы.
Изучение политических элит традиционно остается популярной темой. Особый интерес вызывают политические элиты и лидеры эпохи сталинизма. В научной литературе утвердился термин «ближний круг» И. В. Сталина, который представлял собой верхушку советской политической элиты, привилегированной группы, занимавшей руководящие позиции во властных структурах, непосредственно участвовавших в принятии решений, связанных с использованием власти. Все представители советской политической элиты 1934-1939 гг. являлись сталинскими выдвиженцами, которые попали в высшие и средние эшелоны партийно-государственного аппарата. По своему конкретному составу сталинское окружение - переменная величина, подвижное сообщество сталинских соратников, в разной степени преданных вождю, что, в конечном счете, и определяло их иерархическое положение. Именно об «ближнем круге» пойдет речь в данной статье. Чтобы приблизиться к пониманию проблемы необходимо проанализировать состав политической элиты по биографическим параметрам, рассмотреть партийно-государственную деятельность и сферу компетенции каждого представителя «ближнего круга», изучить семейное положение и качество быта советской высшей номенклатуры, исследовать взаимоотношения между представителями политбюро, показать причастность к репрессиям и выявить стратегии выживания представителей сталинского окружения. В целом, иерархическое положение высшей номенклатуры определялось преданностью И. В. Сталину и теми критериями, которые он предъявлял к своим соратникам: давние дружеские взаимоотношения, профессиональная компетентность, волевые качества, физическая выносливость и трудоспособность, причастность к репрессиям, наличие в биографии «темных пятен», исполнительность. Не все в окружении вождя смогли пройти подобный отбор.
В современном мире, где технологии стремительно развиваются, вопрос о формировании культуры самоорганизации студентов становится особенно актуальным в технических вузах. Цифровая образовательная среда предоставляет уникальные возможности для студентов, позволяя им не только получать знания, но и развивать навыки самоорганизации, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Основополагающим элементом исследования является аксиологический подход, который акцентирует внимание на ценностях и смыслах, лежащих в основе образовательного процесса. Формирование культуры самоорганизации студентов в цифровой образовательной среде технического вуза является многогранным процессом, который требует интеграции современных технологий, оптимизации педагогической деятельности и акцентирования внимания на ценностях самообразования. В результате такого подхода студенты не только становятся более самостоятельными и ответственными, но и готовыми к вызовам, которые ждут их в профессиональной жизни. Цель данного исследования заключалась в выявлении способов, которые способствуют формированию ценностного отношения студентов к культуре самоорганизации в цифровой образовательной среде технического вуза. Творческий потенциал студентов - это не просто способность к художественному самовыражению, но и умение находить нестандартные решения в различных ситуациях. По мнению авторов, важно сопровождать процесс формирования культуры самоорганизации студентов различными видами ценностей, что эффективнее реализовать на основе аксиологического подхода. В статье описываются основные положения и принципы аксиологического подхода, которые используются в процессе формирования культуры самоорганизации студентов в условиях цифровой образовательной среды технического университета.
Трансформация целей и ценностей высшего образования влечет за собой изменение не только характера профессиональной подготовки педагога в вузе, но и модификацию его позиции и роли. В связи с этим использование возможностей института наставничества в педагогической деятельности на разных уровнях современного образования является одной из ключевых проблем. В статье обосновывается актуальность проблемы формирования наставничества по модели «студент - ученик» в процессе профессионального обучения в вузе и становления будущего педагога. Цель исследования - представление практико-ориентированной модели наставничества «студент - ученик» и обоснование ее инновационного потенциала в профессиональном становлении будущего учителя. В статье представлен опыт организации наставничества по указанной модели в процессе профессиональной подготовки студентов вуза в отношении обучающихся, проходящих предпрофессиональную подготовку в Академическом лицее г. Магнитогорска. Модель наставничества «студент-ученик» реализуется в рамках инновационного проекта, эффективность которого основана на внедрении технологии наставничества среди студентов педагогических специальностей для использования его в качестве инструмента, сокращающего разрыв между темпом обновления содержания педагогической подготовки и темпом обновления общего образования в соответствии с принципами Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года [1]. Теоретическими методами выступают: проектирование модели наставничества, теоретический анализ, сравнение, обобщение. Эмпирическими методами выбраны: опрос респондентов, анализ и обобщения практического опыта на базе региональной инновационной площадки. Полученные результаты исследования подтверждают эффективность технологии наставничества как инструмента профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе.
Издательство
- Издательство
- ФГБОУ ВО МГТУ имени Г.И. Носова
- Регион
- Россия, Магнитогорск
- Почтовый адрес
- 455000, Челябинская область, город Магнитогорск, пр-кт Ленина, д.38
- Юр. адрес
- 455000, Челябинская область, город Магнитогорск, пр-кт Ленина, д.38
- ФИО
- Терентьев Дмитрий Вячеславович (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (351) 2688594
- Сайт
- https://magtu.ru