В статье рассматривается деятельность подсобных хозяйств и их значение в решении продовольственной проблемы в годы Великой Отечественной войны. Главным требованием партии и правительства был переход на самообеспечение продовольствием в городах тылового региона. Челябинская область, как тыловой регион, является очень показательной: здесь было сконцентрировано большое количество предприятий, выпускающих продукцию для фронта, в том числе эвакуированных из центральных районов страны. В статье используются материалы архивов, которые в основном впервые вводятся в научный оборот. На основе региональных документов была сделана попытка проследить в динамике процесс конструирования модели подсобного хозяйства при промышленных предприятиях Челябинской области. Автор приходит к выводу о том, что к началу Великой Отечественной войны вопросы продовольственной безопасности не были решены руководством страны. Промышленные предприятия берут на себя обязанность по обеспечению рабочих продуктами питания и организации подсобных хозяйств. Однако большинство руководителей металлургических предприятий придавали им второстепенное значение, каким оно, по сути, и являлось, и не выделяли должное количество трудовых и экономических ресурсов для их содержания. Итогом работы подсобных хозяйств стала их низкая продуктивность, что не решало продовольственной проблемы. Лишь к концу войны произошло укрепление материально-технической базы подсобных хозяйств.
Идентификаторы и классификаторы
Экономическое благосостояние государства напрямую зависит от успешности развития отдельных предприятий. Сегодня среди представителей крупного и среднего бизнеса растет понимание того, что устойчивый успех не может быть достигнут лишь путем максимизации краткосрочной прибыли. Поэтому многие предприятия видят выход во внедрении такой стратегической инициативы как социальная ответственность, которая может способствовать устойчивому увеличению прибыли в долгосрочной перспективе. В этом отношении исторический опыт Советского Союза представляет для нас значительный интерес. Промышленное предприятие в советской модели функционировало не только как производственное предприятие, производящее какой-либо вид продукции для народного хозяйства, но и как социальная система, обеспечивающая жизнедеятельность своих работников. Руководство заводов понимало, что в условиях карточной системы распределения, нехватки жилья, дефицита товаров повседневного спроса труда работников крайне важными стали, наряду с заработной платой, натуральные услуги и средства жизнеобеспечения, поэтому для мотивации на предприятиях стали создаваться социальные объекты. К началу 1940-х гг. крупные советские предприятия имели на балансе широкую сеть учреждений: жилые дома и общежития, столовые и магазины, медицинские учреждения, детские сады, базы отдыха и санатории, а также подсобные хозяйства.
Список литературы
1. Корнилов Г. Е. Уральская деревня в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Свердловск: Изд-во Урал. ун-та? 1990. 221 с. EDN: RRWYEP
2. Корнилов Г. Е. Уральское село и война: аграрное развитие // Экономическая история: ежегодник. 2022. Т. 2021. С. 257-269. EDN: DUFYRV
3. Мотревич В. П. Вклад в Победу: сельское хозяйство Урала в годы Великой Отечественной войны. Екатеринбург: ООО Универсальная Типография “Альфа Принт”, 2021. 700 с. EDN: RKHWWU
4. Мотревич В. П. Подсобные хозяйства промышленных предприятий и организаций на Урале в годы Великой Отечественной войны // Одна на всех трагедия и одна Победа. Международная научно-практическая конференция к 80-летию начала Великой Отечественной войны: сб. статей /науч. ред. Р. Р. Хисамутдинова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2021. С. 198-204. EDN: MZYJBN
5. Потемкин М. Н., Колдомасов И. О. Производство непрофильной продукции социального назначения на оборонных предприятиях советского тыла в годы Великой Отечественной войны // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2023. Т. 33, № 3. С. 604-613. EDN: GTBVYZ
6. Потемкина М. Н., Жаркынбаева Р. С., Ануфриева Е. В. Социальная инфраструктура предприятия как главный фактор жизнеобеспечения рабочих в военные годы (1941-1945 гг.) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2023. Т. 28, № 1. С. 53-64. EDN: CVJMCP
7. Палецких Н. П. ОРСы и кооперативная торговля на Урале в годы Великой Отечественной войны // Вестник Челябинской государственной агроинженерной академии. 2010. Т. 57. С. 272-276. EDN: OZOTTN
8. Будников Ю. И. Укрепление материально-технической базы подсобных сельских хозяйств промышленных предприятий Урала в начальный период Великой Отечественной войны // Вестник ЮУрГУ. Серия “Социально-гуманитарные науки”. 2015. Т. 15. № 1. С. 13-18. EDN: TFVUMH
9. Тряхов И. С. Значение подсобных хозяйств в решении продовольственной проблемы в годы Великой Отечественной войны (на материалах тыловых городов Владимирского края) // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2021. № 4 (73). С. 54-63. EDN: VPMCQK
10. Лаврова И. А., Аракелян М. А., Черных И. И. Подсобные хозяйства Урала в годы Великой Отечественной войны // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2023. Т. 23. № 2. С. 4-7. EDN: RCWRNI
11. Седов В. В. Мобилизационная экономика: от практики к теории // Мобилизационная модель экономики: исторический опыт России XX века. Челябинск: Энциклопедия, 2009. С. 7-9. EDN: PJFHSP
12. Потемкина М. Н. Эвакуация промышленных предприятий в Челябинскую область в годы Великой Отечественной войны // Путь к Победе: Эвакуация промышленных предприятий в Челябинскую область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: сб. документов / ред. Н. А. Антипин. СПБ: Первый ИПХ, 2020. С. 7-21.
13. Алексеев В. В. Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург: Академкнига, 2000. 640 с. EDN: SFKDTT
14. ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 199.
15. Положение 18 октября 1942 г. “О мерах по дальнейшему развитию подсобных хозяйств промышленных наркоматов” // Директивы КПСС и советского правительства по хоз. вопросам. В 4 тт. Т. 2: 1929-1945. М. Госполитиздат, 1957. 800 c.
16. О закреплении за предприятиями и учреждениями земельных участков, отведённых под индивидуальные огороды рабочих и служащих // Красная звезда. 1942. 8 декабря.
17. Сквозь годы: Исторический очерк [о Челябинском металлургическом комбинате] / под ред. Ф. И. Суданова, Г. Б. Шпигунова, И. А. Кынкурогова и др. М.: СП “Интерграф Сервис”, 1993. 495 с.
18. ОГАЧО. Ф. P-870. Оп. 12. Д. 22.
19. МКУ “ГА” Магнитогорска. Ф. 99. Оп. 10. Д. 44.
20. МКУ “ГА” Магнитогорска. Ф. 118. Оп 1. Д. 162.
21. ОГАЧО. Ф. П-32. Оп. 1. Д. 25.
22. Урал - фронту /П. Г. Агарышев, М. Н. Евланова, А. Г. Наумова и др.; под ред. А. В. Митрофановой. М.: Экономика, 1985. 343 с.
23. Тракторный парк к севу не готов // Магнитогорский металл. 1943. 13 марта.
24. МКУ “ГА” Магнитогорска. Ф. 99. Оп. 10. Д. 1133.
25. Чунихин А. Совхоз - цех завода // Электросплав. 1942. июнь.
26. ОГАЧО. Ф. П-36. Оп. 1. Д. 27.
27. ОГАЧО. Ф. П-32, Оп. 1. Д. 18.
28. Важнейшие решения по сельскому хозяйству. Л.: Лениздат, 1944. 247 с.
29. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. В 5 тт.: сб. документов за 50 лет. Т. 2. 1929-1940 гг. М.: Политиздат, 1967. 800 с.
30. ОГАЧО. Ф. П-138. Оп. 2. Д. 3.
31. Орехов П. Хозяйство ОРСа не готово к весне // Магнитогорский металл. 1943. 6 марта.
32. Мозговой М. На основе взаимопомощи // Магнитогорский металл. 1943. 8 мая.
33. ОГАЧО. Ф. P-870. Оп. 12. Д. 16.
34. ОГАЧО. Ф. P-870. Оп. 12. Д. 17.
35. ОГАЧО. Ф. П-602. Оп. 1. Д. 6.
36. ОГАЧО. P-870. Оп. 12. Д. 28.
37. ОГАЧО. Ф. П-32. Оп. 1. Д. 23.
38. Светозаров В. Готовим сельскохозяйственные кадры // Магнитогорский металл. 1942. 19 марта.
39. ОГАЧО. Ф. P-870. Оп. 12. Д. 15.
40. Масич А. Готовить кадры для посевной // Магнитогорский металл. 1942. 31 марта.
41. Пономарев П. Наша помощь совхозу // Магнитогорский металл. 1942. 26 июля.
42. Крушинская М. Такая помощь нам не нужна // Электросплав. 1942. 7 июня.
43. ОГАЧО. Ф. П-32. Оп. 1. Д. 22.
44. Воронов П. Во всеоружии встретить уборку урожая // Магнитогорский металл. 1942. 15 июля.
45. Греков А. Прекратить потери урожая // Магнитогорский металл. 1942. 12 сентября.
46. Ильин И.Т. Закончить строительство овощехранилища // Электросплав. 1943. 30 сентября.
47. ОГАЧО. Ф. P-602. Оп. 1. Д. 7.
48. ОГАЧО. Ф. П-138. Оп. 2. Д. 4.
49. МКУ “ГА” Магнитогорска Ф. 99. Оп. 10. Д. 1124.
50. Ефимова З. Не допустить ошибок прошлого года // Магнитогорский металл. 1943. 18 марта.
51. Потемкина М. Н. Экономическая преступность в Магнитогорске в годы Великой Отечественной войны: информационный потенциал исторических источников // Вестник Удмуртского университета. Серия история и филология. 2019. № 4. Т. 29. С. 656-659. EDN: DREGTP
52. Постановление пленума Верховного Суда Союза ССР “Об ответственности за повреждения посевов и урожая на коллективных и индивидуальных огородах” // Большевик. 1942. 3 июля.
53. Греков А. Прекратить потери урожая // Магнитогорский металл. 1942. 12 сентября.
54. ОГАЧО. Ф. П-32. Оп. 1. Д. 27.
55. МКУ “ГА” Магнитогорска. Ф. 99. Оп. 10. Д. 1127.
56. ОГАЧО. Ф. П-138. Оп. 1. Д. 218.
57. Магнитогорский металл. 1942. 8 августа.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования - сопоставив нагайбакские существительные с русскими, выявить универсальные черты, объединяющие слова обоих языков с общекатегориальным значением предметности, и охарактеризовать специфические свойства нагайбакских существительных. Достижение этой цели авторы считают начальным шагом на пути создания краткой грамматики нагайбакского языка, которому грозит исчезновение: современные дети нагайбаков уже не знают языка своих предков; представители среднего поколения, говоря по-нагайбакски, вставляют в свою речь русские слова; богослужение в восстановленных нагайбакских храмах ведется на русском языке. В советские времена три фактора (казачество, православие и особый язык), способствовавшие формированию нагайбакского этноса и служившие гарантией сохранения его идентичности, оказались под ударом. Казачество, храмы и православные школы с преподаванием на нагайбакском языке были признаны незаконными. А любой язык, не поддержанный письмом и образованием, обречен на забвение. Выход из сложившейся ситуации мы видим в создании лингвистической и учебно-методической базы для обучения детей нагайбаков родному языку. Подготовительная работа уже проведена. Материалом для статьи послужили нагайбакские существительные, собранные во время экспедиций в Нагайбакский район с применением полевой методики. При анализе существительных авторы использовали по преимуществу сравнительно-сопоставительный и описательный методы исследования, нередко обращаясь к элементам историко-этимологического и лингвокультурологического методов. Грамматические особенности нагайбакских существительных устанавливались при сравнении с существительными русского языка.
Смещение производственных центров на восток СССР к началу 1942 г. потребовало изменения системы железнодорожных перевозок. На первое место вышел Урало-Кузбасс, который единственный в стране не сократил общей объем перемещения грузов. Уже в 1942 г. именно здесь было сосредоточено до половины всех грузоперевозок в стране. Одним из основных факторов функционирования промышленности оставалась работа железнодорожного транспорта. Более четверти всего грузооборота приходилось на уголь. Параллельно произошло существенное изменение в структуре самих угольных перевозок. Теперь высококалорийные угли Кузбасса и Караганды следовали на Урал исключительно для нужд коксования, обеспечивая возрастающие потребности металлургии. Для энергетических целей уральский регион был вынужден использовать исключительно местное низкокалорийное сырье. Такая структура позволила оптимизировать потребления топлива на местном уровне, но поставила Уральскую энергетику в положение, когда производство электроэнергии лимитировалось получением угля. Все военные годы электрогенерация Урала испытывала трудности в получение топлива, хотя в целом еще в течение 1942 г. удалось наладить основные транспортные потоки и остановить падение производства в энергетике. Основные военные производства в целом получали достаточно топлива и энергии, но невоенная промышленность и социальная сфера тыловых районов постоянно испытывали глубокий дефицит этих ресурсов.
Советское освоение Арктики и Севера в целом в XX в. по масштабам, темпам и результатам носило беспрецедентный характер. Этот уникальный опыт освоения, с его плюсами и минусами, требует исторического осмысления. Особенно в контексте взаимодействия человека и природы, что важно для современного хозяйственно-экономического освоения региона. Государство, используя различные механизмы, активно формировало в советском обществе положительный образ Арктики, Севера в целом, «переделывая» минусы региона в плюсы. В статье дан анализ роли концепта «природа» в конструировании образа северного города в художественно-публицистической литературе как интеллектуального конструкта на примере города Норильска. Теоретико-методологической основой исследования стала концепция географических образов, сформулированная в работах Д. Н. Замятина. Можно констатировать, что в советском обществе и науке укоренился стереотип, что основным объектом управления и преобразования должна быть природа, видоизменять которую можно с любыми скоростями и в неограниченных размерах. Эти обстоятельство необходимо учитывать сейчас. Необходимо переходить от стратегии «освоения» к стратегии «обживания» Севера. Государству не на словах, а на деле в процессе «обживания» Севера необходимо опираться не только на властную вертикаль и госкорпорации, но и на гражданское общество.
Реализация государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей обусловила необходимость организации специальной работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы - проведения цикла лекций по русскому языку на занятиях по профессиональной служебной подготовке. В данной статье представлен опыт проведения подобных лекций, основанный на учете результатов педагогических исследований по андрагогике, методике обучения и воспитания. Автором дана характеристика основных методических положений, определивших содержание занятий, выбор отдельных приемов и средств обучения и воспитания: профессионально ориентированные, обеспечивающие включение в широкий культурный контекст и обладающие для аудитории новизной сведения; необходимость эмоционального воздействия, в том числе за счет средств обучения; реализация интерактивного характера занятия. В содержание лекционного материала включены сведения, связанные с анализом и обобщением информации нормативно-правовых документов, правовой практики; историей русского языка; литературными экспериментами и примерами художественного творчества. В статье приводится иллюстративный материал по всем темам цикла лекций. Сведения, изложенные в статье, могут иметь практическое применение как в методическом аспекте при разработке культурно-просветительских лекций на различные темы, так и при определении содержания лекций о русском языке для юристов.
В статье обозначена проблема развития в условиях образовательного учреждения крупной моторики и моторной имитации у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС). Пути решения связаны с выбором оптимальных средств, системой поощрений и подкреплением верных реакций на уроках адаптивной физической культуры, способствующих развитию крупной моторики и овладению детьми основными движениями (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание). Рассмотрены основные понятия исследования (ребенок с расстройством аутистического спектра, адаптивная физическая культура, адаптивное физическое воспитание, физическое упражнение, психомоторное развитие, основные движения, крупная моторика, моторная имитация, сенсорная разгрузка). Представлена последовательность планирования, организации и проведения уроков по адаптивной физической культуре учащихся 1 класса с РАС с учетом целевого ориентира инклюзивного образования в области физической культуры. Разработан игровой комплекс с использованием специальных инструментов, системы поощрений и подкреплением верных реакций на формирование основных движений у детей с РАС, который включает физические, дыхательные, кинезеологические, релаксационные, нейрогимнастические упражнения и подвижные игры. Использован инструмент для оценки развития основных видов движений у детей с аутизмом (ABLLS-R) для построения целенаправленной программы по адаптивной физической культуре. Экспериментально проверено влияние игрового комплекса на развитие крупной моторики у детей 7-10 лет с РАС в условиях образовательного учреждения. Представлены результаты исследования.
Издательство
- Издательство
- ФГБОУ ВО МГТУ имени Г.И. Носова
- Регион
- Россия, Магнитогорск
- Почтовый адрес
- 455000, Челябинская область, город Магнитогорск, пр-кт Ленина, д.38
- Юр. адрес
- 455000, Челябинская область, город Магнитогорск, пр-кт Ленина, д.38
- ФИО
- Терентьев Дмитрий Вячеславович (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (351) 2688594
- Сайт
- https://magtu.ru