Обеспечение государственных и муниципальных нужд товарами, работами, услугами – залог успешной реализации публичных функций органов власти и подведомственных им организаций. Ежегодно на эти цели из бюджетов разных уровней выделяются колоссальные средства - триллионы рублей.
В условиях распространения новой короновирусной инфекции остро встал вопрос о дооснащении, переоснащении учреждений здравоохранения необходимым медицинским оборудованием. Самым востребованным из указанного оборудования при диагностике не только последствий короновируса, но и множества других заболеваний, являются компьютерные томографы.
Одним из важнейших принципов бюджетного законодательства является принцип эффективности расходования средств бюджета, закреплённый в статье 34 Бюджетного кодекса РФ. Вместе с тем, далеко не всегда данный принцип реализуется на практике.
В рамках настоящего исследования была выдвинута следующая гипотеза: корректировка существующей методики формирования цены государственных и муниципальных контрактов на поставку медицинского оборудования путем снижения влияния нерыночных факторов за счет учета ретроспективных данных о ценах идентичных (однородных) товаров позволит приобретать заказчикам указанные товары по более низким ценам, а значит, повысить эффективность осуществляемых закупок.
Объектом исследования являются цены на компьютерные томографы, приобретаемые государственными и муниципальными заказчиками во всех субъектах РФ.
Предметом исследования является методика формирования цены на медицинское оборудование, приобретаемое государственными и муниципальными заказчиками на всей территории РФ.
Цель: предложение и обоснование подхода к совершенствованию методики формирования цены на медицинское оборудование путем снижения влияния нерыночных факторов за счет учета ретроспективных данных о ценах идентичных (однородных) товаров.
Новизна заключается в предложении корректировки существующей методики формирования цены, применяемой для осуществления закупок медицинского оборудования для государственных и муниципальных нужд, и проведении ее апробации на примере компьютерных томографов, доказывающей свою экономическую эффективность и возможность внедрения.
Идентификаторы и классификаторы
Медицинское оборудование, такое как компьютерные томографы, является разновидностью медицинских изделий. Его особенностью является то, что у данного оборудования имеется несколько основных производителей (Philips, Simens, General Electric), которые создают качественный товар с различными характеристиками. Эти характеристики в том числе определяют стоимость медицинского оборудования, и именно данные параметры указывают заказчики в документации о торгах c учетом своей потребности и бюджетной обеспеченности. Данный факт свидетельствует о том, что на стоимость медицинского оборудования фактически не оказывает влияние его качество, поскольку оно практически всегда на высоком уровне. Статистика свидетельствует о том, что заказчики в России при осуществлении государственных и муниципальных закупок приобретают товар указанных производителей. Основной характеристикой любого компьютерного томографа является «количество срезов, получаемых за один оборот».
Список литературы
1. Федеральный закон РФ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ.РФ. 08.04.2013. № 14. ст. 1652.
2. Федеральный закон РФ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 25.07.2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3105.
3. Федеральный закон РФ от 06 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» // СЗ РФ. 10.05.1999. № 19. Ст. 2302.
4. Федеральный закон РФ от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // СЗ РФ. 19.12.1994. № 34. Ст. 3540.
5. Федеральный закон РФ № 53-ФЗ от 02.12.1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // СЗ РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3303.
6. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (с изм. и доп. от 30.04.2021) // СЗ РФ, 28.11.2011, № 48, ст. 6724.
7. О внесении изменений в Федеральный закон от 21.04.2011 № 79-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 25.04.2011. № 17. ст. 2320.
8. Указ Президента РФ от 08 апреля 1997г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» // СЗ РФ. 14.04.1997. № 15. Ст. 1756.
9. Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 № 881 «О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования (вместе с «Правилами формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования» // СЗ РФ. 14.11.2011. № 46. ст. 6505.
10. Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)» // СЗ РФ. 23.08.2010. № 34. ст. 4488.
11. Постановление Правительства РФ от 17.03.2009 № 237 «Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательств» // СЗ РФ. 23.03.2009. № 12. ст. 1438.
12. Постановление Правительства РФ от 02.07.2019 № 847 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий» // СЗ РФ, 08.07.2019, № 27, ст. 3596.
13. Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» // СЗ РФ, 22.07.2019, N 29 (часть II), ст. 4023.
14. Распоряжение Правительства РФ от 18.09.2017 № 1995-р «Об источниках информации для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на поставку технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных федеральным перечнем, утв. распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р» // СЗ РФ. 25.09.2017. № 39. ст. 5740.
15. Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
16. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.11.2009 «Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. № 214. 13.11.2009.
17. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах» // Парламентская газета. № 28. 29.05.2009.
18. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СЗ РФ 03.08.1998, № 31, ст. 3823.
19. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон РФ от 26 января 1996г. № 14-ФЗ (с изм. и доп. от 01.01.2012) // СЗ РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.
20. Андреев Н.Ю. Ценообразование на рынках государственных, муниципальных, корпоративных закупок товаров, работ, услуг // Сегодня и завтра Российской экономики. 2013. № 59-60. С. 26-34.
21. Белов В.Е. Определение (формирование) цены государственного контракта: к вопросу об экономии бюджетных средств // Право и экономика. 2010. № 4. С. 4 - 10.
22. Беляева О.А. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ. С постатейными материалами и подзаконными актами. Контрактная система в вопросах и ответах (поглавный). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2014. 576 с.
23. Герасименко В.В. Ценообразование // Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2005. 422 с.
24. Деменева Ю.О. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. 2019. С. 173-177.
25. Ерофеева Т.П. Формирование и обоснование начальной цены контракта // Советник бухгалтера бюджетной сферы. 2011. № 7 (103). С. 22-31.
26. Кикавец В.В. О справедливой цене в контрактной системе // Административное и финансовое право в условиях новой экономической реальности: опыт и перспективы. 2017. С. 100-105.
27. Кирпичев А.Е. Принципы формирования цены государственных и муниципальных контрактов // Коммерческое право. Научно-практический журнал. 2012. № 1 (10). С. 67-72.
28. Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения: монография. М.: Юстицинформ, 2012. 260 с.
29. Кичик К.В. Максимальная и минимальная цена государственного (муниципального) контракта // Право и экономика. 2010. № 7. С. 9-15.
30. Коменденко С.Н. Эффективность метода сопоставимых рыночных цен в контрактной системе закупок // Актуальные вопросы развития конкурентной политики, совершенствования правоприменительной практики пресечения недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы. 2017. С. 50-54.
31. Коновалов О.В., Ахматов Х.А. Справедливая рыночная цена в системе размещения государственного и муниципального заказа // Проблемы экономики, финансов и управления производством. 2020. № 47. С. 72-75.
32. Кочаненко Е. П. Порядок заключения государственного (муниципального) контракта вследствие непреодолимой силы // Законодательство и экономика. 2009. № 7; СПС «КонсультантПлюс». Абз. 35.
33. Лаврова Н. Н. Обоснование цены контракта // XХXI Международные Плехановские чтения. C. 15-19.
34. Лобанова О. Л. Начальная (максимальная) цена контракта: типичные вопросы // Советник бухгалтера бюджетной сферы. 2019. № 8. С. 12 - 20.
35. Москвичев Д. В. Определение начальной (максимальной) цены контракта как фактор обеспечение экономической безопасности госучреждения // NovaUm.Ru. 2020. № 23. С. 34-38.
36. Самокрутова О. Г., Абрамова Н. А. К вопросу определения начальной цены контракта в условиях государственных и муниципальных закупок // Инициативы XXI века. 2012. № 4. С. 28-30.
37. Самокрутова О. Г., Новопашина Е. С. Проблемы определения начальной цены контракта в системе государственных и муниципальных закупок // Власть и управление на Востоке России. 2009. № 2 (47). С. 30-35.
38. Сидорова О.В., Габдулхаков Т. Р. Особенности обоснования начальной (максимальной) цены контракта // Государственное регулирование экономики и социальной сферы. 2018. С. 71-75.
39. Сологуб А. Н., Новопашина Е. С. Формирование начальной (максимальной) цены контракта в рамках закона о контрактной системе // Современные проблемы развития экономики России и Китая. 2018. С. 118-120.
40. Толстобоков О. Н. Проблемы определения начальной цены контракта (договора) в системе государственных (муниципальных) закупок // Наука и бизнес: пути развития. 2020. № 5 (107). С. 172-177.
41. Фирсова Н. И. Формирование начальной цены контракта при размещении государственного заказа // Нефть, газ и бизнес. 2010. № 4. С. 62-65.
42. Шершунова Н. В., Новиков В. Н. Начальная (максимальная) цена контрактов: назначение и методы определения // Достижения современной науки и образования. сборник статей и тезисов докладов IV международной междисциплинарной конференции. 2018. С. 175-178.
43. Шурпаев Ш. М. Актуальные проблемы и коррупционные риски ценообразования в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Альманах молодого исследователя. 2016. № 1. С. 97-101.
44. Приказ Минздрава России от 15.05.2020 № 450н «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий» // официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.02.2021).
45. Информация об индексе потребительских цен: Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 01.02.2021).
46. Информация о курсе доллара США и евро // URL: https://cbr.ru (дата обращения: 01.05.2021).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Данная статья посвящена исследованию основных методов оценки эффективности ИТ-проектов и определению понятия «неосязаемые выгоды». Цель исследования - доказать, что влияние «неосязаемых выгод» на показатели деятельности компании может быть объективно оценено. В рамках источников информации были использованы научные и прикладные статьи авторов в области оценки эффективности ИТ-проектов, опубликованные в период с 2007 - 2020 гг., а также результаты маркетинговых и организационных исследований. Основными методами при написании статьи стали контент-анализ научной литературы и интернет-источников, синтез теоретических и практических исследований, сравнение методов оценки эффективности ИТ-проектов и их классификация.
В работе подробно разобраны выделяемые эффекты от автоматизации бизнес процессов и мнения нескольких групп авторов относительно их классификации; выделенное множество эффектов проклассифицировано. Также описаны подходы учёных в области определения понятия «неосязаемые выгоды», выделен перечень наиболее подходящих под этот термин эффектов. Особое внимание уделено оценке эффективности проектов по автоматизации. Основные методы разобраны и проклассифицированы по следующим критериям: применимость, возможность сравнительного анализа, учёт затрат и учёт выгод. Далее составлена сводная таблица возможности оценки того или иного экономического эффекта с помощью определённого метода. Выявлены «узкие места» (неосязаемые выгоды) и предложены альтернативные варианты их оценки. Составлен общий алгоритм расчёта экономического эффекта от ИТ-проекта, с рассмотрением целесообразности оценки «неосязаемых» выгод.
В ходе исследования установлено, что только две методики позволяют оценить большинство из выделяемых эффектов: AIE и методика реальных опционов. Эти методики редко используются на практике, так как являются сложными или недоступными, как в случае AIE, для расчётов. Разработан набор критериев, который даёт возможность оценить большинство отдельных выгод, не учитываемых стандартными методиками. Определено, что оценка неосязаемых выгод должна проводиться лишь в том случае, когда данные эффекты существенны для проекта и могут значительно изменить итоговые экономические показатели.
Представлен ответ на статью Титовой Д. А. «Показатель дюрации в оценке эффективности инвестиций в недвижимость». Высказаны мнения и критические замечания на подходы к проблеме, рассматриваемые автором статьи.
Управление портфелем недвижимости – это сложный процесс, подразумевающий определенные особенности и имеющий главную цель – достижение наиболее эффективного управления объектами недвижимости, а также получение максимальной прибыли.
На данный момент потенциальный инвестор, в абсолютном большинстве, принимает решение о покупке на основе сравнения объема первоначальных инвестиций и срока окупаемости (часто рассчитанного даже без учета инфляции). Однако, когда речь идет только о простом сроке окупаемости, т. е. отношении первоначальных инвестиций к сумме денежных потоков от сдачи в аренду, упускается важнейший фактор изменения цены последующей реализации. Заранее нельзя сказать наверняка вырастет недвижимость в цене или останется на прежнем уровне.
Для оценки эффективности вложений в коммерческую недвижимость необходимо учитывать последующую цену продажи актива и закладывать ее в срок окупаемости, для этого можно использовать модифицированный показатель дюрации, который используется при выборе облигаций. Инвестору важно учесть не только сумму первоначальных инвестиций, но и предположить, сколько будет стоить объект через определенный период времени и, исходя из этого, принимать решение о покупке.
Цель работы: предложить методику оценки дюрации для объекта и портфеля недвижимости. В статье обоснована возможность применения параметра дюрации для портфеля и объекта недвижимости с практической и теоретической точек зрения; предложена методика для оценки срока окупаемости недвижимости, показателя дюрации, которая позволяет учесть особенности недвижимости как объекта для инвестирования, а также повысить эффективность управления объектом и портфелем недвижимости.
Основной особенностью разработанной методики является возможность ее применения как на ретроспективных данных, так и на прогнозных. Более того методика учитывает изменение цены на недвижимость с течением времени, т. е. ее будущую стоимость и при комплексном использовании с другими показателями эффективности вложений в недвижимость упрощает выбор между объектами для инвестирования.
Предмет – траектории экономического развития российских регионов.
Гипотеза – субъекты РФ имеют разные скорости экономического развития.
Цель – проанализировать существующие исследования, посвященные экономическому развитию стран и регионов, и методологическую базу определения траекторий экономического развития.
Задачи. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. изучить трактовки понятия экономического развития для цели исследования;
2. проанализировать методологию определения траекторий, в частности, скорости экономического развития;
3. изучить существующие измерители экономического развития регионов.
Методы исследования: анализ, синтез теоретических и практических исследований.
Результаты. В данном исследовании проанализированы и сгруппированы различные мнения о соотношении терминов экономического развития и экономического роста, на основе чего дано определение понятию экономического развития для цели исследования. Экономическое развитие – это длительный процесс, приводящий к качественным социально-экономическим преобразованиям; оно состоит из циклов; в масштабе исторического тренда экономическое развитие может приобретать характер экономического роста. Исследованы существующие методы определения траекторий экономического развития и выявлено, что для более полного описания траектории развития нужно анализировать такую характеристику, как скорость этого развития. Интересно, что А. А. Аузан в своем исследовании делит страны мира по уровням и скоростям модернизации, как и Н. В. Зубаревич делит Россию на основе скоростей трансформации экономик. Приведены измерители экономического развития, выделены достоинства и недостатки их применения. Изучены способы корректировок значений душевого ВРП, характеризующего развитие региональных экономик, для объективности межтерриториальных сопоставлений.
Область применения. Результаты исследования позволят определить траектории движения региональных экономик и их точки роста для перехода с низкой на более высокую траекторию.
Выводы. Исследование показало, что отсутствует определенная методологическая база для группировки регионов по траекториям их экономического развития, несмотря на массу исследований, посвященных параметрам развития экономики.
На сегодняшний день одними из самых популярных Интернет-ресурсов являются социальные сети и мессенджеры. Они активно интегрируются как в жизнь обычных людей, так и в жизнь предприятий и компаний. Предприимчивые люди давно начали зарабатывать в сети различными способами. Одним из таких способов является продажа сообществ в социальных сетях.
Сообщества в социальных сетях являются нематериальным активом и имеют ряд особенностей, такие как, неосязаемость, идентифицируемость, допустимость контроля и способность приносить доход при длительном сроке использовании.
Цель работы – анализ и систематизация основных характеристик сообществ в социальных сетях в Интернете и источников данных об этих характеристиках для целей применения основных подходов в оценке стоимости активов в соответствии со стандартами оценки.
В статье представлены количественные и качественные характеристики, которые необходимо учитывать при проведении процедуры оценки стоимости сообщества в социальной сети в Интернете. Проанализирован потенциал сообществ в социальных сетях в Интернете, обусловленный качественными характеристиками (тип сообщества, тематика, контент, качество аудитории, стабильность сообщества) и количественными характеристиками (стоимость обслуживания сообщества, количество подписчиков, активность аудитории, доходы сообщесства). Указаны источники информации для осуществления стоимостного анализа.
Онлайн-игры сегодня являются популярным развлечением. Человек, играя в любимую игру, может не только с удовольствием проводить время, но и имеет возможность зарабатывать в ней деньги благодаря игровым активам. Игровой актив – это игровая ценность внутри определенной игры, которую игрок может использовать для своих личных целей внутри игры, а также использовать в качестве объекта купли-продажи, получая от него экономические выгоды.
К данному моменту времени практическая проблема для оценщиков состоит в том, что игровая ценность в качестве актива практически не изучена. Не существует адаптированных методов в подходах к оценке, которые учитывали бы все особенности нового объекта.
Цель работы: анализ и систематизация основных характеристик игровых активов в онлайн-играх и источников данных об этих характеристиках для целей применения основных подходов в оценке стоимости активов в соответствии со стандартами оценки.
В статье представлены количественные и качественные характеристики, которые необходимо учитывать при проведении процедуры оценки стоимости игровых активов в онлайн-играх. Проанализированы качественные и количественные характеристики игровых активов по видам активов (аккаунт и персонаж; орудие, техника, снаряжения; внешние атрибуты; недвижимость) и жанрам игр (MMORPG, шутеры, стратегии, MOBA, симуляторы). Указаны источники информации для осуществления стоимостного анализа.
Российская Федерация активно внедряет налог на профессиональный доход в регионах, результаты данных нововведений могут носить как позитивный, так и негативный характер для бюджета субъектов РФ. Задачей нового налогового режима, является снижение уровня теневой экономики в регионах и создание новой статьи доходов для региональных бюджетов. Целью данной статьи является предложение по адаптации методики оценки бюджетной эффективности внедрения налога на профессиональный доход, разработанной на основе методик оценки эффективности внедрения налоговых льгот Данные подходы являются инструментом, которые позволяют спрогнозировать последствия налоговых изменений – следовательно, могут быть использованы, для прогнозирования и оценки эффективности нового налогового режима.
В данной статье проведена оценка распространения НПД в РФ, произведен расчет бюджетной эффективности стандартными методиками оценки эффективности внедрения налоговых льгот и предложена методика расчета чистого бюджетного эффекта на примере Республики Татарстан.
На основании полученных результатов был сделан вывод о том, что самозанятые становятся значимыми для экономики развитых регионов, чем больше их численность, тем больше возникает различных положительных и отрицательных эффектов от их деятельности. Расчет коэффициента чистого бюджетного эффекта показал низкую бюджетную эффективности внедрения налога на профессиональный доход в Республики Татарстан.
Издательство
- Издательство
- ПГНИУ
- Регион
- Россия, Пермь
- Почтовый адрес
- 614068, Пермский край, г. Пермь, ул. Букирева, 15
- Юр. адрес
- 614068, Пермский край, г. Пермь, ул. Букирева, 15
- ФИО
- Германов Игорь Анатольевич (И.о. ректора)
- E-mail адрес
- rector@psu.ru
- Контактный телефон
- +7 (342) 2396326
- Сайт
- http://www.psu.ru