Статья посвящена исследованию сущности и содержания антикризисного управления в современной экономике. На основе анализа существующих трактовок понятия «антикризисное управление», данных зарубежными и отечественными учеными, в статье представлено авторское определение этого понятия. На основе исследования существующих в экономической науке подходов к трактовке понятий «кризис» и «антикризисное управление» предложена авторская трактовка этих явлений. Также автором определены цели, задачи, принципы и тенденции антикризисного управления в современных условиях экономического развития России, так как именно система антикризисного управления позволит организовать рациональное управление отечественными предприятиями. Выявлены основные проблемы антикризисного управления в условиях пандемии коронавирусной инфекции, а также функционирования отечественных предприятий в условиях экономических санкций, введенных против России западными странами.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17747/2311-7184-2023-1-28-31
Теория антикризисного управления предполагает использование следующих методов, позволяющих рационально управлять кризисными явлениями на предприятии: диагностика и профилактика кризисных явлений, их преодоление, разработка и принятие стратегии дальнейшего развития бизнеса, применение различных нестандартных методов в управлении.
Список литературы
1. Бабушкина Е.А., Бирюкова О.Ю., Верещагина Л.С. Антикризисное управление. М.: T8 RUGRAM, 2020.
2. Бжассо А.А., Котлярова О.А. Диагностика риска банкротства как основа экономической безопасности предприятия в современных условиях // Экономика и бизнес. Теория и практика. 2020. Т. 2-1(60). 153-156.
3. Бобылева А.З. Антикризисное управление: механизмы государства, технологии бизнеса: в 2 ч. Ч. 1. М.: Юрайт, 2020.
4. Никулин К. Разработка стратегии антикризисного управления как основы экономической безопасности предприятия. М.: ЛитРес, 2020.
5. Сунцова Д. Никогда не сдавайся. Антикризисные стратегии российских предпринимателей. М.: Альпина Паблишер, 2020.
6. Тихонова М.А., Саркисян Ж.М. Реактивный подход к антикризисному управлению компаниями на этапе цифровой трансформации // Цифровая экономика: создание информационного общества, формирование и усиление роли России на мировой арене: сборник материалов МНПК. М.: ИПР РАН, 2020.
7. Хоружий Л.И., Кокорев Н.А., Турчаева И.Н. Учет, отчетность и анализ в условиях антикризисного управления. М.: Инфра-М, 2019.
8. Черешкин Д.С., Цыгичко В.Н. Антикризисное управление социально-экономической системой в условиях цифровой экономики // Информационное общество. 2019. № 4-5. С. 44-53.
9. Beliaeva T., Shirokova G., Wales W., Gafforova E. Benefiting from economic crisis? Strategic orientation effects, trade-offs, and configurations with resource availability on SME performance // International Entrepreneurship and Management Journal. 2018. Vol. 16. P. 165-194.
10. Brown R., Lee N. Strapped for cash? Funding for UK high growth SMEs since the global financial crisis // Journal of Business Research. 2019. Vol. 99. P. 37-45.
11. Cankurtaran P., Beverland M. Using design thinking to respond to crises: B2B lessons from the 2020 COVID-19 pandemic // Industrial Marketing Management. 2020. Vol. 88. P. 255-260.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В условиях возрастающей конкуренции в международном бизнесе лидеры с творческим мышлением, способные генерировать и реализовывать креативные идеи, становятся все более востребованными. Современный лидер, воплощающий в жизнь творческие идеи, может привести свою команду к высоким эффективным результатам. В связи с этим цель исследования формулируется как анализ понимания роли лидера в организации, способного повлиять на команду для генерации креативных идей. В ходе работы автором был осуществлен теоретический анализ зарубежных литературных источников, обобщен зарубежный научный опыт. Главный вывод исследования: эффективное использование перспективных идей в организационных условиях требует проактивного лидерства, которое включает в себя овладение компетенциями соответствующих агентов изменений, поскольку разработка новых идей способствует более эффективному управлению процессом изменений. Руководитель должен осуществить не только психологическую поддержку своих подчиненных в плане реализации их новаторских идей, но и обеспечить их всеми необходимыми ресурсами для воплощения этих идей.
Целью статьи является анализ текущего экономического состояния Европейского союза в условиях прогрессирующего энергетического кризиса. В статье охарактеризовано значение энергетики как важнейшей области хозяйственной деятельности человека для мировой экономики, определены причины и масштаб современного энергетического кризиса, рассмотрены направления противодействия энергетическому кризису в Европейском союзе на примере Германии и Франции. В рамках проводимого исследования использованы как общенаучные методы (абстракция, анализ, синтез, аналогия, сравнение), так и методы сравнительно-правового и контент-анализа. Проведенный анализ показал, что кризисные явления в энергетической отрасли предопределены тремя основными группами причин – природными, геополитическими и экономическими. В статье обоснована характеристика Европейского союза как центра современного энергетического кризиса с указанием условий появления кризисной ситуации в Европе в последние годы, которые не связаны со специальной военной операцией, проводимой Российской Федерацией на Украине. В заключение статьи обосновано отсутствие стратегического характера антикризисной политики Европейского союза в сфере энергетики. Результаты проведенного исследования могут быть полезны для экономистов, занимающихся мировой экономикой и международными экономическими отношениями, а также для студентов, магистрантов и аспирантов.
Целью статьи является оценка динамики ключевых показателей рынка FMCG-товаров в Белгородской области. В статье представлены основные тенденции развития FMCG-рынка в пандемийный и постпандемийный периоды, среди которых рост регионального рынка товаров повседневного спроса, а также значительное повышение доли онлайн-продаж в общем объеме розничной торговли. Использованы методы анализа: SWOT-анализ, метод динамических рядов, метод сравнения. Проведенный статистический анализ показателей регионального рынка товаров повседневного спроса позволил выявить факторы роста и ограничения развития рынка FMCG, а также особенности потребительского поведения в изменившихся социально-экономических условиях. Результаты проведенного в статье исследования позволили выделить перспективные направления регионального рынка FMCG: цифровую трансформацию рынка товаров повседневного спроса, рост локальных игроков в продовольственном сегменте FMCG региона.
В статье рассматриваются понятие и сущность стратегического управления персоналом, определяются элементы, необходимые для стратегического управления персоналом, а также его разновидности в зависимости от преследуемых целей. Целью исследования является выявление особенностей стратегии развития персонала современного предприятия. При написании работы использовались такие методы, как системный анализ и синтез, классификация, аналогия, дедуктивный анализ. Отправной точкой для исследования стало рассмотрение стратегического подхода к управлению персоналом предприятия. Определение управления персоналом было получено путем анализа научной литературы на выбранную тематику. На основании накопленного и теоретически истолкованного материала были сделаны выводы об особенностях стратегического управления персоналом.
В ходе проведенного исследования было установлено, что в условиях высокой конкуренции и экономических кризисов кадровая стратегия интересна тем, что направлена на создание условий, позволяющих организации привлекать и удерживать ценных сотрудников и эффективно их использовать посредством планирования человеческих ресурсов, определения потребностей в квалификации и компетентности; обеспечения ресурсами из внутриорганизационных резервов.
Выявлено, что необходимо применять новые инструменты, которые работают на основе гибких методологий, всеобщего качества, системы постоянного улучшения и управления. Это подразумевает адаптацию процессов стратегического менеджмента к текущим экономическим, социальным и технологическим изменениям, чтобы имплементировать новые тенденции с опорой на более резистентный фундамент и рост. Чтобы адаптация была успешной, предприятие должно располагать квалифицированным человеческим капиталом – академическим и технологическим.
Теоретическая значимость работы состоит в более глубоком и полном понимании основ управления персоналом и его развития в условиях экономической и политической турбулентности. Практическая значимость заключается в возможности применить полученные знания в деятельности реальных предприятий для улучшения качественных характеристик работы персонала и увеличения показателей эффективности самого предприятия.
Целью статьи является теоретическая систематизация научных подходов развития стартап-проектов как возможности получения коммерциализуемого эффекта на основе комбинированных инструментов реализации. В статье представлен метаанализ эволюционных представлений о развитии стартап-проектов в мировом пространстве с позиций маркетингового, командообразующего, венчурного и инновационного подходов. Обобщены направления исследования формирования среды стартапов: построение инновационных бизнес-моделей, условия для создания стартап-команд, механизм венчурного инвестирования стартапа, реализация стартап-решений в постпандемийный период COVID-19. Разработана авторская схема реализации проектов в формате стартапа с возможностью выхода на стадию коммерциализации. Проведен анализ форм организации стартапов в виде малых инновационных предприятий в образовательной среде, представлена динамика развития идей стартапов на уровне федеральных округов. Предложены ключевые направления поддержки и развития стартапов образовательной среды – инфраструктурное, инновационное, инвестиционное, партнерское, экономическое, социальное. Результаты исследования могут быть использованы при актуализации стратегических планов развития образовательных учреждений как дополнительный источник инвестиционной прибыли и эффективных капиталовложений, а также органами исполнительной власти как дополнение региональной стратегии развития субъекта РФ.
Издательство
- Издательство
- Реальная экономика, издательский дом
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- Старо-Петергофский проспект, 43-45
- Юр. адрес
- Старо-Петергофский проспект, 43-45
- ФИО
- Пресняков Валерий Андреевич (Руководитель)
- Контактный телефон
- +7 (812) 346-50-15