Архив статей журнала

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КРИЗИСА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ (2023)
Выпуск: Том 11, №1 (2023)
Авторы: Ефимов А.В., Косынкин Н.Е., Гладких В.О

Целью статьи является анализ текущего экономического состояния Европейского союза в условиях прогрессирующего энергетического кризиса. В статье охарактеризовано значение энергетики как важнейшей области хозяйственной деятельности человека для мировой экономики, определены причины и масштаб современного энергетического кризиса, рассмотрены направления противодействия энергетическому кризису в Европейском союзе на примере Германии и Франции. В рамках проводимого исследования использованы как общенаучные методы (абстракция, анализ, синтез, аналогия, сравнение), так и методы сравнительно-правового и контент-анализа. Проведенный анализ показал, что кризисные явления в энергетической отрасли предопределены тремя основными группами причин – природными, геополитическими и экономическими. В статье обоснована характеристика Европейского союза как центра современного энергетического кризиса с указанием условий появления кризисной ситуации в Европе в последние годы, которые не связаны со специальной военной операцией, проводимой Российской Федерацией на Украине. В заключение статьи обосновано отсутствие стратегического характера антикризисной политики Европейского союза в сфере энергетики. Результаты проведенного исследования могут быть полезны для экономистов, занимающихся мировой экономикой и международными экономическими отношениями, а также для студентов, магистрантов и аспирантов.

Сохранить в закладках
ДИНАМИКА КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЫНКА FMCG В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (2023)
Выпуск: Том 11, №1 (2023)
Авторы: Титова И.Н.

Целью статьи является оценка динамики ключевых показателей рынка FMCG-товаров в Белгородской области. В статье представлены основные тенденции развития FMCG-рынка в пандемийный и постпандемийный периоды, среди которых рост регионального рынка товаров повседневного спроса, а также значительное повышение доли онлайн-продаж в общем объеме розничной торговли. Использованы методы анализа: SWOT-анализ, метод динамических рядов, метод сравнения. Проведенный статистический анализ показателей регионального рынка товаров повседневного спроса позволил выявить факторы роста и ограничения развития рынка FMCG, а также особенности потребительского поведения в изменившихся социально-экономических условиях. Результаты проведенного в статье исследования позволили выделить перспективные направления регионального рынка FMCG: цифровую трансформацию рынка товаров повседневного спроса, рост локальных игроков в продовольственном сегменте FMCG региона.

Сохранить в закладках
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (2023)
Выпуск: Том 11, №1 (2023)
Авторы: Оглы Салехов А.И., Конобеева А.Б.

В статье рассматриваются понятие и сущность стратегического управления персоналом, определяются элементы, необходимые для стратегического управления персоналом, а также его разновидности в зависимости от преследуемых целей. Целью исследования является выявление особенностей стратегии развития персонала современного предприятия. При написании работы использовались такие методы, как системный анализ и синтез, классификация, аналогия, дедуктивный анализ. Отправной точкой для исследования стало рассмотрение стратегического подхода к управлению персоналом предприятия. Определение управления персоналом было получено путем анализа научной литературы на выбранную тематику. На основании накопленного и теоретически истолкованного материала были сделаны выводы об особенностях стратегического управления персоналом.

В ходе проведенного исследования было установлено, что в условиях высокой конкуренции и экономических кризисов кадровая стратегия интересна тем, что направлена на создание условий, позволяющих организации привлекать и удерживать ценных сотрудников и эффективно их использовать посредством планирования человеческих ресурсов, определения потребностей в квалификации и компетентности; обеспечения ресурсами из внутриорганизационных резервов.

Выявлено, что необходимо применять новые инструменты, которые работают на основе гибких методологий, всеобщего качества, системы постоянного улучшения и управления. Это подразумевает адаптацию процессов стратегического менеджмента к текущим экономическим, социальным и технологическим изменениям, чтобы имплементировать новые тенденции с опорой на более резистентный фундамент и рост. Чтобы адаптация была успешной, предприятие должно располагать квалифицированным человеческим капиталом – академическим и технологическим.

Теоретическая значимость работы состоит в более глубоком и полном понимании основ управления персоналом и его развития в условиях экономической и политической турбулентности. Практическая значимость заключается в возможности применить полученные знания в деятельности реальных предприятий для улучшения качественных характеристик работы персонала и увеличения показателей эффективности самого предприятия.

Сохранить в закладках
СТАРТАП: МЕТААНАЛИЗ, ОЦЕНКА ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИДЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ (2023)
Выпуск: Том 11, №1 (2023)
Авторы: Ушаков Д.И., Герасименко О.А.

Целью статьи является теоретическая систематизация научных подходов развития стартап-проектов как возможности получения коммерциализуемого эффекта на основе комбинированных инструментов реализации. В статье представлен метаанализ эволюционных представлений о развитии стартап-проектов в мировом пространстве с позиций маркетингового, командообразующего, венчурного и инновационного подходов. Обобщены направления исследования формирования среды стартапов: построение инновационных бизнес-моделей, условия для создания стартап-команд, механизм венчурного инвестирования стартапа, реализация стартап-решений в постпандемийный период COVID-19. Разработана авторская схема реализации проектов в формате стартапа с возможностью выхода на стадию коммерциализации. Проведен анализ форм организации стартапов в виде малых инновационных предприятий в образовательной среде, представлена динамика развития идей стартапов на уровне федеральных округов. Предложены ключевые направления поддержки и развития стартапов образовательной среды – инфраструктурное, инновационное, инвестиционное, партнерское, экономическое, социальное. Результаты исследования могут быть использованы при актуализации стратегических планов развития образовательных учреждений как дополнительный источник инвестиционной прибыли и эффективных капиталовложений, а также органами исполнительной власти как дополнение региональной стратегии развития субъекта РФ.

Сохранить в закладках
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (2023)
Выпуск: Том 11, №2 (2023)
Авторы: Баданин К.Ю.

В статье представлены теоретические основы инновационной стратегии как средства повышения уровня конкурентоспособности предприятия, а также описание конкретного примера положительного использования инновационной стратегии на предприятии с проведением комплексного анализа уровня конкурентоспособности и выявлением влияния фактора реализации инновационной стратегии.

В ходе проведения исследования были использованы как общенаучные методы (анализ, синтез, абстрагирование), так и специфические – в процессе анализа уровня конкурентоспособности предприятия (матричный анализ, коэффициентный анализ, динамический анализ и др.). Результаты проведенного анализа показали положительное влияние реализации инновационной стратегии на уровень конкурентоспособности предприятия. Выводы по результатам проведенного исследования будут полезны в ходе реализации процесса стратегического планирования и позволят повысить качество формирования инновационной стратегии.

Сохранить в закладках
Оценка коммерческого потенциала результата инновационной деятельности в современных экономических условиях (2023)
Выпуск: Том 11, №2 (2023)
Авторы: Пронин А.Ю.

Целью работы является разработка методики оценки коммерческого потенциала результатов инновационной деятельности в современных условиях. В статье представлены результаты анализа нормативной базы и публикаций в области организации и управления инновационной деятельностью. Проведенный анализ большого числа отечественных и зарубежных источников по рассматриваемой проблеме позволил установить высокий интерес исследователей к этой теме, что свидетельствует о ее важности и актуальности. По результатам проведенного анализа предложена авторская методика оценки коммерческого потенциала результатов инновационной деятельности. В основу предложенной методики положены методы системного анализа и многокритериальной коллективной экспертизы. Методика может быть использована на этапе оценки результатов инновационной деятельности в интересах принятия обоснованного решения о целесообразности их дальнейшей коммерциализации.

Сохранить в закладках
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (2023)
Выпуск: Том 11, №2 (2023)
Авторы: Сподарева Е.Г., Попова А.А.

Целью работы является определение современного состояния и проблем развития инновационной деятельности промышленного предприятия. В статье описано современное состояние инновационного развития предприятий, исследованы пути финансового обеспечения, проведен анализ основных инновационных процессов в актуальных условиях хозяйствования, определены отдельные проблемы инновационного развития предприятия. Использованы методы анализа, синтеза, индукции, сравнения, статистические методы. Проведенный анализ показал, что важнейшими направлениями совершенствования управления инновационно-инвестиционной деятельностью предприятий на государственном уровне выступают: активизация использования государственных заказов; разработка мер по стимулированию выпуска наукоемкой продукции, конкурентоспособной на мировом рынке, что увеличило бы объемы экспорта; стимулирование импорта новых перспективных патентов, лицензий, видов оборудования; проведение правительством тарифной политики по ограничению импорта определенных видов товаров с целью защиты национальных товаропроизводителей. Результаты проведенного в статье исследования позволяют оптимизировать и улучшить знания по вопросам усовершенствования инновационной деятельности предприятия.

Сохранить в закладках
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА В РАЗРЕЗЕ РЕГИОНОВ СЗФО (2023)
Выпуск: Том 11, №2 (2023)
Авторы: КРЮКОВ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ

Работа нацелена на изучение теоретических и практических аскетов инновационного развития российских предприятий. На основе анализа литературных источников автором обоснована значимость инновационного развития экономики, определено понятие инноваций и выделены подходы к изучению рассматриваемого понятия. На основе официальных статистических источников рассмотрены основные тенденции инновационного развития российских предприятий в период с 2017 по 2021 год на федеральном и региональном уровнях. На основании позиций ученых определена роль инноваций в предпринимательском секторе. В заключение сделан вывод о том, что в условиях обострения геополитической обстановки инновационное развитие предпринимательского сектора может являться одним из основных способов обеспечения экономического развития и безопасности в нашей стране.

Сохранить в закладках
АДАПТАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРВИЧНЫМ РЫНКОМ ЗЕМЛИ К УСЛОВИЯМ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ) (2023)
Выпуск: Том 11, №2 (2023)
Авторы: Протопопова А.О., Акимова М.С., Карабанова Н.Ю.

Целью работы является анализ процесса адаптации системы управления первичным рынком земли к условиям цифровой трансформации. В статье приведены характеристики электронных систем продвижения и сбыта земельных участков на первичном рынке земли в Пензенской области: продажа прав собственности и аренды на торгах и без торгов, бесплатное предоставление, приватизация и формирование инвестиционных площадок. Использованы методы сравнительного визуального анализа, SWOT-анализа. Проведенный SWOT-анализ показал, что на современном этапе цифровой трансформации система управления первичным рынком земли в Пензенской области имеет как сильные, так и слабые стороны, что позволяет оптимизировать вектор развития цифровизации рынка земли. Результаты исследования будут полезны для ознакомления органам территориального управления, а также научному сообществу для выявления тенденций цифровизации рынка земли.

Сохранить в закладках
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ БРЕНДАМИ В УСЛОВИЯХ ЭКСПАНСИИ ТОРГОВЫХ ПЛАТФОРМ (2023)
Выпуск: Том 11, №3 (2023)
Авторы: Плещенко В.И.

Бурный рост электронных торговых платформ (агрегаторов и маркетплейсов) вызвал существенную трансформацию рынка товаров, работ, услуг. При этом новые возможности и удобства, появившиеся у продавцов, а также снижение текущих издержек при использовании торговых площадок маркетплейсов имеют и обратную сторону. Среди возникающих проблем называются рыночный диктат и жесткие рамки взаимодействия, используемые этими цифровыми платформами, необходимость решения вопросов защиты интеллектуальной собственности, а также значительное ограничение возможности укрепления собственного бренда и частичная потеря связи с конечными потребителями. Решение данных проблем возможно либо путем приспособления к гегемонии маркетплейсов по зонтичной схеме, что в конечном счете выражается в потере идентичности, либо посредством использования комплексного подхода, дифференцирующего сбытовую деятельность.

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИНТЕГРАЛЬНОГО РЕЙТИНГА РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ ПО ДВУХЭТАПНОЙ ПРОЦЕДУРЕ С УЧЕТОМ РИСКА (2023)
Выпуск: Том 11, №3 (2023)
Авторы: Выгодчикова И.Ю., Трофименко А.В., Форкунов Н.П.

Статья посвящена разработке и обоснованию многоэтапной системы ранжирования и индексирования ведущих компаний важнейших энергетических производственных секторов экономики России – электроэнергетики и нефтяной, газовой промышленности. Авторы используют аппарат финансовой аналитики, основанный на регулярной финансовой (бухгалтерской) отчетности компаний по принятым формам, применяется баланс и отчет о финансовых результатах. Авторы разработали и протестировали методику субиндексирования важных показателей финансовой отчетности: общий объем активов, структуру капитала – заемные и собственные средства, чистую прибыль. Авторская методика позволяет провести экспресс-анализ важных показателей деятельности компаний и построить интегральный рейтинг. Авторы выполнили сравнительный анализ рейтинга ведущих компаний нефтегазовой и электроэнергетической промышленности России за несколько периодов и получили результаты, которые позволят принять решения, способствующие стабильному развитию компаний на долгие годы.

Сохранить в закладках
МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ БИГТЕХ-КОМПАНИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ПЛАТЕЖЕЙ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ (2023)
Выпуск: Том 11, №3 (2023)
Авторы: Аксенов Д.Д.

В настоящей статье конъюнктура российского рынка платежей исследована с позиции маркетинговой деятельности зарубежных технологических компаний в России. Основополагающей целью исследования является разработка варианта адаптации иностранных компаний к трансформирующемуся платежному рынку в условиях санкций. Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи: исследование влияния макрофакторов на маркетинг зарубежных бигтех-компаний в России; анализ расстановки сил на рынке платежей с начала введения санкций 2022 года; предложение вектора развития для маркетинговых стратегий как составляющих общекорпоративных стратегий зарубежных компаний. Актуальность темы исследования обусловлена важной ролью технологических компаний в реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» от 1 марта 2023 года. Практическая значимость работы заключается в том, что международные бигтех-компании могут реализовать предложенные стратегические направления для увеличения своей доли на российском рынке платежей в условиях санкций.

Сохранить в закладках