В статье приведены результаты анализа существующего антимонопольного законодательства Российской Федерации и рассмотрено его действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. Рассмотрены основные функции Федеральной антимонопольной службы России как федерального органа исполнительной власти. Проанализирована антимонопольная политика нашего государства, направленная на ограничение деятельности монополий и обеспечение конкуренции. Определены основные направления развития конкуренции. Рассмотрены используемые категории антимонопольного регулирования, которые закреплены в нормативных документах и используются в правоприменительной практике с учетом современных особенностей цифровой экономики в целях совершенствования защиты и развития конкуренции.
Идентификаторы и классификаторы
Антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее – антимонопольное законодательство) – это нормативно-правовые акты, которые регулируют правовую защиту конкуренции, ограничивающее монополистическую деятельность. Оно направлено на недопущение создания монополий, способствующее формированию, развитию и поддержанию конкурентной среды.
Список литературы
1. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006).- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51/ (дата обращения: 12.03.2020).
2. Мусостова Д.Ш. Антимонопольная политика как направление деятельности государства // Экономика и менеджмент инновационных технологий: электронный науч.-практич. журнал.-2017.-№ 1.-URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/01/13532 (дата обращения: 12.03.2020).
3. Конституция Российской Федерации.- URL: http://konstitucija.ru/ (дата обращения: 11.03.2020).
4. Антимонопольное регулирование.- URL: https://studme.org/124147/pravo/antimonopolnoe_regulirovanie (дата обращения: 12.03.2020).
5. Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции: Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618.-URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71739482/ (дата обращения: 11.03.2020).
6. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204.- URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 11.03.2020).
7. Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 № 2101-р.- URL: http://static.government.ru/media/files/MUNhgWFddP3UfF9RJASDW9VxP8zwcB4Y.pdf (дата обращения: 11.03.2020).
8. Конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года.- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5111/ (дата обращения: 12.03.2020).
9. О ратификации Договора о зоне свободной торговли: Федеральный закон от 01.04.2012 № 21-ФЗ.- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_127879/ (дата обращения: 12.03.2020).
10. О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства: постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30.- URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1687496/ (дата обращения: 12.03.2020).
11. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года: протокол Президиума ФАС России от 03.07.2019 № 6.- URL: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/97_473839 (дата обращения: 11.03.2020).
12. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ.-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 12.03.2020).
13. Волков В.И., Голубев С.С., Щербаков А.Г. Цифровая трансформация как новый формат инновационно-технологической политики, реализуемой на предприятиях ОПК // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России.- 2018.- № 3.- С. 22-31.
14. О естественных монополиях: Федеральный закон от 17.08.1995 №147-ФЗ.-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7578/ (дата обращения: 12.03.2020).
15. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ.-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения: 12.03.2020).
16. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ.-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения 12.03.2020).
17. Голубев С.С. Организация закупок промышленных предприятий на основе технологий контроллинга в условиях импортозамещения // Развитие промышленного потенциала в условиях импортозамещения: технологии менеджмента и маркетинга: материалы международ. науч.-практич. конф.- М., 2017. -С. 41-49.
18. Голубев С.С., Чеботарев С.С. Нормативно-правовые и методические меры по реализации стратегии экономической безопасности Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. -2018.- № 1 (41). -С. 127-132.
19. О критериях отнесения деятельности головных исполнителей поставок продукции по государственному оборонному заказу и исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу, к определенной категории риска и периодичности проведения плановых проверок при осуществлении Федеральной антимонопольной службой государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа: постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2018 № 93.-URL: https://base.garant.ru/71871522/ (дата обращения: 11.03.2020).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Настоящая статья посвящена истории создания средств радиолокационного вооружения на одном из старейших предприятий оборонно-промышленного комплекса России, которое 9 августа 2021 г. будет отмечать 100 лет со дня своего основания.
В статье поставлена задача отбора инноваций для реализации их в перспективных образцах вооружения с учетом важности типа и тактико-технических характеристик образца вооружения и возможных рисков реализации инновации.
Сокращение объемов государственного оборонного заказа ожидаемо негативно скажется на финансовом положении многих оборонных предприятий, своевременно не принявших мер по диверсификации выпускаемой продукции. В качестве причин подобной ситуации руководители таких предприятий называют отсутствие спроса, дороговизну заемных средств, неприспособленность станочного парка и множество других важных на их взгляд обстоятельств. Вместе с тем, как показал анализ, одной из главных причин неспособности предприятий оборонно-промышленного комплекса к быстрому реагированию на изменившуюся конъюнктуру являются консервативные решения в построении их производственных систем. В статье анализируются опыт успешного освоения прогрессивных концепций оборонными предприятиями и проблемы, сопровождающие этот процесс.
В статье рассматриваются элементы проектного управления, направленного на создание конкурентоспособной инновационной продукции, в составе государственных программ в сфере оборонно-промышленного комплекса.
В работе обосновывается необходимость использования целостного метода в управлении инвестиционными рисками в условиях диверсификации предприятий ОПК, отличающегося рассмотрением единства всех технологий деятельности в сфере диверсификации предприятий, позволившего анализировать возможные инвестиционные риски и по возможности минимизировать их влияние на устойчивое развитие предприятий ОПК.
Предложенный метод позволяет количественно оценить уровень инвестиционного риска и разработки мероприятий по его снижению, анализировать процесс диверсификации предприятий, вырабатывать рекомендации и направления инновационной деятельности в целях применения новейших технологий для производства товаров народного потребления.
В статье рассматриваются методические подходы к разработке проекта и основных разделов государственной стратегии диверсификации в оборонно-промышленном комплексе (далее – ОПК) на основе выстраивания и увязки иерархической системы целей и задач участников диверсификации по уровням управления и в ключевых предметных сферах экономической деятельности интегрированных структур и организаций ОПК. В целях выявления особенностей проведения диверсификации предлагается проводить анализ внешних (PEST-анализ) и внутренних (SWOT-анализ) условий (среды) реализации разрабатываемой стратегии. Предложены критерии для оценки достижения целей и задач стратегии. Приводится схема структуры и содержания основных разделов проекта Стратегии диверсификации в ОПК.
Анализируются причины и факторы стагнации нынешнего состояния российской экономики и низких темпов экономического роста. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации предлагается масштабная реиндустриализация промышленности на базе ускоренного развития высокотехнологичной индустрии, на основе накопленного потенциала в недрах оборонно-промышленного комплекса. На примере электронной промышленности рассматриваются пути дальнейшего развития отечественных отраслей высокотехнологичных производств в условиях стагнации экономики и определяется курс развития в соответствии со Стратегией развития электронной промышленности до 2030 г.
В статье раскрыты суть и содержание понятия санкции и дана их классификация. Основное внимание уделено экономическим санкциям, так как они имеют наибольшую распространенность и занимают неоднозначное положение с позиции целесообразности их применения. Рассмотрено воздействие санкций на оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации.
В статье посредством экономического анализа рассматриваются состояние функционирования и управление предприятий оборонно-промышленного комплекса с учетом новых факторов экономической среды.
Издательство
- Издательство
- ВНИИ Центр
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 123242, город Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 11 стр. 1
- Юр. адрес
- 123242, город Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 11 стр. 1
- ФИО
- Довгучиц Сергей Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- centr@vniicentr.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 2540500
- Сайт
- https://vniicentr.ru