Статья: ФИЛОСОФСКАЯ ОПТИКА: НАСЛЕДИЕ РЕНЕ ДЕКАРТА И ИСААКА НЬЮТОНА (2025)

Читать онлайн

Цель. Оценка сущности философских осмыслений, пониманий и места Рене Декарта и Исаака Ньютона в становлении и развитии теории света.

Процедура и методы. При проведении исследования применялись методы компаративного анализа, исторический, диалектический подходы для реконструкции истории науки и философии.

Результаты. Приведены две гносеологические позиции в понимании теории света. Из экспериментов и суждений философов складывалась область знаний – физика. Декарт и Ньютон были философами и учёными, на новаторских идеях которых построена современная оптика, осуществляются конструирование и производство оптических приборов для всех сфер жизнедеятельности человека. Декарт в области естествознания занимался геометрической оптикой. Главным достижением Рене Декарта стало изложение закона о преломлении света. На основании сформулированного закона Декарт дал впервые правильное объяснение радуги. Благодаря Декарту появилась теория оптических приборов, а геометрическая оптика после Декарта стала отделом геометрии. Исаак Ньютон преодолел в практике научных исследований противоречие между эмпиризмом и рационализмом. Его наука опиралась на факты и опыт, он широко использовал в исследованиях математические методы и дедуктивный метод. Ньютон развил корпускулярную теорию света, открыл явление дисперсии света в призме.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в эпистемологию и методологическое основание философии науки и техники.

Ключевые фразы: ДЕКАРТ, закон оптики, Ньютон, свет, философия оптики
Автор (ы): Бадеева Елена Александровна, Кириллов Герман Михайлович, Бадеев Владислав Александрович
Журнал: СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
141. Отдельные системы и концепции
Префикс DOI
10.18384/2949-5148-2025-1-22-32
Для цитирования:
БАДЕЕВА Е. А., КИРИЛЛОВ Г. М., БАДЕЕВ В. А. ФИЛОСОФСКАЯ ОПТИКА: НАСЛЕДИЕ РЕНЕ ДЕКАРТА И ИСААКА НЬЮТОНА // СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2025. №1
Текстовый фрагмент статьи