Архив статей журнала

Общепризнанные научные категории как теоретико-методологический базис научных исследований. Часть IV (2024)
Выпуск: №1 (2024)
Авторы: Бондарева Яна Васильевна, Курабцев Василий Леонидович, Беркут Виктор Петрович, Костадинович Даниэла

Aim. Based on philosophical methodology, consider in detail the content of some general scientific (philosophical) categories “separate”, “individual”, “special”, “universal” (that is, categories reflecting the delimitation of some phenomena from others), the categories “identity”, “difference”, “opposite”, “contradiction”, “struggle” (categories reflecting the process of comparing the characteristics of phenomena), “change”, “movement”, “development”, “progress”, “regression” (categories reflecting the transition from one qualitative state of being to another) and define them in a modern edition.

Methodology. The work was carried out based on a systematic approach using classification methods and comparative analysis.

Results. Research within the framework of the system of philosophical categories because of cognitive activity, which is a systematization of information about a phenomenon and the naming of this phenomenon, is still relevant today. The categories reflect the characteristics of phenomena of a certain class, record the essential properties of the phenomena and the connections between them. In addition, based on the content of general scientific categories, methods of cognition are formed. They also have a general scientific character and participate in all scientific research without exception. This fact gives special importance to understanding the essence of general scientific (philosophical) categories, which, working to solve problems of scientific research, are transformed into methods of scientific research. This circumstance determines the need for a detailed presentation of the content of general scientific (philosophical) categories in their modern edition.

Research implications. The results of the study can be used to improve the methodological competencies of both teachers of philosophical disciplines and students.

Сохранить в закладках
Два не-противоположных народа (2025)
Выпуск: №1 (2025)
Авторы: Курабцев Василий Леонидович

Цель. Проведение социально-философского исследования для выявления специфики современной Украины и её народа. Эта специфика существенно определяется особой «историей-судьбой» Украины, длительным упадком бывшей Киевской Руси – сломленностью после монгольского нашествия, государственной нереализованностью, невозможностью собирания восточнославянских земель и духовным принижением. Москва закономерно первенствовала и как государство, и как православная святыня.

Процедуры и методы. Использованы метод герменевтики и метод философской аналитики. Для реализации поставленной цели проанализирован в соответствии с заявленной проблемой ряд трудов известных русских мыслителей – Ф. М. Достоевского, И. А. Ильина, Н. А. Нарочницкой и других авторов.

Результаты. Достигнута новизна исследования, определяющаяся новым видением через выявление причин провала украинских государственно-строительных проектов: скудное политическое разумение и доктринёрская (националистическая) близорукость украинской политической элиты; игнорирование многовекового исторического и этнокультурного единства двух «не-противоположных» народов; самоидентификация украинского народа на основе символики украинского национализма и нацизма и узконационального нарциссизма. Дополнительно повлияли разрушительные и разъединяющие технологии Запада, сомнительная «украинская идея» (с ориентацией на Запад) и нерационально масштабированные украинские обиды. Результатом этого оказались непомерные анти-толерантность и русофобия значительной части украинского народа. В целом процесс заслуживает наименования «бандеровизации» народа, общества и государства Украины. Показано, что мысль Достоевского об «ошибках сердца», о «заражённом духе иногда даже во всей нации» уместна для понимания украинских процессов конца ХХ – начала ХХI вв. Показано, что термин И. А. Ильина «сверхнационализм» способен снова примирить «не-противоположные» народы, поскольку он утверждает и родину с национальной культурой, и бесценность духа и культуры любого другого народа – перед лицом Божиим. В заключение статьи выражена надежда на постепенное восстановление братского союза и блага восточнославянских народов.

Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование продолжает православную и национально-патриотическую традицию понимания двух «не-противоположных народов» и стран – Украины и России. В современных условиях противостояния с коллективным Западом данная работа способствует осознанию национальной сущности и миссии двух народов, особенно украинского, укреплению традиционных ценностей.

Сохранить в закладках