Знаменитая «Столетняя война» между Французским и Английским королевствами длилась 115 лет с 1337 по 1453 год. Она шла нерегулярно с неравномерными и частными перерывами. Наблюдаемые в настоящее время в политическом пространстве конфликты, зародились примерно столетие назад и продолжаются с переменной силой и интенсивностью. Они тоже напоминают собой новую Столетнюю войну – войну «коллективного Запада» против одинокой России. «Столетняя» – это значит война, которая длится больше ста лет, а Запад воюет с Россией уже не одно столетие. И всякий раз обострение случается тогда, когда на горизонте политических событий всплывает тень ее русофобской химеры.
Как свидетельствует политическая история, сила России в её одиночестве, которое понимается как самодостаточность, суверенитет и реализованный на практике собственный имперский проект. Россия – это государство-цивилизация со своим собственным имперским проектом. Она – цивилизация по сути и империя по духу. Именно такое её поведение больше всего и не устраивает и возмущает «коллективный Запад», который окончательно сполз на позиции откровенной русофобской истерии.
Новая Столетняя война тоже характеризуется своей крайней политической неопределенностью и конкретными военными столкновениями. Стороны не умеют договариваться и потому постоянно конфликтуют, запугивая друг друга. Именно в таком режиме (в режиме всеобщего недоверия и страха) и существуют современные международные отношения.
Идентификаторы и классификаторы
Средневековая династическая Столетняя война (Guerre de Cent Ans или Hundred Years’ War) представляла собой серию отдельных военных конфликтов (1337–1360; 1369–1389 и 1415–1453 гг.), которые периодически вспыхивали между английским и французским королевскими домами, вовлекая в них всех их союзников. Она длилась с переменным успехом 115 лет с 24 мая 1337 по 19 октября 1453 г. и вошла в историю как один из самых продолжительных конфликтов в Европе (Малинин, 2005). Итогом ее стали начавшиеся гражданские войны в Англии и во Франции. Ради справедливости стоит отметить, что подобного рода «столетние» войны велись между многими соперничающими империями. Многие военно-политические элиты формировались в условиях непрекращающегося военного конфликта (Кузенков, 2024; Фомин, 2024). В этих войнах закалялся их будущий имперский характер, формировались военные стратегии, оттачивались боевые тактические приемы (Вартумян, 2024).
Список литературы
- Бергман, Р. (2022). Восстань и убей первым. Тайная история израильских точечных ликвидаций. Москва: КоЛибри, 736 с. Вартумян, А.А. (2024). Китайский мудрец и стратег Сунь Цзы и его «искусство войны» при подготовке военной элиты: политико-философские рассуждения. Вопросы элитологии, 5(1), 30-40. https://doi.org/10.46539/elit.v 5i1.182 Выступление Президента России на военном параде. Получено из: http://kremlin.ru/ events/president/news/73995 Галин, В.В. (2004). Интервенция и гражданская война. Москва: «Алгоритм», 608 с.
- Гусев, Н.С. (2020). Болгария, Сербия и русское общество во время Балканских войн 1912–1913 гг. Москва: Индрик, 520 с. Данилов, С.Ю. (2004). Гражданская война в Испании: 1936–1939. Москва: Вече.
- Карабущенко, П.Л. (2021). Русофобия: история одной химеры. Монография. Москва: ИНФРА-М, 327 с. Кузенков, П.В. (2024). Военно-политическая элита в Римской и Византийской империи: этническая динамика (по данным происхождения императоров). Вопросы элитологии, 5(1), 53-75. https://doi.org/10.46539/elit.v5i1 .184 Малинин, Ю.П. (ред.) (2005). Хроники и документы времён Столетней войны. Санкт-Петербург: Издательство С.-Петерб. университета, 426 с.
- Обращение Президента Российской Федерации В.В.Путина [О начале российской операции по демилитаризации и денацификации Украины]. Получено из: http://kremlin.ru/events/president/news/67843 Оськина, О.И. (2022). Проблема доверия в политической культуре: от общественной поддержки до карнавальности. Вопросы элитологии, 3(4), 38-51. https://doi.org/ 10.46539/elit.v3i4.12 Платон. Законы. Книга I. Получено из: https://plato.today/TEXTS/PLATO/LosevH/0 402.htm Ратцель, Ф. (1901) Народоведение. В 2 тт. Санкт-Петербург: «Просвещение», 590 с.
- Рубио назвал конфликт на Украине прокси-войной между США и Россией. Получено из: https://news.mail.ru/politics/65154257/?frommail=1&utm_partner_id =625
- Сталин, И.В. (1946-2006). Сочинения: Т. 1-18. Москва: ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы. Тихвинский, С.П. (1996). Путь Китая к объединению и независимости. 1898—1949. Москва: Восточная литература, 575 с. Фомин, М.В. (2024) Византийская элита на краю Ойкумены. Петрона Каматир в Херсоне–Корсуни. Вопросы элитологии, 5(1), 41-52. https://doi.org/10.46539/ elitv5i1.183
- Фрагменты из интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова медиахолдингу «Красная звезда». Получено из: https://mid.ru/ru/ foreign_policy/news/2000799/ Хантингтон, С. (2022). Столкновение цивилизаций. Москва: Издательство АСТ, 640 с.
- Цыганков, П.А. (ред.) (2015). «Гибридные войны» в хаотизирующемся мире XXI века. Москва: Изд. Московского университета, 384 с. Черчилль, У. (2019). Как я воевал с Россией. Москва: Родина, 464 с. Черчилль, У. (2023). Вторая мировая война: в 6 тт. (12 кн.). Москва: «PRINCIPIUM».
- Шишкина, Д.А. (2022). Карнавальный характер современной американской администрации времен Д. Трампа и Д. Байдена. Вопросы элитологии, 3(4), 65-79. https://doi.org/10.46539/elit.v3i4.129
Выпуск
Другие статьи выпуска
Данная статья посвящена обзору работы VI Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации», который прошел в Москве с 30 октября по 1 ноября 2024 года. Актуальность такого обзора определяется, в первую очередь, востребованностью понимания концепта идентичности, в частности культурной идентичности на фоне глобализационных и глокализационных мировых процессов и современных геополитических процессов и вызовов. Особенно значимо всестороннее изучение культурной идентичности для России, государства-цивилизации, которое в силу внешних вызовов нуждается в понимании, конструировании и защите своей культурной идентичности.
Основной целью статьи является выявление особенностей деятельности зарубежных исламских образовательных программ и центров в постсоветских странах Каспийского региона и их влияние на геополитическую стабильность региона.
В Каспийском регионе сталкиваются геополитических интересы Российской Федерации, страны Ближнего и Среднего Востока, включая Иран и Турцию, и КНР, стран Европы, США. Ключевые игроки, которые определяют ситуацию в регионе – Российская Федерация, США, Китай и Турция. Каспийский регион является сложным, многокомпонентным и поликонфессиональным с преобладанием мусульманского населения. В постсоветский период прошел процесс повторной исламизации и становление системы исламского образования. В развитии системы исламского образования приняли участие общественные движения и официальные фонды стран Персидского залива, Турции, Пакистана, Индии и других стран. Произошло становление системы государственной регуляции и контроля за системой исламского образования в национальных государствах. Отношение к деятельности зарубежных религиозных организаций различно от относительной открытости до полной изоляции от внешнего влияния. Причиной ужесточения контроля являются угрозы радикального исламизма, возможности сосредоточения у лидеров религиозных общин возможностей влияния на общественно-политические настроения в обществе возникновения альтернативных центров власти, углубление межпоколенческого разрыва из-за распространения нетрадиционных форм ислама.
Идентичность является фундаментом строительства национальной общности и обеспечения ее безопасности. Инновационный подход к конструированию ценностных ориентиров и построению общенациональной идентичности приводит к усилению социально-культурной составляющей государственной политики. Особая роль в этом процессе принадлежит культурно-образовательной сфере. Вопросы культурной безопасности решаются в Китае с позиции «мягкой силы», одним из основных инструментов которой становится культура. Государственные программы нацелены не только на сохранение и популяризацию китайской культуры, но и на контроль над иностранным влиянием. Культура Китая основана на древних исторических традициях, поэтому главной целью образовательной сферы становится воспитание в детях почитания традиций, уважение своей культуры и почитание власти. При этом учитываются изменения, происходящие в современном мире, поэтому система образования в Китае постоянно совершенствуется. Учитываются достижения и анализируются трудности, стоящие перед правительством КНР в деле воспитания подрастающего поколения и воспитания настоящего гражданина страны, поэтому главной доминантой образовательной и воспитательной политики КНР остается нравственная составляющая.
Необходимость концептуализации понятия «идентичность» и «культурная безопасность» обусловлена использованием в современной научной литературе этих понятий в разных, иногда прямо противоположных, смыслах. Основными формами идентичности считаются этническая/национальная, религиозная, гражданская, гражданско-правовая и цивилизационная. В зависимости от различных факторов, идентичность меняет свои формы, что актуализирует вопрос о способах культурной безопасности. Доминирование этно-культурной идентичности в многонациональной стране может приводить к сепаратизму, в то время как размывание национальной идентичности как следствие расширения культурных универсалий, чревато забвением национальных корней. Необходим баланс между традициями и инновациями, общенациональными ценностями России и этнонациональными. Вопросы национальной самоидентификации России в современных геополитических условиях приобретают общецивилизационный характер, поэтому важной задачей становится пересмотр теоретических оснований идентичности, поиск ее новой формы в соответствии с произошедшими изменениями в стране и в мире. Изменение идентификационных моделей влечет за собой трансформацию понимания культурной безопасности и способах ее реализации. По мнению ведущих культурологов (Астафьева О. Н., Малыгина И. В., Силантьева М. В. и др.) тема идентичности и культурной безопасности является важнейшей для России.
Статья посвящена исследованию цифрового шовинизма как феномена, возникающего в результате предвзятости алгоритмов и манипуляций общественным мнением в цифровом пространстве. В условиях стремительного развития технологий, социальные сети становятся не только платформами общения, но и ареной для распространения негативных стереотипов, агрессии и дискриминации по различным признакам. Акцент делается на механизмах, способствующих углублению предвзятостей, таких как эхо-камеры, фильтрация контента и отсутствие прозрачности в работе алгоритмов.
Критически анализируются примеры, иллюстрирующие влияние цифрового шовинизма на социальные взаимодействия и доверие пользователей. Рассматривается, как действия известных личностей, таких как Илон Маск, влияют на общественное мнение, формируя новые динамики в политических дискуссиях и подрывая доверие к традиционным институтам. Статья подчеркивает важность повышения медиаграмотности, осведомленности пользователей и прозрачности со стороны технологических компаний.
В статье на основе анализа официальных документов, научных и политических публикаций, а также вышедших в свет результатов опросов ведущих специалистов в области кибербезопасности, включая курирующих эту проблематику руководителей коммерческих и производственных структур США предпринята попытка проанализировать видение американским экспертным сообществом ситуации с обеспечением кибербезопасности частного сектора США, а также особенностей его современного развития на этом направлении. Выявлены основные вопросы, обсуждаемые в экспертном и профессиональном сообществе частного бизнеса и направленные на определение путей нормализации ситуации в этой области. Как представляется автору, подобный анализ не только покажет реальный круг проблем, стоящих перед частным бизнесом США в сфере кибербезопасности, но сможет дать дополнительные ориентиры российским предпринимателям в этой все более актуальной области обеспечения их деятельности, в том числе в контактах с зарубежными партнерами.
Издательство
- Издательство
- АГУ им. В. Н. Татищева
- Регион
- Россия, Астрахань
- Почтовый адрес
- 414056, Южный федеральный округ, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
- Юр. адрес
- 414056, Южный федеральный округ, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
- ФИО
- Алексеев Игорь Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- asu@asu.edu.ru
- Контактный телефон
- +7 (851) 2246800
- Сайт
- https://asu.edu.ru/