Современное понимание представительной демократии включает в себя не только власть большинства, но и защиту прав меньшинств. Одним из таких меньшинств являются коренные народы, в том числе саамское население, проживающее на территории четырех европейских стран, а именно на северных территориях Норвегии, Швеции, Финляндии и России. В данных странах саамам как меньшинству сложно добиться адекватного уровня представительства в традиционных политических структурах, отвечающих за артикуляцию интересов (партиях, парламентах), поэтому были найдены специальные механизмы, которые позволили коренному народу более активно участвовать в процессах принятия политических решений. Цель статьи - изучить эволюцию и особенности политического представительства саамов в Норвегии, Швеции и Финляндии. Выбор стран продиктован трансграничным характером расселения саамов и практикой диффузии институтов политического представительства. Сделан вывод о том, что после Второй мировой войны в развитых странах произошли глобальные трансформации институциональной среды, выразившиеся в отказе от расовой парадигмы, утверждении верховенства демократии и прав человека. В странах Северной Европы в конце XX - начале XXI в. взамен идентичности через конструкт «нордической расы», характерный для первой половины ХХ в., сформировался концепт «арктической идентичности», в центре которого находится понятие индигенности. Саамы, подвергавшиеся насильственной ассимиляции во всех трех странах (дискриминационные политики «шведизации», «норвегизации» и «финизации»), вынужденные с начала ХХ в. бороться за свои права с минимальными шансами на победу над доминирующим дискурсом о расовой неполноценности, в современных условиях оказались бенефициарами изменений, получили особый статус, коллективные права и возможности политического представительства. Однако ряд проблем и дискриминационных практик в отношении саамов остается актуальными и требует решения на уровне государственной политики.
Идентификаторы и классификаторы
Новым толчком для активизации саамского движения также стало проведение в 1953 г. первой Международной саамской конференции, а затем и создание в 1956 г. Союза саамов1. Данная международная организация была создана для объединения усилий по решению общих для саамов проблем. В качестве главной политической цели Союза саамы определили достижение прав на самоопределение и самоуправление, под которыми они понимали получение возможности самим контролировать свою судьбу и принимать участие в принятии решений, касающихся их развития. Более того, в Норвегии, Швеции и Финляндии происходило осознание того, что классическая модель представительной демократии, принципом которой является «один человек — один голос», создает в мультикультурных государствах ситуацию, когда меньшинство оказывается во власти большинства и не имеет возможности быть услышанным [31, p. 6]. Вследствие этого в странах менялось восприятие отношений между большинством и меньшинством.
Список литературы
1. Kymlicka, W. 1996, Multicultural Citizenship: A Liberal Theory of Minority Rights, Oxford, Clarendon Press, 296 p.,. DOI: 10.1093/0198290918.001.0001
2. Lijphart, A. 1977, Democracy in Plural Societies: A Comparative Exploration, New Haven, Yale University Press, 268 p.
3. Brubaker, R. 2004, Ethnicity without Groups, Cambridge, MA and London, England, Harvard University Press, 296 p.,. DOI: 10.4159/9780674258143
4. Тишков, В. А. 2021, Избранные труды: в 5 т. Т. 5: Этнология и политика. Статьи 1989-2021 годов, М., Наука, 639 с.
5. Дробижева, Л. М. 2020, Российская идентичность: поиски определения и динамика распространения, Социологические исследования, № 8, с. 37-50,. DOI: 10.31857/S013216250009460-9 EDN: IZTYSH
6. Осколков, П. В. 2021, Очерки по этнополитологии, М., Аспект Пресс, 175 с. EDN: ROIIEY
7. Minde, H. 2005, Assimilation of the sami - implementation and consequences, Acta Borealia, vol. 20, № 3, p. 121-146,. DOI: 10.1080/08003830310002877
8. Valkonen, J., Valkonen, S., Koivurova, T. 2016, Groupism and the politics of indigeneity: A case study on the Sami debate in Finland, Ethnicities, vol. 17, № 4, p. 526-545,. DOI: 10.1177/1468796816654175
9. Oksanen, A.-A. 2020, The Rise of Indigenous (Pluri-)Nationalism: The Case of the Sámi People, Sociology, vol. 54, № 6, p. 1141-1158,. DOI: 10.1177/0038038520943105 EDN: NJUZEK
10. Lantto, P. 2010, Borders, citizenship and change: The case of the Sami people, 1751-2008, Citizenship Studies, vol. 14, № 5, p. 543-556,. DOI: 10.1080/13621025.2010.506709
11. Nyyssönen, J. 2013, Sami Counter-Narratives of Colonial Finland. Articulation, Reception and the Boundaries of the Politically Possible, Acta Borealia, vol. 30, № 1, p. 101-121,. DOI: 10.1080/08003831.2013.776738
12. Henriksen, J. B. 2008, The Continuous Process of Recognition and Implementation of the Sami People’s Right to Self-Determination, Cambridge Review of International Affairs, vol. 21, № 1, p. 27-40,. DOI: 10.1080/09557570701828402
13. Trosterud, T. 2008, Language Assimilation during the Modernisation Process: Experiences from Norway and North-West Russia, Acta Borealia, vol. 25, № 2, p. 93-112,. DOI: 10.1080/08003830802496653
14. De Villiers, B. 2021, From Community Autonomy in Hungary to Indigenous Self-Determination in the Outback of Australia: Can Non-Territorial Autonomy Find Traction Down Under?, Journal on Ethnopolitics and Minority Issues in Europe, vol. 20, № 2, p. 1-32,. DOI: 10.53779/WKLF4478 EDN: CYWGVC
15. Nimni, E. 2019, The Twilight of the Two-State Solution in Israel-Palestine: Shared Sovereignty and Nonterritorial Autonomy as the New Dawn, Nationalities Papers, vol. 48, № 2, p. 1-18,. DOI: 10.1017/nps.2019.67
16. Nieguth, T. 2009, An Austrian solution for Canada? Problems and possibilities of national cultural autonomy, Canadian Journal of Political Science, vol. 42, № 1, p. 1-16,. DOI: 10.1017/S0008423909090015
17. Wendt, A. 1999, Social Theory of International Politics, Cambridge, Cambridge University Press, 429 p.,. DOI: 10.1017/CBO9780511612183
18. Onuf, N. 2023, International Theory at the Margins. Neglected Essays, Recurring Themes (Bristol Studies in International Theory), Bristol University Press, 282 p.
19. March, J. G., Olsen, J. P. 1984, The new institutionalism: Organizational factors in political life, The American Political Science Review, vol. 78, № 3, p. 734-749,. DOI: 10.2307/1961840
20. North, D. C. 1996, Institutional change: a framework of analysis, in: North, D. C. (eds.), Social Rules, Routledge, p. 189-201,. DOI: 10.4324/9780429497278-13
21. Gerdner, A. 2021, Ethnic categorisation, identity and perceptions of life among Swedish Samis, Ethnicities, vol. 21, № 6, p. 1113-1139,. DOI: 10.1177/1468796820949284 EDN: UZFKHI
22. Belancic, K., Lindgren, E. 2020, Discourses of Functional Bilingualism in the Sami Curriculum in Sweden, International Journal of Bilingual Education and Bilingualism, vol. 23, № 5, p. 601-616,. DOI: 10.1080/13670050.2017.1396283
23. Jaakkola, J. K., Juntunen, S., Näkkäläjärvi, K. 2018, The Holistic Effects of Climate Change on the Culture, Well-Being, and Health of the Saami, the Only Indigenous People in the European Union, Current Environmental Health Reports, vol. 5, № 6, p. 401-417,. DOI: 10.1007/s40572-018-0211-2 EDN: BYSEVB
24. Sarivaara, E., Keskitalo, P. 2016, Mediating Structures in Sámi Language Revitalisation, Social Inclusion, vol. 4, № 1, p. 11-18,. DOI: 10.17645/si.v4i1.359
25. Spitzer, A. J., Selle, P. 2020, Is Nonterritorial Autonomy Wrong for Indigenous Rights? Examining the ‘Territorialisation’ of Sami Power in Norway, International Journal on Minority and Group, Rights, vol. 28, № 3, p. 1-24,. DOI: 10.1163/15718115-bja10009
26. Lundström, C., Teitelbaum, B. R. 2017, Nordic Whiteness: An Introduction, Scandinavian Studies, vol. 89, № 2, p. 151-158,. DOI: 10.5406/scanstud.89.2.0151
27. Josefsen, E. 2022, ‘Sámi Political Shifts. From Assimilation via Invisibility to Indigenization?’, in: McNeish, J. A., Postero, N., Ruckstuhl, K., Nimatuj, I. V. (eds.), The Routledge Handbook of Indigenous Development, Routledge, p. 1-15,. DOI: 10.4324/9781003153085
28. Olsén, L. 2018, ‘Sámi People at Different Levels of Decision-Making Processes in the Global Arctic’, in: Finger, M., Heininen, L. (eds.), The GlobalArctic Handbook, Springer International Publishing, p. 289-306,. DOI: 10.1007/978-3-319-91995-9_17 EDN: YKFKNN
29. Ravna, Ø. 2017, A Cold Rain on the Parade When the Sámi Celebrate 100th Anniversary, Arctic Review on Law and Politics, vol. 8,. DOI: 10.23865/arctic.v8.684
30. Buhre, F., Bjork, C. 2021, Braiding Time: Sami Temporalities for Indigenous Justice, Rhetoric Society Quarterly, vol. 51, № 3, p. 227-236,. DOI: 10.1080/02773945.2021.1918515 EDN: IHFPYQ
31. Josefsen, E. 2010, The Saami and the national parliaments: Channels for political influence, Mexico, IPU and UNDP, 27 p.
32. Josefsen, E., Mörkenstam, U., Saglie, J. 2017, Sametingene - institusjoner for selvbestemmelse, in: Josefsen, E., Mörkenstam, U., Nilsson, R., Saglie, J. (eds.), Ett folk, ulike valg: Sametingsvalg i Norge og Sverige, Oslo, Gyldendal Norsk Forlag, s. 24-55.
33. Andresen, A., Evjen, B., Ryymin, T. 2021, Samenes historie fra 1751 til 2020, Tidsskrift for kjønnsforskning, vol. 45, № 4, s. 232-235,. DOI: 10.18261/issn.1891-1781-2021-04-06 EDN: UTUOXO
34. Yasar, R., Bergmann, F., Lloyd-Smith, A., Schmid, S.-P., Holzinger, K., Kupisch, T. 2023, Experience of discrimination in egalitarian societies: the Sámi and majority populations in Sweden and Norway, Ethnic and Racial Studies, p. 1203-1230,. DOI: 10.1080/01419870.2023.2243313
35. Mörkenstam, U., Josefsen, E., Nilsson, R. 2016, The Nordic Sámediggis and the Limits of Indigenous Self-Determination, Gáldu čála, № 1, p. 4-46.
36. Hwang, K. 2023, The relevance of neo-institutionalism for organizational change, Cogent Social Sciences, vol. 9, № 2,. DOI: 10.1080/23311886.2023.2284239 EDN: AALZWT
37. Traversa, F. 2021, Power and institutional change: From path dependence to theories of gradual change, Revista de Economía Institucional, vol. 23, № 45, p. 83-108,. DOI: 10.18601/01245996.v23n45 EDN: FODFXL
38. Sjølin, R. 1996, Samer och samefrågor i svensk politik. En studie i ickemakt, Umeå, Umeå University, s. 202.
39. Berg-Nordlie, M. 2015, Representativitet i Sápmi. Fire stater, fire tilnærminger til inklusjon av urfolk, in: Bjerkli, B., Selle, P. (eds.), Samepolitikkens utvikling, Oslo, Gyldendal Norsk Forlag, s. 388-418.
40. Lawrence, R., Mörkenstam, U. 2016, Indigenous self-determination through a government agency? The impossible task of the Swedish Sámediggi, International Journal on Minority and Group Rights, vol. 23, № 1, p. 105-127,. DOI: 10.1163/15718115-02301004
41. Bergh, J., Dahlberg, S., Mörkenstam, U., Saglie, J. 2018, Participation in Indigenous Democracy: Voter Turnout in Sámi Parliamentary Elections in Norway and Sweden, Scandinavian Political Studies, vol. 41, № 4, p. 263-287,. DOI: 10.1111/1467-9477.12129
Выпуск
Другие статьи выпуска
Мировой энергетический кризис 2021-2022 гг. оказал влияние на финансовые рынки различных стран. Шок волатильности цен на нефтегазовом рынке стал толчком к трансмиссии кризисных процессов в различных европейских странах, включая страны Балтийского региона. В данной статье для этих стран особенности энергетического кризиса рассмотрены с использованием методологии финансового заражения. Цель исследования заключалась в получении оценок финансового заражения, распространившегося в странах Балтийского региона по каналам фондового рынка в 2021-2022 гг., а также в систематизации мер, направленных на устранение последствий энергетического кризиса и противодействие финансовому заражению. С использованием методов статистического анализа показано современное состояние энергетического рынка стран Балтийского региона и его реакция на конфликт между Россией и Украиной. На базе обобщения ряда публикаций в отношении стран Балтии приведены свидетельства финансового заражения, распространявшегося в разные годы под влиянием различных шоков. Методология финансового заражения была реализована путем построения моделей DCC-GARCH и получения оценок заражения с помощью специальных тестовых статистик. Проведенные расчеты позволили сделать вывод о том, что энергетический кризис привел к финансовому заражению на рынках большинства стран Балтийского региона. В работе были определены причины уязвимости этих стран к финансовому заражению, а также получены дополнительные оценки заражения в отраслевом аспекте. Это позволило сделать выводы о степени устойчивости отдельных секторов экономики к кризису. Различная подверженность финансовому заражению была объяснена степенью зависимости от внешних поставок энергоресурсов и характером антикризисной политики. Для стран Балтийского региона систематизирован набор конкретных антикризисных мер в разрезе домохозяйств и бизнеса, а также показаны направления противодействия финансовому заражению.
В современных информационных обществах явление цифрового неравенства среди населения стало серьезной проблемой, влияющей как на социальный, так и на экономический прогресс. Цель данного исследования - изучение динамики цифрового неравенства в 79 регионах России в период с 2014 по 2021 г. с акцентом на доступ населения к информационно-коммуникационным технологиям. Анализ дисперсий и соответствующих индексов позволяет сделать вывод о сходимости и единообразии в достижении показателей цифрового неравенства населением российских регионов за исследуемый период. Примечательно, что в течение 2014-2021 гг. показатели цифрового неравенства в разных регионах были относительно однородными. Общая тенденция к уменьшению разброса предполагает более стабильную и единообразную динамику показателей по регионам, что свидетельствует о большей стабильности и сходстве траекторий регионального развития. Дисперсионные диаграммы Морана, рассчитанные как для 2014, так и для 2021 г., помогли определить региональные переходы между квадрантами, выявив сдвиги в тенденции к снижению цифрового неравенства среди российских регионов. Регионы, изначально отличавшиеся более низким уровнем развития Интернета, в последующие годы постепенно продвигались в более высокие квадранты диаграммы Морана, что свидетельствует о процессе конвергенции, при котором данные регионы начинают сокращать разрыв с регионами, имеющими более высокий уровень развития Интернета, или даже превосходить их. Это повышение свидетельствует об эффективности правительственных мер и политики, способствующих развитию инфраструктуры Интернета и технологической интеграции в регионах.
Несмотря на то что объединение Германии состоялось более 30 лет назад, взгляд населения восточных и западных земель на внешнюю политику все еще различается. В данной статье рассматриваются причины и предпосылки большей симпатии к России в восточной части ФРГ. В работе рассматривается вопрос влияния политической культуры восточных немцев и торговых связей РФ и новых федеральных земель на отношение к Москве. На основе архивных материалов, периодических изданий ГДР, социальных опросов и интервью автор проверяет гипотезу, что причины большей симпатии восточных немцев к России были заложены в совместном прошлом СССР и Восточной Германии. Распространение в ГДР русского языка и культуры, а также ограниченные контакты граждан двух стран сделали Советский Союз, а позднее и Россию менее чужой и более понятной страной. При этом Москва и Восточный Берлин предпочитали избегать болезненных вопросов, которые могли подорвать двусторонние отношения стран. Автор также сравнивает особенности формирования политики памяти объединенной Германии и ряда других стран Варшавского договора. В связи с тем что ГДР, став частью единой страны, автоматически вступила и в западные структуры, объединенная Германия не обращалась к критике СССР и России для утверждения своей европейской идентичности.
Анализируется роль религии в контексте современной миграционной ситуации в Финляндии. Миграционные европейские кризисы стали вызовом национального масштаба для финского общества и способствовали появлению целого спектра проблем, связанных с интеграцией (им)мигрантов, этническая и/или религиозная принадлежность которых зачастую противопоставляется ценностно-идеологическим основам финской гражданской идентичности. Данное обстоятельство во многом способствует эскалации проявлений расизма и дискриминации в отношении мигрантов со стороны финских граждан и социальных структур. Миграционная служба Финляндии столкнулась с проблемой беспрецедентно высокого числа религиозных обращений из ислама в христианство мигрантами-мусульманами, использующими религиозную конверсию для получения убежища или отмены депортации на родину на основании риска религиозных преследований. Неоднозначность методов оценивания подлинности религиозных убеждений новообращенных христиан вызвала критику со стороны Экуменического совета Финляндии, а возрастание числа решений о депортации иностранных граждан в небезопасные районы разделило финскую общественность на сторонников принятия просителей убежища из мусульманских стран и участников антииммиграционных движений. Основываясь на анализе статистических данных и эмпирического материала, представленного в работах финских исследователей, авторы приходят к выводу, что, несмотря на проявление исламофобии в финском обществе по отношению к мигрантам с «мусульманским происхождением» и возможным негативным последствиям перехода из ислама в христианство, религиозное обращение является популярной, но далеко не всегда эффективной миграционной стратегией. В рамках проведенного исследования выявлено, что религия представляет собой важный аспект социальной консолидации и интеграции инокультурных мигрантов, однако существующая система формирования религиозной идентичности в школьном образовании во многом способствует закреплению в финском обществе противопоставления «своих» и «других» на основе этнорелигиозной принадлежности.
Дания является одной из наиболее привлекательных стран Европы для переселенцев из-за высоких показателей социально-экономического и политического развития датского общества. Увеличение миграционной нагрузки приводит к ужесточению миграционного законодательства страны, направленного в первую очередь на ограничение потока переселенцев из незападных стран, а также на предотвращение их сегрегации и содействие успешной интеграции в принимающее общество. Цель исследования состоит в установлении особенностей размещения иммигрантов и их потомков в Дании на примере переселенцев из африканских государств (Сомали, Марокко, Египта, Ганы, Демократической Республики Конго и Эритреи) в период 2010-2023 гг. Авторами проведен анализ датского законодательства в области миграции. Материалами исследования послужили данные Статистического управления Дании о структуре и направленности миграции в страну, а также материалы о размещении коренного населения и лиц иностранного происхождения по административно-территориальным единицам второго уровня (коммунам). Методика исследования базируется на индексе Херфиндаля - Хиршмана, позволяющем оценить степень территориальной концентрации лиц африканского происхождения, а также индексе Рябцева, демонстрирующем уровень близости структур расселения мигрантов из Африки и их потомков с коренным населением Дании. Полученные данные свидетельствуют о снижении территориальной концентрации африканского населения страны, а также сближении структуры их расселения с таковой у лиц датского происхождения. Интенсивность этих процессов значительно различается в зависимости от статуса переселенцев, длительности их пребывания в Дании, общей численности конкретной африканской диаспоры. Несмотря на деконцентрацию африканского населения и сближение структуры его расселения с датчанами, значения индекса Рябцева остаются высокими - особенно для выходцев из Сомали и Марокко, в отношении которых сохраняется проблема территориальной эксклюзии и сегрегации в «уязвимых жилых районах».
Обратной стороной политики Европейского союза по форсированию четвертого энергетического перехода стал энергетический изоляционизм - стремление к достижению количественных показателей, характеризующих энергетический баланс в отдельных странах, без учета влияния этого стремления на энергетический баланс в соседних странах. В статье в качестве примера энергетического изоляционизма рассматривается выдвинутая в 2022 г. Литвой инициатива, призвавшая три страны Балтии отключиться от энергетического кольца БРЭЛЛ, связывавшего их с Россией и Беларусью, ранее 2025 г., когда они должны были сделать это по плану, разработанному ими ранее. Латвия и Эстония не поддержали инициативу Литвы, которая в результате переговоров, длившихся до середины 2023 г., согласилась придерживаться первоначального плана. Методология, созданная в рамках теории игр, позволяет построить представленную в статье модель этих переговоров, которая является частным случаем модели с тремя участниками, вынужденными сообща выбрать один из трех вариантов исхода переговоров. В прикладном плане эта модель позволяет объяснить, почему провал переговоров с последующим односторонним отключением Литвы от БРЭЛЛ изначально был наименее вероятным вариантом исхода переговоров. В теоретическом плане эта модель заставляет обратить внимание на тот факт, что в случае переговоров между тремя странами Балтии никакие две из них, имеющие схожие позиции, пока не готовы согласиться с не самым выгодным для себя вариантом исхода переговоров даже в том случае, если это позволит третьей стране с иными переговорными позициями избежать необходимости согласиться с наименее выгодным для себя вариантом исхода переговоров. В статье демонстрируется, что подобная неготовность большинства к уступкам в отношении меньшинства становится препятствием для выхода минилатерального сотрудничества стран Балтии на новый уровень, сравнимый с тем, какого достигли, например, Северные страны.
Представлен анализ современной британской военно-политической стратегии в Балтийском регионе. С 2014 г. мы наблюдаем здесь увеличение британского присутствия. Это ведет к возникновению множественных рисков безопасности для России, особенно с 2022 г., поскольку в Великобритании угрозы национальной безопасности поставили в зависимость от политики России на Украине, в Черноморском и Балтийском регионах. Обращая внимание на позиции России на Балтике и в Черноморском регионе, британцы определяли свои приоритеты безопасности, прямо связывая их с ответом на «угрозы со стороны России и стремлением не допустить получения Россией стратегических преимуществ в результате ситуации на Украине», что четко обосновано в Обзоре безопасности от 2023 г. Неслучайно британские военные стратеги стали указывать на связность Балтийского и Черноморского регионов, а также Балтийского и Арктического регионов и необходимость поддерживать безопасность в одной их части за счет решения проблем безопасности в других через вытеснение из них России. Благодаря анализу ключевых британских документов в сфере безопасности в рамках концепции региональных комплексов безопасности автор показывает, как Балтийский регион становится для британских военных стратегов необходимым связующим звеном между Крайним Севером и Восточной Европой. Цель статьи - определить, как интересы Великобритании в сфере безопасности связаны и решаются через взаимодействие со странами Балтийского региона. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1) проанализировать концептуальные и стратегические задачи Великобритании в сфере безопасности и реализации национальных интересов; 2) обозначить роль и место Балтийского региона в общей стратегии Великобритании на международной арене в сфере безопасности; 3) выявить конкретные тактические приемы Великобритании для реализации национальных интересов посредством ее взаимодействия со странами НАТО в регионе.
Издательство
- Издательство
- БФУ
- Регион
- Россия, Калининград
- Почтовый адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- Юр. адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- ФИО
- Федоров Александр Александрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- post@kantiana.ru
- Контактный телефон
- +7 (401) 2595595
- Сайт
- https://kantiana.ru