Анализируется роль религии в контексте современной миграционной ситуации в Финляндии. Миграционные европейские кризисы стали вызовом национального масштаба для финского общества и способствовали появлению целого спектра проблем, связанных с интеграцией (им)мигрантов, этническая и/или религиозная принадлежность которых зачастую противопоставляется ценностно-идеологическим основам финской гражданской идентичности. Данное обстоятельство во многом способствует эскалации проявлений расизма и дискриминации в отношении мигрантов со стороны финских граждан и социальных структур. Миграционная служба Финляндии столкнулась с проблемой беспрецедентно высокого числа религиозных обращений из ислама в христианство мигрантами-мусульманами, использующими религиозную конверсию для получения убежища или отмены депортации на родину на основании риска религиозных преследований. Неоднозначность методов оценивания подлинности религиозных убеждений новообращенных христиан вызвала критику со стороны Экуменического совета Финляндии, а возрастание числа решений о депортации иностранных граждан в небезопасные районы разделило финскую общественность на сторонников принятия просителей убежища из мусульманских стран и участников антииммиграционных движений. Основываясь на анализе статистических данных и эмпирического материала, представленного в работах финских исследователей, авторы приходят к выводу, что, несмотря на проявление исламофобии в финском обществе по отношению к мигрантам с «мусульманским происхождением» и возможным негативным последствиям перехода из ислама в христианство, религиозное обращение является популярной, но далеко не всегда эффективной миграционной стратегией. В рамках проведенного исследования выявлено, что религия представляет собой важный аспект социальной консолидации и интеграции инокультурных мигрантов, однако существующая система формирования религиозной идентичности в школьном образовании во многом способствует закреплению в финском обществе противопоставления «своих» и «других» на основе этнорелигиозной принадлежности.
Идентификаторы и классификаторы
Европейские миграционные кризисы оказали существенное влияние на интеграционную и иммиграционную политику европейских государств. Однако для финского общества, преимущественно однородного в плане этнической, культурной и религиозной принадлежности его граждан, необходимость принять и интегрировать значительный поток просителей убежища с другой этнорелигиозной идентичностью стала проблемой национального уровня. Несмотря на следование финских властей общеевропейским политическим принципам инклюзивности и антидискриминации в отношении мигрантов, общество условно разделилось на сторонников «гостеприимства» в отношении беженцев и поддерживающих националистические антииммиграционные движения. Показательно, что большинство проявлений расизма со стороны как государственных структур и политических партий, так и финских граждан осуществляется в отношении ближневосточных и африканских мигрантов. В отличие от украинских беженцев они в общественном сознании стереотипно ассоциируются с исламским радикализмом и воспринимаются как потенциальная угроза общественной безопасности.
Список литературы
1. Heino, H., Jauhiainen, J. S. 2020, Immigration in the Strategies of Municipalities in Finland, Nordic Journal of Migration Research, vol. 10, № 3, p. 73-89,. DOI: 10.33134/njmr.345 EDN: YBIOMJ
2. Koiranen, I., Äystö, T., Kyyrö, J., Ahonen, T., Hjelm, T. 2023, Kristillisestä valtiosta kulttuuriseen kristillisyyteen: Kristillinen nationalismi 2020-luvun Suomessa, in: Kuivala, P., Sevillano, A. (eds.), Kristinusko ja nationalismi: Kristendom och nationalism, № 113, Helsinki, Suomen kirkko-historiallinen seura, p. 96-129.
3. Näre, L., Abdelhady, D., Irastorza, N. 2022, What Can We Learn from the Reception of Ukrainian Refugees?, Nordic Journal of Migration Research, vol. 12, № 3, p. 255-258,. DOI: 10.33134/njmr.620 EDN: QXKIWM
4. Войников, В. 2023, Ограничения на въезд российских граждан в страны ЕС: политические и правовые аспекты, Современная Европа, № 3, с. 20-32,. DOI: 10.31857/S0201708323030026 EDN: BQTJVS
5. Puuronen, V. 2011, Rasistinen Suomi [Racist Finland], Helsinki, Gaudeamus.
6. Masoud, A., Kurki, T., Brunila, K., Holm, G. 2023, Racialised Integration: Arabic-Speaking Refugees and Immigrants’ Experiences on the Paradoxes of Integration, Nordic Journal of Migration Research, vol. 13, № 1,. DOI: 10.33134/njmr.543 EDN: DEONOV
7. Ryynänen, S., Nortio, E., Varjonen, S. 2024, ‘They Actually do Get More Money’: Using Myths in Justifying Hierarchies in Ethnic Relations, Nordic Journal of Migration Research, vol. 14, № 3,. DOI: 10.33134/njmr.600
8. Martikainen, T. 2014, Muslim immigrants, public religion and developments towards a post secular Finnish welfare state, Scandinavian Journal of Islamic Studies, vol. 8, № 1, p. 98-105,. DOI: 10.7146/tifo.v8i1.25324
9. Сливкина, В. А. 2023, Проблема интеграции мигрантов-мусульман в Италии и Финляндии, Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, № 3, c. 214-227,. DOI: 10.35231/18186653_2023_3_214
10. Wilson, E. K., Mavelli, L. 2019, The refugee crisis and religion: an overview, in: Petersen, M. J., Jensen, S. B. (eds.), Faith in the system? Religion in the (Danish) asylum system, Aalborg Universitetsforlag, p. 19-25.
11. Пронина, Т., Талалаева, Е. 2023, Миграция и религия: основные направления исследований, Государство, религия, церковь в России и за рубежом, т. 41, № 2, с. 7-29,. DOI: 10.22394/2073-7203-2023-41-2-7-29 EDN: FDDIVX
12. Вирккунен, Й., Гаджимурадова, Г. И. 2018, Миграция, экстремизм и террористическая угроза в Финляндии, Современная Европа, № 5 (84), с. 131-141,. DOI: 10.15211/soveurope52018131141 EDN: NBKPFY
13. Korpela, M. 2024, ‘Where Should the Orthodox Christian Go?’ Distinctions Based on Religion and Language in a Finnish International School, Nordic Journal of Migration Research, vol. 14, № 4,. DOI: 10.33134/njmr.607
14. Zacheus, T., Kalalahti, M., Varjo, J., Saarinen, M., Jahnukainen, M., Mäkelä, M.-L., Kivirauma, J. 2019, Discrimination, Harassment and Racism in Finnish Lower Secondary Schools, Nordic Journal of Migration Research, vol. 9, № 1, p. 81-98,. DOI: 10.2478/njmr-2019-0004
15. Bodström, E. 2020, ‘Because Migri Says So’: Legitimation in Negative Asylum Decisions in Finland, Nordic Journal of Migration Research, vol. 10, № 2, p. 5-19,. DOI: 10.33134/njmr.134 EDN: WAWXNH
16. Pirkkalainen, P., Näre, L., Lyytinen, E. 2022, ‘I do not trust any of them anymore’: Institutional distrust and corrective practices in pro-asylum activism in Finland, Current Sociology, vol. 72, № 3,. DOI: 10.1177/00113921221129313
17. Horsti, K., Pirkkalainen, P. 2023, Emotions and Affect in Deportation: The Transformative Power of Social Relationships, Nordic Journal of Migration Research, vol. 13, № 3,. DOI: 10.33134/njmr.714 EDN: BOITUV
18. Шлапеко, Е. А., Кондратьева, С. В. 2021, Миграция как вызов национальной безопасности: проблемы адаптации просителей убежища (опыт г. Торнио, Финляндия), Вестник Томского государственного университета, № 466, с. 150-157,. DOI: 10.17223/15617793/466/18
19. Näre, L. 2020, ‘Finland kills with a pen’ - asylum seekers’ protest against bureaucratic violence as politics of human rights, Citizenship Studies, vol. 24, № 8, p. 979-993,. DOI: 10.1080/13621025.2020.1769559 EDN: DPINKU
20. Gadd, K., Al-Jouranj, H., Pirjatanniemi, E. 2022, Maasta poistamisen oikeudelliset edellytykset ja irakilaisten kokemukset paluusta Irakiin, in: Pirkkalainen, P., Lyytinen, E. (eds.), Suomesta poistetut: Näkökulmia karkotuksiin ja käännytyksiin, Vastapaino, p. 247-270,. DOI: 10.58181/VP9789517689960
21. Horsti, K., Pirkkalainen, P. 2023, Deportability of Christian Converts and the Controversy Over Faith in Finland, Nordic Journal of Migration Research, vol. 13, № 4,. DOI: 10.33134/njmr.586 EDN: CWCEXI
22. Miller, D., Johnstone, P. 2015, Believers in Christ from a Muslim Background: A Global Census, Interdisciplinary Journal of Research on Religion, vol. 11, 10.
23. Marti, G. 2016. ‘I Was a Muslim, But Now I Am a Christian’: Preaching, Legitimation, and Identity Management in a Southern Evangelical Church, Journal for the Scientific Study of Religion, vol. 55, № 2, p. 250-270,. DOI: 10.1111/jssr.12261
24. Stene, N., 2020, Leaving Islam for Christianity: Asylum Seeker Converts, Handbook of Leaving Religion, in: Enstedt, D., Larsson, G., Mantsinen, T. (eds.), Handbook of Leaving Religion, Brill, p. 210-219,. DOI: 10.1163/9789004331471_018
25. Ahonen, T. 2020, Bound to hospitality: An asymmetry of power in the Finnish church asylum movement, Approaching Religion, vol. 10, № 2, р. 158-170,. DOI: 10.30664/ar.92097 EDN: DBPKBX
26. Sakki, I., Pettersson, K. 2018, Managing stake and accountability in Prime Ministers’ accounts of the “refugee crisis”: A longitudinal analysis, Journal of Community and Applied Social Psychology, vol. 28, № 6, p. 406-429,. DOI: 10.1002/casp.2358
27. Crawley, H., Skleparis, D. 2018, Refugees, migrants, neither, both: categorical fetishism and the politics of bounding in Europe’s ‘migration crisis’, Journal of Ethnic and Migration Studies, vol. 44, № 1, p. 48-64,. DOI: 10.1080/1369183X.2017.1348224
28. Талалаева, Е. Ю., Пронина, Т. С. 2024, Модели противодействия сегрегации этноконфессиональных иммигрантских районов в Дании и Швеции, Балтийский регион, т. 16, № 1, c. 81-99,. DOI: 10.5922/2079-8555-2024-1-5 EDN: REKUIX
29. Horsti, K., Saresma, T. 2021, The role of social media in the rise of right-wing populism in Finland, in: Tumber, H., Waisbord, S. (eds.), The Routledge Companion to Media Disinformation and Populism, Routledge.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Мировой энергетический кризис 2021-2022 гг. оказал влияние на финансовые рынки различных стран. Шок волатильности цен на нефтегазовом рынке стал толчком к трансмиссии кризисных процессов в различных европейских странах, включая страны Балтийского региона. В данной статье для этих стран особенности энергетического кризиса рассмотрены с использованием методологии финансового заражения. Цель исследования заключалась в получении оценок финансового заражения, распространившегося в странах Балтийского региона по каналам фондового рынка в 2021-2022 гг., а также в систематизации мер, направленных на устранение последствий энергетического кризиса и противодействие финансовому заражению. С использованием методов статистического анализа показано современное состояние энергетического рынка стран Балтийского региона и его реакция на конфликт между Россией и Украиной. На базе обобщения ряда публикаций в отношении стран Балтии приведены свидетельства финансового заражения, распространявшегося в разные годы под влиянием различных шоков. Методология финансового заражения была реализована путем построения моделей DCC-GARCH и получения оценок заражения с помощью специальных тестовых статистик. Проведенные расчеты позволили сделать вывод о том, что энергетический кризис привел к финансовому заражению на рынках большинства стран Балтийского региона. В работе были определены причины уязвимости этих стран к финансовому заражению, а также получены дополнительные оценки заражения в отраслевом аспекте. Это позволило сделать выводы о степени устойчивости отдельных секторов экономики к кризису. Различная подверженность финансовому заражению была объяснена степенью зависимости от внешних поставок энергоресурсов и характером антикризисной политики. Для стран Балтийского региона систематизирован набор конкретных антикризисных мер в разрезе домохозяйств и бизнеса, а также показаны направления противодействия финансовому заражению.
В современных информационных обществах явление цифрового неравенства среди населения стало серьезной проблемой, влияющей как на социальный, так и на экономический прогресс. Цель данного исследования - изучение динамики цифрового неравенства в 79 регионах России в период с 2014 по 2021 г. с акцентом на доступ населения к информационно-коммуникационным технологиям. Анализ дисперсий и соответствующих индексов позволяет сделать вывод о сходимости и единообразии в достижении показателей цифрового неравенства населением российских регионов за исследуемый период. Примечательно, что в течение 2014-2021 гг. показатели цифрового неравенства в разных регионах были относительно однородными. Общая тенденция к уменьшению разброса предполагает более стабильную и единообразную динамику показателей по регионам, что свидетельствует о большей стабильности и сходстве траекторий регионального развития. Дисперсионные диаграммы Морана, рассчитанные как для 2014, так и для 2021 г., помогли определить региональные переходы между квадрантами, выявив сдвиги в тенденции к снижению цифрового неравенства среди российских регионов. Регионы, изначально отличавшиеся более низким уровнем развития Интернета, в последующие годы постепенно продвигались в более высокие квадранты диаграммы Морана, что свидетельствует о процессе конвергенции, при котором данные регионы начинают сокращать разрыв с регионами, имеющими более высокий уровень развития Интернета, или даже превосходить их. Это повышение свидетельствует об эффективности правительственных мер и политики, способствующих развитию инфраструктуры Интернета и технологической интеграции в регионах.
Несмотря на то что объединение Германии состоялось более 30 лет назад, взгляд населения восточных и западных земель на внешнюю политику все еще различается. В данной статье рассматриваются причины и предпосылки большей симпатии к России в восточной части ФРГ. В работе рассматривается вопрос влияния политической культуры восточных немцев и торговых связей РФ и новых федеральных земель на отношение к Москве. На основе архивных материалов, периодических изданий ГДР, социальных опросов и интервью автор проверяет гипотезу, что причины большей симпатии восточных немцев к России были заложены в совместном прошлом СССР и Восточной Германии. Распространение в ГДР русского языка и культуры, а также ограниченные контакты граждан двух стран сделали Советский Союз, а позднее и Россию менее чужой и более понятной страной. При этом Москва и Восточный Берлин предпочитали избегать болезненных вопросов, которые могли подорвать двусторонние отношения стран. Автор также сравнивает особенности формирования политики памяти объединенной Германии и ряда других стран Варшавского договора. В связи с тем что ГДР, став частью единой страны, автоматически вступила и в западные структуры, объединенная Германия не обращалась к критике СССР и России для утверждения своей европейской идентичности.
Дания является одной из наиболее привлекательных стран Европы для переселенцев из-за высоких показателей социально-экономического и политического развития датского общества. Увеличение миграционной нагрузки приводит к ужесточению миграционного законодательства страны, направленного в первую очередь на ограничение потока переселенцев из незападных стран, а также на предотвращение их сегрегации и содействие успешной интеграции в принимающее общество. Цель исследования состоит в установлении особенностей размещения иммигрантов и их потомков в Дании на примере переселенцев из африканских государств (Сомали, Марокко, Египта, Ганы, Демократической Республики Конго и Эритреи) в период 2010-2023 гг. Авторами проведен анализ датского законодательства в области миграции. Материалами исследования послужили данные Статистического управления Дании о структуре и направленности миграции в страну, а также материалы о размещении коренного населения и лиц иностранного происхождения по административно-территориальным единицам второго уровня (коммунам). Методика исследования базируется на индексе Херфиндаля - Хиршмана, позволяющем оценить степень территориальной концентрации лиц африканского происхождения, а также индексе Рябцева, демонстрирующем уровень близости структур расселения мигрантов из Африки и их потомков с коренным населением Дании. Полученные данные свидетельствуют о снижении территориальной концентрации африканского населения страны, а также сближении структуры их расселения с таковой у лиц датского происхождения. Интенсивность этих процессов значительно различается в зависимости от статуса переселенцев, длительности их пребывания в Дании, общей численности конкретной африканской диаспоры. Несмотря на деконцентрацию африканского населения и сближение структуры его расселения с датчанами, значения индекса Рябцева остаются высокими - особенно для выходцев из Сомали и Марокко, в отношении которых сохраняется проблема территориальной эксклюзии и сегрегации в «уязвимых жилых районах».
Современное понимание представительной демократии включает в себя не только власть большинства, но и защиту прав меньшинств. Одним из таких меньшинств являются коренные народы, в том числе саамское население, проживающее на территории четырех европейских стран, а именно на северных территориях Норвегии, Швеции, Финляндии и России. В данных странах саамам как меньшинству сложно добиться адекватного уровня представительства в традиционных политических структурах, отвечающих за артикуляцию интересов (партиях, парламентах), поэтому были найдены специальные механизмы, которые позволили коренному народу более активно участвовать в процессах принятия политических решений. Цель статьи - изучить эволюцию и особенности политического представительства саамов в Норвегии, Швеции и Финляндии. Выбор стран продиктован трансграничным характером расселения саамов и практикой диффузии институтов политического представительства. Сделан вывод о том, что после Второй мировой войны в развитых странах произошли глобальные трансформации институциональной среды, выразившиеся в отказе от расовой парадигмы, утверждении верховенства демократии и прав человека. В странах Северной Европы в конце XX - начале XXI в. взамен идентичности через конструкт «нордической расы», характерный для первой половины ХХ в., сформировался концепт «арктической идентичности», в центре которого находится понятие индигенности. Саамы, подвергавшиеся насильственной ассимиляции во всех трех странах (дискриминационные политики «шведизации», «норвегизации» и «финизации»), вынужденные с начала ХХ в. бороться за свои права с минимальными шансами на победу над доминирующим дискурсом о расовой неполноценности, в современных условиях оказались бенефициарами изменений, получили особый статус, коллективные права и возможности политического представительства. Однако ряд проблем и дискриминационных практик в отношении саамов остается актуальными и требует решения на уровне государственной политики.
Обратной стороной политики Европейского союза по форсированию четвертого энергетического перехода стал энергетический изоляционизм - стремление к достижению количественных показателей, характеризующих энергетический баланс в отдельных странах, без учета влияния этого стремления на энергетический баланс в соседних странах. В статье в качестве примера энергетического изоляционизма рассматривается выдвинутая в 2022 г. Литвой инициатива, призвавшая три страны Балтии отключиться от энергетического кольца БРЭЛЛ, связывавшего их с Россией и Беларусью, ранее 2025 г., когда они должны были сделать это по плану, разработанному ими ранее. Латвия и Эстония не поддержали инициативу Литвы, которая в результате переговоров, длившихся до середины 2023 г., согласилась придерживаться первоначального плана. Методология, созданная в рамках теории игр, позволяет построить представленную в статье модель этих переговоров, которая является частным случаем модели с тремя участниками, вынужденными сообща выбрать один из трех вариантов исхода переговоров. В прикладном плане эта модель позволяет объяснить, почему провал переговоров с последующим односторонним отключением Литвы от БРЭЛЛ изначально был наименее вероятным вариантом исхода переговоров. В теоретическом плане эта модель заставляет обратить внимание на тот факт, что в случае переговоров между тремя странами Балтии никакие две из них, имеющие схожие позиции, пока не готовы согласиться с не самым выгодным для себя вариантом исхода переговоров даже в том случае, если это позволит третьей стране с иными переговорными позициями избежать необходимости согласиться с наименее выгодным для себя вариантом исхода переговоров. В статье демонстрируется, что подобная неготовность большинства к уступкам в отношении меньшинства становится препятствием для выхода минилатерального сотрудничества стран Балтии на новый уровень, сравнимый с тем, какого достигли, например, Северные страны.
Представлен анализ современной британской военно-политической стратегии в Балтийском регионе. С 2014 г. мы наблюдаем здесь увеличение британского присутствия. Это ведет к возникновению множественных рисков безопасности для России, особенно с 2022 г., поскольку в Великобритании угрозы национальной безопасности поставили в зависимость от политики России на Украине, в Черноморском и Балтийском регионах. Обращая внимание на позиции России на Балтике и в Черноморском регионе, британцы определяли свои приоритеты безопасности, прямо связывая их с ответом на «угрозы со стороны России и стремлением не допустить получения Россией стратегических преимуществ в результате ситуации на Украине», что четко обосновано в Обзоре безопасности от 2023 г. Неслучайно британские военные стратеги стали указывать на связность Балтийского и Черноморского регионов, а также Балтийского и Арктического регионов и необходимость поддерживать безопасность в одной их части за счет решения проблем безопасности в других через вытеснение из них России. Благодаря анализу ключевых британских документов в сфере безопасности в рамках концепции региональных комплексов безопасности автор показывает, как Балтийский регион становится для британских военных стратегов необходимым связующим звеном между Крайним Севером и Восточной Европой. Цель статьи - определить, как интересы Великобритании в сфере безопасности связаны и решаются через взаимодействие со странами Балтийского региона. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1) проанализировать концептуальные и стратегические задачи Великобритании в сфере безопасности и реализации национальных интересов; 2) обозначить роль и место Балтийского региона в общей стратегии Великобритании на международной арене в сфере безопасности; 3) выявить конкретные тактические приемы Великобритании для реализации национальных интересов посредством ее взаимодействия со странами НАТО в регионе.
Издательство
- Издательство
- БФУ
- Регион
- Россия, Калининград
- Почтовый адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- Юр. адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- ФИО
- Федоров Александр Александрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- post@kantiana.ru
- Контактный телефон
- +7 (401) 2595595
- Сайт
- https://kantiana.ru