Статья посвящена актуальной проблеме - поискам методических решений по вовлечению в школьный образовательный процесс культурно-исторического пространства региональной истории - городской среды больших и малых городов России. Рассмотрены практики использования муралов как мест памяти и источников исторической информации. Предложена классификация муралов, обоснована целесообразность их применения при изучении региональной истории на урочных и внеурочных занятиях. Представлена модель деловой игры «Твой город - твой выбор», имеющей междисциплинарный характер. Авторы обосновывают вывод: учебные задания с использованием муралов больших и малых городов России могут стать средством развития исторического мышления, основой для диалога с одноклассниками, родителями, учителями, расширения опыта познавательной деятельности, способствовать гражданской и культурной самоидентификации обучающихся, их ценностных ориентиров.
Идентификаторы и классификаторы
Региональная история сегодня – это ресурс и способ мобилизации исторической памяти, средство иммерсивного погружения в историю судеб людей и исторических событий родного города, села, улицы, дома.
Список литературы
1. Альметьевские муралы - транскрипция знаний ученых, пропущенная через оптику художников: интервью с куратором арт-проекта “Сказки о золотых яблоках” // Полиной Еж. 28.03.2023. URL: https://mydecor.rn/news/art/almetevskie-muraly-transkripciya-znanii-uchenykh-propushennaya-cherez-optiku-khudozhnikov (дата обращения: 15.04.2024).
2. Извеков С. Стена как холст. О чем рассказывают столичные муралы // Ведомости. Город. 11.10.2022. URL: https://www.vedomosti.ru/gorod/culturalcity/articles/stena-kak-holst-o-chem-rasskazivayut-stolichnie-murali (дата обращения: 15.04.2024).
3. Кокорина Е.Г, Саввопуло К.А. Синтетичный характер взаимодействия уличного искусства и классической живописи (на примере муралов с копиями картин И.К. Айвазовского // МедиаVектор. 2023. Вып. 10. С. 50-56.
4. Маслова Н.Н., Нидерман И.А. Методические подходы к преподаванию региональной истории в современной школе // Преподавание истории в школе. 2021. № 7. С. 21-26.
5. Москвоведение 3.0: региональный компонент в образовательном пространстве столицы: коллективная монография. М.: МГПУ; ЗерцалоМ, 2024. 404 с.
6. Пестерева К.А., Хохолова И.С., Кысылбаикова М.И., Васильева А.П. Символика городского пространства: социокогнитивный подход (на материале г. Якутска) // Социодинамика. 2021. № 2. С. 1-15.
7. Половникова А.В., Сорокин А.А. Организация творческой деятельности учащихся: педагогический потенциал курса “Обществознание” // Преподавание истории и обществознания в школе. 2020. № 7. С. 11-16.
8. Сайт Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”. Граффити и муралы на столичных фасадах: год жизни по новым правилам. URL: https://www.hse.ru/news/community/414644213.html (дата обращения: 15.04.2024).
9. Крупнейшие города России-2024: численность населения, места в рейтингах // Сайт РИА-новости. URL: https://ria.ru/20221116/goroda-1832007799.html (дата обращения: 15.04.2024).
10. Сорокин А.А., Половникова А.В., Маслова Н.Н. Изучение отечественной истории в современной школе: трансформация целей, поиск методических решений // Вестник МГПУ. Серия: Исторические науки. 2021. № 3(43). С. 96-108.
11. Указ Президента РФ от 30 июля 2021 г. № 442 “О Межведомственной комиссии по историческому просвещению”.
12. Муралы как “точка сборки” коллективной идентичности горожан: случай Минска. URL: https://otherreferats.allbest.ru/culture/01219597_0.html (дата обращения: 15.04.2024).
13. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей”.
Выпуск
Другие статьи выпуска
20-21 марта 2025г. в Российском государственном социальном университете (РГСУ) состоялись ХХ1Х Социально-педагогические чтения, которые были посвящены творчеству профессора Л. В. Мардахаева. Статья посвящена вкладу Л. В. Мардахаева - выдающегося ученого, основателя научной отечественной школы по направлению «История и теория социальной педагогики» в историю, методологию и технологии развития профессиональной и социальной педагогики. Представлен генезис развития социально-педагогического подхода в педагогике и социальной сфере, описана роль ученого в этом процессе. Путь Л. В. Мардахаева в науке свидетельствует о приверженности его своим идеям по воспитанию молодого поколения. Его научные взгляды характеризуются многогранностью, разносторонностью, широтой позиций, междисциплинарностью, востребованностью. Перспективность развития научных идей Л. В. Мардахаева заключается в ценностных потенциалах его социально-педагогической школы: выделение уровней методологического знания, принципы профессионального образования, развитие профессионального поля в социально-ориентированной направленности, приоритеты социальной педагогики, идеи об особенном социальном мире современного человека.
В статье описано проведение XI Международной научно-практической конференции «Язык и современные проблемы образования», состоявшейся 20-22 февраля 2025 г. на базе Московского педагогического государственного университета, дневной и заочный формат.
В статье описано проведение Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии, экологии и географии в школе и вузе», состоявшейся на базе Государственного университета просвещения 5-7 февраля 2025 г.
В статье описано проведение XVII Международной научно-практической конференции «Шамовские чтения». Содержание многих секций и ключевых докладов обусловлено пониманием необходимости возрождения отечественной теории управления и педагогики в условиях усиливающихся западных санкций и очевидного отказа от безудержной евроинтеграции.
В статье дан анализ теоретических моделей формирования представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогических исследованиях.
В статье раскрывается сущность творческого компонента трудового воспитания младших школьников; освещаются результаты диагностики сформированности творческого компонента трудового воспитания младших школьников; предлагаются методы и средства эффективности данного компонента.
В статье рассматривается процесс патриотического воспитания студентов, определяемый как действенная любовь к Родине, подкрепленный воспоминаниями об историях подвига героев каждой конкретной семьи как дань памяти героизму и мужеству в годы Великой Отечественной войны.
В статье представлен обзор ряда исследователей относительно методов формирования имиджа музыкального образовательного учреждения. Анализируются компоненты имиджа, рассматриваются технологии формирования имиджа музыкального образовательного учреждения.
В статье рассматривается опыт обучения математике в начальной школе в Сингапуре. Анализируются исследования, положенные в основу сингапурской методики, а также целесообразность ее использования в российском образовании.
Актуальность проблемы обусловлена условиями реализации духовно-нравственного направления воспитания дошкольников в условиях введения Федеральной образовательной программы дошкольного образования. В статье рассматриваются некоторые методы использования художественной литературы в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста.
В статье рассмотрено содержание компонентов гражданской идентичности дошкольников. Представлены практико-ориентированные модули формирования основ гражданской идентичности и позитивных межэтнических отношений у дошкольников в соответствии с ФОП ДО.
В статье рассматриваются особенности формирования гражданской идентичности младших школьников как специфического педагогического процесса. Выявляется важная роль региональной культуры как комплексного социокультурного и гражданско-патриотического содержания, доступного для чувственно-образного восприятия младших школьников.
В статье представлено формирование когнитивного компонента эстетического воспитания подростков средствами музыкального эстрадного искусства во внеурочной деятельности. Показывается динамика результатов до и после эмпирического исследования в экспериментальной и контрольной группах.
В статье рассмотрены особенности формирования у детей основ гражданской идентичности в дошкольных образовательных организациях на основе анализа содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФОП ДО.
В статье поднимается вопрос необходимости выделения в методике обучения истории в школе понятия «историческая грамотность»; описываются умения, которые составляют основу данной компетенции. В качестве основного инструмента формирования исторической грамотности рассматриваются познавательные задания, включающие работу с историческими источниками, иллюстративным и картографическим материалом. Приводятся примеры познавательных заданий, которые будут способствовать достижению обучающимися значительного спектра образовательных результатов, включенных в современные стандарты.
В статье рассматриваются вопросы изучения государственного реформирования на уроках истории на уровне основного общего образования (5-9 классы). В качестве эффективного инструмента изучения вопросов государственного реформирования автор выделяет применение методических приемов, включающих работу с текстом исторического источника, иллюстративным материалом, схемами и таблицами. Приводятся примеры методических приемов и познавательных заданий, способствующих достижению образовательных результатов, заявленных в нормативных правовых актах, регулирующих образовательный процесс в Российской Федерации.
Реформирование системы исторического образования XVIII в. предполагало включение в учебный план образовательный учреждений следующих предметов: «Священная история», «Всеобщая история», «Российская история», «Натуральная история». Их взаимосвязь была обусловлена единством объекта - они рассматривали эволюцию человечества в разных аспектах и контекстах. Содержательно доминировала «Священная история». Трудности интеграции указанных предметов были связаны с разными концептуальными основаниями научных знаний, включаемых в новые предметы. Отсюда следовала некоторая противоречивость складывающейся у учеников картины мира. Отбор содержания исторического образования, поиск методов и приемов преподавания предметов исторического цикла, которые активно шли в XVIII в., имеют не только историческое значение: многие «находки» той эпохи нашли отражение в современной методике преподавания курсов истории.
В статье обсуждаются разнонаправленные векторы реформирования высшего педагогического образования, определяющие его состояние и результаты на современном этапе. Описана противоречивость подготовки педагога, связанная с основными подходами к определению цели и содержания высшего педагогического образования. Показана связь обсуждаемых вопросов с историческими аналогиями, касающимися общего образования. Обосновывается необходимость усиления развивающего характера и фундаментализации высшего педагогического образования в процессе его реформирования.
Статья посвящена изучению религиозного воспитания и обучения в древних цивилизациях Средиземноморья, Ближнего и Дальнего Востока.
В статье рассматриваются особенности педагогического волонтерства и его роль в подготовке будущих учителей начальных классов к осуществлению воспитательной деятельности. Описан опыт работы педагогов Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского в этом направлении.
В статье дано описание вариантов организации практической подготовки обучающихся на практических занятиях и во время проведения практик. Особое внимание уделено учебной практике (предметно-содержательной).
Научно-технический прогресс характеризуется широким внедрением цифровых технологий во все сферы социально-экономической жизни общества. Развитие цифровых технологий в сфере образования диктуется актуальностью и становится неотъемлемым условием успешного развития профессиональной деятельности человека. Использование новых информационно-коммуникационных технологий является начальным условием для дальнейшего развития цифровизации в педагогике.
В статье раскрывается проблема формирования у детей способов самовыражения. Дается определение понятия «самовыражение». Проводится обзор психолого-педагогической литературы, посвященной изучению данной проблемы. Очерчивается область научных отраслей, в рамках которых ведутся исследования в области формирования способов самовыражения. Установлено, что вся информация, которую дети передают через различные способы самовыражения, обеспечивает им содержательное взаимодействие с другими людьми (сверстниками, взрослыми). Передавая сведения о себе, дети подтверждают свое бытие как субъекта, вовлеченного в социальные взаимодействия. Доказано, что именно самовыражение ребенка направлено на отображение его восприятия мира, взгляда на реальность и отношения к окружающему миру (предметному миру, миру природы, миру взрослых, миру детства), позволяет понимать многообразие действительности в его связях и закономерностях. Уточнено, что организация работы как целостной системы предусматривает, в первую очередь, ее рациональную структуризацию. При этом необходимо учитывать, что в педагогической системе рациональность структуры определяется рациональностью отбора содержания, условий, методов и приемов работы. Показано, что если создать соответствующие благоприятные условия, где ребенок поставлен перед понятной, близкой и интересной для него задачей, он может показать себя как активного участника общения со сверстниками и взрослыми, обладающего уникальностью, оригинальностью, талантами, возможностью представить свои достижения в конкретной деятельности. На основе использования комплекса методов и приемов исследована их роль в формировании у детей способов самовыражения. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях социального развития детей, их социальной активности.
В статье анализируются проблемы модернизации гуманитарной сферы в контексте новой парадигмы современного образования - от адаптации к преадаптации. Преадаптация как результат образования рассматривается с учетом вызовов цифровизации и неопределенности, возникновения барьеров на пути инноваций и др. Образование будущего требует обновления его содержания, метапредметности и фундаментальности, осмысленности, понимания над знанием, определения целеполагания, приоритета образовательной модели над экономической моделью. В условиях смешанной реальности вырабатываются новые формы обучения и компетенции. Новая школа находится в поисках смыслов с учетом тенденций развития глобального мира. Субъектность выступает одним из результатов образования. Собственная познавательная деятельность есть источник развития формирования преадаптивного поведения посредством технологий.
В статье поднимается проблема повышения оздоровительного эффекта физкультурных пауз для восстановления зрительной и опорно-двигательной систем школьников, испытывающих негативное воздействие средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в цифровой среде. Рекомендуются средства и техническое оборудование для организации рекреационных мероприятий, упражнений и оздоровительных процедур в перерывах между учебными занятиями с использованием компьютера. Предлагаются методические рекомендации по их проведению с использованием индивидуального и группового методов.
В современном мире цифровые технологии становятся неотъемлемой частью учебного процесса, позволяя совершенствовать процесс преподавания, предоставляя инновационные методы обучения и совместную работу участников образовательного процесса, стимулируя творческий подход и делая образование более интерактивным. Статья посвящена описанию дидактического потенциала онлайн-платформ, обеспечивающих удаленное информационное взаимодействие между субъектами образовательного процесса в условиях цифровой трансформации образования.
В статье рассматриваются вопросы обеспечения единства форм и методов осуществления информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Внимание уделено определению информационно-образовательного пространства предметной области (ИОП ПО). Описаны формы и методы осуществления информационного взаимодействия субъектов образовательного процесса: единство способов доступа к информационным ресурсам; единство средств самоопределения пользователя, его самоидентификации; единство форм и методов осуществления информационного взаимодействия с партнерами по общению в рамках ИОП ПО; наличие единой базы (единого банка) данных научно-педагогической информации.
В условиях цифровой трансформации образования использование информационных и коммуникационных технологий в современном общем образовании актуализирует вопрос изменения характера информационного взаимодействия участников образовательной деятельности с учетом реализации обучения в цифровой образовательной среде. Опыт активного использования электронного обучения подтверждает возможность конвергенции традиционного и дистанционного обучения. Но новые форматы реализации обучения не обеспечены соответствующей нормативной базой.
В статье представлена педагогическая целесообразность разработки научных подходов на становление и развитие цифровой трансформации образования во взаимосвязи теоретических, методических и технологических решений при использовании современных цифровых технологий. Предложен подход к оценке педагогико-эргономического качества образовательных технологий.
Издательство
- Издательство
- МАНПО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 105005, Москва, ул. Радио, д.10 стр 1, каб. 208А
- Юр. адрес
- 109004, г. Москва, Верхняя Радищевская ул., д.16-18
- ФИО
- Артамонова Екатерина Иосифовна (ПРЕЗИДЕНТ)
- E-mail адрес
- manpo@yandex.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 3905412
- Сайт
- http://www.manpo.ru