Статья посвящена проекту «Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение», поддержанному Российским фондом фундаментальных исследований в 2020–2022 годах. Важнейшим результатом проекта являются пять выпусков из запланированной серии изданий. Исследования и публикации проекта основаны главным образом на нотных рукописях государевых певчих дьяков, хранящихся в Оружейной палате Российского государственного архива древних актов. Предваряя публикацию инципитного каталога служб двунадесятым праздникам, составленного Л. В. Кондрашковой, статья раскрывает особенности данной научной работы. Автор обосновывает перспективы дальнейших исследований в этой сфере.
Идентификаторы и классификаторы
Уникальный корпус двух служб, волей императора образовавший сложное целое в рамках одного церковного богослужения, сохранился в семнадцати певческих книгах в Российском государственном архиве древних актов в фонде 396 (Архив Оружейной палаты), оп. 2, ч. 7, № 3744, 3744 а–н, 3750, 3761, 3761-а4. В составе циклов отразилось своеобразное сочетание партесного многоголосия и монодии, характерное для традиций государевых певчих: стихиры являются четырехголосными обработками знаменного распева, а канон, тропари и другие небольшие песнопения распеваются одноголосно греческим распевом.
Список литературы
1 Дневник камер-юнкера Берхгольца, веденный им в России в царствование Петра Великого, с 1721 по 1725 год. Ч. 3. 1723 год. М.: Типография Лазаревского института восточных языков, 1860.
2 Кондрашкова Л. В. Служба 1 января: Новолетию, обрезанию Господню и святителю Василию Великому. Служба Новолетию 1 сентября. Величания и прокимны. Исследование и публикация Лады Кондрашковой / Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение. Вып. 2. М., 2022.
3 Музыка на Полтавскую победу // Памятники русского музыкального искусства. Вып. 2. Сост., публ., иссл. и комментарии Вл. Протопопова М.: Музыка, 1973.
4 Описание погребения блаженной памяти императора Николая с присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров Всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., тип. Journal d Saint-Pétersbourg (Fd Bellizard), 1856.
5 Парфентьев Н. П. Профессиональные музыканты России XVI–XVII веков: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. Челябинск: [б.и.], 1991.
6 Плотникова Н. Ю. О фестивале «Наследие»-2023 // Альманах фестиваля «Наследие»: Памятники русской культуры XVII–XVIII вв.: партесная музыка, литература, театр. 350-летию Петра I. Вып. 1. Фестиваль 2023: итоги и оценки. Санкт-Петербург, 2023. С. 71–73 // Альманах фестиваля «Наследие». С. 97–98. Электронный вариант публикации: https://bit.ly/3RyhB2P [дата обращения 23.04.2024]
7 Плотникова Н. Ю. Петровские торжественные песнопения «Стихи победительные»: к вопросу о расшифровке памятника // Музыкальная археография-2015. Сб. статей / Материалы научно-практической конференции «Звучащий мир Древней Руси» 19–21 ноября 2014 г. / Сост. и науч. ред. Н. В. Заболотная, И. П. Шеховцова. М.: РАМ имени Гнесиных, 2017.
8 Плотникова Н. Ю. Служба благодарственная на заключение Ништадтского мира. Служба святому благоверному великому князю Александру Невскому. Исследование и публикация Натальи Плотниковой / Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение. Вып. 1. М., 2022.
9 Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — первой половины XVIII века: источниковедение, история, теория. М.: Государственный институт искусствознания, 2015.
10 Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом. Т. 2. М.: Университетская типография, 1872.
Выпуск
Другие статьи выпуска
«Реквием» Мечислава (Моисея) Вайнберга соч. 96 для сопрано соло, хора мальчиков, смешанного хора и оркестра на стихи Дмитрия Кедрина, Федерико Гарсиа Лорки, Сары Тисдейл, Мунетоси Фукагавы, Михаила Дудина и Редьярда Киплинга – масштабное кантатно-ораториальное сочинение, в котором сосредоточены основные черты вокально-симфонического стиля композитора. При жизни Вайнберга оно не исполнялось, предметом музыковедческих исследований не становилось. Автор статьи анализирует структуру, основной тематический материал, систему лейтмотивов и семантику сочинения, рассматривая его в контексте классико-романтической музыкальной традиции бытования жанра реквиема.
Данная статья является частью готовящейся коллективной монографии «Пространство Стравинского», в которой рассматриваются новые факты биографии Стравинского его последнего десятилетия, обстоятельства приезда в СССР в 1962 году и многое иное, для чего планируется привлечь новые документы из «Фонда Ф. И. Стравинского и его сыновей».
Материалы переписки И. Ф. Стравинского и П. П. Сувчинского, опубликованные в 2024 году в книге «И. Ф. Стравинский. Переписка с русскими корреспондентами. Том IV», только начинают входить в научный оборот. И в данной статье фактически даются подробные комментарии к цитируемым письмам. И. Ф. Стравинский, уехав в США, живо интересовался новостями парижской музыкальной жизни. В свою очередь П. П. Сувчинский не просто информировал о событиях своего старинного друга, но и взял на себя функцию «охранителя» его творческих интересов. Он также был активным посредником между ним и советскими музыкантами, стремившимися пропагандировать творчество Стравинского на его родине. И, наконец, еще одним сюжетом статьи является тема судьбы архива Стравинского. Позиция П. П. Сувчинского, которого композитор видел в качестве архивариуса, кардинально разошлась со взглядами вдовы, Веры Стравинской, о чем свидетельствует переписка П. П. Сувчинского с племянницей композитора К. Ю. Стравинской, фрагменты из которой публикуются впервые.
Статья, основанная на документах из архива известного музыковеда М. Д. Сабининой, посвящена судьбе монографии «Взаимодействие музыкального и драматического театров в ХХ веке», ожидавшей своего часа 20 лет и опубликованной посмертно. Рассматриваются подготовительные материалы к работе, дающие возможность проникнуть в тайны исследовательского метода, а также не вошедшие в книгу тексты и планы, в том числе возникшие уже после того, как рукопись была отклонена издательством, и представляющие собой творческое развитие первоначального замысла в ином, не столько теоретическом, сколько панорамно-историческом ключе.
Статья посвящена замечательной научной работе музыковеда, доктора искусствоведения и ведущего научного сотрудника ГИИ О. Е. Левашевой. Монография «Эдвард Григ» стала одной из первых биографических книг сектора музыки о зарубежном композиторе. Этапы подготовки материалов научного исследования и защиты издания в качестве докторской диссертации, как выясняется из архивных документов, были связаны с поворотными моментами развития музыкознания в нашей стране. В статье приведены фрагменты живого коллегиального обсуждения проблематики монографии, и шире — сочетания литературных и исторических задач, решаемых музыковедами. Трактовка «научной биографии», предложенная Левашевой, уверенно корреспондирует с сегодняшним днем и способна многое подсказать современным исследователям, избирающим этот жанр.
Ада Григорьевна Айнбиндер — выпускница Российской академии музыки им. Гнесиных, кандидат искусствоведения (тема кандидатской диссертации Ады Григорьевны «Личная библиотека Чайковского как источник изучения его творческой биографии»). Заведующая отделом рукописных и печатных источников Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания.
Мемориальный очерк о многолетней сотруднице Государственного института искусствознания, докторе искусствоведения Марине Павловне Рахмановой (1947–2022).
В этой подборке представлены материалы разных жанров, — очерк, интервью, статьи, — объединенные общей темой памяти о личности и трудах коллег. Все они были частью программы Круглого стола сектора истории музыки «Памятные даты 2022/2023», прошедшего 30 ноября 2022 года.
* Первая часть публикации — в предыдущем выпуске журнала: https://bit. ly/3xs4XLR.
Данные материалы представляют собой результат исследования рукописей государевых певчих дьяков в Архиве Оружейной палаты в Российском государственном архиве древних актов. В этих рукописях зафиксированы песнопения трех двунадесятых праздников: Рождества Богородицы, Воздвижения Креста Господня, Введения во храм Пресвятой Богородицы. Впервые выполнено описание 37 певческих книг – партий дискантов, альтов, теноров и басов, с учетом их названий, формата, блока и переплета, использующихся ключей, имеющихся записей и особенностей состава. Специфика рукописного собрания государевых певчих отражается в источниковедческих таблицах с полистным описанием, указанием заголовков песнопений, их гласов, места в службе и т. п. Впервые публикуются инципиты всех песнопений, как многоголосных, так и одноголосных, а также фотокопии рукописей.
Издательство
- Издательство
- ГИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125375, г Москва, Тверской р-н, Козицкий пер, д 5
- Юр. адрес
- 125375, г Москва, Тверской р-н, Козицкий пер, д 5
- ФИО
- Сиповская Наталия Владимировна (Директор)
- E-mail адрес
- institut@sias.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6940371
- Сайт
- https://sias.ru/