Статья, основанная на документах из архива известного музыковеда М. Д. Сабининой, посвящена судьбе монографии «Взаимодействие музыкального и драматического театров в ХХ веке», ожидавшей своего часа 20 лет и опубликованной посмертно. Рассматриваются подготовительные материалы к работе, дающие возможность проникнуть в тайны исследовательского метода, а также не вошедшие в книгу тексты и планы, в том числе возникшие уже после того, как рукопись была отклонена издательством, и представляющие собой творческое развитие первоначального замысла в ином, не столько теоретическом, сколько панорамно-историческом ключе.
The article, based on materials from the archive of the outstanding musicologist Marina Sabinina, deals with the fate of her monograph The Interaction of Music Theatre and Drama Theatre in the Twentieth Century, which was published posthumously, twenty years after being completed. The author of the article has examined preparatory materials that provide valuable insights into the research method, as well as texts and projects that did not feature in the book’s final version (including those that appeared after the manuscript had been rejected by the publishing house). Judging by these materials, the original concept was developed by M. Sabinina in a panoramic-historical rather than theoretical vein.
Идентификаторы и классификаторы
В рукописном собрании РНММ к «Взаимодействию…», каким оно увидело свет, относится ряд документов, среди них собственно чистовая машинопись 1983 года (№ 36, 341 л.), подготовительные фрагменты к ней (№ 34, машиноп. с правкой, 66 л.) и законченная статья «Мейерхольд и музыка» (№ 32, машиноп. с правкой, 22 л.8 ), частично «впитанная» книгой. Сюда же следует причислить такую «косвенную улику», как выписки (№ 35, рукоп., 4 л.) из книги Х. Штуккеншмидта «Опера в нынешнее время» (Oper in dieser Zeit, 1964), упоминаемой на страницах работы неоднократно, начиная со с. 84. На русском языке этот публицистический сборник не издавался.
Список литературы
1 Баева А. А., Берченко Р. Э., Шахназарова Н. Г. От редакторов // Сабинина М. Д. Взаимодействие музыкального и драматического театров в ХХ веке. М.: Композитор, 2003. С. 3–4.
2 Глумов А. Н. Музыка в русском драматическом театре. Исторические очерки. М.: Музгиз, 1955. 484 с.
3 Головашенко Ю. А. Режиссерское искусство Таирова. М.: Искусство, 1970. 352 с.
4 Головинский Г. Л., Сабинина М. Д. Модест Петрович Мусоргский. М.: Музыка, 1998. 730 с.
5 «Мои танцы — эксцентрического характера…» Три танца Валентина Парнаха в спектаклях Мейерхольда: «Жирафовидный истукан», «Этажи иероглифов» и «Эпопея» / Публ., вступ. статья и коммент. О. Н. Купцовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. Вып. 6. М.: Индрик, 2014. С. 534–554.
6 Рудницкий К. Л. Русское режиссерское искусство. 1908–1917. М.: Наука, 1990. 280 с.
7 Сабинина М. Д. «Семен Котко» и проблемы оперной драматургии Прокофьева. М.: Советский композитор, 1963. 292 с.
8 Сабинина М. Д. Шостакович-симфонист. Драматургия, эстетика, стиль. М.: Музыка, 1976. 480 с.
9 Сабинина М. Д. Взаимодействие музыкального и драматического театров в ХХ веке. М.: Композитор, 2003. 328 с.
10 Сабинина М. Д. О Давиде Ойстрахе… / Публ. и вст. ст. О. П. Кузиной // Альманах «Труды музея». М.: Композитор, 2013. С. 187–278.
11 Селицкий А. Я. М. Д. Сабинина («Талант покорять сердца без всяких усилий») // Южно-российский музыкальный альманах. 2008 № 5. С. 231–241.
12 Таиров А. Я. О театре / Сост. и комм. Ю. А. Головашенко. М.: ВТО, 1970. 604 с.
13 Таршис Н. А. Музыка драматического спектакля. Л.: Искусство, 1978. 128 с. Переизд: СПб., СПбГАТИ, 2010.
14 Черкашина-Губаренко М. Р. Она была для меня образцом во всем. Воспоминания о Марине Сабининой // Музыкальная академия. 2019. № 2 (762). С. 143–150.
15 Шахназарова Н. Г. О Марине — какой я ее знала // Музыкальная академия. 2000. № 3. С. 47–49.
1 Bayeva A., Berchenko R., Shakhnazarova N. Ot redaktorov [From the Editors] // Sabinina M. Vzaimodeystvie muzïkal’nogo i dramaticheskogo teatrov v XX veke [Interaction of Music Theatre and Drama Theatre in the Twentieth Century]. Moscow: Kompozitor, 2003. P. 3–4.
2 Glumov A. Muzïka v russkom dramaticheskom teatre. Istoricheskie ocherki [Music in Russian Drama Theatre. Historical Essays]. Moscow: Muzgiz, 1955.
3 Golovashenko Yu. Rezhisserskoe iskusstvo Tairova [Tairov’s Art as a Theatre Director]. Moscow: Iskusstvo, 1970.
4 Golovinskiy G., Sabinina M. Modest Petrovich Musorgskiy. Moscow: Muzïka, 1998.
5 ‘Moi tancï — ēkscentricheskogo kharaktera…’ Tri tanca Valentina Parnakha v spektaklyakh Meyerkhol’da: ‘Zhirafovidnïy istukan’, ‘Ētazhi ieroglifov’ i ‘Ēpopeya’ [‘My dances are of eccentric character…’ Three dances by Valentin Parnakh in Meyerhold’s productions: The Giraffe Idol, The Hieroglyphic Floors, and The Epic] / Edited and commented by O. Kupcova // Mnemozina. Dokumentï i faktï iz istorii otechestvennogo teatra XX veka [Mnemosyne. Documents and Facts from the History of the 20th Century Russian Theatre] / Compiled and edited by V. Ivanov. Vol. 6. Moscow: Indrik, 2014. P. 534–554.
6 Rudnickiy K. Russkoe rezhisserskoe iskusstvo. 1908–1917 [Russian Art of Theatre Direction]. Moscow: Nauka [Science], 1990.
7 Sabinina M. ‘Semen Kotko’ i problemï opernoy dramaturgii Prokof’yeva [Semen Kotko and Problems of Prokofiev’s Opera Dramaturgy]. Moscow: Sovetskiy Kompozitor, 1963.
8 Sabinina M. Shostakovich-simfonist. Dramaturgiya, ēstetika, stil’ [Shostakovich the Symphonist. Dramaturgy, Aesthetic, Style]. Moscow: Muzïka, 1976.
9 Sabinina M. Vzaimodeystvie muzïkal’nogo i dramaticheskogo teatrov v XX veke [Interaction of Music Theatre and Drama Theatre in the Twentieth Century]. Moscow: Kompozitor, 2003.
10 Sabinina M. O Davide Oystrakhe… [On David Oistrakh] / Published and prefaced by O. Kuzina // Al’manakh ‘Trudï muzeya’ [Almanac ‘Proceedings of the Museum’]. Moscow: Kompozitor, 2013. P. 187–278.
11 Selickiy A. M. D. Sabinina (‘Talant pokoryat’ serdca bez vsyakikh usiliy’) [Marina Sabinina. A talent to win hearts without any effort] // Yuzhno-rossiyskiy muzïkal’nïy al’manakh [South-Russian Musical Almanac]. 2008. No. 5. P. 231–241.
12 Tairov A. O teatre [On Theatre] / Compiled and commented by Yu. Golovashenko. Moscow: VTO [All-Russian Theatre Society], 1970.
13 Tarshis N. Muzïka dramaticheskogo spektaklya [Music of a Drama Performance]. Leningrad: Iskusstvo, 1978. Reissue: Saint Petersburg, SPbGATI, 2010.
14 Cherkashina-Gubarenko M. Ona bïla dlya menya obrazcom vo vsem. Vospominaniya o Marine Sabininoy [She was a model for me in everything. Recollections of Marina Sabinina] // Muzïkal’naya Akademiya [The Music Academy]. 2019. No. 2 (762). P. 143–150.
15 Shakhnazarova N. O Marine — kakoy ya ee znala [About Marina — as I knew her] // Muzïkal’naya Akademiya [The Music Academy]. 2000. No. 3. P. 47–49.
Выпуск
Другие статьи выпуска
«Реквием» Мечислава (Моисея) Вайнберга соч. 96 для сопрано соло, хора мальчиков, смешанного хора и оркестра на стихи Дмитрия Кедрина, Федерико Гарсиа Лорки, Сары Тисдейл, Мунетоси Фукагавы, Михаила Дудина и Редьярда Киплинга – масштабное кантатно-ораториальное сочинение, в котором сосредоточены основные черты вокально-симфонического стиля композитора. При жизни Вайнберга оно не исполнялось, предметом музыковедческих исследований не становилось. Автор статьи анализирует структуру, основной тематический материал, систему лейтмотивов и семантику сочинения, рассматривая его в контексте классико-романтической музыкальной традиции бытования жанра реквиема.
Данная статья является частью готовящейся коллективной монографии «Пространство Стравинского», в которой рассматриваются новые факты биографии Стравинского его последнего десятилетия, обстоятельства приезда в СССР в 1962 году и многое иное, для чего планируется привлечь новые документы из «Фонда Ф. И. Стравинского и его сыновей».
Материалы переписки И. Ф. Стравинского и П. П. Сувчинского, опубликованные в 2024 году в книге «И. Ф. Стравинский. Переписка с русскими корреспондентами. Том IV», только начинают входить в научный оборот. И в данной статье фактически даются подробные комментарии к цитируемым письмам. И. Ф. Стравинский, уехав в США, живо интересовался новостями парижской музыкальной жизни. В свою очередь П. П. Сувчинский не просто информировал о событиях своего старинного друга, но и взял на себя функцию «охранителя» его творческих интересов. Он также был активным посредником между ним и советскими музыкантами, стремившимися пропагандировать творчество Стравинского на его родине. И, наконец, еще одним сюжетом статьи является тема судьбы архива Стравинского. Позиция П. П. Сувчинского, которого композитор видел в качестве архивариуса, кардинально разошлась со взглядами вдовы, Веры Стравинской, о чем свидетельствует переписка П. П. Сувчинского с племянницей композитора К. Ю. Стравинской, фрагменты из которой публикуются впервые.
Статья посвящена замечательной научной работе музыковеда, доктора искусствоведения и ведущего научного сотрудника ГИИ О. Е. Левашевой. Монография «Эдвард Григ» стала одной из первых биографических книг сектора музыки о зарубежном композиторе. Этапы подготовки материалов научного исследования и защиты издания в качестве докторской диссертации, как выясняется из архивных документов, были связаны с поворотными моментами развития музыкознания в нашей стране. В статье приведены фрагменты живого коллегиального обсуждения проблематики монографии, и шире — сочетания литературных и исторических задач, решаемых музыковедами. Трактовка «научной биографии», предложенная Левашевой, уверенно корреспондирует с сегодняшним днем и способна многое подсказать современным исследователям, избирающим этот жанр.
Ада Григорьевна Айнбиндер — выпускница Российской академии музыки им. Гнесиных, кандидат искусствоведения (тема кандидатской диссертации Ады Григорьевны «Личная библиотека Чайковского как источник изучения его творческой биографии»). Заведующая отделом рукописных и печатных источников Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания.
Мемориальный очерк о многолетней сотруднице Государственного института искусствознания, докторе искусствоведения Марине Павловне Рахмановой (1947–2022).
В этой подборке представлены материалы разных жанров, — очерк, интервью, статьи, — объединенные общей темой памяти о личности и трудах коллег. Все они были частью программы Круглого стола сектора истории музыки «Памятные даты 2022/2023», прошедшего 30 ноября 2022 года.
* Первая часть публикации — в предыдущем выпуске журнала: https://bit. ly/3xs4XLR.
Данные материалы представляют собой результат исследования рукописей государевых певчих дьяков в Архиве Оружейной палаты в Российском государственном архиве древних актов. В этих рукописях зафиксированы песнопения трех двунадесятых праздников: Рождества Богородицы, Воздвижения Креста Господня, Введения во храм Пресвятой Богородицы. Впервые выполнено описание 37 певческих книг – партий дискантов, альтов, теноров и басов, с учетом их названий, формата, блока и переплета, использующихся ключей, имеющихся записей и особенностей состава. Специфика рукописного собрания государевых певчих отражается в источниковедческих таблицах с полистным описанием, указанием заголовков песнопений, их гласов, места в службе и т. п. Впервые публикуются инципиты всех песнопений, как многоголосных, так и одноголосных, а также фотокопии рукописей.
Статья посвящена проекту «Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение», поддержанному Российским фондом фундаментальных исследований в 2020–2022 годах. Важнейшим результатом проекта являются пять выпусков из запланированной серии изданий. Исследования и публикации проекта основаны главным образом на нотных рукописях государевых певчих дьяков, хранящихся в Оружейной палате Российского государственного архива древних актов. Предваряя публикацию инципитного каталога служб двунадесятым праздникам, составленного Л. В. Кондрашковой, статья раскрывает особенности данной научной работы. Автор обосновывает перспективы дальнейших исследований в этой сфере.
Издательство
- Издательство
- ГИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125375, г Москва, Тверской р-н, Козицкий пер, д 5
- Юр. адрес
- 125375, г Москва, Тверской р-н, Козицкий пер, д 5
- ФИО
- Сиповская Наталия Владимировна (Директор)
- E-mail адрес
- institut@sias.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6940371
- Сайт
- https://sias.ru/