В статье рассматриваются особенности взаимодействия политических партий Румынии и Республики Молдова с начала 90-х годов до наших дней. Показано, что высокая степень вовлеченности Румынии в политические процессы в Молдове формирует особые условия для межпартийного взаимодействия. Рассматриваются основные темы, которые лежат в основе сотрудничества политических партий двух стран, а также основные направления сотрудничества: образовательные проекты, межпартийный диалог разного уровня, деятельность румынских партий на территории Республики Молдова, включение молдавских политиков в избирательный процесс Румынии
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 32. Политика
В новых политических реалиях сотрудничество Румынии и Республики Молдова выходит на качественно новый уровень, что связано с трансформацией основ существующего мирового порядка и актуализацией украинского фактора в системе международных отношений после начала проведения Российской Федерацией Специальной военной операции на территории Украины. В условиях кардинальных и динамичных изменений в регионе произошла интенсификация взаимодействия между политическими партиями Румынии и Молдовы, выступающими ключевыми акторами политических процессов в парламентских и смешанных республиках и влияющими на процесс принятия решений.
Список литературы
1. Гуселетов Б.П. Итоги парламентских выборов в Румынии. Аналитическая записка ИЕ РАН № 46, 2020 (№ 229), сс. 1-8. EDN: GPIEDG
Guseletov B.P. Results of parliamentary elections in Romania. Analytical note of IE RAS No. 46, 2020 (no. 229), pp. 1-8. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.15211/analytics462020 EDN: GPIEDG
2. Бардин А.Л., Баринов И.И. Проблемы национального развития и консолидации политических пространств (на примере Молдовы и Румынии). Полис. Политические исследования, 2018, № 6, сс. 99-111. EDN: YNKEUH
Bardin A.L., Barinov I.I. Problems of National Development and Consolidation of Political Spaces (on the Example of Moldova and Romania). Polis, Political studies, 2018, no. 6, рр. 99-111. (In Russ.) Available at: https://doi. org/. DOI: 10.17976/jpps/2018.06.07 EDN: YNKEUH
3. Азаренкова А.А. Генезис, состояние и перспективы европейской интеграции Румынии и Республики Молдова. Государственное регулирование общественных отношений, 2020, № 4 (34), сс. 48-56. EDN: WDPPTY
Azarenkova A.A. Genesis, state and prospects of European integration of Romania and the Republic of Moldova. State regulation of public relations, 2020, no. 4 (34), pp. 48-56. (In Russ.). EDN: WDPPTY
4. Драган А.И. Политика Румынии в отношении Республика Молдова на современном этапе. Проблемы постсоветского пространства, 2019, т. 6, № 1, сс. 74-83. EDN: ZCHESL
Dragan A.I. Romanian policy towards the Republic of Moldova at the present stage. Post-Soviet Issues, 2019, vol. 6, no. 1, pp. 74-83. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.24975/2313-8920-2019-6-1-74-83 EDN: ZCHESL
5. Corneanu C. România, Rusia și geopolitica conflictului transnistrean. Plural. History. Culture. Society. Journal of History and Geography Department, “Ion Creangă” State Pedagogical University, 2021, № 2, pр. 142-156.
Corneanu C. Romania, Russia and the geopolitics of the Transnistrian conflict. Plural. History. Culture. Society. Journal of History and Geography Department, “Ion Creangă” State Pedagogical University, 2021, no. 2, pр. 142-156. (In Rom.) Available at:. DOI: 10.37710/plural.v9i2_10 EDN: ZRFEZI
6. Татаров Р.А. Приднестровская молдавская республика в региональной палитре формирования зон действия геополитических проектов в Причерноморье. Власть, 2018, № 9, сс. 248-254. EDN: YWGTLN
Tatarov R.A. The Pridnestrovian Moldavian Republic in the regional palette of the formation of geopolitical project zones in the Black Sea region. Vlast, 2018, no. 9, pp. 248-254. (In Russ.). EDN: YWGTLN
7. Miroiu M. Ideologii politice actuale. Iaşi, Polirom, 2012. 472 p.
8. Munteanu I. Political review and parties recommendations legislation for reform in Moldova. Chisinau, 2010. 256 p.
Miroiu M. Current political ideologies. Iasi, Polirom, 2012. 472 p. (In Rom.).
9. Фурман Д.Е. Молдавские молдаване и молдавские румыны. Доклады Института Европы, № 206. Москва, Институт Европы РАН, 2007.134 с. EDN: SIBFSJ
Furman D.E. Moldovan Moldovans and Moldovan Romanians. Reports of the Institute of Europe, no. 206. Moscow, Institute of Europe RAS, 2007. 134 p. (In Russ.).
10. Racheru I. Reunification scenario. Political forces and civil society actors in Romania and the Republic of Moldova that promote the reunification. How realistic is the reunification scenario? Elections 2019 In Moldova: New Challenges and New Opportunities for Cooperation within Ukraine-Moldova-Romania Triangle. 2018, рp. 53-57.
11. Ghibu O. De la Basarabia rusească la Basarabia românească. Cluj, 1926. 197 p.
Ghibu O. From Russian Bessarabia to Romanian Bessarabia. Cluj, 1926. 197 p. (In Rom.).
12. Fruntaşu Iu. O Istorie etnopolitică a Basarabiei. 1812-2002. Chişinău, 2002. 592 p.
Fruntashu Iu. Ethnopolitical history of Bessarabia. 1812-2002. Chisinau, 2002. 592 p. (In Rom.).
13. Шорников П.М. Общинное дело. Материалы к истории русского этнокультурного движения в Молдавии. Назария С.М., науч. ред. и др. Ин-т соц.-полит. исследований и регионального развития, Ассоц. историков и политологов “Pro-Moldova”, Тирасполь, 2019. 224 с.
Shornikov P.M. Community business. Materials for the history of the Russian ethno-cultural movement in Moldova. Nazariya S. M., ed., et al. Institute of Social and Polit. research and development of the region, Assoc. historians and political scientists “Pro-Moldova”. Tiraspol, 2019. 224 p. (In Russ.).
14. Назария С.М. Вопрос о Бессарабии в советско-румынских отношениях в начале 20-х годов и попытки его мифологизации в румынской историографии. Вестник Дагестанского государственного университета, 2013, вып. 4, сс. 39-47. EDN: RBAGWN
Nazariya S.M. The question of Bessarabia in Soviet-Romanian relations in the early 20s and its mythologization in Romanian historiography will follow. Bulletin of the Dagestan State University, 2013, no. 4, pp. 39-47. (In Russ.).
15. Назария С.М. “Объединение” Бессарабии с Румынией в свете международного права и позиция самих бессарабцев. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История.Политология, 2014, № 15 (186), сс. 68-75. EDN: RCADNG
Nazariya S.M. “Unification” of Bessarabia with Romania in the light of international law and the position of the Bessarabians themselves. Scientific sheets of the Belgorod State University. Series: History. Political Science, 2014, no. 15 (186), pp. 68-75. (In Russ.).
16. Kulik A., Pshizova S., eds. Political Parties in Post-Soviet Space: Russia, Belarus, Ukraine, Moldova and the Baltics. London, 2005. 282 p.
17. Емельянов А.И., Родионова А.С. “Мягкая сила” в румыно-молдавских отношениях. Огарев-Online, 2018, № 6 (111), сс. 1-7.
Emelyanov A.I., Rodionova A.S. “Soft power” in Romanian-Moldovan relations. Ogarev-Online, 2018, no. 6 (111), pp. 1-7. (In Russ.).
18. Путинцев И.С. Внешняя политика Румынии после вступления в НАТО и ЕС. Мировая экономика и международные отношения, 2019, т. 63, № 11, cc. 66-75. EDN: GPUUUZ
Putintsev I.S. Foreign policy of Romania after joining NATO and the EU. World Eсonomy and International Relations, 2019, vol. 63, no. 11, pp. 66-75. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.20542/0131-2227-2019-63-11-66-75 EDN: GPUUUZ
19. Великая Н.М., Татаров Р.А. Неизменные союзники и непостоянные интересы: “маятник” нового популизма в Республике Молдова. Современная Европа, 2021, № 4 (140), cc. 43-50. EDN: UEVIPN
Velikaya N.M., Tatarov R.A. Permanent allies and unstable interests: the “pendulum” of the new populism in the Republic of Moldova. Contemporary Europe, 2021, no. 4 (140), pp. 43-50. (In Russ.) 10.15211/ soveurope42021140150. DOI: 10.15211/soveurope42021140150 EDN: UEVIPN
20. Sinteze şi Dezbateri de Politică Externă. Newsletter-ul este realizat de Mădălin Necșuțu, redactor-coordonator. Buletin Lunar, Iunie 2021, no. 6 (184). 11 p.
Foreign Policy Syntheses and Debates. The newsletter is made by Mădălin Necșuțu, editor-coordinator. Monthly Bulletin, June 2021, no. 6 (184). 11 p. (In Rom.).
21. Волкова А.З. Дело террористической группы Илашку. Бендеры, Полиграфист, 2010. 104 с. EDN: QSHJAT
Volkova A.Z. The case of the terrorist group Ilashku. Bendery, Poligrafist, 2010. 104 p. (In Russ.).
22. Ghimpu Gh. Conştiinţa naţională a românilor moldoveni. Chişinău, GARUDA - ART, 2002. 500 p.
Ghimpu Gh. The national consciousness of the Moldovan Romanians. Chisinau, GARUDA - ART, 2002. 500 p. (In Rom.).
23. Marinescu C. Preludiu la aniversarea centenarului Marii Uniri: 1918-2018: “Momente cruciale din lupta românilor pentru independenţă şi unitate naţională. Ecouri internaţionale”. Iaşi, Danaster, 2015. 308 p.
Marinescu C. Prelude to the centenary anniversary of the Great Union: 1918-2018: “Crucial moments in the struggle of the Romanians for independence and national unity. International echoes”. Iasi, Danaster, 2015. 308 p. (In Rom.).
24. История Молдовы. Ассоциация историков и политологов “Pro-Moldova”. Назария С.М., Бенюк В.А., eds. и др. Кишинев, 2016. 747 с.
History of Moldova. Assoc. historians and political scientists “Pro-Moldova”. Nazaria C. M., Benyuk V. A. et al., eds. Chisinau, 2016. 747 p. (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Геополитическое переформатирование Каспийского региона, начавшееся после распада СССР, продолжается. За прошедшие десятилетия сформировались новые транспортные коридоры, сложилась новая архитектура трубопроводов, по которым на внешние рынки поставляются нефть и газ. Страны региона активно наращивают сотрудничество в энергетической сфере, которая остается основой развития для новых прикаспийских государств. Значительные успехи достигнуты в решении ключевой проблемы - международно-правового статуса Каспия. Подписание в 2018 г. Конвенции о правовом статусе Каспийского моря позволило стабилизировать геополитическую ситуацию, определить общие подходы прикаспийских государств к решению проблем региона и наметить пути сотрудничества. Были сформулированы и закреплены ключевые принципы многостороннего взаимодействия в разных областях, а также их приоритет в определении основных направлений развития региона. Саммит глав прикаспийских государств, который прошел в июне 2022 г., сформулировал основные подходы к сотрудничеству в Каспийском регионе. Речь идет о создании многосторонних механизмов взаимодействия и реализации новых инфраструктурных проектов. Вместе с тем в последние годы выявились новые тенденции, которые имеют значительные отличия. Это свидетельствует о высокой динамике процессов, которые происходят на Каспии. В качестве методологической основы исследования использовался системный анализ процессов, происходящих в регионе, с учетом внешнеполитических изменений и роли внерегиональных акторов.
В статье рассматривается развитие сотрудничества между Евросоюзом и Латинской Америкой на современном этапе, имеющее традиционно особый характер для обоих регионов. Автор исследует три института многостороннего взаимодействия, которым отведена ключевая роль в стратегии ЕС по латиноамериканскому направлению: политический диалог, содействие и торговлю. В статье обозначены достижения и препятствия, стоящие на пути сотрудничества, представлены механизмы сотрудничества, запущенные под давлением новых глобальных вызовов. Отдельный раздел статьи посвящен анализу результатов опросов общественного мнения, который отражает отношение Латинской Америки к Евросоюзу и его региональной политике.
Исследуются современные финансовые кризисы и их особенности в странах Латинской Америки. Показываются причины и интенсивность распространения банковских, долговых и валютных кризисов в регионе. Взаимосвязанность кризисов анализируется в контексте эффектов финансового заражения - передачи шоков по разным каналам от одной страны или региона в другую страну или регион. Обсуждаются результаты исследований, свидетельствующие о направленности и масштабах финансового заражения в Латинской Америке. Для отдельных стран на эмпирическом материале приводятся авторские оценки наличия финансового заражения в периоды глобального финансового кризиса 2007-2009 гг. (ГФК) и пандемического кризиса 2020 г., основанные на использовании специальной тестовой статистики. Сделаны выводы о существенных фактах заражения латиноамериканской экономики во время ГФК и ее слабой восприимчивости к пандемическому шоку.
В международном экономическом лексиконе все чаще используется термин “nearshoring” (“ниаршоринг”), означающий распространение бизнеса в его самых различных проявлениях - внешняя торговля, трансграничные инвестиции, передача технологий, аутсорсинг, формирование цепочек добавленной стоимости и т. д. - преимущественно на соседние или близлежащие страны, говоря иначе, - на государства ближнего зарубежья. Этот набирающий силу тренд явился ответом на многочисленные проблемы, возникшие в глобальной экономике и мировой торговле в период пандемии коронавируса COVID-19 и последовавших геополитических потрясений. По сути, процесс неолиберальной глобализации, в течение четырех десятилетий определявший вектор развития и содержание мирохозяйственных связей, перешел в режим пониженной динамики. Латинская Америка, являясь важной частью сложного международного экономического узла, активно участвовала в глобализации, но не стала ее бенефициаром, подобно государствам Азии. Сердцевину экономической модели большинства латиноамериканских стран составляла интенсивная эксплуатация огромных природных ресурсов в интересах мировых рынков. Но это не вывело регион на передовые позиции в глобальной экономике и не решило острых социальных проблем Латинской Америки. Во многом поэтому в нынешних кризисных условиях растущее число латиноамериканских государств готово внести коррективы в модель развития и акцентировать внимание на стратегии “ниаршоринга” - максимально укрепить внутрирегиональное сотрудничество и сделать его генератором ускоренного экономического роста.
В эпоху Си Цзиньпина во внешнеполитическом курсе Китая происходят заметные перемены, стиль китайской дипломатии на мировой арене становится все более наступательным. Это свидетельствует о том, что КНР в ходе активного поиска собственной перспективы развития стремится определить и свое место в мировой политике. В русле популярной в китайской экспертной среде тенденции автор характеризует процесс внешнеполитического самоопределения Китая в понятиях традиционной мысли, настаивая на необходимости должным образом учитывать и использовать “конфигурации силы” (ши), в которых, с точки зрения китайцев, кроются тенденции мирового развития. Адекватный учет данного фактора и действия в соответствии с ним призваны привести не только к реализации должного “пути” (дао) внешней политики Китая, но и успешному подъему страны.
В статье проанализированы новые тенденции и особенности развития международного порядка в области информации и коммуникации (МПИК). Особое внимание уделено исследовательским подходам российских и западных авторов к современным проблемам международной коммуникации. Показаны роль и место МПИК в системе международного (мирового) порядка. Выделены подсистемы согласно основным сферам (функциям) управляющего воздействия и по региональному признаку. Охарактеризовано воздействие на МПИК таких новых тенденций, как усиление роли негосударственных акторов и возрастающее значение внутригосударственной сферы. Предложена периодизация процесса эволюции МПИК с середины XIX до начала XXI в., и выделены семь этапов его развития. Отмечено усиление реалистического подхода к регулированию информационно-коммуникационных технологий. Понятие МПИК рассматривается в статье обособленно от феномена нового международного порядка в области информации и коммуникации.
В статье проводится эмпирическая оценка реального масштаба торгово-экономического поворота России в направлении восточных партнеров, предлагается система критериев его измерения. Показано, что РФ еще не повернулась на Восток, хотя все больше отдаляется от Запада. Расширяющиеся торговые связи с Китаем не соответствуют стратегическим интересам страны, экспортный потенциал в отношениях с Индией реализовать пока не удается, а наиболее активную динамику импорта из России демонстрировали Малайзия и малые азиатские рынки. Поворот приобретает многовекторный характер в направлении Глобального Юга с возрастающей значимостью Ближнего Востока и Северной Африки, а также частично африканских и латиноамериканских стран.
Либеральная модель глобализации, исходящая из “естественности” однополярного мира, по существу, олицетворяет “современное варварство”: устойчивое развитие западной цивилизации априорно мыслится за счет других стран. Ныне ее функционирование наталкивается на сопротивление локальных цивилизаций, чей экономический и политический вес в XXI в. существенно возрос, что позволило незападным странам стать значимыми акторами международных отношений, претендующих на реализацию национальных интересов и устойчивое развитие собственного общества. Между этими странами зарождаются союзы, основанные на альтернативном типе глобализации, предполагающей как взаимовыгодное сотрудничество, так и национальное развитие вне внешнего чьего-либо диктата. Фактически формируется глобо-локальная реальность в контексте становления многополярного мира. Эти процессы востребовали “переоткрытие” сложившихся “универсалистских” подходов к устойчивому развитию человеческой цивилизации: актуализируется исследование взаимовлияния глобальных и локальных факторов, производящих сложные риски устойчивому развитию. Их сложная природа проявляется в том, что под воздействием гибридизации социо-техно-природных реалий, межцивилизационного противоборства они одновременно охватывают ряд сфер жизнедеятельности, накладываясь друг на друга, обретая тем самым интерферентный характер. Ответ на вызовы этих рисков автор видит в актуализации долговременно функционирующих факторов гуманистического толка, которые следует включить в стратегию глобо-локального устойчивого развития России.
Рассмотрены перспективы увеличения масштабов аграрного экспорта России и Казахстана через межгосударственный транспортный коридор с выходом на Китай. Развитие этого направления агрологистики будет способствовать включению во внешнюю торговлю сибирских и уральских регионов РФ, станет важным фактором международного позиционирования Казахстана за счет привлечения транзитных грузов из России. Открытие новых транспортных коридоров актуально в условиях санкционных ограничений в отношении России и необходимости переориентации торговых потоков с недружественными странами на другие направления.
Стратегические материалы критически важны для экономики и национальной обороны. В последнее время глобальные цепочки их поставок оказываются подверженными серьезным рискам сбоев вследствие геополитических конфликтов, форс-мажорных обстоятельств и других факторов, что заставляет США вырабатывать новые стратегии устойчивости и самообеспеченности.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru