Геополитическое переформатирование Каспийского региона, начавшееся после распада СССР, продолжается. За прошедшие десятилетия сформировались новые транспортные коридоры, сложилась новая архитектура трубопроводов, по которым на внешние рынки поставляются нефть и газ. Страны региона активно наращивают сотрудничество в энергетической сфере, которая остается основой развития для новых прикаспийских государств. Значительные успехи достигнуты в решении ключевой проблемы - международно-правового статуса Каспия. Подписание в 2018 г. Конвенции о правовом статусе Каспийского моря позволило стабилизировать геополитическую ситуацию, определить общие подходы прикаспийских государств к решению проблем региона и наметить пути сотрудничества. Были сформулированы и закреплены ключевые принципы многостороннего взаимодействия в разных областях, а также их приоритет в определении основных направлений развития региона. Саммит глав прикаспийских государств, который прошел в июне 2022 г., сформулировал основные подходы к сотрудничеству в Каспийском регионе. Речь идет о создании многосторонних механизмов взаимодействия и реализации новых инфраструктурных проектов. Вместе с тем в последние годы выявились новые тенденции, которые имеют значительные отличия. Это свидетельствует о высокой динамике процессов, которые происходят на Каспии. В качестве методологической основы исследования использовался системный анализ процессов, происходящих в регионе, с учетом внешнеполитических изменений и роли внерегиональных акторов.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 32. Политика
После распада СССР началось кардинальное переформатирование расстановки сил, которые ранее определяли геополитическую ситуацию на Каспии. Вместо СССР и Ирана, на протяжении длительного времени доминировавших в регионе, появилось пять прикаспийских государств. Таким образом, Россия и Иран в реализации своего внешнеполитического курса должны были принимать во внимание политику этих вновь возникших игроков, которые имели собственные интересы в Каспийском регионе [1]. Прикаспийская “пятерка”, в которую наряду с Россией и Ираном вошли Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, стала создавать новую региональную систему международных отношений, при этом роль последних заметно возросла. Опираясь на финансовую и политическую поддержку внешних сил, они приступили к диверсификации торгово-экономических связей. Ключевой задачей стал поиск внерегиональных партнеров, способных оказать политическую и экономическую поддержку.
Список литературы
1. Зонн И.С., Жильцов С.С. Новый Каспий. География, экономика, политика. Москва, Восток-Запад, 2008. 544 с. EDN: QKHYFR
Zonn I.S., Zhiltsov S.S. New Caspian. Geography, Economics, Politics. Moscow, East-West, 2008. 544 p. (In Russ.).
2. Жильцов С.С., Зонн И.С., Рожков И.С. Механизмы решения международно-правового статуса Каспийского моря: история создания и итоги. Каспийский регион: политика, экономика, культура, 2018, №1, сс. 44-49. EDN: XRGISL
Zhiltsov S.S., Zonn I.S., Rozhkov I.S. Mechanisms for resolving the international legal status of the Caspian Sea: the history of creation and results. Caspian region: politics, economics, culture, 2018, no. 1, pp. 44-49. (In Russ.). EDN: XRGISL
3. Рожков И.С. Ретроспектива каспийских саммитов: от стабильности к прогрессу. Проблемы постсоветского пространства, 2017, т. 4, № 3, cc. 210-220. EDN: ZOFVIB
Rozhkov I.S. Retrospective of the Caspian summits: from stability to progress. Post-Soviet Issues, 2017, vol. 4, no. 3, pp. 210-220. (In Russ.). DOI: 10.24975/2313-8920-2017-4-3-210-220 EDN: ZOFVIB
4. Качалова А.В. Основные этапы переговоров по Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир, 2019, № 2, cc. 134-144. EDN: GWSXDB
Kachalova A.V. Main stages of negotiations on the Convention on the Legal Status of the Caspian Sea. Bulletin of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia. Russia and the world, 2019, no. 2, pp. 134-144. (In Russ.).
5. Жильцов С.С., Зонн И.С., Костяной А.Г., Семенов А.В. Каспий. Международно-правовые документы. Москва, Международные отношения, 2018. 568 с.
Zhiltsov S.S., Zonn I.S., Kostyanoi A.G., Semenov A.V. Caspian. International legal documents. Moscow, International Relationships, 2018. 568 p. (In Russ.).
6. Рожков И.С. Каспийское измерение внешней политики России на современном этапе. Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир, 2020, №2, сс. 132-147. EDN: TNYOAJ
Rozhkov I.S. The Caspian Dimension of Russia’s Foreign Policy at the Present Stage. Bulletin of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia. Russia and the world, 2020, no. 2, pp. 132-147. (In Russ.).
7. Orazgaliyev S., Araral E. Conflict and Cooperation in Global Commons: Theory and Evidence from the Caspian Sea. International Journal of the Commons, 2019, vol. 13, no. 2, pp. 962-976. DOI: 10.5334/ijc.914 EDN: MVGETH
8. Жильцов С.С. Стратегия России в Каспийском регионе. Москва, Аспект Пресс, 2020. 304 с.
Zhiltsov S.S. Russia’s strategy in the Caspian region. Moscow, Aspect Press, 2020. 304 p. (In Russ.).
9. Фоменко О. Россия в Каспийском регионе: нефть и политика. Обозреватель, 2001, №7-8, сс. 38-42.
Fomenko O. Russia in the Caspian region: oil and politics. Reviewer, 2001, no. 7-8, pp. 38-42. (In Russ.).
10. Roberts J. Caspian Pipelines. London, The Royal Institute of International Affairs, 1996. 84 p.
11. Жильцов С.С., Зонн И.С. Каспийская трубопроводная геополитика: состояние и реализация. Москва, Восток-Запад, 2008. 320 с.
Zhiltsov S.S., Zonn I.S. Caspian Pipeline Geopolitics: Status and Implementation. Moscow, East-West, 2008. 320 p. (In Russ.).
12. Жильцов С.С. Инфраструктурная политика прикаспийских государств: стратегия развития и геополитические задачи. Центральная Азия и Кавказ, 2021, т. 24, № 2, cc. 75-85. EDN: AHYYGX
Zhiltsov S.S. Infrastructural Policy of the Caspian States: Development Strategy and Geopolitical Tasks. Central Asia and the Caucasus, 2022, vol. 24, no. 2, pp. 75-85. (In Russ.). DOI: 10.37178/ca-c.21.2.06
13. Жильцов С.С. Энергетическая политика Турции в Каспийском регионе. Геоэкономика энергетики, 2021, т. 14, №2, cc. 32-47. EDN: WNFYII
Zhiltsov S.S. Energy policy of Turkey in the Caspian region. Geoeconomics of Energy, 2021, vol. 14, no. 2, pp. 32-47. (In Russ.). DOI: 10.48137/2687-0703_2021_14_2_32
14. Аббасова Н. Азербайджан в январе-ноябре 2021 г. поставил в Турцию свыше 8 млрд кубометров газа. Интерфакс-Азербайджан, 28.01.2022.
Abbasova N. Azerbaijan supplied over 8 billion cubic meters of gas to Turkey in January-November 2021. Interfaks- Azerbajdzhan, 28.01.2022. (In Russ.) Available at: http://interfax.az/view/856941?ysclid=l5jvm3isjy512599973 (accessed 27.06.2022).
15. Свинцова Е. Азербайджан сократил экспорт газа в Турцию и Европу в 2021 году. Нефтегаз, 15.02.2022.
Svintsova E. Azerbaijan cuts gas exports to Turkey and Europe in 2021. Neftegaz, 15.02.2022. (In Russ.) Available at: https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/725531-azerbaydzhan-sokratil-eksport-gaza-v-turtsiyu-i-evropuv-2021- godu/?ysclid=l5jvp6xtx2979637434 (accessed 22.06.2022).
16. Farzalibeyov F. Evolution of the Southern Corridor in the European energy security agenda and policy-making process. International Journal of Global Energy Issues, 2021, vol. 43, no. 1, pp. 55-78. EDN: TAIJYW
17. Жильцов С.С. Каспийским энергоресурсам открыли коридор в Европу. Независимая газета, 12.04.2021.
Zhiltsov S.S. Corridor to Europe opened for Caspian energy resources. Nezavisimaya gazeta, 12.04.2021. (In Russ.) Available at: https://www.ng.ru/energy/2021-04-12/11_8126_europe.html (accessed 26.06.2022).
18. Жильцов С.С. Геополитическое соперничество России и США за европейский газовый рынок. Проблемы постсоветского пространства, 2022, т. 9, №1, cс. 8-19. EDN: CUVNSX
Zhiltsov S.S. Geopolitical Rivalry between Russia and the United States for the European Gas Market. Post-Soviet Issues, 2022, vol. 9, no. 1, pp. 8-19. (In Russ.). DOI: 10.24975/2313-8920-2022-9-1-8-19 EDN: CUVNSX
19. Белухин Н. Туркменистан в газовом плену геополитики. ИАЦ, 05.04.2021.
Belukhin N. Turkmenistan in gas captivity of geopolitics. IAC, 05.04.2021. (In Russ.) Available at: https://ia-centr. ru/experts/nikita-belukhin/turkmenistan-v-gazovom-plenu-geopolitiki/?ysclid=l5jvxpwl6967141509 (accessed 28.06.2022).
20. Суюнбаев М.Н., Узбеков Д.С. Геополитические особенности Центральной Евразии. Бишкек, “Сарыбаев Т.Т”., 2018. 300 с.
Suyunbaev M.N., Uzbekov D.S. Geopolitical features of Central Eurasia. Bishkek, “Sarybaev T. T”., 2018. 300 p. (In Russ.).
21. Лаумулин М.Т. Центральная Азия в эпоху трансформации. Нур-Султан, КИСИ при президенте РК, 2020. 464 с.
Laumulin M.T. Central Asia in the era of transformation. Nur-Sultan, KISS under the President of the Republic of Kazakhstan, 2020. 464 p. (In Russ.).
22. Жильцов С.С. Политика России в Каспийском регионе: вызовы и новые возможности. Международная жизнь, 2022, № 6, cc. 74-83. EDN: BKYKUC
Zhiltsov S.S. Russian Policy in the Caspian Region: Challenges and New Opportunities. The International Affairs, 2022, no. 6, pp. 74-83. (In Russ.).
23. Жильцов С.С. Каспийский регион: итоги развития и новые тенденции. Центральная Азия и Кавказ, 2021, т. 24, №4, cc. 33-42. EDN: VOTCIG
Zhiltsov S.S. The Caspian Region: Development Results and New Trends. Central Asia and the Caucasus, 2021, vol. 24, no. 4, pp. 33-42. (In Russ.). DOI: 10.37178/ca-c.21.4.03 EDN: VOTCIG
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается развитие сотрудничества между Евросоюзом и Латинской Америкой на современном этапе, имеющее традиционно особый характер для обоих регионов. Автор исследует три института многостороннего взаимодействия, которым отведена ключевая роль в стратегии ЕС по латиноамериканскому направлению: политический диалог, содействие и торговлю. В статье обозначены достижения и препятствия, стоящие на пути сотрудничества, представлены механизмы сотрудничества, запущенные под давлением новых глобальных вызовов. Отдельный раздел статьи посвящен анализу результатов опросов общественного мнения, который отражает отношение Латинской Америки к Евросоюзу и его региональной политике.
Исследуются современные финансовые кризисы и их особенности в странах Латинской Америки. Показываются причины и интенсивность распространения банковских, долговых и валютных кризисов в регионе. Взаимосвязанность кризисов анализируется в контексте эффектов финансового заражения - передачи шоков по разным каналам от одной страны или региона в другую страну или регион. Обсуждаются результаты исследований, свидетельствующие о направленности и масштабах финансового заражения в Латинской Америке. Для отдельных стран на эмпирическом материале приводятся авторские оценки наличия финансового заражения в периоды глобального финансового кризиса 2007-2009 гг. (ГФК) и пандемического кризиса 2020 г., основанные на использовании специальной тестовой статистики. Сделаны выводы о существенных фактах заражения латиноамериканской экономики во время ГФК и ее слабой восприимчивости к пандемическому шоку.
В международном экономическом лексиконе все чаще используется термин “nearshoring” (“ниаршоринг”), означающий распространение бизнеса в его самых различных проявлениях - внешняя торговля, трансграничные инвестиции, передача технологий, аутсорсинг, формирование цепочек добавленной стоимости и т. д. - преимущественно на соседние или близлежащие страны, говоря иначе, - на государства ближнего зарубежья. Этот набирающий силу тренд явился ответом на многочисленные проблемы, возникшие в глобальной экономике и мировой торговле в период пандемии коронавируса COVID-19 и последовавших геополитических потрясений. По сути, процесс неолиберальной глобализации, в течение четырех десятилетий определявший вектор развития и содержание мирохозяйственных связей, перешел в режим пониженной динамики. Латинская Америка, являясь важной частью сложного международного экономического узла, активно участвовала в глобализации, но не стала ее бенефициаром, подобно государствам Азии. Сердцевину экономической модели большинства латиноамериканских стран составляла интенсивная эксплуатация огромных природных ресурсов в интересах мировых рынков. Но это не вывело регион на передовые позиции в глобальной экономике и не решило острых социальных проблем Латинской Америки. Во многом поэтому в нынешних кризисных условиях растущее число латиноамериканских государств готово внести коррективы в модель развития и акцентировать внимание на стратегии “ниаршоринга” - максимально укрепить внутрирегиональное сотрудничество и сделать его генератором ускоренного экономического роста.
В эпоху Си Цзиньпина во внешнеполитическом курсе Китая происходят заметные перемены, стиль китайской дипломатии на мировой арене становится все более наступательным. Это свидетельствует о том, что КНР в ходе активного поиска собственной перспективы развития стремится определить и свое место в мировой политике. В русле популярной в китайской экспертной среде тенденции автор характеризует процесс внешнеполитического самоопределения Китая в понятиях традиционной мысли, настаивая на необходимости должным образом учитывать и использовать “конфигурации силы” (ши), в которых, с точки зрения китайцев, кроются тенденции мирового развития. Адекватный учет данного фактора и действия в соответствии с ним призваны привести не только к реализации должного “пути” (дао) внешней политики Китая, но и успешному подъему страны.
В статье проанализированы новые тенденции и особенности развития международного порядка в области информации и коммуникации (МПИК). Особое внимание уделено исследовательским подходам российских и западных авторов к современным проблемам международной коммуникации. Показаны роль и место МПИК в системе международного (мирового) порядка. Выделены подсистемы согласно основным сферам (функциям) управляющего воздействия и по региональному признаку. Охарактеризовано воздействие на МПИК таких новых тенденций, как усиление роли негосударственных акторов и возрастающее значение внутригосударственной сферы. Предложена периодизация процесса эволюции МПИК с середины XIX до начала XXI в., и выделены семь этапов его развития. Отмечено усиление реалистического подхода к регулированию информационно-коммуникационных технологий. Понятие МПИК рассматривается в статье обособленно от феномена нового международного порядка в области информации и коммуникации.
В статье рассматриваются особенности взаимодействия политических партий Румынии и Республики Молдова с начала 90-х годов до наших дней. Показано, что высокая степень вовлеченности Румынии в политические процессы в Молдове формирует особые условия для межпартийного взаимодействия. Рассматриваются основные темы, которые лежат в основе сотрудничества политических партий двух стран, а также основные направления сотрудничества: образовательные проекты, межпартийный диалог разного уровня, деятельность румынских партий на территории Республики Молдова, включение молдавских политиков в избирательный процесс Румынии
В статье проводится эмпирическая оценка реального масштаба торгово-экономического поворота России в направлении восточных партнеров, предлагается система критериев его измерения. Показано, что РФ еще не повернулась на Восток, хотя все больше отдаляется от Запада. Расширяющиеся торговые связи с Китаем не соответствуют стратегическим интересам страны, экспортный потенциал в отношениях с Индией реализовать пока не удается, а наиболее активную динамику импорта из России демонстрировали Малайзия и малые азиатские рынки. Поворот приобретает многовекторный характер в направлении Глобального Юга с возрастающей значимостью Ближнего Востока и Северной Африки, а также частично африканских и латиноамериканских стран.
Либеральная модель глобализации, исходящая из “естественности” однополярного мира, по существу, олицетворяет “современное варварство”: устойчивое развитие западной цивилизации априорно мыслится за счет других стран. Ныне ее функционирование наталкивается на сопротивление локальных цивилизаций, чей экономический и политический вес в XXI в. существенно возрос, что позволило незападным странам стать значимыми акторами международных отношений, претендующих на реализацию национальных интересов и устойчивое развитие собственного общества. Между этими странами зарождаются союзы, основанные на альтернативном типе глобализации, предполагающей как взаимовыгодное сотрудничество, так и национальное развитие вне внешнего чьего-либо диктата. Фактически формируется глобо-локальная реальность в контексте становления многополярного мира. Эти процессы востребовали “переоткрытие” сложившихся “универсалистских” подходов к устойчивому развитию человеческой цивилизации: актуализируется исследование взаимовлияния глобальных и локальных факторов, производящих сложные риски устойчивому развитию. Их сложная природа проявляется в том, что под воздействием гибридизации социо-техно-природных реалий, межцивилизационного противоборства они одновременно охватывают ряд сфер жизнедеятельности, накладываясь друг на друга, обретая тем самым интерферентный характер. Ответ на вызовы этих рисков автор видит в актуализации долговременно функционирующих факторов гуманистического толка, которые следует включить в стратегию глобо-локального устойчивого развития России.
Рассмотрены перспективы увеличения масштабов аграрного экспорта России и Казахстана через межгосударственный транспортный коридор с выходом на Китай. Развитие этого направления агрологистики будет способствовать включению во внешнюю торговлю сибирских и уральских регионов РФ, станет важным фактором международного позиционирования Казахстана за счет привлечения транзитных грузов из России. Открытие новых транспортных коридоров актуально в условиях санкционных ограничений в отношении России и необходимости переориентации торговых потоков с недружественными странами на другие направления.
Стратегические материалы критически важны для экономики и национальной обороны. В последнее время глобальные цепочки их поставок оказываются подверженными серьезным рискам сбоев вследствие геополитических конфликтов, форс-мажорных обстоятельств и других факторов, что заставляет США вырабатывать новые стратегии устойчивости и самообеспеченности.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru