В статье проведен комплексный анализ исторических и актуальных взаимосвязей между Латинской Америкой и блоком НАТО. Рассмотрены латиноамериканские источники Североатлантического договора, попытки реализации аналогов НАТО на региональной почве и вступления на аргентинском примере в состав блока отдельных стран региона. Доказано, что современный профиль отношений данного типа в концентрированном виде реализуется на колумбийском направлении. Проанализирована траектория сближения Колумбии с НАТО и международная реакция на этот процесс. Выделены три базовых сферы, в которых Богота реализует посреднические функции: оперативно-тактическая, образовательная и интеграционная. Сделан вывод о преобладании косвенных связей между регионом и НАТО, которые с возрастанием стратегического внимания альянса к латиноамериканскому сегменту “глобального Юга” в перспективе могут трансформироваться в прямые форматы взаимодействия
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 32. Политика
Нарастание конфронтационной тональности в отношениях России с НАТО и США [1] в последние годы и приближение к пиковым значениям противостояния в 2022 г. актуализируют императив поиска сторонами симметричных и асимметричных ответов на динамично развивающуюся ситуацию с целью сдерживания друг друга. На 36-м саммите НАТО, прошедшем в июне 2022 г. в Мадриде, обозначились явные симптомы усиления стратегического внимания альянса к “глобальному Югу”. Основной приоритет, безусловно, отдается традиционному северному флангу, но наряду с ним все отчетливее звучат мотивы расширения влияния альянса в южном направлении. Органичным элементом данного сегмента мировой системы выступает Латино-Карибская Америка (ЛКА) как полигон развертывания конкурирующих стратегий, с одной стороны, России и Китая, с другой – США и Европейского союза [2].
Список литературы
1. Войтоловский Ф.Г. Стратегия США в меняющемся миропорядке: вызовы для России. Вестник Российской академии наук, 2021, т. 91, № 7, сс. 616-626. EDN: NWGYOY
Voitolovskiy F.G. US Strategy in a Changing World Order: Challenges for Russia. Bulletin of the Russian Academy of Sciences, 2021, vol. 91, no. 7, pp. 616-626. (In Russ.). DOI: 10.31857/S0869587321070148 EDN: NWGYOY
2. Евсеенко А.С. Расширение присутствия КНР и РФ в Латинской Америке как вызов американским интересам. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения, 2022, т. 27, № 2, сс. 163-177. EDN: CMWSUF
Yevseenko A.S. China’s and Russia’s growing footprint in Latin America as a challenge to American interests. Bulletin of the Volgograd State University. Series 4: History. Regional studies. International relationships, 2022, vol. 27, no. 2, pp. 163-177. (In Russ.). DOI: 10.15688/jvolsu4.2022.2.14 EDN: CMWSUF
3. Actis A. La OTAN mira de reojo a Latinoamérica: la “desinformación” de Rusia y la injerencia de China. La Politica Online, 03.06.2022. Available at: https://www.lapoliticaonline.com/espana/politica-es/la-otan-mira-de-reojo-a-latinoamerica-la-desinformacion-de-rusia-y-el-auge-comercial-de-china/ (accessed 14.07.2022).
4. Hinojosa S. El Rey propone a España como nexo de la OTAN con África y América Latina. La Vanguardia, 28.06.2022. Available at: https://www.lavanguardia.com/internacional/20220628/8372301/rey-propone-espana-nexo-otan-africa-america-latina.html (accessed 28.08.2022).
5. Яковлев П.П. Глобальные головоломки: Ибероамерика в меняющемся мире. Москва, ИЛА РАН, 2020. 515 с. EDN: UTLHGB
Yakovlev P.P. Global puzzles: Iberoamerica in a changing world. Moscow, ILA RAS, 2020. 515 p. (In Russ.). DOI: 10.37656/978-5-6043459-6-2
6. Brunnstrom D. Jefe de OTAN dice Brasil y otros países América Latina podrían convertirse en “socios” de la alianza. Reuters, 04.04.2019. Available at: https://www.reuters.com/article/otan-a-latina-brasil-idLTAKCN1RF2WX (accessed 16.07.2022).
7. Селиванов В.Д. Пентагон, НАТО и Латинская Америка. Международная жизнь, 1984, № 6, cс. 49-55.
Selivanov V.D. Pentagon, NATO and Latin America. International Life, 1984, no. 6, pp. 49-55. (In Russ.).
8. Яковлев П.П. Латинская Америка в стратегии империализма США. Москва, Знание, 1984. 63 с.
Yakovlev P.P. Latin America in the strategy of US imperialism. Moscow, Znanie, 1984. 63 p. (In Russ.).
9. Баженова О.А. Бразилия во внешнеполитической паутине Трампа. Социально-гуманитарные знания, 2020, no. 1, сс. 169-178. EDN: TDIJZC
Bazhenova O.A. Brazil in Trump’s foreign policy web. Social and humanitarian knowledge, 2020, no. 1, pp. 169-178. (In Russ.). DOI: 10.34823/SGZ.2020.1.51301 EDN: TDIJZC
10. Баженова О.А. Статус основного союзника США вне НАТО: характеристика, хронология, географическое распространение. Вестник международных организа-ций, 2021, т. 16, no 1, сс. 162-171.
Bazhenova O.A. The Major Non-NATO Ally Status: Characteristics, Chronology, Geo-graphical Distribution. Bulletin of International Organizations, 2021, vol. 16, no. 1, pp. 162-171. (In Russ.). DOI: 10.17323/1996-7845-2021-01-08 EDN: JYEXGI
11. Безерра М. Как далеко намерена продвинуться НАТО? Международная жизнь, 2016, № 5, cc. 71-88. EDN: VPRISZ
Bezerra M. How far does NATO intend to go? International Life, 2016, no. 5, pp. 71-88. (In Russ.). EDN: VPRISZ
12. Krivolapov O.O., Stepanova N.V. La cooperación de EE.UU. con países de América Latina en el ámbito de seguridad antes y después de la llegada de Joseph Biden al poder. Iberoamerica, 2021, no. 4, pp. 58-79. DOI: 10.37656/s20768400-2021-4-03 EDN: NXLRLM
13. Diamint Rut. La OTAN y los desafíos en el Mercosur. Comunidad de seguridad y estabilidad democrática. Buenos Aires, Nuevohacer, 2001. 157 p.
14. Reficco E. Argentina como aliado extra-OTAN de los EE UU: los factores detrás de la alianza. Fundación CIDOB. Afers Internacionals, 1998, no. 42, pp.79-97.
15. Picazo María Victoria. Argentina-EE.UU: balance de la alianza extra-OTAN. Instituto de Relaciones Internacionales. Universidad Nacional de La Plata. 2004. 33 p. Available at: http://sedici.unlp.edu.ar/handle/10915/37040 (accessed 30.07.2022).
16. Larrinaga L.F. Argentina, a New U.S. Non-Nato Ally: Significance and Expectations. Naval War College Review, 2000, vol. 53, no. 2, pp. 125-157. Available at: https://www.jstor.org/stable/44638304 (accessed 30.07.2022). EDN: DFDCTH
17. Haglug G. David. Pensando lo imposible: Why Mexico Should Be the Next New Member of the North Atlantic Treaty Organization. Latin America Policy, 2010, vol. 1, no. 2, pp. 264-283. Available at:. DOI: 10.1111/j.2041-7373.2010.00019.x
18. Broke A. Smith-Windsor, ed. Enduring NATO, Rising Brazil. Managing International Security in a Recalibrating Global Order. NATO Defense College, Italy, 2015. 286 p.
19. Aguilera-Reza G. Expanding the Transatlantic Bond - NATO’s Possible Cooperation with Colombia, Brazil and Mexico. Atlantic Treaty Association. 2015. 56 p. Available at: https://www.academia.edu/19364389/Expanding_the_Transatlantic_Bond_NATO_s_Possible_Cooperation_with_Colombia_Brazil_and_Mexico (accessed 30.07.2022).
20. Torrijos V., Abella J.D. Ventajas y desventajas políticas y militares para Colombia derivadas de su eventual participación en misiones internacionales relacionadas con la OTAN. Revista Científica General José María Córdova, 2017, julio-diciembre, vol. 15, no. 20, pp. 47-82. Available at:. DOI: 10.21830/19006586.175
21. Farfán Castro F.E., Torres N.M.R., Reina J.J., eds. Colombia y La Organización del Tratado del Atlántico Norte. Aproximaciones de Análisis desde la Academia. Bogota, Escuela Superior de Guerra “General Rafael Reyes Prieto”, 2019. 220 p. Available at: https://esdeguelibros.edu.co/index.php/editorial/catalog/view/46/53/779 (accessed 30.07.2022).
22. Gonzalez A.M., Moncada M.A., Reyes Pulido L.O., Mejía Rosas J.L. Colombia y la OTAN: ¿Una alianza estratégica de disuasión o de contención? Revista de Relaciones Internacionales, Estrategia y Seguridad, 2022, vol. 17, no. 1, pp. 87-100. Available at:. DOI: 10.18359/ries.6056 EDN: YZEMHF
23. Meyer Peter J. Brazil: Background and U.S. Relations. Congressional Research Service, Version 5, 10.05.2022. 25 p. Available at: https://sgp.fas.org/crs/row/R46236.pdf (accessed 30.07.2022).
24. Berg C. Rayan. The Future of U.S.-Brazil Security Cooperation: Opportunities Presented by Brazil’s Major Non-NATO Ally Status. Center for Strategic & International Studies. Report. 15.07.2022. Available at: https://www.csis.org/analysis/future-us-brazil-security-cooperation-opportunities-presented-brazils-major-non-nato-ally (accessed 30.07.2022).
25. Ortíz D. Román. La OTAN, América Latina y España: pensar lo impensable. Instituto de Política Internacional. Universidad Francisco de Vitoria. España. Informe № 9. 14.07.2022. 10 p. Available at: https://ipi-ufv.com/wp-content/uploads/2022/07/Madrid-2022_La-OTAN-ante-un-cambio-de-era-9.pdf (accessed 30.07.2022).
26. Lajtman T., García Fernández A., Romano S. ¿Qué hace la OTAN en América Latina? El Centro Estratégico Latinoamericano de Geopolítica, CELAG. 24.03.2022. Available at: https://www.celag.org/que-hace-la-otan-en-america-latina/# (accessed 26.07.2022).
27. Quirós Ugalde R.A. La OTAN tienta a América Latina. Barómetro Latinoamericano, 06.04.2021. Available at: https://rebelion.org/la-otan-tienta-a-america-latina/ (accessed 26.07.2022).
28. Вазюлин В.А. Логика истории: вопросы теории и методологии. Москва, URSS, 2019. 384 c.
Vasyulin V.A. The logic of history: questions of theory and methodology. Moscow, URSS, 2019. 384 p. (In Russ.). ISBN: 978-5-9710-6332-2
29. Сударев В.П. Межамериканская система в очередном тупике? Латинская Америка, 2020, № 7, сс. 6-14. EDN: ZVVTES
Sudarev V.P. The Inter-American System in Another Deadlock? Latin America, 2020, no. 7, pp. 6-14.(In Russ.). DOI: 10.31857/S0044748X0009858-2 EDN: ZVVTES
30. Rondon J.C. El TIAR: el ocaso de un obsoleto tratado. 16.09.2020. Available at: https://elestado.net/2020/06/18/el-tiar-el-ocaso-de-un-obsoleto-tratado-ii/ (accessed 01.08.2022).
31. Arzatti A. La Organización del Tratado del Atlántico Sur. El Universal, México, 31.08.1980.
32. Lukianov D. Expansión rumbo al sur: como la OTAN casi llegó a esclavizar mulitamente a América Latina. 07.02.2019. Available at: https://sputniknews.lat/20190207/brasil-argentina-otas-organizacion-del-tratado-del-atlantico-sur-america-latina-1085317447.html (accessed 01.08.2022).
33. Vitelli M. Gisela. The South American Defense Council: the Building of a Community of Practice for Regional Defense. Revista Brasileira de Política Internacional, 2017, no. 60 (2), pp. 1-17. Available at:. DOI: 10.1590/0034-7329201700202
34. Palacios A. Carta encerra sonho argentino de entrar na OTAN. O Estado de S.Paulo, 30.07.1999.
35. Busaniche J. Faurie: “El gobierno se olvidó de que somos aliados de la OTAN”. Perfil, 27.02.2022. Available at: https://www.perfil.com/noticias/cordoba/faurie-el-gobierno-se-olvido-de-que-somos-aliados-de-la-otan.phtml (accessed 14.08.2022).
36. Rivero F. La OTAN: La Agenda Inconfesable de Biden-Duque. TeleSur, 08.05.2022. Available at: https://www.telesurtv.net/opinion/La-OTAN-La-Agenda-Inconfesable-de-Biden-Duque-20220308-0027.html (accessed 28.08.2022).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлены члены команды академика Александра Александровича Дынкина, который в конце 2006 г. возглавил ИМЭМО. В первую очередь речь идет о его заместителях по научной работе, которые курировали отдельные направления исследований, проводимых в Институте. За экономическую проблематику в Дирекции ИМЭМО отвечали академик Наталья Ивановна Иванова и член-корреспондент РАН Иван Сергеевич Королев. В 2013 г. его сменил член-корреспондент РАН Алексей Владимирович Кузнецов, руководивший одновременно Центром европейских исследований. Кроме того, академик Н. Иванова как первый заместитель директора отвечала, наряду с академиком А. Дынкиным, и за общее положение дел в Институте. Проблематика международно-политических исследований находилась в ведении другого заместителя директора - члена-корреспондента РАН (с 2011 г. - академика) Владимира Георгиевича Барановского. Еще одним заместителем директора по научной работе стал член-корреспондент РАН (с 2016 г. - академик) Василий Васильевич Михеев, сменивший на этом посту Геннадия Илларионовича Чуфрина, который перешел на должность советника РАН. В сферу ответственности В. Михеева входило руководство Центром Азиатско-Тихоокеанских исследований (ЦАТИ), а также курирование Центра по изучению современной Японии и Центра проблем развития и модернизации. В статье прослеживаются биографии этих ученых и организаторов науки, раскрываются их научные достижения, вклад каждого в развитие ИМЭМО и одновременно - их деятельность как команды единомышленников
В июне 2022 г. в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов состоялись XX Международные Лихачевские Чтения, в которых приняли участие многие известные российские и иностранные ученые, политики и дипломаты. По традиции Чтения носили междисциплинарный характер, круг обсуждаемых вопросов был достаточно широк. В нынешнем году существенное внимание было уделено обсуждению происходящих глубоких изменений в мировой экономике и политике, ускорившихся в ходе глобального конфликта между Россией и странами Запада. Редакция публикует краткий обзор некоторых выступлений по данной проблематике, представленных на Чтениях
В статье рассматривается специфика внешней политики тех стран Латинской Америки, в которых к власти пришли президенты левых взглядов. Отмечается, что современные правительства региона далеки от концептуального единства в решении внешнеполитических задач. Кроме того, подверглись заметной корректировке как их риторика, так и практика. Сегодня помимо традиционного для левых антиамериканизма и антинеолиберализма в качестве ориентиров для международного взаимодействия выступают проблематика прав человека и борьба с изменением климата. Особое значение приобретают иные форматы многостороннего взаимодействия и поиск новых основ сотрудничества государств в условиях меняющегося регионального и глобального порядка
В статье анализируется сотрудничество Ирана и России в борьбе с международным терроризмом на современном этапе. Утверждается, что антитеррористическое взаимодействие, особенно в контексте сирийского конфликта, стало основным фактором их сближения. Оба государства пытаются комплексно подойти к борьбе с терроризмом. При этом объем взаимодействия по силовому аспекту превосходит масштабы использования идеолого-психологических инструментов. В работе исследованы правовые основы антитеррористического сотрудничества между Ираном и Россией, определены формы и уровни взаимодействия в реализации комплексной борьбы с терроризмом. Автор прогнозирует функциональное и географическое расширение взаимодействия сторон в контексте антитеррористической стратегии. Важным направлением названа Центральная Азия, являющаяся значимым каналом распространения не только афганских опиатов, но и радикальной идеологии джихадистов. Отмечается, что активизация Ираном своего участия в ШОС и ОДКБ укрепит потенциал этих институтов в борьбе с нетрадиционными угрозами, расширит возможности совместного участия Ирана и России в урегулировании афганского конфликта. Автор приходит к выводу, что наращивание сотрудничества по линии региональных институтов и расширение спектров двустороннего взаимодействия за счет такой сферы, как кибербезопасность, могут способствовать не только развитию ирано-российского антитеррористического сотрудничества, но и качественному улучшению взаимоотношений двух стран в целом
В условиях пробуксовки сирийского политического процесса значимым становится поиск новых форматов и модальностей урегулирования конфликта (военно-политических, социальных, экономических, идеологических). При этом Россия как основной союзник официального Дамаска пока еще далеко не полностью исчерпала свой потенциал содействия в создании надлежащих условий для перехода Сирии к мирной жизни. Автор выдвигает гипотезу о формировании на сирийском примере “матрицы безопасности” с опорой на военнослужащих военной полиции Минобороны России, которые эффективно решают в Сирии военные, миротворческие, гуманитарные и экономические задачи. В результате их деятельности, например, по обеспечению локальных примирений создаются новые реалии постконфликтной социальной жизни. Для доказательства данного предположения использован метод анализа сильных, слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ). Делаются выводы о сохраняющейся зависимости “матрицы безопасности” от внутренних и внешних факторов, включая глубокий раскол сирийского общества и украинский кризис, и в то же время востребованности приобретенного российскими военными в Сирии уникального опыта в контексте формирования миротворческих моделей в зонах других конфликтов с целью укрепления международного авторитета России
В статье исследуются новые тенденции во внешней политике Южной Кореи после смены власти в Сеуле в мае 2022 г., показана роль международных факторов, оказывающих влияние на курс действующей администрации. Рассмотрены вопросы, связанные с укреплением механизмов военной координации между Республикой Корея (РК) и США в свете провала переговоров по денуклеаризации и появления новых угроз со стороны Северной Кореи. Внимание уделено тенденции к выстраиванию “глобального” американо-южнокорейского альянса. Отдельно рассмотрены вопросы, касающиеся политики Южной Кореи в Индо-Тихоокеанском регионе, включая планы интеграции страны в американоцентричные структуры в нем, а также перспективы налаживания взаимодействия в трехстороннем формате РК-США-Япония
Социальная утопия Современности воплотилась в виде базового либерального консенсуса в ценностно-институциональной системе модерного общества, но в ходе реализации обнаружила свои естественные пределы, связанные с завышенными ожиданиями бесконечного прогресса, расширения всеобщих прав, доступа к ресурсам и возможностей. В ситуации упадка капиталистической миросистемы и достижения многих пределов роста, выравнивания технологического и экономического развития обществ Запада и Востока, Юга и Севера, а также завершения западной гегемонии активизируется поисковое конструирование новейших версий Современности, объясняющих и легитимирующих происходящие в глобальном мире перемены. Российское общество заинтересовано в создании и масштабировании своей версии Современности, ориентированной на объяснение закономерностей, снятие накопленных конфликтов и инициацию назревших ценностно-институциональных трансформаций, входящих в фундаментальное противоречие с “расколдованной” идеологией западного мейнстрима, построенной на двойных стандартах. С позиций мейнстрима наблюдаемое усиление нерыночной и недемократической социальной регуляции, возрождение национальных суверенитетов могут описываться только как архаика, отклонение, патология и возврат в прошлое. Однако научный дискурс Запада все чаще сам предстает лишь исторической аналогией неубедительных моральных оправданий феодального порядка, который в свое время упразднили буржуазные революции. Новейшая версия российской Современности может стать соблазняющей и убедительной для глобального мира, если обеспечит нивелирование двойных стандартов и убедительные принципы нового общественного согласия внутри российского общества
Понятие “американская империя” используется для обозначения суверенного неравенства в отношениях между США и рядом второстепенных государств. Сложившиеся подходы к изучению “американской империи” фокусируются на принуждении и насилии как средствах воспроизводства присущего ей неравноправия. В статье исследуются структурные аспекты “американской империи”, позволяющие рассматривать ее в качестве ресурса легитимности доминирования США. Это позволяет выявить механизмы закрепления суверенного неравенства в качестве одного из паттернов международного порядка, сложившегося после холодной войны.
Статья посвящена изучению роли и места Российской Федерации в американских планах по борьбе с глобальным потеплением. В контексте продолжающейся Специальной военной операции России на Украине анализируется возможность использовать наработанный ранее в климатической сфере потенциал взаимодействия между Москвой и Вашингтоном для нормализации двусторонних отношений. Особое внимание уделяется взглядам различных групп американского истэблишмента на российскую климатическую политику и возможности консенсуса по ее использованию в качестве основы для возобновления диалога. Делается вывод о том, что существующие противоречия между группировками не носят непримиримого характера, а климатический трек может стать отправной точкой процесса выстраивания нового формата российско-американских отношений в изменившемся мире
Рассматривается развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) в научной и научно-технической сферах в странах ОЭСР. Здесь все большую роль играют стратегические ГЧП, для которых характерны нацеленность на решение долгосрочных задач инновационного развития, длительные сроки реализации и значительные масштабы, акцент на разработку прорывных технологий, усложнение и расширение функций публичного партнера, а также высокие риски исследований и разработок. Выделены два типа партнерств - институциональные и контрактные, которые образуются на основе Европейских технологических платформ. Анализируются отличительные признаки этих партнерств и особенности функционирования в Рамочных программах ЕС. Разнообразные формы и виды европейских ГЧП могут быть использованы и для решения первоочередных задач инновационного развития России. Это потребует изменений в действующем законодательстве, регулирующем общие принципы и правила образования и функционирования научных и научно-технических ГЧП
Сохраняется разрыв между ролью ведущих стран с формирующимися рынками в мировой экономике и позициями их валют. Показано, что интернационализации национальных валют способствуют такие факторы, как внутренняя финансовая стабильность, относительная развитость национальных финансовых рынков и значимая роль в мировой торговле. На примере Китая показана относительная успешность политики интернационализации юаня, на примере Мексики и России - роль участия в региональных интеграционных объединениях для расширения внешнего обращения национальных валют
Дается характеристика механизма трансграничного углеродного регулирования ЕС (СВАМ). Показано, что он является глобальным по своему охвату, но его легитимность вызывает серьезные сомнения. Предлагаемая в нем система мониторинга и контроля ЕС за производственными процессами в компаниях - экспортерах из третьих стран в части выбросов парниковых газов противоречит международному праву и подрывает их суверенитет. Сделан вывод о том, что СВАМ имеет все признаки дискриминации, протекционизма, ограничения конкуренции в эколого-производственной сфере по отношению к экспортерам
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru