Теракт в «Крокус Сити Холле» стимулировал активную законодательную деятельность, направленную на ужесточение российской миграционной политики. При помощи анализа статистических данных и нормативно-правовой литературы, результатов социологических опросов, институционального и структурно-функционального подходов авторы показывают, что исключительно ограничительные инициативы в долгосрочной перспективе недостаточно эффективны, поскольку несут такие риски, как а) снижение темпов экономического роста; б) этническая анклавизация; в) усиление социальной и межнациональной напряженности. Избежать указанных рисков и интенсифицировать включение иммигрантов в российское общество позволят меры стимулирующего характера, в т. ч. домиграционная подготовка, организованный набор иностранной рабочей силы и адаптационные классы для детей-мигрантов.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
- УДК
- 316. Социология
Сегодня в России обострилась проблема внешних миграций, выходящая практически ежедневно на страницы ведущих печатных и электронных СМИ страны. У этого тренда несколько основных причин.
Список литературы
1. Адаптация и интеграция мигрантов в России: вызовы, реалии, индикаторы / под ред. В. И. Мукомеля, К. С. Григорьевой. - М.: ФНИСЦ РАН, 2002. 400 с.
2. Варшавер Е.А., Рочева А.Л., Иванова Н.С. 2021. Факторы и механизмы складывания мест резидентной концентрации мигрантов вокруг рынков // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 5. С. 425-449. EDN: MPVWAX
3. Капелюшников Р.И. 2024. Кривая Бевериджа: что она говорит о ситуации на российском рынке труда? - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 24 с.
4. Ульмасов Р. 2023. Мигранты из Центральной Азии ищут новые рынки труда в Европе // Российский совет по международным делам (РСМД). 20.06.2023. Доступ: https://russiancouncil.ru/blogs/rahmon-ulmasov/migranty-iz-tsentralnoy-azii-ishchut-novye-rynki-truda-v-evrope/(проверено 11.01.2025).
5. Arcila-Calderón C., Sánchez-Holgado P., Quintana-Moreno C., Amores J.-J., Blanco-Herrero D. 2022. Hate speech and social acceptance of migrants in Europe: Analysis of tweets with geolocation. - Comunicar. №. 71, vol. XXX. P. 21-34. EDN: ZKBMJB
6. Danzer A.M., Yaman F. 2013. Ethnic Enclaves and Immigrants’ Integration. - Review of International Economics. № 21. P. 311-325.
7. Demireva N, Zwysen W. 2021. Ethnic Enclaves, Economic and Political Threat: An Investigation with the European Social Survey. - Frontiers in Sociology. Vol. 6. P. 1-12. EDN: HHWJHE
8. Essomba A., Siarove H. 2014. Language support for youth with a migrant background. Policies that effectively promote inclusion. - Migration Policy Institute. 11.2014. Доступ: https://www.migrationpolicy.org/research/language-support-youth-migrant-background-policies-effectively-promote-inclusion (проверено 11.01.2025).
9. Margalit Y. 2019. Economic Insecurity and the Causes of Populism, Reconsidered. - Journal of Economic Perspectives. Vol. 33, iss. 4. P. 152-170.
10. Portes A., Manning R.D. 2006. The Immigrant Enclave: Theory and Empirical Examples. - Inequality. Classic Readings in Race, Class, and Gender. New York: Routledge. P. 47-68.
11. Semyonov M., Gorodzeisky A., Glikman A. 2012. Neighborhood Ethnic Composition and Resident Perceptions of Safety in European Countries. - Social Problems. Vol. 59, iss.1. P. 117-135.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Международное право всегда развивалось и будет развиваться. Созданный в послевоенный период международный правопорядок с центральной ролью ООН и универсальными международно-правовыми инструментами фактически приостановил свое действие в условиях системной конфронтации между Западом и Россией. Основные многосторонние договоры и соглашения, направленные на предотвращение ядерных испытаний, поддержание ядерного паритета, ограничение вооружений и опасной военной деятельности, практически прекратили свое действие вследствие выхода из них в одностороннем порядке США или приостановки действия в ответ на это с российской стороны. Следует ожидать резкого возрастания интереса и соперничества за ресурсы малоосвоенных регионов, в первую очередь Арктики. Следующими шагами станут «зашельфовые» пространства Мирового океана. Вместе с тем достижения в области технологий, особенно в таких областях, как искусственный интеллект, биотехнологии и возобновляемые источники энергии, будут продолжать формировать новую политэкономию глобального развития. В связи с этим в международном сообществе приходит понимание необходимости создания норм международного права, регулирующих международные отношения на новом этапе их развития.
Сингапур, будучи многонациональным государством, представляет собой уникальный пример успешной этнической и национальной политики. С момента обретения независимости в 1965 г., Сингапур стремился к созданию гармоничного общества. Одной из ключевых особенностей этнической политики Сингапура является принцип мультикультурализма. Этот подход не только способствует социальной гармонии, но и формирует уникальную идентичность Сингапура как многонационального государства. Одной из ключевых особенностей мультикультурализма в Сингапуре является его официальная поддержка на уровне государственной политики. Правительство внедрило ряд законов и инициатив, направленных на обеспечение равных прав для всех этнических групп.
В современном Иране насчитывается около 60 народов и национальных групп, и представлены все монотеистические религии, а также множество конфессий этих религий. Официальные данные показывают абсолютное преобладание мусульман, хотя фактически среди части молодого поколения наблюдается определенный отход от ислама и рост популярности христианства и зороастризма. Во время династии Пехлеви практиковалась силовая ассимиляция национальных меньшинств. После исламской революции от этой практики отошли, контроль над меньшинствами был ослаблен, но они по-прежнему добиваются реализации своих национальных и культурных прав. С избранием президента Масуда Пезешкиана в 2024 г. ситуация в сфере прав национальных меньшинств значительно улучшается.
В статье приведена характеристика межнациональных отношений во Вьетнаме и политики государства в этой сфере. Показаны его этнический состав, гарантии равноправия, межнационального мира и согласия через развитие языков, письменности, культуры, свободу вероисповедания и участия в органах власти. Дана оценка проблемы национальной автономии и самоопределения. Раскрыты противоречивые тенденции, специфика межнациональных конфликтов, особенно их рост на антикитайской почве. Выявлены особенности реакции властей на попытки внешних сил внести раскол в общество по национальному и религиозному признаку.
В науке и информационном пространстве идёт дискуссия о причинах распада Югославии (СФРЮ). Большинство учёных и политиков разных стран придерживаются версии о большой роли внутренннего фактора, в том числе о вине сербов за возникновение конфликтной ситуации в СФРЮ в конце 80-х годов. Автор статьи приходит к выводу, что международный фактор играл определяющую роль в развале федерации. Именно он поддерживал выход республик из состава федерации, вёл информационную войну, подтасовывал решения международных организаций, принуждал к антисербским действиям, разжигал националистические настроения.
Индия сегодня - это динамично развивающаяся страна с эффективной экономикой и стабильной политической системой, основанной на принципах представительной демократии и федерализма. Индийское общество представлено индуистами, мусульманами, христианами, сикхами и др. Индуисты разделены на множество каст и четыре варны. Конституция объявила дискриминацию на основе касты незаконной. Разобщенность индийского общества воздействует на общественное развитие. В основу единого федерального государственного устройства положен национально-территориальный принцип. Британские колониальные чиновники были убеждены в том, что после их ухода Индия распадется на десятки самостоятельных государств. Однако Конституция заложила основы единства страны, формирования республиканского строя и утверждения парламентской демократии. Она предусматривает сильный центр и автономные штаты, полномочия которых четко разграничены. В состав Индии вошли княжества; Джамму и Кашмир получил особый статус в соответствии со статьей 370 Конституции Индии. В 2019 г. эта статья была отменена и образованы две союзных территории - Джамму и Кашмир и Ладакх с целью большей интеграции их в состав Индии. В 1962 г. был создан Совет национальной интеграции для обсуждения проблем общинности, кастовой системы, терроризма, поликонфессиональности и языковой разобщенности. После прихода к власти БДП Совет фактически перестал существовать. Главным для индийского государства остается сохранение территориальной целостности и единства страны.
Китайская Народная Республика создавалась как единое многонациональное государство, в котором проживает 56 национальностей с подавляющим численным большинством ханьцев (китайцев). Вместе с другими национальностями ханьцы образуют «китайскую нацию», которая весьма разнообразна, а территория расселения неханьских национальностей охватывает не менее 60% всей площади республики. При создании новой китайской государственности лидеры КПК отказались от ленинского принципа права наций на самоопределение. Вместо него неханьским национальностям предоставлено право на создание автономных единиц различных ступеней с наделением их широкими правомочиями и правом на развитие своего языка, обычаев, традиций, религии. Все это позволило Китаю сохранить свою государственность от распада по примеру СССР, обеспечить мирное и гармоничное существование разных национальностей в рамках одного унитарного государства.
Формула межнационального мира в нашей стране - результат многовековых усилий поколений наших соотечественников. Это величайшее наследие, которое мы обязаны сохранить и передать нашим потомкам. Российский народ формировался естественным путем, интегрируя и консолидируя многочисленные этносы, населявшие нашу страну, которая и сегодня остается самой большой по территории в мире. Многие страны Востока, с которыми у нас сложились прочные и взаимовыгодные партнерские отношения, имеют богатый позитивный опыт в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений. Этот гармонизирующий опыт очень важен в условиях нынешнего международного кризиса и роста напряженности. Знакомство с этой сферой государственного устройства стран-партнеров будет способствовать развитию наших отношений как на двусторонней основе, так и в рамках многосторонних институтов многополярного и справедливого мира.
Издательство
- Издательство
- РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА ВЛАСТЬ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 121108, город Москва, ул. Пивченкова, д. 5, кв. 38
- Юр. адрес
- 121108, г. Москва, р-н Фили-Давыдково, ул. Пивченкова, д. 5, кв. 38
- ФИО
- Цыпляев Сергей Алексеевич (ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 1255491