Южная Корея является многоконфессиональной страной и официально заявляет о стремлении к достижению межрелигиозного мира и гармонии. Однако в южнокорейском обществе отмечается рост антимусульманских настроений. Их можно разбить на несколько волн: 2016, 2018, 2021 годы, обусловленные, прежде всего, событиями в мире, а также внутренними конфликтами. Корни исламофобии кроются в негативном образе мусульман в новостной повестке и антимусульманской деятельности протестантских объединений.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
- УДК
- 316. Социология
Южная Корея является не многонациональной, однако многоконфессиональной страной. Конфессиональный состав Республики Корея действительно пестрый. По последним данным, опубликованным в феврале 2024 г., большинство составляют протестанты — 17%, затем следуют буддисты — 12%, католики — 8% и т. д.
Список литературы
1. Geodde, P., Kim, W. 2017. Balancing the Act on Anti-Terrorism in South Korea. - UCLA Pacific Basin Law Journal. No 35(1). Pp. 67-96.
2. Han, Sang Yong. 2017. Islamophobia in South Korea with a focus on Muslim migrants. American University in Cairo, Master’s Thesis. AUC Knowledge Fountain. 99 p.
3. Koo, Gi Yeon. 2018. Islamophobia and the Politics of Representation of Islam in Korea. - Journal of Korean Religions. Vol. 9, no. 1. Pp. 159-192.
4. Report on Hate Speech. Seoul: National Human Rights Commission of Korea, October 2019. 84 p.
5. 이동혁, 정지수, 이송호. 이슬람포비아, 한국 무슬림, 사회갈등, 갈등해 결, 다문화 사회, 지역사회 경찰활동. - 형사정책연구 제33권 제1호 (통권 제129호, 2022 봄). Pp. 193-226.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье исследуются вопросы взаимодействия между национальной политикой и религиозными практиками в странах Юго-Восточной Азии, акцентируя внимание на репрезентации исламской и буддийской политико-правовых культур. Рассматриваются коллизионные проблемы законодательства, обычных практик и международных стандартов прав человека. Анализ демонстрирует необходимость усиления сотрудничества между государственными структурами, гражданским обществом и международными организациями, что в перспективе является ключом к достижению инклюзивности и справедливости в регионе.
Статья посвящена проблемам межэтнических отношений в крупнейшей стране Юго-Восточной Азии - Индонезии, имеющей один из наиболее полиэтнических составов населения в мире и непростой характер отношений между населяющими ее этносами, который складывался на протяжении веков их сосуществования на островах Малайского архипелага. Особое внимание уделено роли пришлого китайского этноса в современной этнической структуре Индонезии и причинам сложных отношений с коренными этносами Индонезии. Проанализированы основные межэтнические конфликты в современной Индонезии, их причины и последствия.
Статья раскрывает актуальную тему, связанную с перспективами установления мира и восстановления национального единства в Республике Союз Мьянма. В ней кратко освещаются истоки национальной политики Нейпьидо, обобщаются и систематизируются факторы, влияющие на процесс становления мьянманской государственности после обретения независимости, рассматриваются различия в подходах ведущих политических сил страны к проблеме федерализации и нациестроительства. Проводятся структурно- исторические параллели между российской и мьянманской политической традицией, подчёркивается важность российского опыта для постепенной трансформации политической системы Мьянмы в сторону её большей открытости и демократичности.
В статье рассматриваются особенности становления идеологии и политики национализма в постсоветских государствах. Обращение к национализму в них было связано с тем, что на смену коммунистической идеологии после распада СССР нужно было поставить новую, которая бы определяла ориентиры строительства национального государства, его миссию в мировой истории, место в системе региональных и международных отношений. Она как нельзя лучше подходила для решения этих задач. Идеология национализма оказалась востребованной и под влиянием глобализации, охватившей весь мир, и в том числе постсоветское пространство. Под его воздействием проходила унификация развития, размывалась идентичность национальных государств и проживавших в≈них народов, ограничивался их суверенитет. Ответом на эти процессы явился национализм, который возводил в абсолют интересы национального государства и нации. Обращение к национализму в постсоветских государствах было связано также и с тем, что к восприятию идеологии либерализма они оказались не готовы. Традиционалисткие общества с присущей им системой взглядов отвергали основные постулаты либерализма. Поэтому идеология национализма стала доминирующей во всех постсоветских государствах. В статье подчеркивается, что национализм представляет собой легитимизирующий принцип политики строительства национального государства, т. к. никакой другой принцип не пользуется безоговорочной поддержкой людей. Задачей идеологии и политики национализма в постсоветских государствах является воссоздание ощущения целостности и исторической непрерывности жизни народа, укрепление связи со своим прошлым, преодоление отчужденности между человеком и меняющимся обществом, которое несет новый общественный порядок. Автор выделяет в идеологии и политике национализма в постсоветских государствах несколько присущей ей общих черт. В них стремятся доказать историческую непрерывность существования постсоветских государств, которая якобы была искусственно прервана колонизаторской политикой сначала царской, а затем Советской России. Их прошлое героизируется и мифологизируется. Во многих постсоветских государства ставятся под сомнение оправданность и легитимность тех государственных границ, которые они получили после распада СССР. Необходимость их пересмотра оправдывается ссылками на историческое право. Во многих постсоветских странах широкое распространение получила концепция создания национальных государств в этнических границах, что означает пересмотр межгосударственных границ, ранее бывших межреспубликанскими. По мнению автора, образование независимых национальных государств на постсоветском пространстве является составной частью общеевропейского процесса возникновения таких государств, который оформился в Европе в 19 веке и продолжается по сей день. Рост влияния национализма является закономерным и неизбежным явлением в ходе государственного строительства на постсоветском пространстве. Строительство независимых национальных государств в этом регионе растянется на длительную историческую перспективу и поэтому идеология и политика национализма будут господствовать здесь очень долго.
Международное право всегда развивалось и будет развиваться. Созданный в послевоенный период международный правопорядок с центральной ролью ООН и универсальными международно-правовыми инструментами фактически приостановил свое действие в условиях системной конфронтации между Западом и Россией. Основные многосторонние договоры и соглашения, направленные на предотвращение ядерных испытаний, поддержание ядерного паритета, ограничение вооружений и опасной военной деятельности, практически прекратили свое действие вследствие выхода из них в одностороннем порядке США или приостановки действия в ответ на это с российской стороны. Следует ожидать резкого возрастания интереса и соперничества за ресурсы малоосвоенных регионов, в первую очередь Арктики. Следующими шагами станут «зашельфовые» пространства Мирового океана. Вместе с тем достижения в области технологий, особенно в таких областях, как искусственный интеллект, биотехнологии и возобновляемые источники энергии, будут продолжать формировать новую политэкономию глобального развития. В связи с этим в международном сообществе приходит понимание необходимости создания норм международного права, регулирующих международные отношения на новом этапе их развития.
Сингапур, будучи многонациональным государством, представляет собой уникальный пример успешной этнической и национальной политики. С момента обретения независимости в 1965 г., Сингапур стремился к созданию гармоничного общества. Одной из ключевых особенностей этнической политики Сингапура является принцип мультикультурализма. Этот подход не только способствует социальной гармонии, но и формирует уникальную идентичность Сингапура как многонационального государства. Одной из ключевых особенностей мультикультурализма в Сингапуре является его официальная поддержка на уровне государственной политики. Правительство внедрило ряд законов и инициатив, направленных на обеспечение равных прав для всех этнических групп.
В современном Иране насчитывается около 60 народов и национальных групп, и представлены все монотеистические религии, а также множество конфессий этих религий. Официальные данные показывают абсолютное преобладание мусульман, хотя фактически среди части молодого поколения наблюдается определенный отход от ислама и рост популярности христианства и зороастризма. Во время династии Пехлеви практиковалась силовая ассимиляция национальных меньшинств. После исламской революции от этой практики отошли, контроль над меньшинствами был ослаблен, но они по-прежнему добиваются реализации своих национальных и культурных прав. С избранием президента Масуда Пезешкиана в 2024 г. ситуация в сфере прав национальных меньшинств значительно улучшается.
В статье приведена характеристика межнациональных отношений во Вьетнаме и политики государства в этой сфере. Показаны его этнический состав, гарантии равноправия, межнационального мира и согласия через развитие языков, письменности, культуры, свободу вероисповедания и участия в органах власти. Дана оценка проблемы национальной автономии и самоопределения. Раскрыты противоречивые тенденции, специфика межнациональных конфликтов, особенно их рост на антикитайской почве. Выявлены особенности реакции властей на попытки внешних сил внести раскол в общество по национальному и религиозному признаку.
В науке и информационном пространстве идёт дискуссия о причинах распада Югославии (СФРЮ). Большинство учёных и политиков разных стран придерживаются версии о большой роли внутренннего фактора, в том числе о вине сербов за возникновение конфликтной ситуации в СФРЮ в конце 80-х годов. Автор статьи приходит к выводу, что международный фактор играл определяющую роль в развале федерации. Именно он поддерживал выход республик из состава федерации, вёл информационную войну, подтасовывал решения международных организаций, принуждал к антисербским действиям, разжигал националистические настроения.
Индия сегодня - это динамично развивающаяся страна с эффективной экономикой и стабильной политической системой, основанной на принципах представительной демократии и федерализма. Индийское общество представлено индуистами, мусульманами, христианами, сикхами и др. Индуисты разделены на множество каст и четыре варны. Конституция объявила дискриминацию на основе касты незаконной. Разобщенность индийского общества воздействует на общественное развитие. В основу единого федерального государственного устройства положен национально-территориальный принцип. Британские колониальные чиновники были убеждены в том, что после их ухода Индия распадется на десятки самостоятельных государств. Однако Конституция заложила основы единства страны, формирования республиканского строя и утверждения парламентской демократии. Она предусматривает сильный центр и автономные штаты, полномочия которых четко разграничены. В состав Индии вошли княжества; Джамму и Кашмир получил особый статус в соответствии со статьей 370 Конституции Индии. В 2019 г. эта статья была отменена и образованы две союзных территории - Джамму и Кашмир и Ладакх с целью большей интеграции их в состав Индии. В 1962 г. был создан Совет национальной интеграции для обсуждения проблем общинности, кастовой системы, терроризма, поликонфессиональности и языковой разобщенности. После прихода к власти БДП Совет фактически перестал существовать. Главным для индийского государства остается сохранение территориальной целостности и единства страны.
Китайская Народная Республика создавалась как единое многонациональное государство, в котором проживает 56 национальностей с подавляющим численным большинством ханьцев (китайцев). Вместе с другими национальностями ханьцы образуют «китайскую нацию», которая весьма разнообразна, а территория расселения неханьских национальностей охватывает не менее 60% всей площади республики. При создании новой китайской государственности лидеры КПК отказались от ленинского принципа права наций на самоопределение. Вместо него неханьским национальностям предоставлено право на создание автономных единиц различных ступеней с наделением их широкими правомочиями и правом на развитие своего языка, обычаев, традиций, религии. Все это позволило Китаю сохранить свою государственность от распада по примеру СССР, обеспечить мирное и гармоничное существование разных национальностей в рамках одного унитарного государства.
Теракт в «Крокус Сити Холле» стимулировал активную законодательную деятельность, направленную на ужесточение российской миграционной политики. При помощи анализа статистических данных и нормативно-правовой литературы, результатов социологических опросов, институционального и структурно-функционального подходов авторы показывают, что исключительно ограничительные инициативы в долгосрочной перспективе недостаточно эффективны, поскольку несут такие риски, как а) снижение темпов экономического роста; б) этническая анклавизация; в) усиление социальной и межнациональной напряженности. Избежать указанных рисков и интенсифицировать включение иммигрантов в российское общество позволят меры стимулирующего характера, в т. ч. домиграционная подготовка, организованный набор иностранной рабочей силы и адаптационные классы для детей-мигрантов.
Формула межнационального мира в нашей стране - результат многовековых усилий поколений наших соотечественников. Это величайшее наследие, которое мы обязаны сохранить и передать нашим потомкам. Российский народ формировался естественным путем, интегрируя и консолидируя многочисленные этносы, населявшие нашу страну, которая и сегодня остается самой большой по территории в мире. Многие страны Востока, с которыми у нас сложились прочные и взаимовыгодные партнерские отношения, имеют богатый позитивный опыт в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений. Этот гармонизирующий опыт очень важен в условиях нынешнего международного кризиса и роста напряженности. Знакомство с этой сферой государственного устройства стран-партнеров будет способствовать развитию наших отношений как на двусторонней основе, так и в рамках многосторонних институтов многополярного и справедливого мира.
Издательство
- Издательство
- РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА ВЛАСТЬ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 121108, город Москва, ул. Пивченкова, д. 5, кв. 38
- Юр. адрес
- 121108, г. Москва, р-н Фили-Давыдково, ул. Пивченкова, д. 5, кв. 38
- ФИО
- Цыпляев Сергей Алексеевич (ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 1255491