Статья продолжает предыдущую публикацию о воспоминаниях В. М. Лавровского, основанных на его впечатлениях от командировки в Великобританию в середине 1920-х годов. Во второй части вниманию читателей представлены документы, в которых Е. А. Косминский рассказывал о двух поездках в Соединенное королевство в 1952 и 1956 гг. Во вводном очерке авторы уделяют внимание отличию научной командировки 1925-1926 гг. от поездок 1950-х годов (в частности, совмещение научных занятий с административными обязанностями, значительный общественный резонанс и отклик в английской прессе). Каждый из публикуемых документов снабжен подробным комментарием, в котором указываются время и обстоятельства его появления, а также сделанные рукой Е. А. Косминского исправления и пояснения к машинописным текстам.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
Данная статья является логическим продолжением публикации воспоминаний В. М. Лавровского о научной командировке в Англию 1925–1926 гг.1 На этот раз авторы представляют читателям воспоминания и впечатления Е. А. Косминского о его поездках в Великобританию в 1952 и 1956 гг.
Список литературы
1. Академик Евгений Алексеевич Косминский // Византийский временник. 1959. Т. 16 (41). С. 403-407.
2. Английская буржуазная революция XVII века / под ред. Е.А. Косминского и Я.А. Левицкого. М., 1954. Т. 1. 495 с.; Т. 2. 384 с.
3. Барг М.А., Лавровский В.М. Английская буржуазная революция: Некоторые проблемы английской буржуазной революции 40-х годов XVII века. М., 1958. 366 с. ▼ Контекст
4. Буданова В.П. Чтения памяти академика Е.А. Косминского // Средние века. 1981. Вып. 44. С. 352-354.
5. Буданова В.П. Чтения памяти академика Е.А. Косминского // Средние века. 1983. Вып. 46. С. 394-396.
6. Вебб С. Дж., Вебб Б. Теория и практика английского тред-юнионизма: (Industrial democracy) / пер. с англ. Вл. Ильина. СПб., 1900. Т. 1. 366 с.; СПб., 1901. Т. 2. 401 с.
7. Гутнова Е.В. Евгений Алексеевич Косминский // Вопросы истории. 1972. № 9. С. 52-62.
8. Гутнова Е.В. Академик Евгений Алексеевич Косминский // Новая и новейшая история. 1992. № 2. С. 165-179.
9. Гутнова Е.В., Осипова Т.С. Академик Е.А. Косминский // Средние века. 1974. Вып. 38. С. 195-201.
10. Гутнова Е.В., Сидорова Н.А. Научные труды и деятельность Е.А. Косминского (1886-1959) // Научные доклады высшей школы. Исторические науки. 1960. № 3. С. 153-167.
11. Гутнова Е.В., Сидорова Н.А. Научные труды и деятельность Е.А. Косминского. 1886-1959 // Косминский Е.А. Проблемы английского феодализма и историографии средних веков: Сборник статей. М., 1963.
12. Гутнова Е.В., Удальцова З.В. К столетию со дня рождения академика Е.А. Косминского // Средние века. 1986. Вып. 49. С. 195-212.
13. Евгений Алексеевич Косминский // Вопросы истории. 1959. № 9. С. 221.
14. Евгений Алексеевич Косминский // Новая и новейшая история. 1959. № 5. С. 198.
15. Евгений Алексеевич Косминский // Средние века. 1959. Вып. 15. С. 173-176.
16. Евгений Алексеевич Косминский (1886-1959) // История СССР. № 5. 1959. С. 220-221.
17. Западноевропейское Средневековье в новейшей историографии: (К 125-летию со дня рождения историка, академика АН СССР Евгения Алексеевича Косминского (1886-1959): виртуальная выставка [Электронный документ. URL: http://www.arran.ru/?q=ru/exposition12_3. Дата обращения: 01.04.2021].
18. К семидесятилетию со дня рождения академика Е.А. Косминского // Вопросы истории. 1956. № 12. С. 199.
19. Крылов В.В. Вторая пламенная страсть академика Косминского // Вестник Российской Академии наук. 1994. Т. 64, № 6. С. 553-560.
20. Могильницкий Б.Г. Е.А. Косминский как историк исторической науки // Средние века. 1980. Вып. 43. С. 304-319. EDN: WCWPPX
21. Музы в храме науки: Альбом-каталог документально-художественной выставки из фондов Архива РАН и частных собраний / отв. ред. В.Ю. Афиани. СПб., 2008. 128 с.
22. Научная и общественная деятельность Е.А. Косминского // Средние века. 1956. Вып. 8. С. 5-15.
23. Памяти Евгения Алексеевича Косминского: Материалы заседания в Институте всеобщей истории АН СССР 20 марта 1972 г. // Средние века. 1973. Вып. 37. С. 271-283.
24. Пичугина И.С. Чтения памяти академика Е.А. Косминского: (к столетию со дня рождения) // Средние века. 1988. Вып. 51. С. 307-309.
25. Уайльд О. Собрание сочинений: В 3 т. / сост., вступ. ст. А. Дорошевича. М., 2003. Т. 1: Портрет Дориана Грея: Роман; Рассказы; Сказки. 512 с..
26. Филиппова О.Н. “Высокое любительство”: О живописных и графических работах видного русского историка академика Евгения Алексеевича Косминского (1886-1959) // Московский журнал: История государства Российского. 2013. № 11 (275). С. 84-90.
27. Хрущев Н.С. Время, люди, власть: В 4 кн. М., 1999. Кн. IV.
28. Чествование академика Е.А. Косминского // Вестник АН СССР. 1957. № 7. С. 72-73.
29. Шарова А.В. Академик Е.А. Косминский: из переписки // Средние века. 1991. Вып. 54. C. 169-175. EDN: TMJOSH
30. Шарова А.В. Историк средневековой Англии в советской России: Компромиссы академика Е.А. Косминского // Одиссей: Человек в истории. 2003. М., 2003. С. 256-296.
31. Academician E.A. Kosminsky // Past and Present. 1959. Vol. 16. P. 95.
32. Manteuffel T. E.A. Kosminskij (1886-1959) // Kwartalnik Historyczny. 1959. R. 66, N 4. S. 1384-1385.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Книга признанного специалиста по истории Реформации, профессора Оксфордского университета Дайрмейда МакКаллоха «Томас Кромвель. Жизнь»1 – далеко не первое биографическое исследование, посвященное Томасу Кромвелю. Предшественниками МакКаллока в этом жанре были современники (Э. Холл, Дж. Кэвендиш), как сторонники (А. Алезиус, Дж. Фокс), так и яростные оппоненты (Р. Поул) Кромвеля, оставившие его ранние полемически окрашенные жизнеописания. Мощная фигура одного из творцов английской Реформации привлекала и мыслителей XVII в. (М. Дрейтона, Э. Херберта, лорда Чербери), и профессиональных историков XIX–XX вв.
История церкви в раннее Новое время в государствах Восточной и Юго-Восточной Европы сейчас привлекает все большее внимание исследователей, что связано в том числе и с современными проблемами, переживаемыми православием. Особенно важное значение, как представляется, имеет дальнейшее изучение церковной истории румынских государств, ведь после завоевания османами Византии именно к господарям Валашского и Молдавского княжеств перешли обязанности покровитель - ства церкви и монастырям на бывших территориях империи. Византийские традиции в румынских землях поддерживались также благодаря постоянному и значительному греческому присутствию: в княжествах подолгу жили влиятельные представители греческого духовенства. Вассальные по отношению к Османской империи государства оказались единственным самоуправляемым анклавом внутри сложившегося после завоевания «Pax Ottomana», где православие оставалось конфессией и большинства населения, и политической элиты
Для меня, историка, занимающегося западноевропейским средневековым городом (преимущественно английским), всегда представляют большой интерес исследования, посвященные городам этого периода, где бы они ни располагались. Особенно если эти исследования представляют собой попытки сравнительного анализа городов из разных регионов. Книга Алексея Александровича Вовина, выпускника магистратуры Европейского университета в Санкт-Петербурге, научного сотрудника Санкт-Петербургского института истории РАН, посвящена двум столетиям самостоятельного развития Пскова – от начала XIV в. до 1510 г., периоду интенсивного развития города во всех отношениях – демографическом, территориальном, политическом, социальном. В предисловии автор сразу оговаривает, что название книги содержит некоторую провокацию: древнерусский город назван коммуной
25 января 2021 г. ушел из жизни Жан Ришар – известнейший французский ученый-медиевист XX – начала XXI в., профессор университета в Дижоне, представитель Школы хартий, член многих академических исторических и археологических обществ. С 1987 г. Жан Ришар – член Академии надписей и изящной словесности (Académie des Inscriptions et Belles-Lettres) и с 2002 г. ее президент; с 1968 по 2015 г. – президент старейшего во Франции Общества словесности, наук и искусств (Société éduenne des lettres, sciences et arts), занимающегося почти уже два столетия изучением истории Бургундии; первый президент Общества изучения истории крестовых походов и Латинского Востока (Society for the Study of the Crusades and the Latin East), основанного в 1980 г.; в 1968–1971 гг. декан Факультета словесности университета в Дижоне; президент «Региональной ассоциации сохранения наследия Бургундии»; член Академии Морвана; член «Европейского общества по изучению истории Бургундии»; член историко-археологического «Общества антикваров Франции»; член «Общества искусств в Женеве» и почетный член «Общества кипрских исследований».
16 февраля ушла из жизни Лидия Михайловна Брагина, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Средних веков Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, председатель Бюро Комиссии по культуре Возрождения Научного совета «История мировой культуры» РАН.
В работе рассмотрены традиции сбора, хранения, учета и расходования общих средств ремесленных и торговых корпораций Реймса в Средние века и Новое время. На эти средства корпорации платили королевские налоги, оплачивали труд своих должностных лиц, церковные службы, судебные издержки, вели текущие дела. Подробно рассмотрены источники поступлений: регулярные и разовые выплаты, включая вступительные взносы мастеров, подмастерьев и учеников, отчисления от штрафов и конфискаций и многие другие. Представлены основные статьи расходов, правила о регулярных финансовых отчетах представителям корпораций и городским властям и практики, направленные на предотвращение потерь и растрат общих средств.
В статье (на основе изучения манориальной документации по преимуществу XIII-XIV вв.) обобщаются формы передачи имущества в среде средневекового английского крестьянства через манориальную курию. Показано, что, поскольку вилланы и копигольдеры как зависимые слои населения, не могли составлять завещаний, в повседневной жизни они были вынуждены прибегать к особым формам «наследования» движимого и - особенно - недвижимого имущества. В частности, согласно обычаю, практиковались так называемые передачи земли (через «руки лорда» в курии манора) с письменной фиксацией условий держания в договоре с последующим принесением держателем феодальной присяги лорду и выплатой им вступного файна. К числу таковых относились: «сдача» земли в курии по истечении сроков копий или после смерти держателя; оформление вдовьей доли; фиксация имущества в случаях возникающей срочной необходимости (болезнь, долговые обязательства, голод и пр.); передачи «из милосердия» чужим лицам; передачи, связанные с изменением статуса земли, и некоторые другие. Особенное внимание уделено так называемым устным передачам имущества на смертном одре в присутствии свидетелей с последующей их письменной фиксацией в манориальной курии.
Джон Барбор (ок. 1320-1395) по праву признан основоположником литературы на шотландском языке (Scots). Его монументальная поэма «Брюс» - и стихотворный роман, и биография короля Скоттов Роберта I, и историческая хроника, ставшая национальным эпосом Шотландии. Ниже предлагается продолжение первого полного перевода этого выдающегося памятника на русский язык, с сопроводительной статьей и комментариями.
Лиутпранд Кремонский - один из наиболее ярких историографов эпохи Оттонов, мировоззрение которого существенно отличалось от взглядов других представителей того же круга благодаря иному происхождению и уникальному опыту, приобретенному в юности. Важное направление исследования особенностей его мировоззрения - анализ понятийного аппарата, используемого этим автором. В частности, необычный смысл у него приобретали понятия, связанные с «новизной» в контексте публичной репрезентации власти. Государи из династии Оттонов в середине Х в. совсем недавно утвердились на престоле, соответственно, акцентировать мотив «новизны» в репрезентации власти могло казаться нежелательным намеком на шаткость их положения. Однако, несмотря на это, Лиутпранд писал о «новизне» с положительными коннотациями, противопоставляя ее «ветхости» как свидетельству духовного упадка политических противников. В то же время историограф предполагал возможность соединения «новизны» с древней символической традицией в тех случаях, когда это было необходимо для прославления самого Оттона I.
Статья посвящена вопросу о том, почему в современной историографии так мало говорится о судьбе римского общества и римлян как этноса и носителей определенного языка и определенной культуры после падения Западной Римской империи, когда римляне утратили свою государственность. Под этим углом зрения рассматривается ситуация в основных национальных школах медиевистики: немецкой, французской, итальянской, испанской, английской, американской, недавно оформившейся австрийской и в российской школе, которой уделено особое внимание. Применительно к каждой из них автор исследует научные традиции, обусловившие такое положение вещей, а также влияния на историографию, идущие из общественной жизни. В заключении к статье предлагаются возможные пути изучения римского общества после 476 г., с учетом состояния источников и реалий раннесредневековой истории.
Дорогие коллеги!
Очередная читательская конференция журнала «Средние века» состоится 6–8 сентября 2021 г. На сей раз ее тема: «Переводы в истории Средневековья и в работе медиевиста». В номере 81 (4) «Средних веков» за 2020 г. мы уже рассказывали об этой конференции. Не побоюсь повторить, что переводы – очень важная для нашего журнала тема
Издательство
- Издательство
- ИВИ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- Юр. адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- ФИО
- Михаил Аркадьевич ЛИПКИН (Директор)
- E-mail адрес
- dir@igh.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5938134
- Сайт
- https:/igh.ru