Лиутпранд Кремонский - один из наиболее ярких историографов эпохи Оттонов, мировоззрение которого существенно отличалось от взглядов других представителей того же круга благодаря иному происхождению и уникальному опыту, приобретенному в юности. Важное направление исследования особенностей его мировоззрения - анализ понятийного аппарата, используемого этим автором. В частности, необычный смысл у него приобретали понятия, связанные с «новизной» в контексте публичной репрезентации власти. Государи из династии Оттонов в середине Х в. совсем недавно утвердились на престоле, соответственно, акцентировать мотив «новизны» в репрезентации власти могло казаться нежелательным намеком на шаткость их положения. Однако, несмотря на это, Лиутпранд писал о «новизне» с положительными коннотациями, противопоставляя ее «ветхости» как свидетельству духовного упадка политических противников. В то же время историограф предполагал возможность соединения «новизны» с древней символической традицией в тех случаях, когда это было необходимо для прославления самого Оттона I.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
Историограф, дипломат и царедворец Лиутпранд Кремонский (ок. 920–972/3)1, безусловно, обласкан вниманием исследователей эпохи «оттоновского возрождения». Множество авторитетных трудов посвящено разным аспектам его яркой биографии, включавшей службу четырем государям – в Италии и германских землях, два посольства к константинопольскому двору, участие в важнейших событиях истории папства, управление епископством и даже хоровое
Список литературы
1. Ануфриева А.С. Средневековый историограф как “создатель” политического ритуала: описание сцены завещания королевских инсигний в “Антаподосисе” Лиутпранда Кремонского // Проблемы истории и культуры средневекового общества: Тезисы докладов XXXII Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых “Курбатовские чтения”. СПб., 2013. С. 5-8.
2. Ануфриева А.С. Молитва государя: роль короля в битве при Биртене в интерпретации Лиутпранда Кремонского // Вестник Томского гос. университета. Томск, 2014. № 389. C. 128-132.
3. Ануфриева А.С. Лиутпранд Кремонский // Православная энциклопедия. М., 2015. Т. 41. C. 300-302.
4. Ануфриева А.С. Отражение актов политико-символической коммуникации в сочинениях оттоновского времени: Дис. … канд. ист. наук. М., 2016. EDN: YLAGPX
5. Ануфриева А.С. Первое посольство Лиутпранда Кремонского в Константинополь: дипломатическая миссия или образовательная поездка? // Проблемы истории и культуры средневекового общества: Материалы XXXV всероссийской научной конференции “Курбатовские чтения” (1-4 декабря 2015 г.). СПб., 2017. С. 27-32.
6. Ануфриева А.С. Ратгер Веронский // Православная энциклопедия. М., 2020. Т. 59. C. 339-342.
7. Althoff G. Widukind von Corvey: Kronzeuge und Herausforderung // Frühmittelalterliche Studien. 1993. Bd. 27. S. 253-272.
8. Althoff G. Spielregeln der Politik im Mittelalter: Kommunikation in Frieden und Fehde. Darmstadt, 1997.
9. Althoff G. Zur Bedeutung symbolischer Kommunikation für das Verständnis des Mittelalters // Frühmittelalterliche Studien. 1997. Bd. 31. S. 370-389.
10. Balzaretti R. Liutprand of Cremona’s sense of humour // Humour, History and Politics in Late Antiquity and the Early Middle Ages / Ed. by G. Halsall. Cambridge, 2002. P. 114-128.
11. Berschin W. Griechisch-lateinisches Mittelalter: Von Hieronymus zu Nikolaus von Kues. Bern, 1980.
12. Beumann H. Widukind von Korvey: Untersuchungen zur Geschichtsschreibung und Ideengeschichte des 10. Jahrhunderts. Weimar, 1950.
13. Beumann H. Die Hagiographie “bewältigt”: Unterwerfung und Christianisierung der Sachsen durch Karl den Großen // Beumann H. Ausgewählte Aufsätze aus den Jahren 1966-1986: Festgabe zu seinem 75. Geburtstag / Hrsg. von J. Petersohn, R. Schmidt. Sigmaringen, 1987. S. 289-323.
14. Buc P. Italian Hussies and German Matrons: Liutprand of Cremona on Dynastic Legitimacy // Frühmittelalterliche Studien. 1995. Bd. 29. P. 207-225.
15. Chiesa P. Liutprando di Cremona (Liuto, Liuzo) // Dizionario Biografico degli Italiani. Roma, 2005. Vol. 65. P. 298-303.
16. Colonna E. Figure femminili in Liutprando di Cremona // Quaderni medievali. 1982. N 14. P. 29-60.
17. Colonna E. Le poesie di Liutprando di Cremona: commento tra testo e contesto. Bari, 1996.
18. Fleckenstein J. Die Hofkapelle der deutschen Könige. Stuttgart, 1966. Teil 2: Die Hofkapelle in Rahmen der Ottonisch-salischen Reichskirche (MGH. Schriften; 16/1-2).
19. Gandino G. Il vocabolario politico e sociale di Liutprando da Cremona. Roma, 1995 (Nuovi studi storici; 27).
20. Grabowski A. From castration to misogyny: The meaning of Liudprand of Cremona’s humour // Acta Poloniae Historica. 2015. N 112. P. 243-268.
21. Herbers K. Liudprand von Cremona // Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon. Herzberg, 1993. Bd. 5. Sp. 139-140.
22. Hoffmann H. Notare, Kanzler und Bischöfe am ottonischen Hof // Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters. 2005. Bd. 61. S. 435-480.
23. Isabella G. Modelli di regalità nell‘età di Ottone I: (Tesi di dottorato in Storia Medievale). Bologna, 2007.
24. Karpf E. Liutprand von Cremona // Lexikon des Mittelalters. Stuttgart; Weimar, 1999. Bd. 5. Sp. 2041-2042.
25. Leyser C. Episcopal Office in the Italy of Liudprand of Cremona, c. 890 - c. 970 // English Historical Review. 2010. Vol. CXXV. N 515. P. 795-817.
26. Lintzel M. Karl der Große und die Sachsen // Lintzel M. Ausgewählte Schriften. Berlin, 1961. Bd. 1. S. 95-231.
27. Liutprandi Cremonensis Opera Omnia / A cura di P. Chiesa. Turnhout, 1998. (Corpus Christianorum Continuatio Mediaevalis; 156).
28. Marzocchi S. Renovatio imperii Romanorum: quando Crescentius decollatus suspensus fuit: An analysis of the meaning of Otto III’s first lead bulla // Journal of Medieval History. 2017. N 43 (2). P. 193-211.
29. Nass K. Widukind // Die deutsche Literatur des Mittelalters: Verfasserlexikon. Berlin; München, 1999. Bd. 10. Sp. 1000-1006.
30. Rentschler M. Liutprand von Cremona: Eine Studie zum ostwestlichen Kulturgefälle im Mittelalter. Frankfurt am Main, 1981 (Frankfurter wissenschaftliche Beiträge. Kulturwissenschaftliche Reihe; 14).
31. Ricci R.G.G. Problemi sintattici nelle opere di Liutprando di Cremona. Spoleto, 1996.
32. Springer M. Widukind von Corvey // Reallexikon der germanischen: Altertumskunde. Berlin; New York, 2006. Bd. 33. S. 586-592.
33. Sutherland J.N. Liudprand of Cremona, Bishop, Diplomat, Historian: Studies of the Man and His Age. Spoleto, 1988 (Biblioteca degli Studi medievali; 14).
34. Warner D.A. Renovatio Imperii Romanorum // Medieval Germany: An Encyclopedia / Ed. by J.M. Jeep. New York; London, 2001. P. 469-470.
35. Wolf G. Nochmals zur Geschichte der Heiligen Lanze bis zum Ende des Mittelalters // Die Heilige Lanze in Wien / Hrsg. von F. Kirchweger. Wien; Mailand, 2005. S. 22-51 (Schriften des Kunsthistorischen Museums; 9).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Книга признанного специалиста по истории Реформации, профессора Оксфордского университета Дайрмейда МакКаллоха «Томас Кромвель. Жизнь»1 – далеко не первое биографическое исследование, посвященное Томасу Кромвелю. Предшественниками МакКаллока в этом жанре были современники (Э. Холл, Дж. Кэвендиш), как сторонники (А. Алезиус, Дж. Фокс), так и яростные оппоненты (Р. Поул) Кромвеля, оставившие его ранние полемически окрашенные жизнеописания. Мощная фигура одного из творцов английской Реформации привлекала и мыслителей XVII в. (М. Дрейтона, Э. Херберта, лорда Чербери), и профессиональных историков XIX–XX вв.
История церкви в раннее Новое время в государствах Восточной и Юго-Восточной Европы сейчас привлекает все большее внимание исследователей, что связано в том числе и с современными проблемами, переживаемыми православием. Особенно важное значение, как представляется, имеет дальнейшее изучение церковной истории румынских государств, ведь после завоевания османами Византии именно к господарям Валашского и Молдавского княжеств перешли обязанности покровитель - ства церкви и монастырям на бывших территориях империи. Византийские традиции в румынских землях поддерживались также благодаря постоянному и значительному греческому присутствию: в княжествах подолгу жили влиятельные представители греческого духовенства. Вассальные по отношению к Османской империи государства оказались единственным самоуправляемым анклавом внутри сложившегося после завоевания «Pax Ottomana», где православие оставалось конфессией и большинства населения, и политической элиты
Для меня, историка, занимающегося западноевропейским средневековым городом (преимущественно английским), всегда представляют большой интерес исследования, посвященные городам этого периода, где бы они ни располагались. Особенно если эти исследования представляют собой попытки сравнительного анализа городов из разных регионов. Книга Алексея Александровича Вовина, выпускника магистратуры Европейского университета в Санкт-Петербурге, научного сотрудника Санкт-Петербургского института истории РАН, посвящена двум столетиям самостоятельного развития Пскова – от начала XIV в. до 1510 г., периоду интенсивного развития города во всех отношениях – демографическом, территориальном, политическом, социальном. В предисловии автор сразу оговаривает, что название книги содержит некоторую провокацию: древнерусский город назван коммуной
25 января 2021 г. ушел из жизни Жан Ришар – известнейший французский ученый-медиевист XX – начала XXI в., профессор университета в Дижоне, представитель Школы хартий, член многих академических исторических и археологических обществ. С 1987 г. Жан Ришар – член Академии надписей и изящной словесности (Académie des Inscriptions et Belles-Lettres) и с 2002 г. ее президент; с 1968 по 2015 г. – президент старейшего во Франции Общества словесности, наук и искусств (Société éduenne des lettres, sciences et arts), занимающегося почти уже два столетия изучением истории Бургундии; первый президент Общества изучения истории крестовых походов и Латинского Востока (Society for the Study of the Crusades and the Latin East), основанного в 1980 г.; в 1968–1971 гг. декан Факультета словесности университета в Дижоне; президент «Региональной ассоциации сохранения наследия Бургундии»; член Академии Морвана; член «Европейского общества по изучению истории Бургундии»; член историко-археологического «Общества антикваров Франции»; член «Общества искусств в Женеве» и почетный член «Общества кипрских исследований».
16 февраля ушла из жизни Лидия Михайловна Брагина, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Средних веков Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, председатель Бюро Комиссии по культуре Возрождения Научного совета «История мировой культуры» РАН.
В работе рассмотрены традиции сбора, хранения, учета и расходования общих средств ремесленных и торговых корпораций Реймса в Средние века и Новое время. На эти средства корпорации платили королевские налоги, оплачивали труд своих должностных лиц, церковные службы, судебные издержки, вели текущие дела. Подробно рассмотрены источники поступлений: регулярные и разовые выплаты, включая вступительные взносы мастеров, подмастерьев и учеников, отчисления от штрафов и конфискаций и многие другие. Представлены основные статьи расходов, правила о регулярных финансовых отчетах представителям корпораций и городским властям и практики, направленные на предотвращение потерь и растрат общих средств.
В статье (на основе изучения манориальной документации по преимуществу XIII-XIV вв.) обобщаются формы передачи имущества в среде средневекового английского крестьянства через манориальную курию. Показано, что, поскольку вилланы и копигольдеры как зависимые слои населения, не могли составлять завещаний, в повседневной жизни они были вынуждены прибегать к особым формам «наследования» движимого и - особенно - недвижимого имущества. В частности, согласно обычаю, практиковались так называемые передачи земли (через «руки лорда» в курии манора) с письменной фиксацией условий держания в договоре с последующим принесением держателем феодальной присяги лорду и выплатой им вступного файна. К числу таковых относились: «сдача» земли в курии по истечении сроков копий или после смерти держателя; оформление вдовьей доли; фиксация имущества в случаях возникающей срочной необходимости (болезнь, долговые обязательства, голод и пр.); передачи «из милосердия» чужим лицам; передачи, связанные с изменением статуса земли, и некоторые другие. Особенное внимание уделено так называемым устным передачам имущества на смертном одре в присутствии свидетелей с последующей их письменной фиксацией в манориальной курии.
Джон Барбор (ок. 1320-1395) по праву признан основоположником литературы на шотландском языке (Scots). Его монументальная поэма «Брюс» - и стихотворный роман, и биография короля Скоттов Роберта I, и историческая хроника, ставшая национальным эпосом Шотландии. Ниже предлагается продолжение первого полного перевода этого выдающегося памятника на русский язык, с сопроводительной статьей и комментариями.
Статья продолжает предыдущую публикацию о воспоминаниях В. М. Лавровского, основанных на его впечатлениях от командировки в Великобританию в середине 1920-х годов. Во второй части вниманию читателей представлены документы, в которых Е. А. Косминский рассказывал о двух поездках в Соединенное королевство в 1952 и 1956 гг. Во вводном очерке авторы уделяют внимание отличию научной командировки 1925-1926 гг. от поездок 1950-х годов (в частности, совмещение научных занятий с административными обязанностями, значительный общественный резонанс и отклик в английской прессе). Каждый из публикуемых документов снабжен подробным комментарием, в котором указываются время и обстоятельства его появления, а также сделанные рукой Е. А. Косминского исправления и пояснения к машинописным текстам.
Статья посвящена вопросу о том, почему в современной историографии так мало говорится о судьбе римского общества и римлян как этноса и носителей определенного языка и определенной культуры после падения Западной Римской империи, когда римляне утратили свою государственность. Под этим углом зрения рассматривается ситуация в основных национальных школах медиевистики: немецкой, французской, итальянской, испанской, английской, американской, недавно оформившейся австрийской и в российской школе, которой уделено особое внимание. Применительно к каждой из них автор исследует научные традиции, обусловившие такое положение вещей, а также влияния на историографию, идущие из общественной жизни. В заключении к статье предлагаются возможные пути изучения римского общества после 476 г., с учетом состояния источников и реалий раннесредневековой истории.
Дорогие коллеги!
Очередная читательская конференция журнала «Средние века» состоится 6–8 сентября 2021 г. На сей раз ее тема: «Переводы в истории Средневековья и в работе медиевиста». В номере 81 (4) «Средних веков» за 2020 г. мы уже рассказывали об этой конференции. Не побоюсь повторить, что переводы – очень важная для нашего журнала тема
Издательство
- Издательство
- ИВИ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- Юр. адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- ФИО
- Михаил Аркадьевич ЛИПКИН (Директор)
- E-mail адрес
- dir@igh.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5938134
- Сайт
- https:/igh.ru