Статья посвящена предыстории классического немецкого понятия «наследственный враг» и исследует его отличительные черты. На основании немецких памфлетов второй половины XVII в. рассматривается трансформация этого понятия в условиях австро-турецких войн конца XVII в. и войн Людовика XIV и переход от традиционного наследственного врага-турка к новому врагу-французу. Особое внимание уделяется использованию немецкими публицистами ранее сложившихся приемов и характеристик для формирования образа нового врага, представлявшего ту же опасность.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
Становление образа врага является неотъемлемой частью про - цессов формирования национальных идей и национального самосознания. Это фактор, мобилизующий всех членов сообщества к единству, его функция – нести представления о том, что является угрозой самому существованию этой группы 1. Речь идет о создании негативного образа внешнего мира, под натиском которого обществу необходимо консолидироваться. Особенно важную роль образ врага играл там, где складывание общего национального чувства осложнялось отсутствием четких политических границ. Уникальным примером такого развития является Священная Римская империя германской нации, для которой образ врага представляет исключительную возможность проследить за развитием в раннем Новом времени того, что в XIX в. обретет законченные формы немецкого национализма. В условиях политической, экономической и религиозной раздробленности немецких земель и доминирования местного самосознания масс и элит не представлялось возможным сформировать единую немецкую нацию, поэтому ее становление относят к рубежу XVIII–XIX вв.
Список литературы
1. Гусарова Т.П. Венгрия под властью Габсбургов в XV-XVII вв.: Исторические оценки в прошлом и настоящем // Венгры и их соседи по Центральной Европе в Средние века и Новое время: (Памяти Владимира Павловича Шушарина). М., 2004. С. 127-138.
2. Кампманн К. Леопольд I: имперская политика, династические цели и испанское наследство // Исторические исследования. 2017. № 7. C. 69-89. [Электронный ресурс]. URL: http://www.historystudies.msu.ru/ojs2/index.php/ISIS/article/view/121 (Дата доступа: 11.01.2021).
3. Лазарева А.В. “Чистый язык - сильная нация”. “Плодоносящее общество” (1617-1680) в борьбе за немецкую национальную самобытность // Вестник Московского ун-та. Сер. 8: История. 2005. № 3. С. 36-56. EDN: SMIKWT
4. Лазарева А.В. Образ врага и становление немецкой национальной идеи в годы Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) // Вопросы истории. 2013. № 1. С. 110-121. EDN: VNMRCC
5. Лазарева А.В. “Чужая одежда - плохая надежда”: становление немецкой национальной идеи и борьба против моды в Германии в годы Тридцатилетней войны (1618-1648) // Известия Смоленского государственного ун-та. 2015. № 1 (29). С. 295-309. EDN: TQMMNH
6. Лазарева А.В. Борьба немецких интеллектуалов против французского влияния (1635-1648) // Французский ежегодник. 2018. С. 60-77. EDN: YRWEZF
7. Лазарева А.В. “Новые вести” раннего Нового времени: социокультурные особенности немецких иллюстрированных листовок XVI-XVII вв. // Электронный научно-образовательный журнал “История”. 2020. Т. 11, вып. 11 (97). [Электронный ресурс]. URL: https://history.jes.su/s207987840012817-7-1/ (Доступ для зарегистрированных пользователей). (Дата доступа: 11.01.2021). DOI: 10.18254/S207987840012817-7 EDN: KIPIHV
8. Медяков А.С. Национальная идея и национальное сознание немцев (конец XVIII в. - 1871 г.) // Национальная идея в Западной Европе в Новое время: Очерки истории / отв. ред. В.С. Бондарчук. М., 2005. С. 394-458. EDN: VCBTBF
9. Медяков А.С. История международных отношений в Новое время. Мoscow, 2007. EDN: QPGQIX
10. Медяков А.С. “Пробуждение Востока”: Османская империя в немецкой пропагандистской открытке эпохи Первой мировой войны // Вестник Московского ун-та. Сер. 8: История. 2017. № 5. С. 42-59. EDN: ZXVXOX
11. Медяков А.С. “Грязный злой русский”: Образ России на немецких открытках Первой мировой войны // Российская история. 2018. № 6. С. 65-83. EDN: VNXXXG
12. Пименова Л.А. Идея нации во Франции Старого порядка // Национальная идея в Западной Европе в Новое время: Очерки истории / отв. ред. В.С. Бондарчук. М., 2005. С. 125-158. EDN: XEILVS
13. Bauer J. Die Türken in Österreich: Geschichte, Sagen, Legenden. St. Pölten, 1982.
14. Benz W. Feindbilder in Europa - Tradition und Strukturen // Feindbilder in Europa: Analysen und Perspektiven / Hrsg. Sir Peter Ustinov Institut. Wien, 2008. S. 13-23.
15. Bosbach F. Monarchia universalis ein politischer Leitbegriff der frühen Neuzeit. Göttingen, 1988.
16. Bosbach F. Der französische Erbfeind: Zu einem deutschen Feindbild im Zeitalter Ludwigs XIV. // Feindbilder:. Die Darstellung des Gegners in der politischen Publizistik des Mittelalters und der Neuzeit / Hrsg. von F. Bosbach. Köln, 1992. S. 117-139.
17. Burkhardt J. Reichskriege in der frühneuzeitlichen Bildpublizistik // Bilder des Reiches: Tagung in Kooperation mit der Schwäbischen Forschungsgemeinschaft und der Professur für Geschichte der Frühen Neuzeit der Katholischen Universität Eichstätt im Schwäbischen Bildungszentrum Kloster Irsee vom 20. März bis 23. März 1994 / Hrsg. von R.A. Müller. Sigmaringen, 1997. S. 51-95.
18. Coupe W.A. Broadsheets of the “Alamodezeit” // German Life and Letters XIX. 1961. Vol. 14, N 4. P. 282-292.
19. Dann O. Nation und Nationalismus in Deutschland: 1770-1990. München, 1993.
20. Das illustrierte Flugblatt in der Kultur der Frühen Neuzeit: Wolfenbütteler Arbeitsgespräch 1997 / Hrsg. von W. Harms, M. Schilling. Frankfurt am Main, 1998.
21. Das Mediensystem im Alten Reich der Frühen Neuzeit (1600-1750) / Hrsg. von J. Arndt J., E.-B. Körber. Göttingen, 2010.
22. Faulstich W. Medien zwischen Herrschaft und Revolte: die Medienkultur der frühen Neuzeit (1400-1700). Göttingen, 1998.
23. Gestrich A. Absolutismus und Öffentlichkeit: politische Kommunikation in Deutschland zu Beginn des 18. Jahrhunderts. Göttingen, 1994.
24. Grothaus M. Zum Türkenbild in der Kultur der Habsburgermonarchie zwischen dem XVI. und XVIII. Jahrhundert // Habsburgisch-osmanische Beziehungen: Relations Habsbourg-ottomanes. Wien, 26-30. September 1983: colloques sous le patronage du Comité International des Études Pré-Ottomanes et Ottomanes / Hrsg. von A. Tietze. Wien, 1985. S. 67-89.
25. Gschwantler O. Stereotype, historische Erfahrung und aktuelles Wissen im Schwedenbild der “Völkertafel” // Europäischer Völkerspiegel: Imagologisch-ethnographische Studien zu den Völkertafeln des frühen XVIII. Jahrhunderts / Hrsg. von F.K. Stanzel. Heidelberg, 1999. S. 225-250.
26. Hort R. Vorurteile und Stereotype: soziale und dynamische Konstrukte. Saarbrücken, 2007.
27. Kommunikation und Medien in der Frühen Neuzeit / Hrsg. von J. Burkhardt, C. Werkstetter. München, 2005.
28. Konstantinović Z. “Tirk oder Griech”: Zur Kontamination ihrer Epitheta // Europäischer Völkerspiegel: Imagologisch-ethnographische Studien zu den Völkertafeln des frühen XVIII. Jahrhunderts / Hrsg. von F.K. Stanzel. Heidelberg, 1999. S. 299-314.
29. Kopelew L. Fremdenbilder in Geschichte und Gegenwart // Russen und Rußland aus deutscher Sicht. IX.-XVII. Jahrhundert / Hrsg. von M. Keller. München, 1985. S. 11-34.
30. Langewiesche D. Nation, Nationalismus, Nationalstaat in Deutschland und Europa. München, 2000.
31. Langewiesche D. Reich, Nation, Föderation: Deutschland und Europa. München, 2008.
32. Müller H. Der bewunderte Erbfeind: Johannes Haller, Frankreich und das französische Mittelalter // Frankreich, Burgund und das Reich im späten Mittelalter: ausgewählte Aufsätze / Hrsg. von H. Müller. Tübingen, 2011. S. 31-71.
33. Noflatscher H. Stereotype und Fremdbilder im politischen Verhalten Maximilians I. // Maximilians Welt: Kaiser Maximilian I. im Spannungsfeld zwischen Innovation und Tradition / Hrsg. von J. Helmrath, U. Kocher, A. Sieber. Göttingen, 2018. S. 159-190.
34. Ötvös P. Aktualisierung alter Klischees: Die Ungarn auf der “Völkertafel” // Europäischer Völkerspiegel: Imagologisch-ethnographische Studien zu den Völkertafeln des frühen XVIII. Jahrhunderts / Hrsg. von F.K. Stanzel. Heidelberg, 1999. S. 265-282.
35. Parvev I. “Krieg der Welten” oder “Balance of Power”: Europa und die Osmanen, 1300-1856 // Auf dem Weg nach Europa: Deutungen, Visionen, Wirklichkeiten / Hrsg. von I. Dingel, M. Schnettger. Göttingen, 2010. S. 131-145.
36. Pelinka A. Feindbilder - Einführung in das Thema // Feindbilder in Europa: Analysen und Perspektiven / Feindbilder in Europa: Analysen und Perspektiven / Hrsg. Sir Peter Ustinov Institut. Wien, 2008. S. 1-11.
37. Plum A. Die Karikatur im Spannungsfeld von Kunstgeschichte und Politikwissenschaft: eine ikonologische Untersuchung zu Feindbildern in Karikaturen. Aachen, 1998.
38. Schilling H. Höfe und Allianzen: Deutschland 1648-1763. B., 1989.
39. Schillinger J. Les pamphlétaires allemands et la France de Louis XIV. Bern, 1999.
40. Schillinger J. Franzosen und Türken in deutschen Flugschriften des XVII. Jahrhunderts // Wahrnehmungsgeschichte und Wissensdiskurs im illustrierten Flugblatt der Frühen Neuzeit / Hrsg. von W. Harms. Basel, 2002. S. 169-187.
41. Schmidt G. Geschichte des alten Reiches: Staat und Nation in der Frühen Neuzeit, 1495-1806. München, 1999.
42. Schmidt G. Das Reich und Europa in deutschsprachigen Flugschriften: Überlegungen zur räsonierenden Öffentlichkeit und politischen Kultur im XVII. Jahrhundert // Europa im XVII. Jahrhundert: ein politischer Mythos und seine Bilder / Hrsg. von K. Bussmann, E.A. Werner. Stuttgart, 2004. S. 119-148.
43. Schramm F. Schlagworte der Alamodezeit. Straßburg, 1914.
44. Schulze H. Der Weg zum Nationalstaat: Die deutsche Nationalbewegung vom 18. Jahrhundert bis zur Reichsgründung. München, 1985.
45. Schulze H. Staat und Nation in der europäischen Geschichte. München, 1994.
46. Schulze W. Die Entstehung des nationalen Vorurteils: Zur Kultur der Wahrnehmung fremder Nationen in der europäischen Frühen Neuzeit // Menschen und Grenzen in der Frühen Neuzeit / Hrsg. von W. Schmale. B., 1998. S. 23-49.
47. Stöber R. Deutsche Pressegeschichte: von den Anfängen bis zur Gegenwart. Konstanz, 2005.
48. Tischer A. Ludwig XIV. Stuttgart, 2017.
49. Wrede M. Das Reich und seine Feinde: Politische Feindbilder in der reichspatriotischen Publizistik zwischen Westfälischem Frieden und Siebenjährigem Krieg. Mainz, 2004.
50. Wrede M. Der Kaiser, das Reich, die deutsche Nation und ihre “Feinde”: Nationgenese, Reichsidee und der “Durchbruch des Politischen” im Jahrhundert nach dem Westfälischen Frieden // Historische Zeitschrift. 2005. Bd. 280, Hft. 1. S. 83-116.
51. Wrede M. Der Kontinent der Erbfeinde: deutsche und europäische Feindbilder der Frühen Neuzeit zwischen Säkularisierung und Sakralität // Auf dem Weg nach Europa: Deutungen, Visionen, Wirklichkeiten / Hrsg. von I. Dingel, M. Schnettger. Göttingen, 2010. S. 55-78.
52. Wrede M. Die ausgezeichnete Nation: Nationale Identitätsstiftung im Reich Leopolds I. zwischen Feinden und Konkurrenten // Das Bild des Feindes: Konstruktion von Antagonismen und Kulturtransfer im Zeitalter der Türkenkriege. Ostmitteleuropa, Italien und Osmanisches Reich / Hrsg. von E. Leuschner, T. Wünsch. B., 2013. S. 19-31.
53. Würgler A. Medien in der Frühen Neuzeit. München, 2013.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В рецензируемой монографии история дипломатических отношений между ранними Тюдорами (1485–1558) и римской курией изучается в контексте существенных изменений, происходивших во внутренней эволюции европейских национальных государств – в первую очередь, Англии – на рубеже позднего Средневековья и раннего Нового времени, укрепления в них светской власти в ущерб универсалистским притязаниям папства. Этот путь прослеживается автором книги во всей его сложности и противоречивости, учитывая двойственную природу папской власти. Автору удалось показать англо-папскую дипломатию включенной в сложные международные отношения эпохи: Итальянские войны, растущую турецкую угрозу, преодоление последствий Столетней войны и др. Автор подробно анализирует состав английских дипломатических миссий в Риме и, наоборот, их функции, особенности, связанные с тем, что эти дипломаты, находясь на службе английского короля, нередко становились и служителями римской курии
Рецензируемый сборник содержит материалы семинара, который состоялся в 2015 г. в Венеции и был организован в честь выдающегося историка Б. Арбеля. Представленные исследования посвящены истории Венецианской морской империи в период раннего Нового времени, причем особое внимание уделяется осмыслению природы этого государственного образования, повседневным практикам его существования и институциональной среде венецианских владений в Восточном Средиземноморье. 15 статей, написанных специалистами в данной области, охватывают широкий круг тем, включая репрезентацию власти, формы политической коммуникации, распространение новостей, правовой статус физических лиц и кораблей, социальные сети, культурные и религиозные идентичности, миграции, механизмы передачи знания и перемещение материальных объектов. Рецензент дает сборнику высокую оценку, отмечая глубину анализа исторических источников и поиск новых подходов к решению поставленных проблем
В обзоре рассмотрены две новые книги британских исследователей, посвященные почитанию святого Кутберта в Средние века и восприятию прошлого членами его общины, которая первоначально располагалась на острове Линдисфарн, позднее переместилась в Честер-ле-Стрит, а затем в Дарем. Автор первой рецензируемой монографии, историк Ч. Розье, рассматривает широкий круг текстов, связанных с восприятием и конструированием прошлого членами этой общины (с конца VII по первую треть XII в.). Несмотря на отдельные неточности, работа представляется удачным примером комплексного анализа локальной средневековой историографической традиции на большом временном промежутке и с использованием широкой источниковой базы. Вторая рецензируемая книга написана филологом К. Уайтхед и посвящена всей средневековой истории культа святого Кутберта (конец VII – XV в.). Исследовательница, с одной стороны, выявляет основные черты, характерные для «кутбертовской» аскетической традиции, с другой – показывает многогранный образ святого, менявшийся в зависимости от исторического и географического контекста
В рецензии дается обзор монографии Д. М. Омельченко, являющейся первым в России комплексным исследованием личности Цезария, епископа Арелатского (ок. 470–542). Кроме общей характеристики глав, последовательно раскрывающих эпоху Цезария и направления проводимой им политики, особое внимание обращено на методологию исследования, а именно на попытку автора не только проанализировать деятельность епископа в сложных условиях переходного от Античности к Средневековью времени, но и проанализировать формы репрезентации им своего епископского служения, а также образ святого, сформированный в коллективной памяти современников
Рецензируемая монография представляет собой переиздание этой книги, вышедшее в свет на французском языке в 1992 г., дополненное автором с учетом новейших исследований. Она содержит богатый материал по истории латинского языка Поздней Античности и Раннего Средневековья и формирования на его основе западно-романских языков, но не является систематическим изложением фактов, характеризующих этот процесс. Перед нами исследование одного из важнейших его аспектов: соотношения в эту эпоху литературного латинского языка, с одной стороны, и разговорного – с другой. Анализируя самые разные источники (трактаты, проповеди, жития святых, хроники, акты церковных соборов, в меньшей мере документы и надписи), автор приходит к выводу, что до конца VIII в., в Италии – до конца IX в. и даже позднее, сохранялось определенное единство между языком образованной элиты и языком плохо или вовсе не образованного населения, что обеспечивало вертикальную коммуникацию между этими социальными группами. Сохранялась и возможность коммуникации на одном языке во всем ареале романской части Европы. Эти выводы очень важны для осмысления социокультурных процессов данной эпохи и информативности дошедших до нас источников. Критически воспринимая некоторые выводы, содержащиеся в данной книге, авторы рецензии оценивают ее очень высоко.
Культ реликвий, унаследованный от поздней античности, стал одной из главных особенностей средневекового христианства. К этой теме обращаются многие медиевисты, поэтому систематический обзор состояния культа в предшествующую эпоху представляет определенный интерес. В своей книге Роберт Вишневский последовательно описывает разные аспекты почитания реликвий в IV–VI вв., обращая особое внимание на способы вступить в контакт со святыней и использовать ее сверхъестественную силу на благо людей. Автор делает интересные наблюдения, которые проливают свет на причины и обстоятельства широкого распространения культа реликвий. Вместе с тем концепция автора вызывает возражения: то, что Вишневский понимает под возникновением культа, можно считать скорее очередным этапом его развития. Рассматривая культ реликвий с определенной точки зрения и руководствуясь средневековыми критериями, автор отрицает его существование до середины IV в. Рецензент высказывает несогласие с этой позицией и приводит свидетельства раннехристианских источников о мемориальном, идеологическом и культовом значении гробниц святых.
22 июля 2021 г. скончался Андрей Германович Глебов, доктор исторических наук, профессор Воронежского государственного университета, большой друг нашего журнала. Он принадлежал к тем историкам, для которых на первом месте стояло человеческое общение и только на втором – кабинетная работа. Вся его жизнь была связана с Воронежским университетом, и он был прекрасным преподавателем. Его не просто любили студенты, у него получалось преподавать, и эта его работа приносила результаты. При том, что он не дожил до 65 лет и последние годы сильно болел, двадцать его учеников защитили диссертации. Некоторые из его учеников стали уже признанными авторами нашего журнала
Вводится в научный оборот ранее не публиковавшаяся речь (некролог) С. Ф. Платонова, посвященная памяти бывшего декана историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета В. В. Бауера. Это первое публичное выступление после смерти профессора, где дана объективная оценка его преподавательской и научной деятельности. Выступавший наметил основные подходы к критериям для создания образа «идеального ученого», которые получат свое развитие и конкретизацию в более поздних исследованиях ученого.
«Воровскими черкасами» назывались в официальных документах Московского государства конца XVI – первой половины XVII в. жители пограничных территорий Украины (запорожцы, реестровые и степовики), вторгавшиеся на русское пограничье из Речи Посполитой. Обычно они приходили для «поиска над татарами», но нередко нападали на посольские размены и даже станицы и города. В статье рассматривается причина враждебного отношения русских порубежных воевод к «воровским черкасам». В частности, их участие в Смуте, Московском походе 1618 г. и Смоленской войне. Основное внимание в статье уделяется внешнеполитическому контексту. На основе широкого архивного материала впервые показано, что на протяжении 1643–1647 гг. вопрос о наказании «воровских черкас» становится центральным в русско-польских переговорах о ратифицировании Поляновского договора и межевании границы. Показано, что победа магнатских группировок Речи Посполитой, выступавших против казачества, совпадает со стремлениями русских властей наказать «воровских черкас». Накануне восстания Б. Хмельницкого такое соглашение между государствами было достигнуто. В статье приводятся уникальные данные к биографии атамана Ивана Богуна, будущего знаменитого полковника, в частности, что ему был вынесен смертный приговор как русским царем, так и польским королем.
В статье рассматриваются иллюстрации в катехистических произведениях Мартина Лютера XVI в. – Большом и Кратком катехизисах, молитвослове, Пассионале. Авторы проанализировали 30 переизданий (20 – Большого и Краткого катехизиса и 10 – молитвословов, не учитывая копии и идентичные издания) из собраний РНБ, Баварской государственной библиотеки и Библиотеки герцога Августа. Иллюстрации к катехизисам были созданы в сотрудничестве виттенбергских теологов, Филиппа Меланхтона и Мартина Лютера, с различными художниками и граверами. Однако их подход к иллюстрациям довольно сильно разнился. Лютер, скорее, опирался на средневековую традицию, стремясь лишь к христоцентричности порождаемых образами смыслов: иллюстрации в молитвослове, пассионале, шмуцтитулы в Большом и Кратком катехизисе предназначались как для благочестивого размышления, так и для наглядного обучения. Меланхтон разработал новаторские принципы взаимодействия текста и образа, переходя через визуальный ряд от уровня обобщений к конкретным библейским примерам. Оба типа иллюстраций были объединены в изданиях Большого и Краткого катехизиса. Очевиден и заметен дисбаланс в распределении иллюстраций по разделам, а также наличие дублей. Ошибки повторялись из издания в издание. Лишь в отдельных переизданиях катехизиса XVI в. можно увидеть попытки преодолеть эти недостатки. Речь идет, в первую очередь, о замене дублирующих изображений. Кроме того, в некоторых изданиях была сделана попытка расширить визуальный ряд катехизиса, обогатив его иллюстрациями к разделу Символ веры, основываясь на образах пассионала (версия Иоганна Шпангенберга). Известно и издание второго молитвослова, дополненное иллюстрациями катехистической части. Существование таких синтетических изданий свидетельствуют о единстве в сознании современников иллюстраций катехистических текстов, формировавших визуальное ядро «конфессионального воображения».
Христианская проповедь – интересный и богатый разнообразными сведениями источник по социокультурной истории западноевропейского Средневековья. Будучи сложным культурным феноменом, проповедование представляло собой не просто назидательный монолог, но процесс взаимодействия духовенства со своей паствой, включавшей представителей всех сословий. Следовательно, по крайней мере некоторые гомилетические тексты зафиксировали картину мира, как служителей Церкви, так и их слушателей, представления и повседневную жизнь которых должен был учитывать вдумчивый проповедник. Для того чтобы определить, какие проповеди отвечают на подобную постановку вопроса, следует осмыслить их источниковедческие особенности, принятую в историографии типологию гомилетических текстов, а также найти подходящую методологию для реконструкции повседневности, нравов и мировоззрения слушателей, не оставивших письменных свидетельств собственного сочинения. Автор статьи демонстрирует потенциал проповедей, сохранившихся в виде конспектов-reportationes, а также очерчивает те исследовательские подходы, которые применимы к изучению городской культуры и мировоззрения средневекового человека, в первую очередь загадочного «простеца».
В статье рассматривается прощание с протестантским государем Эдуардом VI в условиях общей политической нестабильности и прихода к власти королевыкатолички Марии I. Автор анализирует комплекс вопросов, связанных с подготовкой завещания Эдуарда VI, поминальными церемониями и похоронами монарха. Траур по Эдуарду VI, включавший и протестантские, и католические элементы, оказывается принципиальным свидетельством политического и религиозного кризиса, в котором Англия находилась в середине XVI в. Параллельно публичной протестантской службе в Вестминстерском аббатстве в Тауэре проходит католическая месса, и именно на последней присутствует преемница почившего Эдуарда VI на английском престоле Мария I и послы иностранных государств. Работа основывается как на письменных (в том числе архивных) источниках, так и на изобразительных памятниках
В статье исследуются взаимосвязи между тремя памятниками историописания: «Деяниями датчан» Саксона Грамматика (ок. 1208/1206 г.), анонимной «Историей похода датчан в Иерусалим» (до 1202 г.) и привилегией Лундскому кафедральному собору (1186 г.). Текстологический анализ показал, что во всех этих источниках датский король Кнут VI (1182–1202) сопоставляется со своими предками-соименниками. Каждое такое сопоставление служит прославлению датского короля и легитимации его власти. Статья призвана показать, что на первый взгляд независимые друг от друга тексты в действительности образуют единое идеологическое поле.
Статья посвящена шотландскому индологу Джеймсу Тоду (1782-1835), открывшему для европейской публики историю и культуру раджпутов - военно-феодального сословия Западной, Северной и Центральной Индии. Книга нанесла удар по двум стереотипам, уже утвердившимся в индологии и массовом европейском восприятии Индии. Первый из них прокламировал «антиисторизм» индийской культуры, второй, даже в противовес популярному в Европе медиевализму, рассматривал историю Индии после падения древних царств исключительно как упадок и деградацию, отказывая стране в способности к самостоятельному развитию. Сочинение приобрело широкую известность и подверглось сокрушительной критике, особенно в связи с выводом автора о феодальном характере раджпутского общества. Категорическое неприятие данной концепции было связано с социальной практикой и идеологией британского колониализма, не готового увидеть в туземцах аналог благородных рыцарей средневековой Европы. Индийские читатели, напротив, приняли книгу Тода с восторгом; переведенная на местные языки, она стала одним из источников формирования исторического дискурса в индийском просветительстве и формировавшемся национализме.
Дорогие коллеги!
У нас давно не появлялись традиционные рубрики, с которыми наш журнал когда-то начинал новую жизнь в качестве ежеквартального издания. Сначала их можно было встретить чуть ли не в каждом выпуске, потом раз в два-три года, а позже… нельзя сказать, что мы о них забыли совсем, но изменились внешние обстоятельства. Десять–пятнадцать лет назад люди, занимающиеся примерно одним хронологическим периодом, были очень сильно разобщены, мало знали друг о друге и порой словно бы говорили на разных языках. За прошедшее время мы, кажется, познакомились лучше. Смею надеяться, что в какой-то мере это заслуга и нашего журнала
Издательство
- Издательство
- ИВИ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- Юр. адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- ФИО
- Михаил Аркадьевич ЛИПКИН (Директор)
- E-mail адрес
- dir@igh.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5938134
- Сайт
- https:/igh.ru