В статье поднимается вопрос о существовании в Риме в VI в. городского духовенства как особой общности, отличной от папского окружения. Автор доказывает, что сборник папских биографий, известных как «Книга пап» (Liber Pontificalis), отражает взгляды и особенности социальных представлений этой общности. Среди них: противопоставление себя не только мирянам, но и другим общностям, таким как монашество; защита своих прав и привилегий посредством создания системы ритуалов, соблюдение внутренней иерархии духовенства и конструирования собственной картины церковной истории
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
Понятие «Римская Церковь» имеет много значений. Оно может обозначать как всю Католическую Церковь, так и аппарат римской курии, города Рима и Римского диоцеза. Многозначным оказывается и понятие «римское духовенство». Но в интересующий нас период поздней Античности и раннего Средневековья, когда административные возможности Римской Церкви были весьма ограничены, под «римским духовенством» понимался именно городской клир Рима, которому было поручено управление храмами и часовнями и пастырское попечение в самом городе. По большей части духовенство рекрутировалось из числа местных жителей. Из среды римского духовенства как правило избирали и епископов Рима. Из clerus urbanus по большей части кооптировалось и папское окружение
Список литературы
1. Заболотный Е.А. Лаврентий, антипапа // Православная энциклопедия. М., 2015. Т. 39. С. 603-605.
2. Заболотный Е.А. Симмах, св., папа Римский // Православная энциклопедия. М., 2021. Vol. 63. P. 628-633.
3. Королев А.А. Монашество в ранних папских посланиях: Связи старца Иосифа Исихаста и русского монашества // Монашество в истории: Актуальные проблемы и новые методы в исследованиях: Материалы I и II научных конференций (2017-2018) / отв. ред. О.А. Родионов. М., 2019. С. 45-54.
4. Королев А.А. Симмаховы фальшивки // Православная энциклопедия. М., 2021. Т. 63. С. 634-637.
5. Филиппов И.С. Средиземноморская Франция в раннее Средневековье. М., 2000. EDN: RRRRWT
6. Andrieu M. L’origine du titre de Cardinal dans l’Eglise Romaine // Miscellania Giovanni Mercati. 1946. Vol. V: Storia Ecclesiastica. Diritto: Città del Vaticano. P. 113-144.
7. Barone G. Il clero romano e la vita religiosa dei laici nel basso medioevo // Roma medievale: Aggiornamenti / a cura di P. Delogu. Firenze, 1998. P. 303-311.
8. Bertolini O. Per la storia delle diaconie romane lel’alto medioevo sino alla fine del secolo VIII // Archivio della Società romana di storia patria. 1947. Vol. 70. P. 1-145.
9. Capo L. Il Liber Pontificalis, i Longobardi et la nascita del dominio territoriale della Chiesa Romana. Spoleto, 2009.
10. Carpegna Falconieri di T. Il clero di Roma nel medioevo: Istituzioni e politica cittadina (secoli VIII-XIII). Roma, 2002.
11. Carpegna Falconieri di T. “Romana Ecclesia” e “Clerus Urbis”. Considerazioni sul clero urbano nei secoli centrali del medioevo // Archivio della Società romana di storia patria. 1999. Vol. 122. P. 85-104.
12. Caspar E. Geschichte des Papsttums: Von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Tübingen, 1933. Bd. 2: Papsttum unter byzantinischer Herrschasft.
13. Duchesne L. Notes sur la topographie de Rome au moyen âge: Les titres présbiteriaux et les diaconies // Mélanges d’archéologie et d’histoire. 1887. Vol. 7. P. 218-243.
14. Dunn J.D. The clerical cursus honorum in the late antique Roman Church // Scrinium. 2013. Vol. 9, Issue 1. P. 120-133.
15. Faivre A. Naissance d’une hièrarchie: Les premières étapes du cursus clérical. P., 1977.
16. Ferrari G. Early Roman Monasteries: Notes for the History of the Monasteries and Convents at Rome from the V through the X Century. Città del Vaticano, 1957.
17. Gaudemet J. Storia del diritto canonico: Ecclesia e civitas. Cinisello Balsamo, 1998.
18. Geertman H. Hic fecit basilicam: Studi sul Liber pontificalis e gli efifici ecclesiastici di Roma da Silvestro a Silverio. Leuven, 2004.
19. Geertman H. La genesi del Liber pontificalis romano: un processo della organizzazione della memoria // Liber, gesta, histoire: Écrire l’histoire des évêques et des papes de l’Antiquité au XXIesiècle / éd. par F. Bougard, 2009. P. 37-108.
20. Heinzelman M. Bischöfsherrschaft in Gallien: Zur Kontinuität römischer Fuhrungsschichten vom 4. bis zum 7. Jahrhundert: Soziale, prosopographische und bildungsgeschichtliche Aspecte. München, 1976.
21. Llewellyn P.A. The Roman Church during the Laurentian Schism: Priests and Senators // Church History. 1976. Vol. 45, Fasc. 4. P. 126-159.
22. Mathisen R.W. Roman Aristocrats in Barbarian Gaul: Strategies for Survival in an Age of Transition. Austin, 1993.
23. Moorhead J. The Laurentian Schism: East and West in the Roman Church // Church History. 1978. Vol. 47, Fasc. 2. P. 125-136.
24. Pietri Ch. Le Sénat, le peuple chrétien et les partis du cirque à Rome sous le pape Symmaque (498-514) // Mélanges d’archéologie et d’histoire. 1966. Vol. 78, N 1. P. 123-139.
25. Pietri Ch. Roma Christiana: recherches sur l’Église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311-440). Rome, 1976.
26. Platelle H. L’évêque mérovingien d’après un ouvrage récent // Revue d’histoire ecclésiastique. 1985. Vol. 80. P. 454-457.
27. Rapp C. Holy Bishops in Late Antiquity: The Nature of Christian Leadership in an Age of Transition. Berkley; Los Angeles; London, 2005.
28. Re C. Le regioni di Roma nel Medio Evo // Studi e documenti di storia del diritto. 1889. Vol. 10. P. 349-381.
29. Rosso P. La scuola nel Medioevo. Secoli VI-XV. Roma, 2018.
30. Townsend W.T. The So-called Symmachian Forgeries // The Journal of Religion. 1933. Vol. 13, Fasc. 2. P. 165-174.
31. Townsend W.T. Councils Held under Pope Symmachus // Church History. 1937. Vol. 6, Fasc. 3. P. 233-259.
32. Van Damm R. Leadership and Community in Late Antique Gaule. Berkeley, 1985.
33. Verardi A.A. La memoria legittimante: il Liber Pontificalis e la chiesa di Roma del secolo VI. Roma, 2016.
34. Vogel C. Le Liber Pontificalis dans l’édition de Louis Duchesne: État de la question // Monseigneur Duchesne et son temps: Actes du Colloque organisé par l’École française de Rome, Palais Farnèse, 23-25 mai 1973. Rome, 1975. P. 99-127.
35. Wirbelauer E. Zwei Päpste in Rom: Der Konflikt zwischen Laurentius und Symmachus (498-514): Studien und Texte. München, 1993.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Борис Соломонович Каганович посвятил свои исследования судьбам и творчеству российских историков ХХ в., и одним из главных его героев стал академик Е. В. Тарле. В подготовленный Б. С. Кагановичем сборник, который увидел свет, к сожалению, уже после безвременной кончины составителя, вошли небольшие статьи, протоколы выступлений Тарле, его воспоминания и воспоминания о нем. Эти малоизвестные или публикуемые впервые тексты характеризуют разносторонние дарования и увлечения знаменитого историка, знакомят с его мыслями и поступками, предлагают задуматься над их логикой, подсказанной коллизиями не простого времени, в которое он жил
Рецензия посвящена монографии М. В. Винокуровой, в которой рассматривается развитие городских обычаев английских городов на протяжении Средних веков и раннего Нового времени, их взаимоотношение с нормами общего права королевства и роль в становлении последнего. На основе разнообразных по характеру записей городских обычаев автор реконструирует яркую картину социальной реальности и правовой культуры средневекового города
В рецензии анализируется первое русское издание «Нормандской хроники Пьера Кошона». Помимо разбора источника в центре внимания рецензента – труд переводчика и исследователя М. В. Аникиева, внесшего весомый вклад в изучение истории средневековой Франции
Рецензируемый труд посвящен истории балтийских крестовых походов – теме, интерес к которой существенно возрос в последние 20 лет. В отличие от предыдущих исследований, основанных главным образом на немецких и латинских текстах, в фокусе рассматриваемой книги – литературные тексты на старофранцузском языке XIII–XV вв. Благодаря этой французской перспективе автору удалось по-новому взглянуть на известный сюжет и ответить на главный поставленный в исследовании вопрос: как балтийские крестовые походы и особенно воображаемый балтийский мир способствовали созданию европейского образа инаковости и границы христианства. Кроме того, в книге представлен исчерпывающий анализ источников и актуальных исследований по теме. В целом труд Л. Шолле послужит отличным введением в историю балтийских крестовых походов для учащихся и специалистов по другим темам истории крестоносного движения
В рецензируемой книге впервые публикуются на русском языке переводы монографии и статей классика русско-скандинавских исследований – Адольфа Стендер-Петерсена, где в комплексе исследуются проблемы историко-культурного взаимодействия Византии, Руси и Скандинавии в IX–XI вв. Этимологии обозначений скандинавов в древнерусских памятниках рассматриваются в широком историко-культурном контексте с учетом эволюции их значений. Рецензент предлагает свою версию происхождения монастыря Рос(ов) на Афоне в свете анализируемой проблематики
2 сентября 2021 г. ушел из жизни Борис Львович Фонкич - выдающийся специалист по греческой палеографии и кодикологии, автор многочисленных открытий в области изучения византийской и поствизантийской рукописной книги, идентификатор таких дуктов и местных видов письма, как иерусалимский и южноитальянский, исследователь индивидуальных почерков греческих книжников, пионер выявления на основе рукописного материала начала и эволюции греческого книгописания в России, исследователь отечественных и зарубежных собраний греческих рукописей, их собирателей и исследователей и т. д.
30 октября 2021 г. ушел от нас замечательный человек, блестящий педагог и ученый, с именем которого самым тесным образом связаны судьбы петербургской и отечественной медиевистики. Не стало Галины Евгеньевны Лебедевой. На протяжении почти четверти века, с 1990 по 2015 г., она возглавляла кафедру истории Средних веков Санкт-Петербургского университета. И свыше полувека ее научная деятельность во многом определяла успехи петербургского византиноведения
В статье предложен анализ судебного конфликта между еврейской общиной Бреста и униатским капитулом в 1669–1671 гг. Предполагая построить на месте еврейских домов церковь, брестский капитул потребовал от евреев освободить занимаемое ими церковное владение. Автор дает сравнительный анализ отношений между евреями и униатским и католическим духовенством, а также показывает ритуальные и символические аспекты конфликта, который развивался на фоне сложных отношений между униатским митрополитом и владимирским (брестским) епископом. Несмотря на то что большинство использованных в статье источников опубликовано, обращение к новым подходам из социальной истории и культурной антропологии помогает осветить проблемы религиозного насилия и конфессиональных отношений в новом свете
Появление первой западноевропейской карты Московского государства связывают с деятельностью итальянского гуманиста Паоло Джовио. «Карта Джовио» содержит значительный объем достоверной информации о России, которой до тех пор на Западе не располагали. Ее заглавие приписывает изложенные в ней сведения главе русского посольства, посетившего Рим в 1525 г, Дмитрию Герасимому. Более правдоподобной кажется мысль, что в действительности Герасимову принадлежит лишь часть этих данных. По предположению одного из исследователей, «карта Джовио» имела в своей основе неизвестный нам «ранний вариант».
В этой связи автор статьи останавливается на двух сюжетах. Во-первых, он находит и анализирует материал, проливающий свет на представления Джовио о географии «Московии» в 1515 г. Во-вторых, в статье показано, что одним из источников, использованных в сочинения Альберта Пигия «Новая Московия» (1523 г.), была неизвестная карта, родственная той, которая затем попала в руки Паоло Джовио
Статья посвящена двум подлинным печатным актам императора Священной Римской империи Карла V из собрания Н. П. Лихачева Научно-исторического архива СПбИИ РАН, относящимся к истории Шмалькальденской войны в Германии между католиками и протестантами (1546–1547). Имеются в виду «Послание к некоторым имперским городам» от 17 июня 1546 г. (5/603) и «Мандат Мельхиору, епископу Вюрцбургскому, и подданным всех сословий Франконии» от 28 ноября 1546 г. (3/603). Имевшие пропагандистский характер и цели и размноженные с помощью печатного станка документы рассматриваются как средства массовой информации и пропаганды. В исследовании в историческом контексте анализируются цели автора печатных посланий, круг их адресатов, планируемое воздействие и стратегии убеждения, взятые на вооружение составителями текстов. Важное значение придается анализу стиля, образности языка и метафорам как средствам выразительности печатного слова. В статье также разбираются формуляр и композиция актов, даны и внешние характеристики. В приложении публикуется текст «Мандата Мельхиору, епископу Вюрцбургскому, и подданным всех сословий Франконии» от 28 ноября 1546 г. (3/603) и его перевод на русский язык.
На рубеже Средних веков и раннего Нового времени на Западе существовали разнообразные рекреативные корпорации, среди которых были и стрелковые сообщества в форме братств, «аббатств» или «королевств». Их деятельность в Эльзасе, Фландрии, Швейцарии, Германии и Ливонии изучена неплохо, чего нельзя сказать о подобных объединениях в городах Франции. «Мемуары» Клода Атона проливают свет на деятельность «королевства Аркебузы и рыцарей Присяги», созданного с разрешения короля для организации стрелковых состязаний в Провене. Ежегодные парады «рыцарей аркебузной Присяги» и последующие стрельбы, призванные выявить нового «короля Аркебузы», как и периодические встречи с «королевствами» других городов, были важными событиями в городской жизни. В Провене существовали похожие объединения и для состязаний в стрельбе из арбалета (бюджет арбалетчиков был более скромным, чем у аркебузиров), и для игры в мяч. «Рыцарями аркебузной Присяги» и «игроками в мяч», выезжавшими на состязание в другие города, зачастую были одни и те же люди. Речь шла о своеобразных престижных клубах. Но в них могли воспроизводиться социальные коллизии, характерные для муниципальной элиты французских городов во время Религиозных войн
Взаимоотношения французских монархов с императорами Священной Римской Империи всегда были сложными. Однако избрание на императорский престол отпрыска Люксембургского дома, Карла IV, положило начало периоду наиболее тесных, близких и доверительных отношений между Империей и Французским королевством. В статье детально исследуются два важных эпизода этих контактов, относящихся к жизни будущего короля Франции Карла V Мудрого, в бытность его еще наследником престола. В его сложных отношениях с отцом королем Иоанном II Добрым, в ситуации политического кризиса, разразившегося в стране в связи с поражением французской армии и пленением короля, дофин Карл неизменно прибегал к помощи дяди, императора Карла IV Люксембурга. Конечные успехи короля Франции Карла V Мудрого свидетельствуют, что он получил от императора хорошие советы и сумел ими правильно воспользоваться
В статье анализируется аргументация, которая использовалась папской курией и Лиссабонским университетом в текстах булл и прошений, составленных в начале Схизмы и в период недолгой поддержки Португальским королевством антипапы Климента VII (1380–1381). Риторика изучаемых источников включает правовые понятие и образы, заимствованные из более ранних юридических трактатов и собраний университетских привилегий. Многие из них, такие как studium generale и universitas, применявшиеся папской курией для регламентации университетской жизни, могли иметь несколько интерпретацийи использоваться в политических целях. Это ярко демонстрирует булла папы Григория XII, отправленная Португальскому университету в 1377 г. В 1380 г. португальская ученая корпорация ожидала, что в благодарность за поддержку авиньонского папы она получит значительные пожалования и подтверждение преемственности своего высокого статуса. Однако Климент VII в булле «In Superne dignitatis» использовал ряд противоречивых формулировок, de jure основав в Лиссабоне новый studium generale, что позволило ему продемонстрировать полноту своей власти, не предоставляя новые привилегии Португальскому университету. Однако участие в диалоге с понтификом способствовало трансформации представлений академического сообщества о своем месте в обществе
Развитие церковного права в средневековой Чехии можно разделить на несколько этапов. Для раннего этапа, периода существования Чешского княжества, типичным было применение к церкви принципа права собственности. Тот, кто основал храм, был его владельцем. Это ограничивало возможности епископа влиять на действия священника такого частного храма и следить за исполнением церковных канонов. Важным памятником, документирующим постепенное устранение нехристианских пережитков, являются Гнезненские указы чешского князя Бржетислава. В XII в. в скриптории в Оломоуце были изготовлены копии правовых сборников Бурхарда Вормсского и Иво Шартрского. Дальнейшим изменениям способствовала деятельность Пражского епископа Ондржея (1214–1224) по осуществлению в его диоцезе решений IV Латеранского собора и программы папства. XIII – первая половина XIV в. прошли под знаком внедрения новых принципов в жизнь общества: соблюдалась судебная неприкосновенность духовенства и церковного имущества, патронатное право заменило право частной церкви. Период со второй половины XIV до начала XV в. стал временем наибольшего влияния и значения церковного права. Частью программы гуситов был полный отказ от церковного права. После гуситской «революции» не произошло восстановления сложившегося ранее порядка, церковное право в общественном сознании было подчинено праву светскому
Основное содержание предлагаемого выпуска симметрично распадается на две части – духовную и светскую, вполне в духе средневековой доктрины о двух мечах. И в соответствии со средневековой традицией мы начинаем с церковного блока. Шестой век – важное время для формирования института папской власти. В этот период епископ Рима укрепляет свое влияние, но римское городское духовенство, пытаясь дистанцироваться от непосредственного папского окружения, претендует на сохранение собственных прав и привилегий. Этот процесс в известной мере отражен в «Книге пап» (Liber Pontificalis), сборнике папских биографий. Первые шаги, предпринятые, возможно, по прагматическим мотивам, оказались чреваты последствиями, важными для всего латинского Запада
Издательство
- Издательство
- ИВИ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- Юр. адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- ФИО
- Михаил Аркадьевич ЛИПКИН (Директор)
- E-mail адрес
- dir@igh.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5938134
- Сайт
- https:/igh.ru