Развитие церковного права в средневековой Чехии можно разделить на несколько этапов. Для раннего этапа, периода существования Чешского княжества, типичным было применение к церкви принципа права собственности. Тот, кто основал храм, был его владельцем. Это ограничивало возможности епископа влиять на действия священника такого частного храма и следить за исполнением церковных канонов. Важным памятником, документирующим постепенное устранение нехристианских пережитков, являются Гнезненские указы чешского князя Бржетислава. В XII в. в скриптории в Оломоуце были изготовлены копии правовых сборников Бурхарда Вормсского и Иво Шартрского. Дальнейшим изменениям способствовала деятельность Пражского епископа Ондржея (1214–1224) по осуществлению в его диоцезе решений IV Латеранского собора и программы папства. XIII – первая половина XIV в. прошли под знаком внедрения новых принципов в жизнь общества: соблюдалась судебная неприкосновенность духовенства и церковного имущества, патронатное право заменило право частной церкви. Период со второй половины XIV до начала XV в. стал временем наибольшего влияния и значения церковного права. Частью программы гуситов был полный отказ от церковного права. После гуситской «революции» не произошло восстановления сложившегося ранее порядка, церковное право в общественном сознании было подчинено праву светскому
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
Каждому священнику приходилось иметь дело с правом: он руководствовался нормами, которые действовали в его диоцезе; верующие требовали у него советов в сложных жизненных ситуациях, причем не только с религиозной, но и с практически-правовой точки зрения. Римско-католическая церковь в период Средневековья создала сложную систему права, которое принято называть каноническим правом (ius canonicum), но можно использовать и термин «церковное право» (ius ecclesiasticum). Роль и значение церковного права были непосредственно связаны с положением церкви в обществе, зависели от отношений между церковью и светской властью. В эпоху развитого Средневековья церковь занимала сильные позиции, успешно конкурировала со светской властью, а папский престол, обладая обширными властными полномочиями, выступал как сильный игрок на политическом поле. Влияние церкви достигло кульминации в XIV – первой трети XV в. В нашем исследовании мы обращаемся к проблеме развития церковного права и его роли в Чешском княже - стве и в Чешском королевстве
Список литературы
1. Смирнов С.И. Матерiалы для исторiи древне-русской покаянной дисциплины: (Тексты и замѣтки). М., 1912.
2. Akademická encyklopedie českých dějin / Ed.J. Pánek. Praha, 2009. Vol. I: A-C.
3. Baran-Kozłowski W. Arcybiskup gnieźnieński Henryk Kietlicz (1199-1219): Działalność kościelna i polityczna. Poznań, 2005.
4. Bárta S. Zástavní listiny Zikmunda Lucemburského na církevní statky (1420-1437). Brno, 2016.
5. Bistřický J. Studien zum Urkunden-Brief und Handschriftenwesen des Bischofs Heinrich Zdík von Olmütz // Archiv für Diplomatik: Schriftgeschichte, Siegel- und Wappenkunde. 1980. Vol. 26. S. 135-158.
6. Bistřický J. Písemnosti olomouckého biskupa Jindřicha Zdíka // Sborník archivních prací. 1983. Vol. 23. S. 32-74.
7. Bistřický J. Zdíkovy listiny // Český časopis historický. 1998. Vol. 96. S. 292-306.
8. Bláhová M., Frolík J., Profantová N., Vaníček V. Velké dějiny zemí Koruny české. Praha; Litomyšl, 1999-2002.Vol. I-III.
9. Boháček M. Nejstarší právnické rukopisy v olomoucké kapitulní knihovně // Sborník Krajského vlastivědného muzea v Olomouci. 1956-1958. Vol. IV. S. 327-337.
10. Boháček M. Římské a kanonické právo v díle Všehrdově // Právněhistorické studie. 1961. Vol. 7. S. 147-199.
11. Bolina P. K interpretaci a datování Zdíkových listin // Český časopis historický. 1999. Vol. 97. S. 273-292.
12. Borovský T. Kláštery, panovník a zakladatelé na středověké Moravě. Brno, 2005.
13. Charvát P. Boleslav II. Sjednotitel českého státu. Praha, 2004.
14. Codex diplomaticus et epistolaris regni Bohemiae / Ed. G. Friedrich. Pragae, 1904-1907. Vol. I.
15. Corpus iuris canonici / Ed. Ae. Friedberg. Graz, 1959. Vol. II.
16. Cosmae Pragensis Chronica Boemorum / Ed.B. Bretholz. Berolini, 1923 (Monumenta Germaniae historica. Scriptores rerum Germanicarum. Series Nova; T. II.).
17. Čáda F. Zlomky ztraceného spisu olomouckého biskupa Tasa // Studie o rukopisech. 1973. Vol. 12. S. 5-28.
18. Čechura J. K některým aspektům státní ideologie a sekularizačních idejí v předhusitských Čechách // Časopis Národního muzea. Řada historická. 1986. Vol. 155, N 1-2. S. 29-36.
19. Čechura J. Sekularizace církevních statků v husitské revoluci a některé aspekty ekonomického a sociálního vývoje v Čechách v době pozdního středověku // Husitský Tábor. 1986-1987. Vol. 9. S. 91-100.
20. Fiala Z. Správa a postavení církve v Čechách od počátku 13. do poloviny 14. století // Sborník historický. 1955. Vol. 3. S. 64-88.
21. Flodr M. Skriptorium olomoucké: K počátkům písařské tvorby v českých zemích. Praha, 1960.
22. Goll J. Přemysla Otakara II. druhá křížová výprava a plán povýšiti biskupství olomoucké na arcibiskupství // Časopis Matice moravské. 1891. Vol. 15. S. 102-109.
23. Havel D. Rukopisy a listiny z doby episkopátu Jindřicha Zdíka // Jindřich Zdík (1126-1150): Olomoucký biskup uprostřed Evropy / Ed. J. Hrbáčová. Olomouc, 2009. S. 78-87.
24. Helmholz R.H. The Spirit of Classical Canon Law. Athens; London, 1996.
25. Hledíková Z. Die Prager Erzbischöfe als ständige päpstliche Legaten // Beiträge zur Geschichte des Bistums Regensburg. 1972. Vol. 6. S. 221-256.
26. Hledíková Z. K otázkám vztahu duchovní a světské moci v Čechách ve druhé polovině 14. století // Československý časopis historický. 1976. Vol. 24. S. 244-277.
27. Hrubý F. Církevní zřízení v Čechách a na Moravě od X. do konce XIII. století a jeho poměr ke státu // Český časopis historický. 1916. Vol. 22. S. 17-53, 257-287, 385-421; 1917. Vol. 23. S. 38-73.
28. Janák J., Hledíková Z., Dobeš J. Dějiny správy v českých zemích od počátků státu po současnost. Praha, 2005.
29. Jireček H. Právnický život v Čechách a na Moravě v tisícileté době od konce IX. do konce XIX. století. Praha; Brno, 1903.
30. Kaczmarczyk Z. Monarchia Kazimierza Wielkiego: Organizacja kościoła, sztuka i nauka. Poznań, 1947.
31. Kapras J. Právní dějiny zemí Koruny české. Praha, 1913. Vol. II/1.
32. Kejř J. Dvě studie o husitském právnictví. Praha, 1954 (Rozpravy Československé akademie věd, řada společenskovědní; Vol. 64, N 5).
33. Kejř J. Prameny a literatura kanonického práva ve středověkých soupisech knihoven v českých zemích // Studie o rukopisech. 1985. Vol. 24. S. 7-69.
34. Kejř J. Pronikání kanonického práva do středověkého českého státu // Revue církevního práva. 1997. Vol. 8, N 3. S. 137-156.
35. Kejř J. Tři právněhistorické poznámky // Právněhistorické studie. 2012. Vol. 41. S. 265-271.
36. Krafl P. Vyškovská synodální statuta (1413) // Právněhistorické studie. 2000. Vol. 35. S. 67-83.
37. Krafl P. Synody a statuta olomoucké diecéze období středověku. Praha, 2003 (Opera Instituti historici Pragae. Series B: Editiones; Vol. 2).
38. Krafl P. Církevní právo v Čechách a na Moravě ve 13.-15. století // Sacri canones servandi sunt. Ius canonicum et status ecclesiae saeculis XIII-XV / Ed. P. Krafl. Praha, 2008. S. 81-123 (Opera Instituti historici Pragae, Series C: Miscellanea; Vol. 19).
39. Krafl P. Prawo kościelne w Czechach i na Morawach w średniowieczu // Echa Przeszłości. 2010. Vol. 11. S. 19-36.
40. Krafl P. Czech Medieval Codifications: The Code of Vladislav (1500) // Czech-Polish Historical and Pedagogical Journal. 2020. Vol. 12, N 1. S. 69-73.
41. Krofta K. Kurie a církevní správa zemí českých v době předhusitské // Český časopis historický. 1904. Vol. 10. S. 15-36, 125-152, 249-275, 373-391; 1906. Vol. 12. S. 7-34, 178-191, 274-298, 426-446.
42. Krzemieńska B. Břetislav I: Čechy a střední Evropa v prvé polovině XI. století. Praha, 1999.
43. Labuda G. Święty Wojciech: Biskup-męczennik, patron Polski, Czech i Węgier. Wrocław, 2000.
44. Landau P. Ius patronatus: Studien zur Entwicklung des Patronats im Dekretalenrecht und der Kanonistik des 12. und 13. Jahrhundert. Köln; Wien, 1975 (Forschungen zur kirchlichen Rechtsgeschichte und zum Kirchenrecht; Bd. 12).
45. Landau P. Kanonistische Ergänzungen zur Germania und Bohemia Pontificia: Päpstliche Dekretalen an Empfänger im Reich zwischen 1140 und 1198 // Sacri canones servandi sunt: Ius canonicum et status ecclesiae saeculis XIII-XV / Ed. P. Krafl. Praha, 2008. S. 241-257 (Opera Instituti historici Pragae. Series C: Miscellanea; Vol. 19).
46. Macek J. Víra a zbožnost jagellonského věku. Praha, 2001.
47. Maciejewski J. Episkopat polski doby dzielnicowej 1180-1320. Kraków; Bydgoszcz, 2003.
48. Malý K. České právo v minulosti. Praha, 1995.
49. Ott E. Působení práva církevního na rozvoj řízení soudního vůbec a v zemích českých zvlášť // Právník. 1877. Vol. 16. S. 1-16, 73-85, 109-121, 145-154, 182-188, 217-229, 253-263, 289-297, 325-331, 361-371, 397-412, 433-439, 469-476, 511-515, 541-545, 577-582, 613-620, 653-660, 685-689.
50. Ott E. Beiträge zur Receptionsgeschichte des römisch-canonischen Processes in der böhmischen Ländern. Leipzig, 1879.
51. Ott E. Das Eindrigen des kanonischen Rechts, seine Lehre und wissenschaftliche Pflege in Böhmen und Mähren während des Mittelalters // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. 1913. Vol. 34. S. 1-107 (Kanonistische Abteilung; Bd. 3).
52. Polc J.V. Kapitoly z církevního života Čech podle předhusitského zákonodárství // Pražské arcibiskupství 1344-1994 / Ed. Z. Hledíková, J.V. Polc. Praha, 1994. S. 30-57.
53. Polc J.V. Církevní správa v Čechách do poloviny 14. století // Polc J. Česká církev v dějinách. Praha, 1999. S. 29-81.
54. Polc J., Hledíková Z. Pražské synody a koncily předhusitské doby. Praha, 2002.
55. Schenz J. Das Kirchenpatronat in Böhmen: Beiträge zu seiner Geschichte und Rechtsentwicklung: Quellen und Forschungen aus dem Gebiete der Geschichte. Prag, 1928. Bd. 4.
56. Schmidt G. Die Bistumspolitik Karls IV. bis zur Kaiserkrönung 1355 // Karl IV: Politik und Ideologie im 14. Jahrhundert / Ed. E. Engel. Weimar, 1982. S. 74-120.
57. Silnicki T. Dzieje i ustrój kościoia katolickiego na Śląsku do końca w. XIV. Warszawa, 1953.
58. Sommer P. Christianizace raně středověkých Čech // České země v raném středověku / Ed. P. Sommer. Praha, 2006. S. 85-91.
59. Sommer P. Svatý Prokop: Z počátků českého státu a církve. Praha, 2007.
60. Šmahel F. Husitská revoluce. Praha, 1993. Vol. 4.
61. Urban W. Nieudane starania Przemysia Ottokara II o metropolię czeską na tle jego rządów i krzyżackiej polityki // Nasza przeszłość. 1957. Vol. 6. S. 311-325.
62. Válka J. Ctibor Tovačovský z Cimburka - O právě duchovním (K církevněpolitickým důsledkům husitské revoluce na Moravě) // Z Kralické tvrze. 1984. Vol. 1984. S. 9-13.
63. Válka J. Husitství na Moravě: Náboženská snášenlivost: Jan Amos Komenský. Brno, 2005.
64. Vaněček V. Studie o imunitě duchovních statků v Čechách do poloviny 14. století. Praha, 1928.
65. Vaněček V. K soudní imunitě duchovních statků na Moravě. Praha, 1931.
66. Vaněček V. Základy právního postavení klášterů a klášterního velkostatku ve starém českém státě (12-15. stol.). Praha, 1933-1939. Vol. I-III.
67. Vaněček V. Pronikání římského a kanonického práva na území dnešního Československa od 2. pol. 9. století do 1. pol. 14. století // Právněhistorické studie. 1966. Vol. 12. S. 27-40.
68. Vašica J. Církevněslovanský penitenciál českého původu // Slavia. 1960. Vol. 29. S. 31-48.
69. Vašica J. Literární památky epochy velkomoravské 863-885. Praha, 2014.
70. Zlámal B. Příručka českých církevních dějin. Olomouc, 2006. Vol. II: Doba románské katolicity (1000-1200).
71. Žemlička J. Spor Přemysla Otakara I. s pražským biskupem Ondřejem // Československý časopis historický. 1981. Vol. 29. S. 704-730.
72. Žemlička J. Přemysl Otakar I. Panovník, stát a česká společnost na prahu vrcholného feudalismu. Praha, 1990.
73. Žemlička J. Počátky Čech královských 1198-1253: Proměna státu a společnosti. Praha, 2002.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Борис Соломонович Каганович посвятил свои исследования судьбам и творчеству российских историков ХХ в., и одним из главных его героев стал академик Е. В. Тарле. В подготовленный Б. С. Кагановичем сборник, который увидел свет, к сожалению, уже после безвременной кончины составителя, вошли небольшие статьи, протоколы выступлений Тарле, его воспоминания и воспоминания о нем. Эти малоизвестные или публикуемые впервые тексты характеризуют разносторонние дарования и увлечения знаменитого историка, знакомят с его мыслями и поступками, предлагают задуматься над их логикой, подсказанной коллизиями не простого времени, в которое он жил
Рецензия посвящена монографии М. В. Винокуровой, в которой рассматривается развитие городских обычаев английских городов на протяжении Средних веков и раннего Нового времени, их взаимоотношение с нормами общего права королевства и роль в становлении последнего. На основе разнообразных по характеру записей городских обычаев автор реконструирует яркую картину социальной реальности и правовой культуры средневекового города
В рецензии анализируется первое русское издание «Нормандской хроники Пьера Кошона». Помимо разбора источника в центре внимания рецензента – труд переводчика и исследователя М. В. Аникиева, внесшего весомый вклад в изучение истории средневековой Франции
Рецензируемый труд посвящен истории балтийских крестовых походов – теме, интерес к которой существенно возрос в последние 20 лет. В отличие от предыдущих исследований, основанных главным образом на немецких и латинских текстах, в фокусе рассматриваемой книги – литературные тексты на старофранцузском языке XIII–XV вв. Благодаря этой французской перспективе автору удалось по-новому взглянуть на известный сюжет и ответить на главный поставленный в исследовании вопрос: как балтийские крестовые походы и особенно воображаемый балтийский мир способствовали созданию европейского образа инаковости и границы христианства. Кроме того, в книге представлен исчерпывающий анализ источников и актуальных исследований по теме. В целом труд Л. Шолле послужит отличным введением в историю балтийских крестовых походов для учащихся и специалистов по другим темам истории крестоносного движения
В рецензируемой книге впервые публикуются на русском языке переводы монографии и статей классика русско-скандинавских исследований – Адольфа Стендер-Петерсена, где в комплексе исследуются проблемы историко-культурного взаимодействия Византии, Руси и Скандинавии в IX–XI вв. Этимологии обозначений скандинавов в древнерусских памятниках рассматриваются в широком историко-культурном контексте с учетом эволюции их значений. Рецензент предлагает свою версию происхождения монастыря Рос(ов) на Афоне в свете анализируемой проблематики
2 сентября 2021 г. ушел из жизни Борис Львович Фонкич - выдающийся специалист по греческой палеографии и кодикологии, автор многочисленных открытий в области изучения византийской и поствизантийской рукописной книги, идентификатор таких дуктов и местных видов письма, как иерусалимский и южноитальянский, исследователь индивидуальных почерков греческих книжников, пионер выявления на основе рукописного материала начала и эволюции греческого книгописания в России, исследователь отечественных и зарубежных собраний греческих рукописей, их собирателей и исследователей и т. д.
30 октября 2021 г. ушел от нас замечательный человек, блестящий педагог и ученый, с именем которого самым тесным образом связаны судьбы петербургской и отечественной медиевистики. Не стало Галины Евгеньевны Лебедевой. На протяжении почти четверти века, с 1990 по 2015 г., она возглавляла кафедру истории Средних веков Санкт-Петербургского университета. И свыше полувека ее научная деятельность во многом определяла успехи петербургского византиноведения
В статье предложен анализ судебного конфликта между еврейской общиной Бреста и униатским капитулом в 1669–1671 гг. Предполагая построить на месте еврейских домов церковь, брестский капитул потребовал от евреев освободить занимаемое ими церковное владение. Автор дает сравнительный анализ отношений между евреями и униатским и католическим духовенством, а также показывает ритуальные и символические аспекты конфликта, который развивался на фоне сложных отношений между униатским митрополитом и владимирским (брестским) епископом. Несмотря на то что большинство использованных в статье источников опубликовано, обращение к новым подходам из социальной истории и культурной антропологии помогает осветить проблемы религиозного насилия и конфессиональных отношений в новом свете
Появление первой западноевропейской карты Московского государства связывают с деятельностью итальянского гуманиста Паоло Джовио. «Карта Джовио» содержит значительный объем достоверной информации о России, которой до тех пор на Западе не располагали. Ее заглавие приписывает изложенные в ней сведения главе русского посольства, посетившего Рим в 1525 г, Дмитрию Герасимому. Более правдоподобной кажется мысль, что в действительности Герасимову принадлежит лишь часть этих данных. По предположению одного из исследователей, «карта Джовио» имела в своей основе неизвестный нам «ранний вариант».
В этой связи автор статьи останавливается на двух сюжетах. Во-первых, он находит и анализирует материал, проливающий свет на представления Джовио о географии «Московии» в 1515 г. Во-вторых, в статье показано, что одним из источников, использованных в сочинения Альберта Пигия «Новая Московия» (1523 г.), была неизвестная карта, родственная той, которая затем попала в руки Паоло Джовио
Статья посвящена двум подлинным печатным актам императора Священной Римской империи Карла V из собрания Н. П. Лихачева Научно-исторического архива СПбИИ РАН, относящимся к истории Шмалькальденской войны в Германии между католиками и протестантами (1546–1547). Имеются в виду «Послание к некоторым имперским городам» от 17 июня 1546 г. (5/603) и «Мандат Мельхиору, епископу Вюрцбургскому, и подданным всех сословий Франконии» от 28 ноября 1546 г. (3/603). Имевшие пропагандистский характер и цели и размноженные с помощью печатного станка документы рассматриваются как средства массовой информации и пропаганды. В исследовании в историческом контексте анализируются цели автора печатных посланий, круг их адресатов, планируемое воздействие и стратегии убеждения, взятые на вооружение составителями текстов. Важное значение придается анализу стиля, образности языка и метафорам как средствам выразительности печатного слова. В статье также разбираются формуляр и композиция актов, даны и внешние характеристики. В приложении публикуется текст «Мандата Мельхиору, епископу Вюрцбургскому, и подданным всех сословий Франконии» от 28 ноября 1546 г. (3/603) и его перевод на русский язык.
На рубеже Средних веков и раннего Нового времени на Западе существовали разнообразные рекреативные корпорации, среди которых были и стрелковые сообщества в форме братств, «аббатств» или «королевств». Их деятельность в Эльзасе, Фландрии, Швейцарии, Германии и Ливонии изучена неплохо, чего нельзя сказать о подобных объединениях в городах Франции. «Мемуары» Клода Атона проливают свет на деятельность «королевства Аркебузы и рыцарей Присяги», созданного с разрешения короля для организации стрелковых состязаний в Провене. Ежегодные парады «рыцарей аркебузной Присяги» и последующие стрельбы, призванные выявить нового «короля Аркебузы», как и периодические встречи с «королевствами» других городов, были важными событиями в городской жизни. В Провене существовали похожие объединения и для состязаний в стрельбе из арбалета (бюджет арбалетчиков был более скромным, чем у аркебузиров), и для игры в мяч. «Рыцарями аркебузной Присяги» и «игроками в мяч», выезжавшими на состязание в другие города, зачастую были одни и те же люди. Речь шла о своеобразных престижных клубах. Но в них могли воспроизводиться социальные коллизии, характерные для муниципальной элиты французских городов во время Религиозных войн
Взаимоотношения французских монархов с императорами Священной Римской Империи всегда были сложными. Однако избрание на императорский престол отпрыска Люксембургского дома, Карла IV, положило начало периоду наиболее тесных, близких и доверительных отношений между Империей и Французским королевством. В статье детально исследуются два важных эпизода этих контактов, относящихся к жизни будущего короля Франции Карла V Мудрого, в бытность его еще наследником престола. В его сложных отношениях с отцом королем Иоанном II Добрым, в ситуации политического кризиса, разразившегося в стране в связи с поражением французской армии и пленением короля, дофин Карл неизменно прибегал к помощи дяди, императора Карла IV Люксембурга. Конечные успехи короля Франции Карла V Мудрого свидетельствуют, что он получил от императора хорошие советы и сумел ими правильно воспользоваться
В статье анализируется аргументация, которая использовалась папской курией и Лиссабонским университетом в текстах булл и прошений, составленных в начале Схизмы и в период недолгой поддержки Португальским королевством антипапы Климента VII (1380–1381). Риторика изучаемых источников включает правовые понятие и образы, заимствованные из более ранних юридических трактатов и собраний университетских привилегий. Многие из них, такие как studium generale и universitas, применявшиеся папской курией для регламентации университетской жизни, могли иметь несколько интерпретацийи использоваться в политических целях. Это ярко демонстрирует булла папы Григория XII, отправленная Португальскому университету в 1377 г. В 1380 г. португальская ученая корпорация ожидала, что в благодарность за поддержку авиньонского папы она получит значительные пожалования и подтверждение преемственности своего высокого статуса. Однако Климент VII в булле «In Superne dignitatis» использовал ряд противоречивых формулировок, de jure основав в Лиссабоне новый studium generale, что позволило ему продемонстрировать полноту своей власти, не предоставляя новые привилегии Португальскому университету. Однако участие в диалоге с понтификом способствовало трансформации представлений академического сообщества о своем месте в обществе
В статье поднимается вопрос о существовании в Риме в VI в. городского духовенства как особой общности, отличной от папского окружения. Автор доказывает, что сборник папских биографий, известных как «Книга пап» (Liber Pontificalis), отражает взгляды и особенности социальных представлений этой общности. Среди них: противопоставление себя не только мирянам, но и другим общностям, таким как монашество; защита своих прав и привилегий посредством создания системы ритуалов, соблюдение внутренней иерархии духовенства и конструирования собственной картины церковной истории
Основное содержание предлагаемого выпуска симметрично распадается на две части – духовную и светскую, вполне в духе средневековой доктрины о двух мечах. И в соответствии со средневековой традицией мы начинаем с церковного блока. Шестой век – важное время для формирования института папской власти. В этот период епископ Рима укрепляет свое влияние, но римское городское духовенство, пытаясь дистанцироваться от непосредственного папского окружения, претендует на сохранение собственных прав и привилегий. Этот процесс в известной мере отражен в «Книге пап» (Liber Pontificalis), сборнике папских биографий. Первые шаги, предпринятые, возможно, по прагматическим мотивам, оказались чреваты последствиями, важными для всего латинского Запада
Издательство
- Издательство
- ИВИ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- Юр. адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- ФИО
- Михаил Аркадьевич ЛИПКИН (Директор)
- E-mail адрес
- dir@igh.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5938134
- Сайт
- https:/igh.ru