анализ понятийного аппарата по теме исследования: инклюзивный туризм, инклюзивная среда, ограничения жизнедеятельности, маломобильные группы населения, инвалидность. Рассматривается связь реализации государственной политики в сфере развития туризма и основных направлений обеспечения доступности разным категориям граждан, в том числе с особыми потребностями.
Посредством статистического анализа выявлен ряд факторов, непосредственно влияющих на качество оказания туристических услуг людям с особыми потребностями: динамика численности инвалидов в Российской Федерации, количество важных объектов инфраструктуры, соответствующих требованиям доступности для людей с особыми потребностями, численность сотрудников сферы транспорта, прошедших обучение по вопросам взаимодействия с лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также по вопросам оказания услуг сопровождения людям с инвалидностью и маломобильным группам населения.
Выделены социально-экономические аспекты, подчеркивающие влияние доступных туристических услуг на качество жизни людей с особыми потребностями. Рассмотрены основные преимущества реализации концепции инклюзивного туризма, а также возможные барьеры на пути реализации. По результатам исследования выявлены пути улучшения качества услуг и повышения уровня обслуживания, направленные на удовлетворение потребностей всех категорий туристов.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Коммуникации
В статье рассматриваются вопросы развития инклюзивного туризма, включая анализ понятийного аппарата по теме исследования: инклюзивный туризм, инклюзивная среда, ограничения жизнедеятельности, маломобильные группы населения, инвалидность. Рассматривается связь реализации государственной политики в сфере развития туризма и основных направлений обеспечения доступности разным категориям граждан, в том числе с особыми потребностями.
Список литературы
1. Вызова, А. К. Проблемы создания безбарьерной среды в средствах размещения для гостей с ограниченными возможностями [Текст] / А. К. Вызова // Актуальные вопросы теории и практики в сфере туризма и гостеприимства. - 2020. - № 1. - С. 30-34.
2. Гаджиева, Е. А. Региональная политика в сфере доступного туризма [Текст] / Е. А. Гаджиева // Туризм для людей с ограниченными возможностями здоровья: современное состояние и потенциал развития. - 2020. - № 1. - С. 21-25.
3. Асмарян, А. А. Инклюзивность как фактор повышения спроса в индустрии туризма на примере зарубежного опыта [Текст] / А. А. Асмарян // Стратегии и современные тренды развития предприятий туристского и гостиничного бизнеса. - 2021. - № 1. - С. 38-44.
4. Якименко, М. В. Обзор современного состояния и перспективы развития инклюзивного туризма в России: формирование комплексного представления [Текст] / М. В. Якименко // Сервис в России и за рубежом. - 2021. - № 3. - С. 27-36.
5. Кошечкина, Е. А. Проблемы и перспективы туризма для людей с ограниченными возможностями здоровья в Ленинградской области (на примере Лужского района) [Текст] / Е. А. Кошечкина // Туризм для людей с ограниченными возможностями здоровья: современное состояние и потенциал развития. - 2020. - № 1. - С. 67-72.
6. Макарова, Д. Д. Гостиничное пространство для людей с нарушением слуха для развития инклюзивного туризма [Текст] / Д. Д. Макарова // Проблемы и перспективы развития туризма в Российской Федерации. - 2023. - № 6. - С. 98-102.
7. Строева, А. Д. Инклюзивный туризм как одно из направлений в мировой индустрии туризма [Текст] / А. Д. Строева // Шаг в науку. - 2020. - № 3. - С. 826-829.
8. Чурилина, И. Н. О некоторых подходах к определению понятия “инклюзивный туризм”. Туризм для людей с ограниченными возможностями здоровья: современное состояние и потенциал развития [Текст] / И. Н. Чурилина // Стратегии развития современной науки. - 2020. - № 3. - С. 123-125.
9. Коновалова, Е. Е. Стратегии и современные тренды развития предприятий туристского и гостиничного бизнеса [Текст] / Е. Е. Коновалова // Гостиничное дело. - 2021. - № 4. - С. 273-275.
10. Латышева, А. А. Инновационные подходы к организации услуг санаторно-курортного туризма [Текст] / А. А. Латышева // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2022. - № 3(135). - С. 82-88.
11. Еронкевич, Н. Н. Факторы развития и модель формирования социально-ответственного бизнеса в системе менеджмента современного предприятия [Текст] / Н. Н. Еронкевич // Экономика, предпринимательство и право. - 2023. - № 12. - С. 5297-5308.
12. Петрик, Л. С. Социальный туризм как драйвер развития инклюзивной среды гостиничных предприятий [Текст] / Л. С. Петрик // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2020. - № 194(12). - С. 60-66.
13. Косицына, З. С. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества в современных социально-экономических условиях [Текст] / З. С. Косицына // Роль науки и образования в современном информационном обществе. - 2024. - № 1-2(31). - С. 45-50.
14. Иванов, А. А. Индивидуальное обслуживание гостей как инструмент повышения конкурентоспособности в гостиничном бизнесе [Текст] / А. А. Иванов // Гостиничное дело. - 2023. - № 8. - С. 482-489.
15. Архипова, А. А. Цифровая экосистема в индустрии туризма [Текст] / А. А. Архипова // Modern Science. - 2020. - № 7-2. - С. 38-42.
16. Бочков, А. Ю. Внедрение цифровизации в туристическую сферу на примере Калининградской области и приграничных территорий Польши и Литвы [Текст] / А. Ю. Бочков // Геополитика и экогеодинамика регионов. - 2023. - №1. - С. 184-194.
17. Молдагалиева, А. Е. Разработка модели развития туризма [Текст] / А. Е. Молдагалиева // Актуальные исследования. - 2023. - № 16(146). - С. 2-6.
18. Морозов, М. А. Инновационные тренды развития туризма и гостиничного бизнеса в условиях цифровизации [Текст] / М. А. Морозов // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 28(2). - С. 196-202.
19. Шестакова, Е. В. Цифровые инновации в сфере социально-культурного сервиса и туризма [Текст] / Е. В. Шестакова // Стратегии развития современной науки. - 2021. - № 7. - С. 63-67.
20. Якименко, М. В. Когнитивное моделирование инновационного развития туристско-рекреационных кластеров в условиях глобальной цифровой трансформации в контексте устойчивого развития [Текст] / М. В. Якименко // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2020. - № 4. - С. 69-85.
21. Мадиев, Ш. М. Основные направления реабилитации и абилитации лиц с ОВЗ [Текст] / Ш. М. Мадиев, А. В. Вишневская // Вестник науки. - 2025. - № 3. - С. 539-553.
22. Ромаева, Н. Б. Профессиональная ориентация и самоопределение обучающихся: региональный мониторинг [Текст] / Н. Б. Ромаева, И. В. Соловьева // Мир науки, культуры, образования. - 2025. - № 2. - С. 278-281.
23. Ярошенко, Н. Н. Инклюзивные креативные практики в развивающем пространстве Российской культуры [Текст] / Н. Н. Ярошенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2022. - № 5. - С. 133-141. 24. Кураев, А. Н. Эволюция концепции корпоративной социальной ответственности и пути ее развития в современной России [Текст] / А. Н. Кураев, И. Г. Морозова, А. А. Грунина // Омский научный вестник. - 2023. - № 8. - С. 116-123.
25. Поподько, Г. И. Приоритеты инклюзивного развития регионов Ангаро-Енисейского макрорегиона [Текст] / Г. И. Поподько // Экономика Профессия Бизнес. - 2023. - № 3. - С. 67-77.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье исследуется роль нейросетей и многоагентных систем как ключевых технологических компонентов формирующейся экономики в условиях перехода к интегральному киберинформационному обществу. Авторы определяют нейросети как специфические электронно-программные организационные модули, обладающие целостной техноэлектронной сущностью, и описывают трехэтапный процесс их формирования: создание электронной архитектуры, первичное обучение и интеграцию в структуру общественных отношений. Рассматриваются проблемы на каждом этапе развития нейросетей и их функциональная роль в современном обществе. Особое внимание уделено формированию многоагентных систем на основе нейросетей, представляющих собой саморазвивающиеся IT-интеллектуальные кластеры. Анализируется применение программных роботов в ключевых сферах экономики: финансовых технологиях, здравоохранении, логистике, промышленности и электронной коммерции. На примере здравоохранения детально рассмотрены особенности и перспективы использования программных роботов. Авторы прогнозируют расширение применения многоагентных систем в образовании, юриспруденции, сельском хозяйстве, городском управлении и повседневной жизни, подчеркивая их потенциал для автоматизации процессов, повышения эффективности и персонализации решений.
Обеспечение населения качественным продовольствием, а промышленности сырьем зависит от развития агропромышленного комплекса каждого региона России. Рынок сельскохозяйственной продукции Республики Хакасии характеризуется большим количеством мелких и средних производителей. На протяжении последних десяти лет сократилось количество сельскохозяйственных организаций и увеличилось число личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, занимающихся аграрным бизнесом. Несмотря на общее снижение крупных сельхозпроизводителей объемы производства сельскохозяйственной продукции Республики Хакасия не сократились, по некоторым видам отмечен рост. В регионе имеются резервы и ресурсы, определяющие экономические условия для развития высокопродуктивных, эффективных агро- и аквахозяйств. Преимущества агропромышленного комплекса Республики Хакасия заключаются в экологоэкономической эффективности при восстановлении традиционных животноводческих отраслей животноводства и внедрении инновационных культур в растениеводстве. Имеются возможности для формирования кластеров по переработке сельскохозяйственной продукции, точки роста легкой и химической отраслей промышленности в муниципальных районах Хакасии. Для стабилизации межрегиональных и внешнеторговых экономических связей проанализирован и систематизирован ряд проблем внутреннего и внешнего характера агропромышленного комплекса региона. Исследование начинается с комплексного эволюционного анализа сельского хозяйства Республики Хакасия. На основании статистических и ресурсных данных выявлены объекты размещения перерабатывающих предприятий в муниципальных образованиях республики. Определены изменения в динамике, структуре, географической направленности внешнеторговых связей Республики Хакасии, играющей важную роль в финансировании региона. Доказана возможность расширения несырьевого экспорта во внешнеторговом обороте Республики Хакасия с рекомендациями по товарным группам. Исследование способствует более глубокому пониманию взаимодействия регионального, межрегионального, внешнеэкономического сотрудничества, направленного на долгосрочное развитие внешнеэкономических связей регионов России.
В современном контексте торговли вовлечение региональных предприятий кондитерского производства в сферу туризма приобретает особую актуальность. Среди последних тенденций на рынке наблюдается рост интереса к аутентичным продуктам, которые могут продемонстрировать культурные и гастрономические особенности региона. Кондитерская продукция, обладающая уникальными рецептурами и традициями, становится привлекательной для туристов, ищущих новые вкусы и впечатления.
В статье осуществляется анализ процесса трансформации кондитерской торговли в Красноярском крае, который приобретает черты туристической отрасли. Данная трансформация инициирована внедрением современных технологий Digitalмаркетинга, обеспечивающих более эффективное взаимодействие с потребителями, а также оптимизацией каналов сбыта, что, в свою очередь, создает значительные преимущества для участников рынка. Современные цифровые инструменты позволяют кондитерским производителям не только улучшить качество обслуживания клиентов, но и значительно увеличить доступность и разнообразие продукции.
Кондитерская фабрика, таким образом, преобразует традиционную производственную роль, инициируя стратегическую трансформацию в многофункциональный туристический объект. Это позволит рационально интегрировать ее в региональный перечень ключевых достопримечательностей, расширяя портфель культурно-рекреационных активов территории Красноярского края.
Следствием этого станет мультипликативный эффект от аккумуляции туристических потоков и углубления межотраслевого взаимодействия – например, с гостиничным, транспортным, ресторанным бизнесом, а также сферой услуг. Такая синергия, безусловно, послужит мощным катализатором устойчивого социальноэкономического развития
Красноярского края. В результате край значительно повысит свою конкурентоспособность, обеспечивая привлекательность как для потребителей туристических услуг, формирующих новую статью дохода, так и для привлечения долгосрочных капиталовложений, что критически важно для динамичного роста региональной экономики.
В данной статье анализируется определение термина «эффективность», толкование которого является сложной задачей для исследователей на протяжении многих веков. Авторы отмечают, что сегодня в экономической науке отсутствует единый подход к пониманию указанного термина. Особую важность исследование эффективности представляет для предприятий, функционирующих на рынке ветеринарных услуг, поскольку от качества работы специалистов зависит здоровье и благополучие животных. Исследование проводится с целью выявления ключевых аспектов, влияющих на эффективность деятельности предприятий в условиях современной цифровой экономики. В первой части статьи рассматриваются особенности деятельности домашних хозяйств и факторы, стимулирующие их активное развитие. В рамках проведенного анализа дано определение рынка ветеринарных услуг, указана важность установления надежных взаимоотношений между компаниями и их потребителями. Во второй части особое внимание уделено теоретическим подходам к оценке понятия «эффективность» в экономической науке. Анализ проводится на основе цитирования работ таких авторов, как Питер Фердинанд Друкер, Давид Рикардо, Джозеф Шумпетер, Фридрих Гайдер и других ученых. Изучение разных подходов дало возможность выявить наиболее актуальные аспекты, в свете которых следует оценивать эффективность деятельности предприятия. Всего авторы указывают девять основных аспектов, среди которых особую значимость имеют бизнесориентированность и эффективность процессов организации, а также ресурсно-целевой подход к оценке. В заключении сделан вывод о том, что генезис исследуемого термина в экономической науке указывает на его многоаспектность и многогранность. На основе проведенного анализа также выявлено, что эффективность предприятий ветеринарной отрасли зависит от комплексного подхода к оценке и управлению всеми аспектами их деятельности.
Издательство
- Издательство
- СФУ
- Регион
- Россия, Красноярск
- Почтовый адрес
- Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
- Юр. адрес
- 660041, Красноярский край, г Красноярск, Октябрьский р-н, Свободный пр-кт, д 79
- ФИО
- Румянцев Максим Валерьевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@sfu-kras.ru
- Контактный телефон
- +7 (391) 2062077