Статья посвящена исследованию эволюции концепций и теоретических подходов к инновационному развитию с акцентом на эволюционные этапы и современные трактовки инноваций в экономике и торговле. Предлагаемый анализ дает всестороннее представление о процессах, происходящих в экономике, и их влиянии на торговлю.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
В условиях стремительной цифровизации мировой экономики инновационное развитие в торговле приобретает особо важное значение. Современные технологии не только меняют привычные бизнес-модели, но и формируют новые инструменты для повышения конкурентоспособности компаний. Внедрение цифровых решений, таких как искусственный интеллект и блокчейн, позволяет значительно оптимизировать процессы торговли, улучшать клиентский опыт и сокращать операционные затраты. Этот тренд особенно важен в условиях глобальной интеграции рынков и растущей конкуренции.
Список литературы
1. Шумпетер, Й. Теория экономического развития [Текст] / Й. Шумпетер. – Москва : Экономика, 2000. – 256 с.
2. Друкер, П. Практика менеджмента [Текст] / П. Друкер. – Москва : Прогресс, 1994. – 352 с.
3. Кондратьев, Н. Д. Большие циклы конъюнктуры [Текст] / Н. Д. Кондратьев. – Москва : Наука, 1925. – 450 с.
4. Котлер, Ф. Маркетинг. Как создавать, оценивать и продать товары и услуги [Текст] / Ф. Котлер. – Москва : Вильямс, 2003. – 780 с.
5. Портер, М. Конкуренция [Текст] / М. Портер. – Москва : Олимп-Бизнес, 1996. – 512 с.
6. Фримен, К. Технологические изменения и национальные инновационные системы [Текст] / К. Фримен. – Москва : Экономика, 2000. – 352 с.
7. Роджерс, Э. Диффузия инноваций [Текст] / Э. Роджерс. – Москва : Прогресс, 1995. – 320 с.
8. Лундвалл, Б.-А. Национальные системы инноваций и экономический рост [Текст] / Б.-А. Лундвалл. – Москва : Экономика, 1992. – 288 с.
9. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] / М. Кастельс. – Москва : Весь мир, 1996. – 640 с.
10. Хамел, Г. Стратегия конкуренции: Как выжить и победить в условиях глобальной конкуренции [Текст] / Г. Хамел, К. Прахалад. – Москва : Рипол Классик, 1994. – 384 с.
11. Мур, Дж. Законы инновационного успеха [Текст] / Д. Мур. – Москва : Альпина, 1997. – 300 с.
12. Нельсон, Р. Эволюционная теория экономического изменения [Текст] / Р. Нельсон, С. Уинтер. – Москва : Экономика, 1982. – 464 с.
13. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Текст] / А. Смит. – Москва : Экономика, 2001. – 424 с.
14. Рикардо, Д. Начала политической экономии и налогообложения [Текст] / Д. Рикардо. – Москва : Прогресс, 1977. – 310 с.
15. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии [Текст] / К. Маркс. – Москва : Наука, 1968. – 464 с.
16. Чесбро, Х. Инновации и открытые технологии: Модели взаимодействия [Текст] / Х. Чесбро. – Москва : Альпина Паблишер, 2003. – 312 с.
17. Хиппель, Э. Открытые инновации: Новый механизм создания и производства [Текст] / Э. Хиппель. – Москва : Дело, 2008. – 340 с.
18. Ансофф, И. Корпоративные стратегии [Текст] / И. Ансофф. – Москва : Вильямс, 2004. – 496 с.
19. Питтерс, Т. Менеджмент: Концепции, стратегии и практики [Текст] / Т. Питтерс. – Москва : Опережающее развитие, 2002. – 384 с.
20. Пригожин, А. И. Социальные и экономические аспекты инновационного развития: концепция времени и энтропии [Текст] / А. И. Пригожин. – Санкт-Петербург : Наука, 1999. – 240 с.
21. Фромм, Э. Искусство инноваций: Психология и развитие в условиях нестабильности [Текст] / Э. Фромм. – Москва : Политиздат, 1956. – 208 с.
22. Норт, Д. Институциональная экономика [Текст] / Д. Норт. – Москва : ГУ ВШЭ, 2002. – 432 с.
23. Глазьев, С. Ю. Экономика и инновации: Путь России к будущему. – Москва : Наука, 2014.
24. Волошин, А. В. Генезис категорий «эволюция» и «развитие» экономических систем в экономической науке / А. В. Волошин, С. К. Демченко, Ю. Ю. Суслова // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 12-2. – С. 51–60.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Выявлена неравномерная структура распределения денежной массы между экономическими секторами с доминирующим вкладом домохозяйств и значимой ролью нефинансовых организаций, что указывает на необходимость совершенствования финансового посредничества. Анализ показал сокращение валютных депозитов, свидетельствующее об укреплении курса рубля и росте доверия к национальной валюте. Выявлен рост денежной массы и повышение уровня монетизации в сочетании со снижением скорости обращения денег и сохранением высокой инфляции при повышенных ставках. Дана оценка эффективности банковской системы через денежный мультипликатор и выявлена необходимость балансировки денежной массы с экономическими потребностями при недостаточной результативности антиинфляционных мер.
В работе обсуждается проблема использования полимерных материалов для формирования транспортных грузопакетов, что является необходимой стадией в системе логистики. Эта технология используется при отгрузке товаров от производителей и в распределительных центрах крупных предприятий торговли. Показано, что основной метод скрепления пакетов на поддоне с помощью стретчпленки приводит к большим затратам материальных ресурсов и увеличивает объем отходов предприятий торговли. Проведена экспертиза разных образцов полиэтиленовой пленки, использованной для скрепления транспортного пакета. Обсуждаются результаты сравнительных исследований свойств первичной и вторичной стретч-пленки в процессе опытной эксплуатации при перевозке груза. Предложены более экономные решения для формирования пакета с применением вторичных полимеров. Обсуждается возможность альтернативного подхода к формированию транспортных пакетов с применением многократного применения скрепляющих эластичных лент.
В последние годы наблюдается значительная тенденция к здоровому питанию, что стимулирует потребителей к выбору натуральных и полезных продуктов. Одним из таких напитков является чайный гриб (Medusomyces gisevii), известный своими пробиотическими свойствами и благоприятным воздействием на здоровье. Уникальность чайного гриба заключается в возможности его ферментации с добавлением различных растительных компонентов, таких как травы, ягоды, фрукты и овощи. Это позволяет создавать напитки с разнообразными вкусовыми характеристиками. Использование дикорастущих и культивируемых ягод сибирского региона способствует обогащению напитков на основе чайного гриба витаминами, антиоксидантами и органическими кислотами, что положительно сказывается на иммунной системе человека. Настоящее исследование посвящено разработке рецептур функциональных напитков на основе культуральной жидкости симбиотического гриба Medusomyces gisevii и натуральных соков из ягод клюквы, брусники и сибирской вишни, произрастающих в экстремальных климатических условиях Сибири.
В рамках данного исследования были определены оптимальные количества ягодных соков (клюквы, брусники и вишни), влияющие на органолептические свойства продукта. Экспериментально установлено оптимальное время ферментации приготовления напитка. Проведена дегустационная оценка исследуемых образцов функциональных напитков, а также изучено влияние используемого растительного сырья на формирование сбалансированного вкусового профиля напитка. Проведено исследование изменений физико-химических показателей (титруемой кислотности, содержания сухих веществ и количества аскорбиновой кислоты) приготовленных напитков относительно исходной культуральной жидкости чайного гриба, выступавшей в качестве контроля.
Разработка функциональных напитков с использованием местного растительного сырья дает возможность получать варианты с повышенными биологически ценными характеристиками, позволяющими позиционировать продукцию как сибирский бренд, делая ее более конкурентоспособной.
В современных условиях развития инноваций и глобальной цифровой трансформации особую актуальность приобретает маркетинг высокотехнологичных продуктов, который формирует новые возможности для роста и конкуренции. Экономика взаимодействия экосистем, в рамках которой различные технологические компании, стартапы, инвесторы и потребители объединяются в сеть взаимовыгодных отношений, открывает широкое поле для исследования механизмов продвижения инновационной продукции.
Цель данной статьи заключается в анализе ключевых факторов, влияющих на маркетинг высокотехнологичных продуктов в контексте экосистемного подхода, а также в оценке эффективности стратегий, основанных на взаимной интеграции участников инновационных сообществ.
Проведенное исследование с использованием социологического опроса и анализа статистических данных позволяет выявить особенности поведения и предпочтений покупателей при выборе высокотехнологичной продукции, определить динамику роста и перспективы маркетинговых стратегий. Результаты показывают, что маркетинг в экономике взаимодействия экосистем требует комплексного и адаптивного подхода, включающего в себя разработку уникальных ценностных предложений и формирование устойчивых каналов коммуникации с конечными пользователями.
В статье также рассматриваются риски и ограничения, связанные с быстрыми изменениями технологических и рыночных условий, и предлагаются направления дальнейших исследований, способствующих повышению эффективности маркетингового взаимодействия участников высокотехнологичных экосистем.
Существующие подходы к оценке инвестиционного потенциала часто не учитывают сложные взаимосвязи между городом и его окрестностями. Большинство методик сосредоточено на анализе совокупности блоков факторов, таких как инфраструктура, экономика, социальное положение и экология, однако этого недостаточно для всесторонней оценки инвестиционной привлекательности. Учитывая, что крупные городские агломерации формируют около 48 % валового внутреннего продукта страны, необходимо уделить особое внимание инвестиционному потенциалу именно урбанизированных территорий. В процессе всестороннего анализа был разработан ограниченный набор показателей для оценки инвестиционного потенциала их устойчивого развития, включающий трудовой, финансово-экономический, инновационный, инфраструктурный, потребительский и природно-ресурсный потенциалы. На основе этих показателей была создана методология оценки, которая содержит порядок анализа и ключевые формулы для вычислений, разработанные на основе теории оптимального проектирования. Предложен динамический подход к оценке инвестиционного потенциала, который учитывает не только сам город, но и его пригород, взаимосвязанные общими потоками материальных и нематериальных ресурсов, а также инвестиций. В качестве направления для будущих исследований автор предлагает разработать методику интегральной оценки эффективности мероприятий по устойчивому развитию урбанизированных территорий. Она должна основываться на комплексном анализе бюджетного, коммерческого и социального эффектов, что позволит более точно определить влияние различных факторов на инвестиционный климат и обеспечить сбалансированное развитие как городских, так и пригородных территорий.
В данной статье исследуется роль маркетингового менеджмента как детерминанты конкурентоспособности предприятия. Проводится анализ ключевых аспектов управленческих воздействий в сфере маркетинга, оказывающих влияние на формирование конкурентных преимуществ. Результаты исследования свидетельствуют о том, что эффективное управление маркетинговой деятельностью является необходимым условием успешного функционирования и устойчивого развития предприятия в современных условиях цифровизации. В работе представлено авторское видение понятия «конкурентоспособность предприятия», а также предложены маркетинговые практики для стратегического развития компании в секторе малого бизнеса с целью увеличения доли рынка с учетом цифровых технологий.
В статье представлены результаты изучения, обобщения и систематизации трудов зарубежных и отечественных экономистов, посвященных проблеме оценки эффективности организаций с позиций различных научнометодических подходов. Особое внимание уделено рассмотрению методик оценки эффективности туристских организаций, обладающих специфическими особенностями функционирования в современных условиях цифровой трансформации на рынке туристских услуг, что вызывает необходимость адаптации имеющихся методик и методов к особенностям деятельности данных организаций для обеспечения комплексного, системного подхода к проведению исследования.
В ходе критического анализа рассмотренных методик и методов оценки эффективности организаций, в том числе туристских, определена сущность и последовательность проведения исследований, выявлены основные достоинства и недостатки предлагаемых методик и определена сфера их применения в практике деятельности организаций. В заключительной части по результатам исследования сформулированы обобщающие выводы о применимости рассмотренных методик оценки эффективности в деятельности туристских организаций и необходимости их адаптации к современным условиям внешней и внутренней среды, трендам развития экономики и общества, отраслевой специфики функционирования организаций на рынке туристских услуг.
Представленная статья посвящена актуальной проблеме оценки и систематизации свойств, формирующих качество услуг в сфере розничной торговли. В работе проводится критический анализ существующих научных подходов к определению понятия и сущности качества услуг, с акцентом на специфику розничной торговли. Автор систематизирует различные свойства качества услуг этой сферы, выделяя основные и вспомогательные, и предлагает структурированный подход к оценке, учитывающий многоаспектность этого понятия.
Особое внимание уделено адаптации существующих моделей оценки качества, таких как SERVQUAL, CSI, NPS и другие, для практического применения в розничной торговле с учетом современных трендов развития отрасли, включая цифровизацию. Предложена адаптация метода графического представления конкурентоспособности для визуализации различных факторов качества услуг.
Статья представляет собой ценный вклад в развитие теоретических основ управления качеством услуг в розничной торговле. Систематизация ключевых свойств и адаптация существующих моделей оценки качества позволяет сформировать комплексное представление об определяющих факторах и проблемных зонах, что создает основу для разработки эффективных стратегий повышения уровня удовлетворенности клиентов и укрепления конкурентных преимуществ розничных предприятий.
Издательство
- Издательство
- СФУ
- Регион
- Россия, Красноярск
- Почтовый адрес
- Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
- Юр. адрес
- 660041, Красноярский край, г Красноярск, Октябрьский р-н, Свободный пр-кт, д 79
- ФИО
- Румянцев Максим Валерьевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@sfu-kras.ru
- Контактный телефон
- +7 (391) 2062077