Читать онлайн

Проблема изучения самоактуализации личности курсантов — будущих специалистов экстремального профиля выступает актуальной научно-практической задачей, так как от особенностей ее проявления зависит эффективность профессиональной деятельности по спасению людей в условиях чрезвычайных ситуаций. Материалы и методы. В контексте обучения курсантов в вузе пожарно-технического профиля на выборочной совокупности гомогенной группы 69 обучающихся произведена диагностика самоактуализации личности. В исследовании использовались методика А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина (тест — САМОАЛ) и проективная слабоструктурированная методика Х. Ньюттена в целях определения структуры ценностно-смысловой сферы личности. Была разработана авторская анкета для определения критериев самообразования. Исследование проводилось в феврале–июне 2024 г. Результаты и обсуждение. Изучается самоактуализация курсантов как один из важнейших аспектов их профессионального становления. Самоактуализация личности является осознанным процессом развития обучающихся и формирования у них устойчивой платформы удовлетворения от собственных достижений — сначала в учебной деятельности, затем в профессиональной и в дальнейшем — в их жизни в целом. Была определена структура ценностно-смысловой сферы, в сравнительном анализе которой выявлены определенные различия. В целом она представляет собой поликомпонентную систему: учеба; удовлетворение базисных потребностей, удовлетворение потребностей роста. Проведенное анкетирование профессионального самообразования курсантов старших и младших курсов показало значимость самообразования именно для курсантов старших курсов. Обучение в Академии ГПС МЧС России выступает для них возможностью проявить себя, реализовать интересы, сформировать склонности к будущей профессиональной деятельности. Выводы. Выделена иерархия ценностей и смыслов курсантов младших и старших курсов. Наиболее важным для курсантов является получение профессии и стремление найти свое место в жизни. Проведенное анкетирование помогло изучить специфику, формы и приемы самообразования курсантов, позволяющие им реализовать свои способности и интересы.

Ключевые фразы: САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ, самореализация, самоопределение, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Автор (ы): Киселева Елена Александровна, Кузьмина Ольга Анатольевна, Горбунова Марина Иосифовна
Журнал: ПСИХОПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Психология
УДК
159.9. Психология
Для цитирования:
КИСЕЛЕВА Е. А., КУЗЬМИНА О. А., ГОРБУНОВА М. И. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ // ПСИХОПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ. 2025. № 3 (102), ТОМ 30
Текстовый фрагмент статьи