Статья: Образовательная самостоятельность в профилактике и коррекции массового и индивидуального насилия (2025)

Читать онлайн

Распространение по всему миру колумбайна, буллинга, иных форм персонализированного и деперсонализированного (массового) насилия в школах и вузах говорит о том, что современная система образования переживает период активного кризиса, требующего системного и многолетнего исследования. Образовательные отношения становятся все более насыщенными насилием разного типа, что связано с деструкцией смыслов и форм образования, в том числе с его коммерционализацией и менеджериализацией, привносящими в эти отношения коррупцию и насилие. Цель — анализ психолого-педагогических проблем формирования и развития образовательной самостоятельности в контексте задач профилактики и коррекции индивидуального и массового насилия в образовании. Материалы, результаты и обсуждение. Современные образовательные отношения активно изменяются, включая изменения их ценностно-смысловых и социальностатусных основ: переход от директивно-научающей модели к модели исследовательски-диалогической, поощряющей образовательную и профессиональную самостоятельность субъектов образования. Этот переход порождает рост и изменение требований к формированию и развитию образовательной культуры и социально-психологической компетентности педагогов и учеников. При отсутствии такой компетентности и культуры образовательных отношений все более распространенными становятся случаи психопатизации или социопатизации отдельных индивидов и их групп или образовательных отношений, увеличение интраперсональных и интерперсональных деформаций, в том числе рост индивидуального и массового насилия и его различных форм: не найдя продуктивных каналов, самостоятельность учеников и педагогов выливается в деструктивные формы. Выводы. Школа и вуз, заинтересованные в профилактике и коррекции насилия, должны предоставлять субъектам образования разнообразные формы и каналы осуществления и развития их образовательной и профессиональной самостоятельности, позволяющей гармонично, прямо и в интересах образования и общественного развития в целом удовлетворить индивидуальные запросы субъектов в самореализации и самоактуализации.

Ключевые фразы: социальная психология, психология образования, образовательная самостоятельность, НАСИЛИЕ, БУЛЛИНГ, колумбайн, культура образовательных отношений, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, психопатия, социопатия
Автор (ы): Арпентьева Мариям Равильевна, Валеева Галина Валерьевна, Меньшиков Петр Викторович, Коптяева Светлана Владимировна
Журнал: ПСИХОПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Психология
УДК
159.98. Психотехника
377. Профессиональное и среднее специальное образование
Для цитирования:
АРПЕНТЬЕВА М. Р., ВАЛЕЕВА Г. В., МЕНЬШИКОВ П. В., КОПТЯЕВА С. В. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ МАССОВОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ // ПСИХОПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ. 2025. № 3 (102), ТОМ 30
Текстовый фрагмент статьи