С момента появления в 1985 г. правовое регулирование деятельности организаций коллективного инвестирования в обращаемые ценные бумаги (ОКИОЦБ; англ. Undertakings for Collective Investment in Transferable Securities) было связано с защитой прав розничных инвесторов, которая сразу стала одной из приоритетных задач европейского законодателя в данной области. Будучи неотъемлемой составляющей такой защиты, обеспечение высокого уровня транспарентности информации осуществляется в том числе посредством внедрения информационных документов, которые кратко описывают ключевые параметры приобретаемого финансового продукта, а также его эмитента. Качество реализации данного аспекта защиты прав инвесторов в ЕС дважды ставилось под вопрос, что приводило к принятию все более совершенных документов и, как следствие, распространению регулирования, действовавшего в рамках подотрасли ОКИОЦБ, на все инвестиционные продукты Союза.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
В течение долгого времени экономическая теория, как и теория принятия решений, опиралась на идею о том, что человек действует рационально. Смещение парадигмы произошло благодаря разработке теории «ограниченной рациональности»
Г. Саймона (лауреата Нобелевской премии по экономике 1978 г.). Так, если раньше экономисты брали за основу модель человека, решения которого принимаются с учетом глубинного анализа множества факторов (homo economicus), то теперь она более реалистична, поскольку учитывает, что принимаемые им решения являются субоптимальными (удовлетворительными), а не идеальными.
Список литературы
1. Евдокимов М. А. Место ключевых информационных документов в правовом регулировании финансовых рынков России и ЕС // Вестник экономической безопасности. 2023. № 2. С. 52-58.
2. Маркетинговые коммуникации: учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / О. С. Габинская, Н. В. Дмитриева. М.: Изд. Центр “Академия”, 2010. 240 с. EDN: QUJJMD
3. Милкова М. А. Информация и ограниченная рациональность выбора в цифровой экономике // Цифровая экономика. 2021. № 1. С. 69-88. EDN: RZDHKX
4. Adler M. The Plain Language Movement // The Oxford Handbook of Language and Law / ed. by L. M. Solan, P. M. Tiersma. Oxford: Oxford Academic, 2012. P. 67-83.
5. A Practical Guide to UCITS Funds and Their Risk Management: Book / C. Muller, A.Ruttiens. Liege: EdiPro, 2013. 146 p.
6. Bartolini A., Cippitani R., Colcelli V. Dictionary of Statuses within EU Law: The Individual Statuses as Pillar of European Union Integration. Cham: Springer, 2019. 652 p.
7. Bodellini M. Does It Still Make Sense, From the EU Perspective, to Distinguish Between UCITS and Non-UCITS Schemes? // Capital Markets Law Journal. 2016. Vol. 11. № 4. P. 528-539.
8. Buttigieg C. P. The Development of the EU Regulatory and Supervisory Framework Applicable to UCITS: A Critical Examination of the Conditions and Limitations of Mutual Recognition: DPhil in Law Thesis. Falmer, 2014. 286 p.
9. Capuano A., Ramsay I. What Causes Suboptimal Financial Behaviour? An Exploration of Financial Literacy, Social Influences and Behavioural Economics // The University of Melbourne Legal Studies Research Paper. 2011. № 540. 244 p.
10. Colaert V. Building Blocks of Investor Protection: All-Embracing Regulation Tightens its Grip // Journal of European Consumer and Market Law. 2017. Vol. 6. № 6. P. 229-230.
11. Jager C. Key Information Documents about Financial Products: Something New Under the Sun? The Evolution of Mandatory Information Documents and Policy in the EU // Journal of European Consumer and Market Law. 2019. Vol. 8. № 6. P. 237-243.
12. Johnson D. T. Has the Security and Exchange Commission’s Rule 421 Made Mutual Fund Prospectuses More Accessible? // Journal of Financial Regulation and Compliance. 2004. Vol. 12. № 1. P. 51-61.
13. KasyanovR. A., Kachalyan V. A. Evolution of the Legal Framework for UCITS Funds in the European Union (1985-2023) // Kutafin Law Review. 2024. Vol. 11. № 2. P. 325-369. EDN: FMAKQF
14. Marano P. Distribution of Insurance-Based Investment Products: The EU Regulation and the Liabilities. Cham: Springer, 2019. 258 p.
15. Marcacci A. Regulating Investor Protection under EU Law: The Unbridgeable Gaps with the US and the Way Forward. Camden: Palgrave Macmillan, 2018. 411 p.
16. Pollock B. G. A. Alternative Investment Funds as Potential Catalysts in the Realization of Systemic Risk in Financial Markets: PhD Thesis Summary. Zurich, 2021. P. 71-75.
17. Poulle J. B., Kannan A., Spitz N., et al. EU Banking and Financial Regulation. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2024. 727 p.
18. Stefanini F. From UCITS Directive to UCITS III Provisions // Newcits: Investing in UCITS Compliant Hedge Funds. N. Y.: John Wiley & Sons, 2015. 144 p.
19. Turtiainen M., Saastamoinen J., Suhonen N., Kainulainen T. Key Investor Information Disclosure Regulation and Retail Mutual Fund Flows in the Finnish Market // International Journal of Bank Marketing. 2022. Vol. 40. № 4. P. 865-885.
20. Urbina D. A., Ruiz-Villaverde A. A Critical Review of Homo Economicus from Five Approaches // The American Journal of Economics and Sociology. 2019. Vol. 78. № 1. P. 63-93.
21. Vizzotto V. D. Green Shares: Concept, Design and Principal Agent Problem in the Environmental Mutual Fund Industry // Revista SINTESE Direito Empresarial. 2012. Vol. IV. № 27. P. 172-213.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Исследование посвящено вопросам реализации прокурорами всех звеньев такой функции прокуратуры РФ, как участие в правотворческой деятельности. Проводится историко-правовой анализ данной работы прокуроров от момента образования отечественного надзорного органа государственной власти до настоящего времени. Выявлена тенденция к расширению полномочий прокурорских работников в исследуемой сфере. Приводится аргументированное обоснование того, почему является нарушением нынешний порядок наделения прокуроров районного (городского) уровня правом правотворческой (нормотворческой) инициативы уставами соответствующих муниципальных образований. Одновременно в работе доказана целесообразность, необходимость, а главное - вынужденность данного нарушения. Также раскрыты причины, по которым наделение Генерального прокурора РФ, возглавляющего центральный орган контрольной ветви государственной власти, конституционным правом законодательной инициативы - это путь укрепления и модернизации архитектуры как прокуратуры РФ, так и отечественной системы разделения властей, поскольку это, во-первых, полезно государству с управленческой точки зрения, а во-вторых, в таком случае будет соблюдаться фундаментальный принцип «сдержек и противовесов». По результатам проведенного исследования сделаны четкие выводы и представлены конкретные рекомендации, реализация которых способна разрешить обозначенные проблемы.
Положениями отечественного трудового права предусмотрены две формы работы вне места нахождения нанимателя: дистанционная и надомная. При этом в иностранных правопорядках такое разделение отсутствует. Обе формы предполагают работу в том числе из дома, но не ограничивают рабочее место границами места жительства. Развитие за рубежом удаленной формы занятости привело к формированию внутри нее комбинированной (гибридной) занятости, в настоящее время не воспринятой российским правом. Предложено объединить правовое регулирование надомной и дистанционной работы с сохранением за ними существующей специфики в оправданном практикой объеме. Одновременно предлагается на законодательном уровне решить вопросы уточнения терминологии, корректировки формулировок дополнительных оснований для увольнения удаленных работников, исключения норм о возможности участия в выполнении труда удаленного работника членов его семьи, предоставления сторонам возможности установления гибридной формы занятости, а также права определения территориальных границ нахождения работника или отказа от этого. Предложено распространить на удаленных работников правило о возможности выполнения работы по совместительству в основное рабочее время. Также полагаем возможным обсудить вопрос об установлении дополнительных оснований для прекращения трудового договора с удаленным работником - факультативных и/или определяемых договором.
Статья посвящена правовому анализу спорных теоретических положений, а также актуальной судебной практики по вопросу восстановления пропущенного срока на обращение в суд при разрешении индивидуальных трудовых споров. Автор анализирует разъяснения Верховного Суда РФ относительно признания причин пропуска срока на обращение в суд уважительными. В силу оценочного характера данного понятия исчерпывающий перечень уважительных причин не может быть закреплен ни в законодательстве, ни в разъяснениях высших судебных инстанций. Проведенный автором анализ неоднозначной судебной практики по вопросу о восстановлении пропущенного срока на обращение позволяет ему прийти к выводу о том, что основным ориентиром в этом непростом вопросе должны быть нормы общей части Трудового кодекса РФ, предполагающие защиту прав и интересов как работников, так и работодателей.
Статья посвящена исследованию признаков безусловных оснований для отмены судебных актов арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций. Актуальность темы обусловлена тем, что в доктрине арбитражного процесса отсутствует комплексное представление о признаках безусловных оснований, отличающих их от других нарушений, влекущих отмену судебных актов. В исследовании были использованы общие и частные научные методы: функциональный, системный, сравнительно-правовой, формально-логический и др. Проведен анализ определений безусловных оснований отмены судебных актов и положений процессуального законодательства о пересмотре судебных актов, выделены признаки рассматриваемого понятия. Автор приходит к выводу о том, что безусловные основания для отмены судебных актов являются «отражением» самых значимых принципов арбитражного судопроизводства, дифференцируемых в зависимости от обеспеченности последствиями в виде безусловной отмены судебного акта за их нарушения. Показано несоответствие предлагаемого в науке признака «ничтожности» судебного решения, принятого при наличии безусловных оснований к его отмене, процессуально-правовой терминологии. По результатам проведенного анализа сформулировано определение рассматриваемого понятия.
В статье исследуется критерий разграничения частного и публичного права - централизации и децентрализации правового регулирования, определяется его практическое значение: критерий позволяет нам понять, что при изменении границы между частной и публичной составляющей регулирования гражданского правоотношения изменяется объем возлагаемого на его участников риска по достижению цели правоотношения. Раскрывается тезис о том, что по своей сути частное право представляет собой механизм переложения рисков недостижения цели правоотношения на ее участников с помощью возможности заключения сделок. Обосновывается позиция, что законодатель при проектировании правового регулирования или его изменении должен постоянно руководствоваться объемом риска недостижения субъектом права цели гражданского правоотношения и тем, сколько ресурсов затратит государство, если постарается этот риск исключить путем внедрения императивного регулирования.
Настоящая работа завершает исследование, начатое в статье «Договор о запрещении ядерного оружия: введение в проблематику» (2024. № 6. С. 5-12) и продолженное в статье «Договор о запрещении ядерного оружия: закрепление режима и становление механизма» (2025. № 2. С. 31-41). В заключительной части автор обращает внимание на декларируемые и действительные причины разработки Договора о запрещении ядерного оружия. Подчеркивается, что Договор 2017 г. - это попытка придать политическим декларациям отдельных стран юридически обязательную силу универсального характера, причем против желания государств, обладающих ядерным оружием. Отдельно в контексте заключения Договора рассмотрены вопросы политики ядерного сдерживания, правомерности применения ядерного оружия, договорной правоспособности разработчиков Договора и его цели. Автор приходит к выводу о неэффективности, несвоевременности Договора и предлагаемых им мер и неработоспособности закрепленных механизмов режима, о мнимости заявляемых целей и подрыве доверия как к шагам по ядерному разоружению, так и к договорной работе в этом направлении. Будущее Договора 2017 г. представляется бесперспективным.
Значение адаптации и интеграции мигрантов многогранно как для принимающего общества, государств, так и для самих мигрантов. В статье раскрывается потенциал, роль, возможные угрозы, связанные с адаптацией и интеграцией мигрантов или отсутствием таковых, через стратегические подходы, обозначенные в концепциях РФ по различным вопросам, и через документы ООН, отражающие понимание, достигнутое на универсальном уровне сотрудничества государств. Авторы выявляют международно-правовые основы адаптации и интеграции мигрантов, отсутствующие как договорные обязательства государств, но выводимые из имеющихся международных договоров по правам человека, в которых участвует и Россия, и демонстрируют внимание международного сообщества к вопросам адаптации и интеграции мигрантов в связи с проблематикой устойчивого развития и широких, юридически необязательных, но согласованных подходов к международно-правовому регулированию миграции. Отсутствие четкого категориального аппарата по рассматриваемой теме в международном праве усиливает фокус на опыт отдельных государств, включивших понятия адаптации и интеграции мигрантов в свое законодательство (Австрия, Молдова, Финляндия), а также на доктрину. Авторы обращают внимание на нередкое в научной среде отождествление исследуемых терминов, приводящее к подмене понятий и потенциально усложняющее правовое регулирование, выявляют содержательное наполнение понятий адаптации и интеграции мигрантов, предлагают авторские определения, учитывающие междисциплинарные наработки, нетождественность понятий и их связь с интересами субъектов различного порядка.
Издательство
- Издательство
- УРГЮУ ИМЕНИ В.Ф. ЯКОВЛЕВА
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620066, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21
- Юр. адрес
- 620066, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21
- ФИО
- Бублик Владимир Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rektorat@usla.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 2276363