Значение адаптации и интеграции мигрантов многогранно как для принимающего общества, государств, так и для самих мигрантов. В статье раскрывается потенциал, роль, возможные угрозы, связанные с адаптацией и интеграцией мигрантов или отсутствием таковых, через стратегические подходы, обозначенные в концепциях РФ по различным вопросам, и через документы ООН, отражающие понимание, достигнутое на универсальном уровне сотрудничества государств. Авторы выявляют международно-правовые основы адаптации и интеграции мигрантов, отсутствующие как договорные обязательства государств, но выводимые из имеющихся международных договоров по правам человека, в которых участвует и Россия, и демонстрируют внимание международного сообщества к вопросам адаптации и интеграции мигрантов в связи с проблематикой устойчивого развития и широких, юридически необязательных, но согласованных подходов к международно-правовому регулированию миграции. Отсутствие четкого категориального аппарата по рассматриваемой теме в международном праве усиливает фокус на опыт отдельных государств, включивших понятия адаптации и интеграции мигрантов в свое законодательство (Австрия, Молдова, Финляндия), а также на доктрину. Авторы обращают внимание на нередкое в научной среде отождествление исследуемых терминов, приводящее к подмене понятий и потенциально усложняющее правовое регулирование, выявляют содержательное наполнение понятий адаптации и интеграции мигрантов, предлагают авторские определения, учитывающие междисциплинарные наработки, нетождественность понятий и их связь с интересами субъектов различного порядка.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
По оценкам ООН, в 2024 г. общее количество международных мигрантов в мире достигло 304 миллионов человек, что почти в два раза больше в абсолютном исчислении по сравнению с 1990 г., когда их число составляло 154 миллиона. Мировое сообщество признает мигрантов в качестве важных субъектов социально-экономических процессов, являющихся «проводниками перемен» и вносящих, по мнению Генерального секретаря ООН, «позитивный вклад в устойчивое развитие, в том числе в достижение нескольких целей в области устойчивого развития, сформулированных в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Как подчеркивается в резюме доклада Генерального секретаря ООН 2024 г., мигранты представляют собой уязвимую категорию лиц, рискующую быть лишенной возможностей «пользоваться благами, которые дает процесс развития».
Список литературы
1. Варшавер Е. А. Двадцать успешных практик интеграции мигрантов. М.: МИСКП, 2014. 60 c. URL: http://miscp.ru/assets/docs/immigrants-integration.pdf (дата обращения: 25.02.2025).
2. Герасимова И. В. Процессы адаптации и интеграции мигрантов как компоненты обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Наука. Общество. Оборона. 2019. Т. 7. № 4. DOI: 10.24411/2311-1763-2019-10211 EDN: UTOVOT
3. Ивахнюк И. В. Некоторые методологические и практические вопросы политики интеграции мигрантов в России // Интеграция мигрантов: возможна ли она в современном обществе? / под ред. В. А. Ионцева. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2015. Вып. 29. C. 8-28.
4. Малахов В. Интеграция мигрантов: Концепции и практики М.: Фонд “Либеральная Миссия”,2015. 272 с. URL: https://liberal.ru/wp-content/uploads/legacy/files/articles/6746/Malahov_pp1-40.pdf (дата обращения: 25.02.2025).
5. Мукомель В. И. Адаптация и интеграция мигрантов: методологические подходы к оценке результативности и роль принимающего общества // Россия реформирующаяся: Ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков; Институт социологии РАН. М.: Новый хронограф, 2016. Вып. 14. С. 411-467. URL: https://www.fnisc.ru/publ.html?id=4471 (дата обращения: 25.02.2025).
6. Рязанцев С. В. Интеграция мигрантов в контексте внешней миграционной политики России // Социологические исследования. 2018. № 1. С. 105-111. DOI: 10.7868/S0132162518010117 EDN: YMAEVT
7. Четвериков А. О. Способы обеспечения права на образование детей мигрантов в законодательстве ЕС и европейских государств // Юридическая наука. 2017. № 5. С. 21-29. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sposoby-obespecheniya-prava-na-obrazovanie-detey-migrantov-v-zakonodatelstve-es-i-evropeyskih-gosudarstv (дата обращения: 25.02.2025).
8. Alekseenkova E.Integrating Migrants in the Interests of Security and Development // Russian International Affairs Council. 2017. URL: https://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/analytics/ integrating-migrants-in-the-interests-of-security-and-development/(дата обращения: 06.02.2025).
9. Carrera S.Integration’ as a Process of Inclusion for Migrants? The Case of Long-Term Residents in the EU // CEPS Working Documents. 2005. № 219. 25 p. URL: https://www.ceps.eu/ceps-publications/ integration-process-inclusion-migrants-case-long-term-residents-eu/(дата обращения: 06.02.2025).
10. Esser H. Soziologie. Spezielle Grundlagen. Band 2: Die Konstruktion der Gesellschaft. Frankfurt; N. Y.: Campus Verlag, 2002. 501 p. URL: https://books.google.ru/books?id=NiMAGqzOEFwC&hl=ru&so urce=gbs_navlinks_s (дата обращения 20.02.2025).
11. Favell A.Integration: A Critical View // Concepts in Migration Studies. 2021. P. 1-32.
12. Geistlinger M. The Austrian Integration Act 2017 // Acta Universitatis Coralinae - Uiridica. 2018. № 2. P. 99-108. URL: https://www.academia.edu/80827081/The_Austrian_Integration_Act_2017 (дата обращения: 06.02.2025).
13. Glossary on migration // International Migration Law. 2019. № 34. 106 p. URL: https://publications. iom.int/system/files/pdf/iml_34_glossary.pdf (дата обращения: 26.02.2025).
14. Kalin W. Human rights and the integration of migrants // Migration and International Legal Norms / ed. by T. A. Aleinikoff, V. Chetail. The Hague: T. M. C. ASSER PRESS; Springer, 2003. P. 271-288. URL: https://www.researchgate.net/publication/290820499_Human_Rights_and_The_Integration_of_Migrants (дата обращения: 10.02.2025).
15. Kononov L. A., Ledeneva V. Y. Development of theoretical provisions on the adaptation and integration of migrants // Журнал Сибирского федерального университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2019. № 12. P. 2170-2180. DOI: 10.17516/1997-1370-0413
16. Perpetua A. Culture Integration // Academia.edu. URL: https://www.academia.edu/38343739/CUL-TURE_INTEGRATION_pdf (дата обращения: 10.02.2025).
17. Xanthaki A. Against integration, for human rights // The International Journal of Human Rights. 2016. Vol. 20. № 6. P. 815-838. DOI: 10.1080/13642987.2016.1173402
18. UNHCR Master Glossary of Terms. URL: https://www.unhcr.org/glossary (дата обращения: 26.02.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Исследование посвящено вопросам реализации прокурорами всех звеньев такой функции прокуратуры РФ, как участие в правотворческой деятельности. Проводится историко-правовой анализ данной работы прокуроров от момента образования отечественного надзорного органа государственной власти до настоящего времени. Выявлена тенденция к расширению полномочий прокурорских работников в исследуемой сфере. Приводится аргументированное обоснование того, почему является нарушением нынешний порядок наделения прокуроров районного (городского) уровня правом правотворческой (нормотворческой) инициативы уставами соответствующих муниципальных образований. Одновременно в работе доказана целесообразность, необходимость, а главное - вынужденность данного нарушения. Также раскрыты причины, по которым наделение Генерального прокурора РФ, возглавляющего центральный орган контрольной ветви государственной власти, конституционным правом законодательной инициативы - это путь укрепления и модернизации архитектуры как прокуратуры РФ, так и отечественной системы разделения властей, поскольку это, во-первых, полезно государству с управленческой точки зрения, а во-вторых, в таком случае будет соблюдаться фундаментальный принцип «сдержек и противовесов». По результатам проведенного исследования сделаны четкие выводы и представлены конкретные рекомендации, реализация которых способна разрешить обозначенные проблемы.
Положениями отечественного трудового права предусмотрены две формы работы вне места нахождения нанимателя: дистанционная и надомная. При этом в иностранных правопорядках такое разделение отсутствует. Обе формы предполагают работу в том числе из дома, но не ограничивают рабочее место границами места жительства. Развитие за рубежом удаленной формы занятости привело к формированию внутри нее комбинированной (гибридной) занятости, в настоящее время не воспринятой российским правом. Предложено объединить правовое регулирование надомной и дистанционной работы с сохранением за ними существующей специфики в оправданном практикой объеме. Одновременно предлагается на законодательном уровне решить вопросы уточнения терминологии, корректировки формулировок дополнительных оснований для увольнения удаленных работников, исключения норм о возможности участия в выполнении труда удаленного работника членов его семьи, предоставления сторонам возможности установления гибридной формы занятости, а также права определения территориальных границ нахождения работника или отказа от этого. Предложено распространить на удаленных работников правило о возможности выполнения работы по совместительству в основное рабочее время. Также полагаем возможным обсудить вопрос об установлении дополнительных оснований для прекращения трудового договора с удаленным работником - факультативных и/или определяемых договором.
Статья посвящена правовому анализу спорных теоретических положений, а также актуальной судебной практики по вопросу восстановления пропущенного срока на обращение в суд при разрешении индивидуальных трудовых споров. Автор анализирует разъяснения Верховного Суда РФ относительно признания причин пропуска срока на обращение в суд уважительными. В силу оценочного характера данного понятия исчерпывающий перечень уважительных причин не может быть закреплен ни в законодательстве, ни в разъяснениях высших судебных инстанций. Проведенный автором анализ неоднозначной судебной практики по вопросу о восстановлении пропущенного срока на обращение позволяет ему прийти к выводу о том, что основным ориентиром в этом непростом вопросе должны быть нормы общей части Трудового кодекса РФ, предполагающие защиту прав и интересов как работников, так и работодателей.
Статья посвящена исследованию признаков безусловных оснований для отмены судебных актов арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций. Актуальность темы обусловлена тем, что в доктрине арбитражного процесса отсутствует комплексное представление о признаках безусловных оснований, отличающих их от других нарушений, влекущих отмену судебных актов. В исследовании были использованы общие и частные научные методы: функциональный, системный, сравнительно-правовой, формально-логический и др. Проведен анализ определений безусловных оснований отмены судебных актов и положений процессуального законодательства о пересмотре судебных актов, выделены признаки рассматриваемого понятия. Автор приходит к выводу о том, что безусловные основания для отмены судебных актов являются «отражением» самых значимых принципов арбитражного судопроизводства, дифференцируемых в зависимости от обеспеченности последствиями в виде безусловной отмены судебного акта за их нарушения. Показано несоответствие предлагаемого в науке признака «ничтожности» судебного решения, принятого при наличии безусловных оснований к его отмене, процессуально-правовой терминологии. По результатам проведенного анализа сформулировано определение рассматриваемого понятия.
В статье исследуется критерий разграничения частного и публичного права - централизации и децентрализации правового регулирования, определяется его практическое значение: критерий позволяет нам понять, что при изменении границы между частной и публичной составляющей регулирования гражданского правоотношения изменяется объем возлагаемого на его участников риска по достижению цели правоотношения. Раскрывается тезис о том, что по своей сути частное право представляет собой механизм переложения рисков недостижения цели правоотношения на ее участников с помощью возможности заключения сделок. Обосновывается позиция, что законодатель при проектировании правового регулирования или его изменении должен постоянно руководствоваться объемом риска недостижения субъектом права цели гражданского правоотношения и тем, сколько ресурсов затратит государство, если постарается этот риск исключить путем внедрения императивного регулирования.
Настоящая работа завершает исследование, начатое в статье «Договор о запрещении ядерного оружия: введение в проблематику» (2024. № 6. С. 5-12) и продолженное в статье «Договор о запрещении ядерного оружия: закрепление режима и становление механизма» (2025. № 2. С. 31-41). В заключительной части автор обращает внимание на декларируемые и действительные причины разработки Договора о запрещении ядерного оружия. Подчеркивается, что Договор 2017 г. - это попытка придать политическим декларациям отдельных стран юридически обязательную силу универсального характера, причем против желания государств, обладающих ядерным оружием. Отдельно в контексте заключения Договора рассмотрены вопросы политики ядерного сдерживания, правомерности применения ядерного оружия, договорной правоспособности разработчиков Договора и его цели. Автор приходит к выводу о неэффективности, несвоевременности Договора и предлагаемых им мер и неработоспособности закрепленных механизмов режима, о мнимости заявляемых целей и подрыве доверия как к шагам по ядерному разоружению, так и к договорной работе в этом направлении. Будущее Договора 2017 г. представляется бесперспективным.
С момента появления в 1985 г. правовое регулирование деятельности организаций коллективного инвестирования в обращаемые ценные бумаги (ОКИОЦБ; англ. Undertakings for Collective Investment in Transferable Securities) было связано с защитой прав розничных инвесторов, которая сразу стала одной из приоритетных задач европейского законодателя в данной области. Будучи неотъемлемой составляющей такой защиты, обеспечение высокого уровня транспарентности информации осуществляется в том числе посредством внедрения информационных документов, которые кратко описывают ключевые параметры приобретаемого финансового продукта, а также его эмитента. Качество реализации данного аспекта защиты прав инвесторов в ЕС дважды ставилось под вопрос, что приводило к принятию все более совершенных документов и, как следствие, распространению регулирования, действовавшего в рамках подотрасли ОКИОЦБ, на все инвестиционные продукты Союза.
Издательство
- Издательство
- УРГЮУ ИМЕНИ В.Ф. ЯКОВЛЕВА
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620066, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21
- Юр. адрес
- 620066, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21
- ФИО
- Бублик Владимир Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rektorat@usla.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 2276363