Статья: ПРЕПОДАВАТЕЛИ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ФОРМИРОВАНИИ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ, И ВЛИЯНИЕ НА ПРОГРАММЫ СТРОГАНОВСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ШКОЛЫ (2024)

Читать онлайн

В статье рассматриваются аспекты развития художественно-гуманитарного направления, которое в его научной-образовательной основе во многом предопределено становлением гуманитарных исследований и развитием исторического искусствознания как основополагающей тенденции в Московском университете, что существенно повлияло на становление образовательных и научных традиций в других секторах наследия, в частности художественно-промышленном образовании, отечественным представителем которого является Строгановская школа. Актуальность темы обусловлена тем, что в 2025 г. два российских университета, связанных исторически, ментально, методологически, отметят свои юбилеи. 270 лет исполнится Московскому государственному университету имени М. В. Ломоносова (1755), где наряду с медицинским, философским и юридическим факультетами в 1756 г. были открыты классы художеств. В них студентов обучали рисованию, пению, игре на скрипке и арфе, архитектурному проектированию, актерскому мастерству и танцеванию. В 1758 г. на основе классов художеств Московского университета была учреждена Академия трех знатнейших художеств (зодчества, ваяния и живописи), которая просуществовала здесь до 1764 года — до перевода ее в Санкт-Петербург. В 2025 г. исполнится 200 лет Строгановской художественно-промышленной школе, выросшей из первой в России Рисовальной школы, учрежденной графом С. Г. Строгановым (1825) и прошедшей путь до Императорского художественного училища (1900); теперь это Российский государственный художественно-промышленный университет (2022). МГУ и Строгановка во многом связаны традициями искусствознания и гуманитарных направлений, берущих начало и в достижениях Московского университета, и в существенно дополненных материалами теории предметно-пространственной среды

Ключевые фразы: МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ, строгановская художественно-промышленная школа, гуманитарное и художественное образование, история художественного образования, междисциплинарность, педагогика искусства, история и теория искусства
Автор (ы): Кошаев Владимир Борисович
Журнал: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Искусство
УДК
7.01. Общая теория искусства. Философия искусства. Эстетика. Проблемы эстетического вкуса. Принципы композиции, пропорций, зрительных эффектов
Для цитирования:
КОШАЕВ В. Б. ПРЕПОДАВАТЕЛИ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ФОРМИРОВАНИИ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ, И ВЛИЯНИЕ НА ПРОГРАММЫ СТРОГАНОВСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ШКОЛЫ // ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА. 2024. № 3-4
Текстовый фрагмент статьи