Статья: АНАЛИЗ ВЗАИМНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ КОРРЕЛЯЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (2025)

Читать онлайн

Введение. Развитие высших учебных заведений является неотъемлемой тенденцией современного общества. Общественная оценка того или иного вуза и, следовательно, подхода к его развитию является важным фактором при разработке дальнейшей стратегии развития. В связи с этим ежегодно выпускаются различные университетские рейтинги, методики составления которых опираются на сильные и слабые стороны тех или иных заведений. Ввиду этого необходим анализ рейтинговых систем в рамках мониторинга высших учебных заведений для выявления характерных особенностей развития.

Методы исследования. Для исследования применялся метод корреляционного анализа, основанный на построении матрицы ранговой корреляции Спирмена для различных выборок учебных заведений. Выборка составлялась на основе списка лучших учебных заведений по данным авторитетных мировых рейтингов. Анализировалась корреляция как между различными рейтингами одного года выпуска, так и между различными выпусками одного рейтинга.

Результаты и дискуссия. В общем случае сильная корреляция между рейтинговыми системами не прослеживается, за редкими исключениями, что обосновывается разнообразием и различным весом отслеживаемых категорий. С другой стороны, корреляция по годам внутри отдельно взятой рейтинговой системы достаточно высока, однако на интервале в пять лет корреляция выше, чем на интервале в десять лет, что позволяет говорить о типовой длительности характерных изменений в позициях университетов. При этом рейтинг Webometrics на основе библиометрических показателей демонстрирует самую низкую корреляцию, что свидетельствует о действительной конкуренции в рамках публикационной активности и цитируемости.

Заключение. Список систем рейтинга университетов продолжает пополняться. Субъективный характер выделяемых каждой системой категорий приводит к пересмотру методик ранжирования и введению новых систем. Оценка корреляции между различными системами ранжирования и внутри отдельно взятой системы позволяет делать выводы о степени объективности рейтинга, а также о факторах, которым уделяется внимание.

Ключевые фразы: ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ, рейтинговые системы, мониторинг, образование, взаимная корреляция, корреляция спирмена
Автор (ы): ГЕДЗЮН ВИКТОР СТАНИСЛАВОВИЧ, ЖУКОВ АЛЕКСАНДР ОЛЕГОВИЧ, БОНДАРЕВА МАРИНА КОНСТАНТИНОВНА
Журнал: УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ И НАУКОМЕТРИЯ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Образование
УДК
371.3. Методы обучения. Формы преподавания. Формы получения образования
51. Математика
Для цитирования:
ГЕДЗЮН В. С., ЖУКОВ А. О., БОНДАРЕВА М. К. АНАЛИЗ ВЗАИМНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ КОРРЕЛЯЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ // УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ И НАУКОМЕТРИЯ. 2025. Т. 20 № 1
Текстовый фрагмент статьи