Статья: НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ОЦЕНКАХ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (2025)

Читать онлайн

Введение. Настоящая статья посвящена исследованию восприятия наиболее значимых научно-технических достижений молодежной студенческой аудиторией. Основное внимание уделяется тому, как различные факторы, такие как социальный контекст, образовательная среда и медийные воздействия, формируют у молодежи оценку значимости научных достижений и их влияния на современное общество, а также способность к критическому анализу и систематизации научно-технической информации.

Методы исследования. Исследование основывается на качественном и количественном анализе данных, собранных в ходе опроса и групповых фокусированных интервью. На первом этапе был проведен сплошной письменный опрос 8 групп студентов, в том числе 4 групп дневного и 4 групп заочного отделений. Следующий этап включал обработку полученных результатов, приведение к единым формулировкам, количественный анализ, сводное ранжирование, выделение по общей частоте упоминаний, а также по частоте упоминаний на каждой из пяти возможных позиций. На завершающем этапе с участниками опроса были проведены 8 групповых фокусированных интервью с обсуждением полученных результатов.

Результаты и дискуссия. По результатам первого этапа исследования было названо 730 наименований научно-технических достижений. После исключения повторов по существу и полных дублирований список сократился до 103 позиций. Лидерами по частоте упоминаний как на верхних позициях, так и в целом по списку стали «электричество», «интернет», «телефон», «телевидение», «радио», «антибиотики», «пенициллин», «автомобиль», «колесо», «самолет/авиация», «паровой двигатель / паровая машина», «компьютер», «печатный станок», «письменность», «лазер», «рентгенография». При обсуждении роли и места отдельных стран и регионов в научно-техническом прогрессе проявился своеобразный «российский перфекционизм». Так нами был назван феномен оценки студентами роли российских ученых и изобретателей как незначительной на основании того, что они участвовали в разработке лишь примерно 20 % названных открытий, в то время как лучшие показатели были у двух стран - США и Великобритании. Таким образом, студенты, оценивавшие значимость открытий и изобретений, продемонстрировали признаки как научного, так и обывательского подхода к процессу оценки.

Заключение. Наиболее часто упоминались достижения, существенно повлиявшие на повседневную жизнь, такие как электричество, интернет, телефон и антибиотики, а также достижения фундаментальной науки, наиболее известные благодаря их практическому использованию. Студенты продемонстрировали признаки как повседневного, так и научного мышления, в связи с этим можно сделать вывод о том, что они нуждаются в развитии навыков критического восприятия, оценки и понимания исторического контекста. К числу важнейших задач формирования представлений студентов о научно-технических достижениях можно отнести популяризацию научных знаний и творчества, создание стимулов для интеллектуальной деятельности, а также формирование навыков объективного критического анализа реальности, на котором такая деятельность базируется. Полученные выводы могут использоваться в системе образования, средствах массовой информации, а также при проведении государственной политики в сфере науки, культуры, информации, образования.

Ключевые фразы: научно-технические достижения, молодежь, студенты, проблемы восприятия науки, социология, образование
Автор (ы): ГАВРИЛОВ АНДРЕЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ
Журнал: УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ И НАУКОМЕТРИЯ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Социология
УДК
316.654. Отношение (общественного) мнения к отдельным объектам
Для цитирования:
ГАВРИЛОВ А. В. НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ОЦЕНКАХ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА // УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ И НАУКОМЕТРИЯ. 2025. Т. 20 № 1
Текстовый фрагмент статьи