Процесс цифровизации меняет стратегии медиакоммуникаций и журналистики. В конце 2022 г. медиасфера столкнулась с новым вызовом – развитием и популяризацией искусственного интеллекта. В настоящей статье авторы решили сравнить использование нейросетей для генерации текстов штатными журналистами и медиафрилансерами, предположив, что последние активнее и быстрее начинают внедрять новые технологии для трансформации рутинных процессов, в частности рерайта. Для проверки гипотезы было проведено несколько опросов, экспертных интервью, а также проанализирован сайт вакансий. Гипотеза подтвердилась: внештатные авторы значительно чаще своих штатных коллег используют искусственный интеллект, а работодатели / заказчики чаще ожидают таких навыков от удаленных сотрудников, чем от офисных. Авторы предполагают, что данный процесс постепенно охватит большинство представителей медиасферы.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
- Префикс DOI
- 10.25205/1818-7919-2025-24-6-32-43
Несомненно, исследование следует считать пилотным, разведывательным и отражающим, скорее, аргументы и мнения, нежели точные цифры, поскольку репрезентативной обычно считается выборка не менее тысячи респондентов. Кроме того, если ставить целью получение точных цифр (что, конечно, было бы интересной и амбициозной задачей для будущих исследований), то стоило бы разделить респондентов на группы – по региону, типу СМИ (ТВ, радио, печатные издания, сетевые издания), а также специализации и должности (выделив, например, редакторов, корректоров, монтажеров и пр.)
Список литературы
1. Бондаренко Е. А. Искусственный интеллект и проблемы медиаобразования // Медиа. Информация. Коммуникация. 2023. Т. 37, № 2. С. 7-12. Вартанова Е. Л. Цифровая журналистика и медиакоммуникационная среда // МедиаТренды. 2022. № 1 (87). С. 1.
2. Голубева С. Л. Технологии искусственного интеллекта в рекламе // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 103-2. С. 119-122. https://doi.org/10.18411/trnio-11-2023-92
3. Горина Е. В., Уфимцева С. М. Особенности использования текстов нейросетей в медиа и образовании // Российский лингвистический бюллетень. 2024. № 1 (49). https://doi.org/10.18454/ RULB.2024.49.27
4. Давыдов С. Г., Замков А. В., Крашенинникова М. А., Лукина М. М. Использование технологий искусственного интеллекта в российских медиа и журналистике // Вестник Моск. ун-та. Серия 10: Журналистика. 2023. № 5. С. 3-21. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.5.2023.321
5. Зимина Л. В. Технологии искусственного интеллекта в медиаиндустрии: генерация изображений // Изв. высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2023. № 2. С. 14-23.
6. Лащук О. Р. Заимствование контента при создании рерайтерских новостных материалов // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н. А. Добролюбова. 2013. № 24. С. 43-49.
7. Лесина М. И. ChatGPT в журналистике: угроза медиасфере или ценный партнер? // Сборник эссе студентов и учащихся школ по итогам международных конкурсов эссе от 10.09.2023. Н. Новгород: Профессиональная наука, 2023. С. 12-19.
8. Макеенко М. И., Вырковский А. В. Возможности влияния неинституционализированных производителей развлекательного и познавательного контента на аудиторию // Вестник Моск. ун-та. Серия 10: Журналистика. 2021. № 5. С. 74-99. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.5.2021.7499
9. Плешакова А. С. Плагиат и рерайт как проблема авторского права // Традиции и новации в системе современного российского права: Материалы Междунар. конгресса молодых ученых: В 3 т. М., 2024. Т. 2. С. 319-320.
10. Плотникова А. М. Нейросеть как ключевое слово текущего момента // Филологический класс. 2023. Т. 28, № 2. С. 45-54.
11. Томашевский И. А. Искусственный интеллект в управлении медиакоммуникацией и журналистикой // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2023. № 74. С. 33-42.
12. Тюрина Е. В. Проблемы использования искусственного интеллекта в новостной рерайт-журналистике // Коммуникация в современном мире: Материалы Междунар. науч.- практ. конф. исследователей и преподавателей журналистики, рекламы и связей с общественностью. Воронеж, 2024. С. 44-45.
13. Фещук К. С. Особенности рерайта на примере новостных текстов российских онлайн СМИ // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. № 5 (57). С. 269-278.
14. Шабалин А. Д. (Не)медиатекст: коммуникативные маркеры AI-текстов (на примере материалов чат-бота ChatGPT) // Медиалингвистика: Материалы докладов участников VII Междунар. конф. СПб., 2023. С. 802-806.
15. Шестерина А. М. Влияние технологий искусственного интеллекта на видеопроизводство в сфере продвижения сетевого контента // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2022. Т. 22, № 1. С. 108-113. https://doi.org/10.14529/ssh220114
16. Hayes K. The Networked Newsroom: Navigating New Boundaries of Work. Journalism Practice. 2021. No. 18 (4). P. 803-817. https://doi.org/10.1080/17512786.2021.1949627
17. Hagar N., Wachs J., Horvát E.-Á. Writer movements between news outlets reflect political polarization in media. New Media and Society. 2021. No. 25 (8). P. 2034-2056 https://doi.org/10.1177/14614448211027173
18. Josephi B., O’Donnell P. The blurring line between freelance journalists and self-employed media workers. Journalism. 2022. No. 24 (1). P. 139-156. https://doi.org/14648849221086806
19. Norbäck M. Maintaining a Freelance Career: How Journalists Generate and Evaluate Freelance Work. Journalism Studies. 2022. No. 23 (10). P. 1141-1159 https://doi.org/10.1080/1461670X.2022.2073257
20. Pavlik J. V. Collaborating with ChatGPT: Considering the Implications of Generative Artificial Intelligence for Journalism and Media Education. Journalism & Mass Communication Educator. 2023. No. 78 (1). P. 84-93. https://doi.org/10.1177/10776958221149577
Выпуск
Другие статьи выпуска
В ходе эмпирического исследования с применением метода контент-анализа охарактеризованы контент-стратегии Медийной футбольной лиги России и Испании на платформе YouTube. Так, видеоконтент российских клубов медиалиги отличается бóльшим жанровым разнообразием, чем испанский. Среди основных акторов видеоконтента обеих стран преобладают непосредственно футболисты медиалиги (96,2 и 86,8 %), представители руководства МФЛ, ведущие соревнований и болельщики. В российском видеоконтенте отмечается наличие также представителей сотрудников команд, а в испанском – гостей в студии. Наблюдаются примерно схожие результаты по числу просмотров. Вместе с тем число иных реакций (лайков, дизлайков, комментариев) выше со стороны российских пользователей.
Рассматривается категория экспертности как одна из важнейших характеристик современного телевизионного медиатекста, его семантической и формальной организации. Предлагается объяснение признаков экспертности на примере сюжетов новостных и информационно-аналитических (так называемых итоговых) региональных телевизионных программ Юга России. Авторы указывают такие признаки экспертности, как информационная плотность текста, наличие нового знания, максимальная нейтральность, присутствие элементов дискуссионности, разработанная экспозиция проблемы или события. Для категории экспертности характерны также: новизна фактов и аргументов, привлечение экспертов, идиостиль журналиста, а также отстройка от институциональной коммуникации (повестка власти и бизнеса не довлеет над журналистской повесткой). Авторы определяют экспертность как достаточно сложное понятие балансировки между «знаточеским» и фоновым уровнем представления проблемы, факта, явления, перспективы. Последние при этом передаются зрителям благодаря «хорошо осведомленному гражданину», тип которого очень часто воплощен в самом журналисте.
Статья посвящена изучению нормативно-правового поля, регулирующего информационно-медийное пространство Республики Армения (РА), предпринята попытка анализа современного состояния армянского законодательства по части регламентации деятельности медиа. Исследование выявило основные проблемы ключевые вызовы обеспечения информационной безопасности страны. В статье поднимается вопрос о необходимости реализации правовых реформ, которые должны будут осуществляться с учетом важности обеспечения свободы слова и информации, сохранения контрольной функции медиа как четвертой власти и соблюдения интересов национальной безопасности страны. Междисциплинарный подход к исследованию, выбранная методология, базирующаяся в том числе на социологическом опросе и экспертных интервью, позволили обозначить основные тенденции и риски по рассматриваемой проблеме, а также дать профессиональные рекомендации.
Выявляются возможности межпоколенческого трансфера коммуникативно-культурной памяти в периферийной России с учетом потенциала местных медиа. Исследование реализовано с опорой на социокультурный подход, позволивший выявить ресурсные коммуникативные практики трансфера коммуникативно-культурной памяти медиапоколений. В процессе достижения цели использованы эмпирические методы исследования: количественный и качественный анализ 1 281 медиатекста с помощью сервиса Popsters и метода контентанализа. Изучение пабликов социальной сети ВКонтакте, ориентированных на местную аудиторию, помогло выявить коммуникативные практики (стратегии, тактики, смыслы-символы), обеспечивающие трансфер коммуникативно-культурной памяти в условиях ограниченных медиапредложений российской медийно-периферийной территории, и определить любительскую журналистику как основной ресурс трансфера коммуникативно-культурной памяти в данном исследовательском кейсе.
Рассматривается Сибирское отделение Российской академии наук в СМИ в 2020–2024 гг.: оценивается динамика количества публикаций, уровень СМИ, в которых вышли тексты, рассматриваются и категоризируются информационные поводы с наибольшим охватом. Присутствие сибирских научных организаций в медиаполе изучено фрагментарно. В ходе анализа зафиксирован рост числа публикаций, что соответствует общей динамике. Более 30 % из них вышли в федеральных СМИ, это демонстрирует их интерес к региональной науке. Тематика публикаций с наибольшим охватом сосредоточена на результатах научных работ и научной политике: организации представлены в СМИ не только как создатели новых знаний и технологий, но и как важный элемент государственной политики.
Автор статьи раскрывает сущность медиаправовой грамотности. На основе результатов анкетирования работников местных СМИ и опроса студентов-журналистов обосновывается актуальность формирования медиаправовой грамотности журналиста, рассматриваются инструменты ее формирования, обосновывается значимость применения эффективных образовательных технологий для актуализации дисциплины «Правовое регулирование медиа». Будучи профессиональной компетенцией журналистов, медиаправовая грамотность отражает общий профессиональный уровень журналиста. Результаты исследования показали, что большинство опрошенных журналистов в процессе профессиональной деятельности регулярно сталкиваются с юридическими вопросами, требующими знаний в области медиаправа. Общение студентов и профессиональных журналистов оказалось взаимовыгодным. Журналисты получили возможность посмотреть на привычную работу со стороны, а студенты – осмыслить полученный опыт и актуализировать процесс получения медиаправовых знаний.
Рассматривается то, как представители томского медиасообщества через рефлексию своей профессиональной биографии и повседневных профессиональных практик оценивают развитие томской новостной онлайн-журналистики. На основе данных 14 полуструктурированных интервью выделено четыре группы этого сегмента томской медиасистемы. Первые две группы – веб-версии печатных изданий и новостные ленты на сайтах телерадиокомпаний – оцениваются респондентами как менее конкурентоспособные игроки на рынке новостной онлайн-журналистики. Другие две группы – информагентства, новостные порталы и городские интернет-издания – как лидеры сегмента. Выявлено, что за 30 лет в Томске в сфере новостных интернет-СМИ произошел качественный скачок от первых экспериментов с новостями к профессиональной новостной журналистике.
Статья посвящена рассмотрению особенностей профессиональных изданий для корреспондентов районной и низовой печати 1930-х гг. Анализ контента бюллетеней «По-новому работать» и «В помощь районной и низовой печати» позволил автору статьи выявить общие и отличительные признаки изданий. Содержание бюллетеня «В помощь районной и низовой печати», ориентированное не только на информирование, но и на обучение журналистов местных газет, позволяет автору данной статьи рассматривать бюллетень в качестве специализированного профессионального издания, соответствующего журнальному типу. В результате исследования автор приходит к выводу о значительной роли издания «В помощь районной и низовой печати» в системе становления регионального профессионального образования журналистов.
Исследуется развитие табачной рекламы в армянских газетах Тифлиса, выявляются основные стадии развития рекламы в сфере табачной продукции, а также трансформация содержания и формы табачной рекламы. Анализ 150 рекламных публикаций показывает, что география рекламодателей табачной продукции в армянской прессе на начальной стадии имела широкий характер, но с развитием рекламного рынка и конкуренции на рынке прессы приобрела локальную форму в пределах Кавказского наместничества с ярко выраженным этническим (армянским) составом адресантов-предпринимателей. Трансформация содержания и формы рекламных текстов происходит под влиянием развития социально-экономических и технологических факторов. Однородные тексты рекламы на разных стадиях развития приобретают креолизованный характер, а объем рекламных текстов постепенно минимизируется.
Универсальный тип средневековых альманахов-календарей, измеряющих временные отрезки и обладающих прогностическими функциями, исторически образует две основные транснациональные модели. Первая представлена сначала франко-германскими, а затем, в наиболее последовательном воплощении, российскими литературными «карманными книжками», где связь с календарем эксплицирована поэтологически. Вторая модель – англосаксонская, в более выраженном варианте унаследовавшая функциональный календарный прообраз, имплементирует его в практическом, религиозно-моральном отношении. По отношению к альманахам (российским, американским), ориентированным на европейский образец, утверждение самого альманашного типа совпало с эпохой романтизма. На примере отдельных, преимущественно серийных, американских альманахов, хронологически относящихся к романтической поре, рассматривается тип альманаха как коммуникативного канала распространения ценностей протестантской этики.
Авторы статьи предлагают использовать в совокупности разные инструменты осмысления практик современного российского телевещания, дополнив традиционные эмпирические (качественные) наблюдения за деятельностью телевидения методом его системного морфологического (количественного) анализа. Результатом исследования являются: 1) доказательство того, что предложенные нами качественно-количественные технологии изучения медиа могут в современных условиях служить совершенствованию работы медиакритиков и достижению реального взаимопонимания между участниками коммуникационного процесса; 2) обоснование того, что медиакритика предполагает не только оценку содержания СМИ, обмен впечатлениями с аудиторией об уровне медиатекстов и поведения медийных персон, но и умение вписать все это в социально-политический контекст повседневности и указать на соответствие наблюдаемым в медиасфере тенденциям.
Реконструируется понятие предправды, предложенное итальянским семиотиком К. Паолуччи в качестве альтернативы понятию постправды. Отталкиваясь от теоретического наследия У. Эко, и в первую очередь его концепции семиологической герильи, К. Паолуччи обосновывает тезис, согласно которому предправда представляет собой возвращение к средневековому пониманию истины как доверия. Логика трансформации бинома «знание – власть» под воздействием технологий приводит к тому, что неинституциональные акторы получают возможность создавать контент, ставя под вопрос доминирующую версию социальной реальности. Если классическая версия семиологической герильи локализовывала этот процесс в зоне декодирования, то семиологическая герилья 2.0 разворачивается и в зоне источника сообщения и канала коммуникации, делая альтернативные и неинституциональные интерпретации на основе анекдотических фактов нормой.
Издательство
- Издательство
- НГУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- Юр. адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- ФИО
- Федорук Михаил Петрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@nsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 3634000
- Сайт
- https://www.nsu.ru/