Статья посвящена изучению прагматики поликодовой метафоры в рекламном дискурсе. Цель исследования заключается в определении роли метафоры как инструмента влияния на восприятие и поведение потребителей, а также в выявлении ее функциональных особенностей при использовании в рекламном сообщении. Материал исследования включает более 200 рекламных текстов, содержащих вербальные и визуальные метафоры. Методологическую основу составили описательно-аналитический и функционально-прагматический подходы, семиотический анализ и метод систематизации и классификации. В статье обосновывается, что метафора в рекламе выполняет стратегические задачи: управление вниманием в условиях информационного шума, формирование лояльности к бренду, преодоление культурных барьеров. На материале рекламы косметики и парфюмерии выделены ключевые метафорические модели: антропоморфная, зооморфная, артефактная и милитарная. Антропоморфные метафоры, наделяющие продукт человеческими чертами, усиливают эмоциональную связь и передают абстрактные качества продукта. Зооморфные метафоры апеллируют к образам животных, подчеркивая природные свойства продукта и статусные характеристики его потребителя. Артефактные метафоры связывают продукт с культурными символами, формируя его идентичность. Милитарные метафоры трансформируют использование косметики и парфюмерии в стратегию победы, работают на дифференциацию бренда. Результаты исследования демонстрируют, что поликодовые метафоры служат эффективным инструментом прагматического воздействия: сокращают когнитивную нагрузку, формируют эмоциональные ассоциации, мотивируют к действию и обеспечивают дифференциацию бренда. Особое внимание в статье уделяется визуальным метафорам, которые, дополняя вербальные элементы, усиливают коммуникативный эффект. Авторы подчеркивают важность баланса между креативностью и культурной адаптацией метафор для минимизации рисков неоднозначной интерпретации.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Филология
- УДК
- 659.1. Реклама
Метафора как инструмент языка, познания и культуры представляет собой один из способов концептуализации неязыковой действительности и характеризуется экспрессивностью, образностью и контекстной обусловленностью. Являясь продуктом креативного мышления, метафора, с одной стороны, репрезентирует авторское восприятие мира, а с другой — апеллирует к общеизвестным культурным категориям, составляет культурный код данного социума.
Список литературы
1. Бурмакова Е.А. Когнитивная природа антропоморфной метафоры в художественном дискурсе // Язык и культура. 2015. № 3 (31). С. 28-36.
2. Москвин В.П. Русская метафора: очерк семиотической теории. М.: ЛЕНАНД, 2006. 184 с.
3. Терских М.В., Зайцева О.А. Вербальные инструменты глокализации рекламных трендов (на примере рекламы российских брендов экокосметики) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2024. № 1. С. 112-124.
4. Терских М.В. Поликодовая метафоризация в социальной рекламе здоровья // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2024. № 4. С. 133-151.
5. Чернявская В.Е., Горшкова Н.Э. Визуальная метафора в персуазивной коммуникации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2021. № 202. С. 175-182.
6. Gibbs R.W.Jr., Colston H. Interpreting gurative language. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. 384 p.
7. Holyoak K.J., Stamenković D. Metaphor comprehension: a critical review of theories and evidence // Psychol Bulletin. 2018. T. 144. № 6. P. 641-671.
8. Kadry A. The persuasive effect of using visual metaphors in advertising design //International Design Journal. 2016. Т. 6. № 1. P. 33-40.
9. Kamel N.A. Using visual metaphors in advertising campaigns to promote sustainable tourism // Tourism and Management Studies. 2024. T.. 20. № 4. P. 85-98.
10. Köksal F.N. Metaphoric representation and aesthetic in advertising // Mind and Matter-Challenges and Opportunities in Cognitive Semiotics and Aesthetics. IntechOpen, 2022.
11. Lakloff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago: University of Chicago Press, 2008. 308 p.
12. Lei S.I., Nicolau J.L., Xiao Q., Dan Wang D. The effectiveness of tryvertising in hotels // International Journal of Hospitality Management. 2020. Т. 85. P. 102403.
13. Semino E., Demjén Z. (eds.). The Routledge handbook of metaphor and language. London; New York: Routledge, 2017. 540 p.
14. Steen G.J. Slowing metaphor down: elaborating deliberate metaphor theory. Amsterdam: John Benjamins, 2023. 355 p.
15. Young M. Ogilvy on advertising in the digital age. London Goodman Books, 2017. 288 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Современная журналистика переживает этап системной цифровой трансформации, связанной с активным внедрением генеративных нейросетей и иммерсивных технологий. Эти процессы затрагивают фундаментальные основы медиапроизводства, включая вопросы авторства, этической ответственности и нормативной регуляции. В условиях роста количества синтетических медиатекстов особую значимость приобретают проблемы подмены субъектности, размывания границ профессиональной деятельности и угрозы стилистической унификации речи. Работа посвящена комплексному теоретическому анализу этических, правовых и лингвистических вызовов, обусловленных использованием искусственного интеллекта в журналистике. В качестве методологической базы используются материалы научных публикаций и нормативных актов, рассматриваются международные и российские подходы к этике искусственного интеллекта. В результате анализа выявлена необходимость пересмотра профессиональных и нормативных основ журналистики, адаптации традиционных моделей этики и права к новым условиям медиапроизводства. Подчёркивается важность формирования механизмов верификации, авторской ответственности и редакторской медиаэкспертизы в условиях генерации контента. Работа вносит вклад в развитие теоретического дискурса о цифровом будущем журналистики, акцентируя междисциплинарный характер исследуемой проблемы.
В статье рассматривается трансформация информационной политики современных российских университетов в условиях цифровизации медиасреды на примере Казанского и Уральского федеральных университетов. Исследование фокусируется на анализе стратегий взаимодействия со стейкхолдерами через различные уровни коммуникации (корпоративный, региональный, национальный и международный) и цифровые каналы, включая социальные сети и мессенджеры. На основе контент-анализа Telegram-каналов Казанского (Приволжского) федерального и Уральского федерального университетов выявлены информационные приоритеты вузов, направленные на работу с внутренней аудиторией при недостаточной системности взаимодействия с внешними стейкхолдерами. Также представлен обзор нормативно-правовой базы, регулирующей информационную политику в сфере высшего образования, включая Конституцию России и Доктрину информационной безопасности, положения о структурах образовательных учреждений и организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования России. Анализируется влияние государственных инициатив, например, составной части национального проекта «Наука и университеты» программы «Приоритет 2030», на формирование медиастратегий университетов. Рассматривается трансформация организационных структур управления информационной политикой в условиях институциональных преобразований вузов. Особое внимание уделяется роли миссии университета как смыслового ядра его информационной политики и инструмента формирования бренда в медиапространстве. Авторы выявляют ключевые тенденции в медиакоммуникациях вузов: переход от традиционных медиа к цифровым платформам, усиление роли визуального контента, необходимость адаптации коммуникационных стратегий под различные целевые аудитории. На основе анализа контента официальных университетских каналов демонстрируется преобладание внутренней коммуникации (студенты, преподаватели, сотрудники) при сохраняющемся дефиците системного взаимодействия с внешними стейкхолдерами. В работе подчеркиваются основные управленческие вызовы: сложность координации многоуровневой структуры коммуникаций, недостаточная обратная связь от целевых аудиторий, необходимость интеграции цифровых инструментов в стратегическое управление информационной политикой. Авторы предлагают направления совершенствования университетских медиакоммуникаций, включая развитие гибких моделей управления, внедрение цифровых технологий мониторинга эффективности, создание сквозных коммуникационных процессов и усиление международного присутствия. Исследование вносит вклад в понимание эволюции информационной политики вузов в цифровую эпоху и представляет практическую ценность для администраций университетов, разрабатывающих современные стратегии медиакоммуникаций.
В данной статье рассматривается массовая культура и ее проявление в цифровом пространстве, а также коммуникативные стратегии, используемые в социальных сетях для взаимодействия с аудиторией. Цель исследования определена изучением роли социальных сетей как инструмента популяризации массовой культуры в студенческой среде, анализ коммуникативных практик и выявление эффективных подходов к созданию и распространению контента. В качестве объекта выбрана студенческая лига КВН «Шумбрат» МГУ имени Н. П. Огарева. Методика данного исследования включает в себя: контент-анализ данных (постов, комментариев, видеороликов выступления команд, обсуждение участниками группы «Вконтакте»; анализ структуры паблика (просмотр степени вовлеченности и обратной реакции участников группы); опрос и наблюдение (определение уровня удовлетворенности проводимыми мероприятиями, мониторинг обратной связи с аудиторией). Феномен массовой культуры — один из наиболее сложных и противоречивых в современной гуманитарной мысли. Он охватывает процессы производства, трансляции и потребления культурных образцов, которые становятся общими для широкой аудитории. Массовая культура — это не просто совокупность текстов, медиаформатов и символов, но и особый способ культурного взаимодействия в условиях информационного общества. ХХI в. претерпевает значимые изменения под влиянием цифровых технологий и социальных медиа. Традиционные форматы культурного потребления уступают место интерактивным форматам, где ключевую роль играют коммуникативные практики. Социальные сети становятся основным пространством для создания, распространения и потребления контента, формируя новые модели взаимодействия между создателями и аудиторией. В этом контексте изучения коммуникативных аспектов массовой культуры приобретает особую значимость, поскольку позволяет понять, как цифровые платформы трансформируют культурные процессы и влияют на социальную молодежь. Студенческая Лига КВН «Шумбрат» представляет собой яркий пример современного культурно-коммуникативного феномена, сочетающего элементы массовой культуры и медийного взаимодействия. КВН как жанр изначально ориентировался на зрелищность и вовлечение аудитории, а его адаптация к формату социальных сетей открывает новые возможности для анализа коммуникативных стратегий. Исследования деятельности Лиги в цифровом пространстве позволяет выявить эффективные механизмы популяризации массовой культуры среди молодежи, что особенно важно в условиях роста конкуренции внимания пользователей. Результаты, представленные в статье, могут быть полезны для оптимизации SMM-стратегий молодежных и культурных проектов, а также в образовательных программах, направленных на подготовку специалистов в сфере медиакоммуникаций.
Статья посвящена современным проблемам просветительской деятельности в России, специфике распространения научно-популярного аудиовизуального контента. Авторы отмечают растущий интерес аудитории новых медиа к научно-популярному аудиовизуальному контенту, связывая его с повышением качества контента, его профессионализацией. Эмпирической базой исследования выступил научнопопулярный аудиовизуальный контент, представленный на ресурсах Российского общества «Знание», а также материалы канала «Файб» на платформе Youtube и «Это Файб» в Телеграм. Анализ теоретических источников и эмпирического материала позволяет говорить о том, что аудиовизуальный контент занимает доминирующую роль в популяризации научного знания в новых медиа по причине соответствия специфике современного медиапотребления. Проведенный анализ позволяет говорить о развлекательной направленности научно-популярного контента: его авторы придерживаются принципа «популяризация через развлечение», используют доступные формы подачи, предлагают короткие форматы (ВК-клипы, Shorts), научно-популярный аудиовизуальный контент характеризуется доступностью для аудитории. Доверие аудитории к предлагаемому научно-популярному контенту подтверждается статусом автора, его принадлежностью к академическому сообществу. Авторы исследования отмечают низкую активность вузов как акторов просветительской работы по производству научно-популярного аудиовизуального контента.
Статья посвящена исследованию особенностей использования аудиовизуального сторителлинга в научно-популярных медиапроектах, размещённых на YouTube-каналах «НаукаPRO» и «Креативные индустрии Урала». Анализ охватывает структуру повествования, роль рассказчика, использование мультимедийного контента и эмоциональное воздействие на аудиторию. Основной акцент сделан на археологических материалах, что обусловлено их относительно низкой популярностью среди широкой аудитории. На основе сопоставления повествовательных стратегий с метриками вовлечённости (соотношение лайков к просмотрам, количество комментариев) показано, что наиболее высокая вовлечённость достигается при сочетании эмоциональной подачи лектора, провокационного катализатора в заголовке и качественной визуализации. Выявлены различия в подходах к подаче материала: «НаукаPRO» делает упор на массовую аудиторию и минималистичное оформление, тогда как «Креативные индустрии Урала» активно используют студийный интерьер, интерактивные визуальные элементы и региональную тематику. Работа демонстрирует потенциал сторителлинга как инструмента не только передачи знаний, но и формирования устойчивого интереса к науке через современные медиаформаты.
Статья описывает специфику репрезентации археологического памятника в фотографиях сетевых СМИ. В качестве примера выбран челябинский (Россия) исторический комплекс Аркаим. Приводятся схожие публикации по данной теме, обозначаются основные направления дискуссии об объекте исследования (освещение памятника как научного центра и места мистических практик одновременно) и степень изученности медиаобраза Аркаима в контексте исследований журналистского контента. Цель работы — описание специфических особенностей журналистских фотографий в материалах, репрезентующих конкретный археологический памятник Аркаим, и их потенциального влияния на аудиторию. Для этого была подробно проанализирована эмпирическая база исследования, состоящая из 128 журналистских публикаций с использованием 590 фотографий, собранных посредством платформы «Дзен» (dzen. ru). Данные материалы были опубликованы в период с 1 января по 31 декабря 2024 г. и рассказывают об Аркаиме широкой аудитории. Использовав методы контент-анализа, медиаэстетического и формально-содержательного анализов, мы рассмотрели указанные материалы по следующим критериям: технические характеристики, документальность, участники фотографий, уникальность, эмоциональная модальность, публицистичность, уместность. Проделанная работа позволила прийти к следующим выводам: фотографии, отобранные журналистами для публикаций об Аркаиме, отличаются своим высоким техническим качеством, имеют идентичные подходы к верстке и постобработке (авторы стремятся к естественности); участниками снимков становятся люди, культурные артефакты и природный ландшафт и лишь в последнюю очередь — археологические артефакты; большая часть фотографий имеет определенную эмоциональную модальность и формирует у аудитории определенное мнение по заявленному вопросу, подтверждает авторскую позицию; проанализированные снимки уместны в контексте заявленных инфоповодов. Это демонстрирует смещение фокуса в репрезентации археологического памятника (научный аспект не является превалирующим), а также формирование неочевидных ассоциативных связей у массовой аудитории с местом (не городище и раскопки, а фестиваль, горы, памятники и прочее).
В современной ситуации мощная волна информационных продуктов охватила население планеты. Цифровизация массмедиа способствует выходу огромного количество кинофильмов разных форматов и контекстов, выпускающихся мировой киноиндустрией. В соответствии с данным бурным процессом технологической интеллектуализации в духовно-нравственной сфере российского общества на первый план выходят проблемы развития медиакритики, являющейся важнейшим сегментом всей системы средств массовой информации, в котором, как и в других сферах журналистского творчества, выделяются определенные жанровые формы. Наиболее популярной среди массовой аудитории является кинорецензия. Исследование данного критического концепта имеет важную роль в теории жанрообразования, поскольку данная современная жанровая форма позволяет специализированным медиа более оперативно, действенно взаимодействовать с целевой аудиторией, авторам критических публикаций оптимально решать профессиональные творческие задачи, релевантные запросам стратифицированной аудитории. Кроме того, структура и содержание критического медиатекста способствуют эффективному выстраиванию действенной коллаборативной коммуникации. Сфокусированная на урегулировании спроса и предложения на медиарынке страны, кинорецензия ориентирует аудиторию на противостояние с фейковыми новостями, нарушениями нравственно-этических норм, инициирует основы медиаграмотности и медиааналитики в сознании аудитории. В связи с этим, комплексное исследование жанровой специфики кинокритики, ее функциональных особенностей, а также осмысление категории оценочности современного кинорецензирования — чрезвычайно перспективное направление в теории современной журналистской науки. Актуальность темы статьи обусловлена процессами активной цифровой динамики в системе российских СМИ, функциональными особенностями продуктов журналистской деятельности, вызванными внедрением в журналистскую практику новационных технологических процессов, трансформационными переменами в структурно-содержательных параметрах форм творчества киноиндустрии в графических, аудийных, визуальных массмедиа. Цель исследования — рассмотреть функциональные параметры, категорию оценочности в жанре кинорецензии, являющейся важным структурно-содержательным сегментом современной социокультурной медиасреды. Задачи исследования — детерминация кинорецензии в качестве сложившейся жанровой категории в системе массмедиа; выявление современных функциональных особенностей; содержательная аргументация критериев оценочности медийной формы на конкретных эмпирических примерах. Методология статьи основывается на сочетании типологического, структурно-семиотического и субъект-объектного подходов. В настоящем исследовании данные подходы дополняются частно-операциональными методами (наблюдение, изучение документов, контент-анализ), а также общенаучными (анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция), применение которых обусловливается целями и задачами статьи.
Статья посвящена исследованию стратегических направлений развития пресс-службы Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. В результате предложения были сгруппированы в семь ключевых блоков: внедрение автоматизированных систем управления контентом, цифровизация таблицы инфоповодов, модернизация SEO, развитие digital-аналитики, оптимизация соцсетей, расширение медиаплатформ и запуск e-mail коммуникаций. Каждое направление сопровождается обоснованием, прогнозом эффектов и инструментальной базой (SMMplanner, Google Apps Script, Bitrix24 и др.), что позволяет переходить от концептуального уровня к конкретному плану действий. Результаты данного исследования могут быть адаптированы и масштабированы для других вузов России, находящихся в процессе цифровой трансформации своих коммуникационных структур. Унифицированная модель автоматизации, типология инструментов, примеры контентных стратегий и аналитика эффектов создают универсальный методический инструментарий, соответствующий задачам повышения информационной открытости, цифровой зрелости и конкурентоспособности российских университетов в XXI в.
Издательство
- Издательство
- ПАЛАМА ПАБЛИШИНГ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127018, г. Москва, вн. тер. г. Муниципальный Округ Марьина Роща, ул Складочная, д. 6 к. 2, оф. 20
- Юр. адрес
- 127018, г Москва, р-н Марьина роща, ул Складочная, д 6 к 2, кв 20
- ФИО
- Паламаренко Евгений Викторович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______