На фоне обострения целого комплекса глобальных проблем вопрос об общечеловеческих ценностях приобретает сегодня особую актуальность. Признание существования общечеловеческих ценностей делает возможным конструктивный диалог и сотрудничество людей. В связи с этим представляют интерес исследования, направленные на обнаружение не только особенного, но и общезначимого в понимании фундаментальных ценностей, например, таких как справедливость. Статья посвящена рассмотрению идеи справедливости через призму буддийской традиции, ее связи с важнейшими идеями учения (карма, сансара, закон взаимозависимого происхождения) в неразрывном единстве с добродетелями милосердия и сострадания. Буддийский взгляд на справедливость обогащает представления о ней и может оказать благотворное влияние на практику реализации ее принципов в жизнь в области прав человека, социальной справедливости, экологической этики, способствуя гармонизации общественных отношений в целом.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Философия
На фоне современных политических, социально-экономических и экологических катаклизмов проблема общечеловеческих ценностей приобретает особую актуальность. Признание существования универсалий делает возможным конст- руктивный диалог и сотрудничество людей. В этом контексте особый интерес представляют исследования, направленные на выявление не только культурно специфичных, но и универсально значимых интерпретаций фундаментальных ценностей в разных культурных традициях. Одной из важнейших духовно-нравственных ценностей является справедливость, рассмотрение которой через призму буддийской философии в сравнении с западными теориями может обогатить представления о ней и оказать благотворное влияние на практику реализации ее принципов в жизнь.
Список литературы
1. Апресян Р. Г. Этика силы в противостоянии насилию и агрессии // Вопросы философии. 2010. № 9. С. 143-153. Текст: непосредственный. EDN: MULXHV
2. Буддийская классика Древней Индии. Слово Будды и трактаты Нагарджуны / пер. с пали, санскр. и тибет. языков с коммент. В. П. Андросова. Москва: Открытый мир, 2008. 512 с. https://djvu.onlme/file/QvEF8HX2ItRHH?ysclid=m8aauq79o3117558327 (дата обращения: 17.10.2024). Текст: электронный.
3. Бхиккху Т. Карма. URL: https://www.dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/karma.htm (дата обращения: 22.01.2025). Текст: электронный.
4. Bhushan Vani, Dr. The Integration of Buddhist Philosophy into Modern Legal Systems.Int. J. Civ. Law Legal Res. 2024; 4(1): 127-131. URL: :22.01.2025 г.). Текст: электронный. DOI: 10.22271/civillaw.2024.v4.i1b.72(accessed
5. Геше Джампа Тинлей. Карма. Закон причины и следствия. URL: https://lib.geshe.ru/node/15(дата обращения: 22.12.2024). Текст: электронный.
6. Его Святейшество Далай-Лама. Этика в новом тысячелетии. Москва: София, 2006. 336 с. Текст: непосредственный.
7. Прокофьев А. В., Апресян Р. Г. Экологическая этика. Москва: НОУ ИНТУИТ, 2016. 2-е изд., испр. 96 с. URL: https://ibooks.ru/bookshelf/394042/reading(дата обращения: 18.04.2017). Текст: электронный. EDN: VRSVMF
8. Ratchatakorntrakoon R., Chongstitvatana S. The Concept of Justice in Buddhism: A Case Study of Candala in Jatakatthakatha.International Journal of Engineering & Technology. December 2018; 7(4.38): 970. DOI: 10.14419/ijet.v7i4.38.27619
9. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. 534 с. Текст: непосредственный.
10. Каплан А. Б. Современный католицизм о проблеме социальной справедливости (Взгляды Руссо на социальную справедливость в трактовке католических авторов). Москва: ИНИОН, 1987. 39 с. Текст: непосредственный.
11. Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон / составитель, перевод Л. Б. Макеева. Москва: Дом интеллектуальной книги; Прогресс - Традиция, 1998. 248 с. Текст: непосредственный.
12. Тертычная Л. А. Экоэтический потенциал буддийских идей в формировании глобальной этики // Научные труды Дальрыбвтуза. 2010. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekoeticheskiy-potentsial-buddiyskih-idey-v-formirovanii-globalnoy-etiki (дата обращения: 17.10.2024 г.). Текст: электронный. EDN: OHJQRL
13. Философия буддизма: энциклопедия / ответственный редактор М. Т Степанянц. Москва: Восточная литература, 2011. 1045 с. Текст: непосредственный.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Постановка вопроса участия женщин в научной деятельности предполагает как минимум два подхода. С общеисторической, гендерно нейтральной, позиции мы можем говорить об уровне развития науки, вклад в которую вносят выдающиеся ученые, имевшие благодаря уровню развития общественных отношений возможность получить образование и заниматься любимым делом. Задача более частного, гендерно ориентированного, направления истории - женской истории (Herstory) - подчеркивать опыт и работу женщин, сыгравших видную роль в истории, незаслуженно находящихся в тени патриархального мира. Авторы статьи на примере выдающихся женщин-ученых в области точных наук иллюстрируют состоятельность феминистских устремлений, гендерного подхода для развития науки, прогресса общественных отношений. Признанием высоких научных достижений, вклада в мировую науку является вручение премий Нобелевского комитета. Факт, что среди нобелевских лауреатов по физике за всю историю премии числится пять женщин и даты получения ими премий хронологически совпадают с подъемом «волн» феминистского движения, свидетельствует, по мнению авторов, о том, что вопреки стереотипам достижения женщин-у-ченых и феминистское влияние преодолевают патриархатное сопротивление общественного мнения.
В статье предоставлен анализ методологии идеографической визуализации как совокупности способов визуально-графического представления научной информации. Авторы статьи, опираясь на многочисленные примеры из истории эволюции научного знания и его современного этапа развития, объясняют значение использования визуально-графических средств и подходов для различных наук. В условиях развития компьютерных технологий (интерактивные графические интерфейсы, визуализация больших данных, искусственный интеллект), которые дают возможность ученым эффективно обрабатывать и представлять большие объемы сложных данных, метод визуализации стал одним из мощных инструментов научно-исследовательской работы, который позволяет ученым расширять и углублять свои знания в отношении изучаемых ими объектов. Проводить различные эксперименты с целью активного практического воздействия на изучаемые ими явления и процессы. Особый акцент авторы делают на эффективности данного метода в преодолении коммуникационных барьеров между специалистами различных областей знания, подчёркивают роль идеографической визуализации в расширении междисциплинарного взаимодействия и сотрудничества.
В статье рассматриваются социальные проблемы индивидуализации и индивидуализированного общества, раскрытые в теориях английского социолога и философа Зигмунта Баумана и немецкого социолога Ульриха Бека. Индивидуализация стала рассматриваться как важный конструкт, характеризующий общество «второго модерна», как один из специфицирующих маркеров происходящих изменений. Ключевой момент социальной трансформации заключается во все большем отдалении людей, индивидов от социальных институтов, «частного от общего». Это можно увидеть в уменьшении значения классовых, религиозных, семейных и гендерных ролей. Происходит «эрозия» традиционных коллективных категорий. Важной особенностью процессов индивидуализации является требование активного участия индивидуума в своей судьбе. Человек вынужден под влиянием внешних сил постоянно делать выбор и нести исключительно индивидуальную ответственность за свою судьбу в отличие от прежней эпохи. На примере темы трудовой занятости в статье речь идет о проблеме прекаризации и прекариата, в том числе в России. В статье затронуты и такие социальные следствия процесса индивидуализации, как трансформация семейных и межличностных отношений.
В статье автор обращается к феномену нетрадиционных религиозных организаций. Обосновывается необходимость использования данного термина в отличие от такого, как «новые религиозные движения». Нетрадиционные религии утверждают идеи, практики, чуждые традиционным религиям, имеющим долгую историю своего существования на определенной территории. Автором отмечены особенности формирования взаимоотношений между государственными институтами и нетрадиционными религиозными организациями, что обусловлено слабостью законодательства в религиозной сфере в начальном периоде проникновения этих религий в российское общество. Определено несколько периодов становления отношений между государством и нетрадиционными религиозными организациями. Автор выделяет особенности каждого из периодов, связывая их не только с социокультурными условиями, но и с формированием законодательной базы. Отмечается, что государство выстраивает политику сдерживания влияния нетрадиционных религий.
Статья посвящена анализу социально-философских оснований института образования в буддизме. Автор рассматривает цели, методы буддийского образования и его значение для духовного развития человека и общества. В заключение приходит к выводу, что образование в буддизме - это не простое накопление знаний, а помощь на пути целостной трансформации сознания, пути, ведущего к избавлению от страданий. Основными целями образования являются преодоление невежества (авидьи), развитие мудрости и сострадания, воспитание нравственности и, наконец, достижение просветления (нирваны). И образование на этом пути становится именно средством, а не самоцелью.
Основоположник тибетского буддизма Гелуг Чже Цонкапа в своем фундаментальном трактате «Ламрим Ченмо» систематизировал и подвел итоги развития буддийской мысли в Индии. Он собрал те идеи и учения, которые тибетцы переняли к XV в. и представляли центральными для буддизма в целом. Школа Гелуг получила широкое распространение среди монголов, бурят, калмыков, тувинцев, и то понимание буддизма, изложенное Цонкапой в Ламрим, сегодня остается доминирующим. Целью статьи является рассмотрение начального этапа развития личности в контексте Ламрим, именуемой в трактате «низшей личностью». Рассматриваются ключевые понятия учения и методы, формирующие мировоззренческие основы буддийского практика. Особое внимание уделено влиянию Ламрим Цонкапы на распространение и адаптацию буддийских ценностей среди бурят. Сочинение ламы Э.-Х. Галшиева является ярким примером того, как буддийские ценности инкорпорируются в ежедневную практику бурят и определяют их мировоззренческие основы.
Одним из эпохальных феноменов современности, требующим философского осмысления, является фантастический взлет Китая в начале ХХ! в. По мнению большинства китайских, отечественных и западных синологов, процветание современного Китая связано с выбором социалистического пути «коммунистического развития» (К. Маркс). Исследовательская задача авторов статьи состоит в том, чтобы раскрыть идейные истоки и концептуальное содержание социализма с китайской спецификой в новую эпоху. Авторы полагают, что преимущество социализма с китайской спецификой в новую эпоху зиждется на плодотворности китаизированного и осовремененного марксизма. Средоточием авторского дискурса является победоносная эвристическая миссия марксизма-ленинизма в Китае. Марксизм-ленинизм завоевал победу в Китае потому, что, во-первых, он синтезирован с китайской культурой и китайской реальностью, во-вторых, он постоянно обогащает себя, адекватно реагируя на новые требования практики и новый вызов времени. Социализм с китайской спецификой в новую эпоху авторы характеризуют как выдающийся образец творческого применения на практике основных принципов марксизма-ленинизма в сочетании с гуманистическими идеями традиционной китайской культуры. Концепция социализма с китайской спецификой в новую эпоху, по мнению авторов, представляет собой поиск новых путей формационно-цивилизационного развития, отличных как от западных, так и советских моделей социализма, как от неолиберальных, так и неоконсервативных форм социальной эволюции. Статья написана на основе рефлексивного анализа сочинений Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина, Си Цзиньпина, а также материалов XIX и XX съездов Коммунистической партии Китая.
Издательство
- Издательство
- БГУ
- Регион
- Россия, Улан-Удэ
- Почтовый адрес
- 670000, Дальневосточный федеральный округ, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 "а"
- Юр. адрес
- 670000, Дальневосточный федеральный округ, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 "а"
- ФИО
- Дамдинов Алдар Валерьевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- univer@bsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (301) 2297170
- Сайт
- https://bsu.ru