Целью настоящей работы явилось получение дополнительных знаний о взаимодействии удовлетворенности студентов цифровым форматом обучения в высшей школе и ценностно-мотивационной структурой. Отмечается приоритетная роль цифрового обучения в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности. Рассматриваются преимущества и недостатки цифрового обучения в образовательной системе высшей школы. Указано, что цифровые технологии могут повысить мотивацию студентов и их вовлеченность в образовательный процесс. Обзор литературы показал эффективность интеграции традиционного и дистанционного обучения, их позитивное влияние на ценностно-мотивационную сферу и удовлетворенность студентов образовательной онлайн-средой. Выявлено, что применение цифровых технологий обеспечивает большую гибкость процесса, индивидуализированность обучения, простоту, доступность и большую вовлеченность студентов. Более того, цифровизация образования обеспечивает большую удовлетворенность студентов процессом обучения. Было проведено эмпирическое исследование, целью которого выступило выявление структурной организации ценностно-мотивационной сферы в зависимости от удовлетворенности студентов цифровой образовательной средой вуза. Проводился корреляционный анализ между параметрами ценностно-мотивационных параметров по критерию r -Спирмена в зависимости от удовлетворенности или неудовлетворенности студентов дистанционным обучением. В заключении делается вывод о том, что ценности и мотивы играют важную роль в формировании цифровых компетенций у студентов высшей школы. Понимание факторов, влияющих на удовлетворенность и включенность студентов в цифровую образовательную среду, может помочь преподавателям скорректировать образовательные среды, которые обогатят ценностно-мотивационную сферу обучающихся.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
Цифровое обучение в современном мире играет все более приоритетную роль в подготовке студентов, предоставляя новые возможности субъектам образовательной среды [14]. По мере развития онлайн-среды расширяются и возможности цифрового обучения для повышения качества и доступности образования.
В своем исследовании Л. Ламсден с соавторами рассмотрели преимущества и недостатки цифрового обучения в образовании, такие как использование цифровых симуляций, онлайн-ресурсов, совместного обучения, индивидуального обучения и геймификации [18: с. 103].
Список литературы
1. Андронникова, О. О. Семейные отношения как детерминанты аддиктивного и суицидального поведения личности / О. О. Андронникова, Ю. М. Перевозкина, Е. В. Ветерок // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2016. - Т. 16, № 4. - С. 12-21. EDN: XDDQWH
2. Елистратова, Д. Э. Формирование профессиональной идентичности у студентов в условиях смешанного обучения / Д. Э. Елистратова // Современная реальность в социально-психологическом контексте - 2023: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 15-16 марта 2023 года. - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. - С. 13-15. EDN: NEKABK
3. Иванов, Д. В. Введение в историю психологии профессионального образования: Электронное учебное пособие / Д. В. Иванов, Н. А. Галюк; Новосибирский государственный педагогический университет, Институт открытого дистанционного образования. - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2020. - 160 с. ISBN: 978-5-00104-638-7 EDN: FYGYWS
4. Карпов А. А. Общие способности в структуре метакогнитивных качеств личности: монография. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2014. 272 с. EDN: SODVBH
5. Карпов А. В. Психология сознания: метасистемный подход: монография. М.: РАО, 2011. 1088 с. EDN: QYBUYT
6. Перевозкина, Ю. М. Индивидуальные особенности студенческой молодежи в зависимости от их цифровой активности в социальных сетях / Ю. М. Перевозкина, А. С. Тишкова // Человеческий капитал. - 2024. - № 3(183). - С. 272-279. DOI: 10.25629/HC.2024.03.26 EDN: NWKOHJ
7. Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с. EDN: ZFKEGJ
8. Bidarra J., Rusman E. Towards a pedagogical model for science education: Bridging educational contexts through a blended learning approach // Open Learning: The Journal of Open, Distance and E-Learning. 2017. Vol. 32. № 1. P. 6-20. https:/www. DOI: 10.1080/02680513.2016.1265442
9. Dazhi Y., Baldwin S. J. Using technology to support student learning in an integrated STEM learning environment // International Journal of Technology in Education and Science. 2020. Vol. 4. № 1. P. 1-11. https:/www. DOI: 10.46328/ijtes.v4i1.22 EDN: YKFNSD
10. Digital humanitarians for the sustainable development goals: YouthMappers as a hybrid movement / P. Solís et al. // Journal of Geography in Higher Education. 2022. Vol. 46. № 1. P. 80-100. https:/www. DOI: 10.1080/03098265.2020.1849067 EDN: WUMNGM
11. Fenech R. Blended learning: honouring students’ psychological contract // Cogent Education. 2021. Vol. 8. № 1. P. 1914286. https:/www. DOI: 10.1080/2331186X.2021.1914286 EDN: WYGLYY
12. Galán-Mañas A., Albir A. H. Blended learning in translator training: methodology and results of an empirical validation // The Interpreter and Translator Trainer. 2010. Vol. 4. № 2. P. 197-231. https:/www. DOI: 10.1080/13556509.2010.10798804
13. George-Walker L. D., Keeffe M. Self-determined blended learning: a case study of blended learning design // Higher Education Research & Development. 2010. Vol. 29. № 1. P. 1-13. https:/www. DOI: 10.1080/07294360903277380
14. Iivari N., Sharma S., Ventä-Olkkonen L. Digital transformation of everyday life - how COVID-19 pandemic transformed the basic education of the young generation and why information management research should care? // International Journal of Information Management. 2020. Vol. 55. P. 102183. https:/www. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2020.102183 EDN: YHMMTO
15. Jovanović A., Milosavljević A. VoRtex metaverse platform for gamified collaborative learning // Electronics. 2022. Vol. 11. № 3. P. 1-20. https:/www. DOI: 10.3390/electronics11030317
16. Korson C. A place-based approach to blended learning // Journal of Geography in Higher Education. 2022. Vol. 47. № 4. P. 569-588. https:/www. DOI: 10.1080/03098265.2022.2122032 EDN: XLTUQY
17. Kurt G., Atay D., Öztürk H. A. Student engagement in K12 online education during the pandemic: The case of Turkey // Journal of Research on Technology in Education. 2022. Vol. 54. № S1. P. S31-S47. https:/www. DOI: 10.1080/15391523.2021.1920518 EDN: MSKCWS
18. Lumsden L., Cannon P., Wass V. Challenge GP: using gamification to bring the reality and uncertainty of a duty doctor’s surgery to early year medical students // Education for Primary Care. 2023. Vol. 34. № 2. P. 103-108. https://www. DOI: 10.1080/14739879.2023.2190936 EDN: JFVUBU
19. Manni A., Sporre K., Ottander C. Emotions and values - a case study of meaning-making in ESE // Environmental Education Research. 2016. Vol. 23. № 4. P. 451-464. https:/www.10.1080/1 3504622.2016.1175549. DOI: 10.1080/13504622.2016.1175549
20. Man’s values and ideologies as a basis of gamification / V. D. Emel’yanenko et al. // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. № 18. P. 12576-12592. EDN: YUVNAV
21. Mathisen G. E., Brønnick K. S. Creative self-efficacy: An intervention study // International Journal of Educational Research. 2009. Vol. 48. № 1. P. 21-29. https:/www. DOI: 10.1016/j.ijer.2009.02.009
22. Melgaard J., Monir R., Allan Lasrado L., Fagerstrøm A. Academic procrastination and online learning during the COVID-19 pandemic // Procedia Computer Science. 2022. Vol. 196. P. 117-124. https:/www. DOI: 10.1016/j.procs.2021.11.080 EDN: QIKYRQ
23. Peimani N., Kamalipour H. Online education and the COVID-19 outbreak: A case study of online teaching during lockdown // Education Sciences. 2021. Vol. 11. № 2. P. 1-16. https:/www. DOI: 10.3390/educsci11020072 EDN: VVWXTB
24. What do international students really want? An exploration of the content of international students’ psychological contract in business education / S. Bordia et al. // Studies in Higher Education. 2015. Vol. 44. № 8. P. 1488-1502. https:/www. DOI: 10.1080/03075079.2018.1450853
25. Williamson B., Eynon R., Potter J. Pandemic politics, pedagogies and practices: Digital technologies and distance education during the coronavirus emergency // Learning, Media and Technology. 2020. Vol. 45. № 2. P. 107-114. https:/www. DOI: 10.1080/17439884.2020.1761641 EDN: JYLAVL
26. Wong R. Basis psychological needs of students in blended learning // Interactive Learning Environments. 2019. Vol. 30. № 6, P. 984-998. https:/www. DOI: 10.1080/10494820.2019.1703010
27. Yang C.-M., Hsu T.-F.Integrating design thinking into a packaging design course to improve students’ creative self-efficacy and flow experience // Sustainability. 2020. Vol. 12. № 15. P. 5929. https:/www. DOI: 10.3390/su12155929 EDN: YCSIZI
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается понятие сознания как одна из ключевых категорий отечественной психологии. Целью данного исследования является прояснение значения концепта «сознание» и его роли в отечественной психологии начала ХХ в.; в исследовании применены сравнительно-исторический метод и методы системного и категориального анализа; источниковую базу исследования составили обобщающие работы ведущих российских психологов начала прошлого века.
Показано, что сознание трактовалось в начале XX в. двумя основными способами: как восприятие человеком феноменов своего внутреннего мира и как восприятие внутреннего и внешнего миров. Первая трактовка отстаивалась представителями философского и эмпирического течений в российской психологии, в то время как вторая защищалась сторонниками естественно-научного. Утверждается, что, несмотря на методологическую значимость понятия сознания для интроспекционизма, оно не находит у представителей отечественной эмпирической психологии однозначного определения, что может быть связано как очевидными трудностями в его дефиниции, так и с их стремлением продолжить линию на отделение психологии от философии.
Понимание сознания как восприятия внутреннего и внешнего миров оказывается ближе к объективной традиции в отечественной психологии и в измененном виде было принято в советской науке по ряду как социокультурных (в силу диалектического характера единства и противопоставления субъективного и объективного; по причине того, что она в большей степени, чем интроспективная традиция, соответствовала представлениям об отражательной природе психического и выступала в качестве оппозиции к ряду ее основных принципов), так и предметно-логических (представляла собой реальную альтернативу устаревшему эмпирическому пониманию предмета психологии и открывала новые перспективы исследования сознания, не прибегая к методу самонаблюдения) причин.
Проблема профессиографического изучения деятельности операторов беспилотного воздушного судна (БВС) в интересах профессионального психологического отбора является стратегически важным направлением развития авиации. Успех в новых видах экстремальной деятельности зависит от индивидуально-психологических характеристик внешнего пилота.
В связи с этим целью представленного исследования является проведение профессиографического исследования деятельности операторов БВС для дальнейшего уточнения требований операторской деятельности к способностям человека, а также исследования таких феноменов, как мотивация и эмоциональная направленность специалистов.
В структуре современного психологического отбора значимыми являются психофизиологические показатели деятельности человека-оператора, его интеллектуальные способности, в то время как изучение внутренних механизмов развития оператора в профессии нередко остается вне области современных исследований. Анализ данных, полученных в ходе профессиографического исследования деятельности операторов БВС, выявил специфические особенности в структуре их мотивации, а также позволил составить профиль акцентуации характера и эмоциональной направленности данной профессиональной группы.
Неопределенность - одна из центральных категорий методологического поиска современной социальной психологии. Медицинские работники ежедневно сталкиваются с ситуациями, поведение в которых во многом зависит от уровня тревожности и толерантности к неопределенности, однако выраженность и взаимосвязь этих личностных характеристик среди представителей данной группы практически не изучалась. Учитывая это, было проведено исследование на базе Ростовского областного перинатального центра, выявляющее уровень толерантности к неопределенности и тревожности среди медицинских работников и взаимосвязь этих характеристик. В нем приняли участие 63 медицинских работника в возрасте от 25 до 64 лет. Для определения уровня толерантности к неопределенности, интолерантности к неопределенности и межличностной интолерантности к неопределенности использовался «Новый опросник толерантности к неопределенности» Т. В. Корниловой. Уровень ситуативной и личностной тревожности респондентов измерялся с помощью шкалы Спилбергера - Ханина. По результатам исследования среди медицинских работников наиболее распространен средний уровень толерантности к неопределенности, интолерантности к неопределенности и межличностной интолерантности к неопределенности. Выявлен также средний уровень ситуативной и высокий уровень личностной тревожности. Найдены статистически значимые положительные взаимосвязи между интолерантностью к неопределенности и ситуативной тревожностью, а также межличностной интолерантностью к неопределенности и личностной тревожностью. Между толерантностью к неопределенности и личностной тревожностью найдена статистически значимая обратная взаимосвязь. Полученные данные могут быть в дальнейшем проверены и уточнены на выборке большей мощности. Кроме того, результаты исследования важны для практической работы психологов медицинских организаций.
В статье обсуждаются вопросы исследования нейродинамических характеристик психической деятельности у детей дошкольного возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС гипоксически-ишемического генеза в процессе коррекционно-развивающей работы. Приведены результаты эмпирического исследования на выборке 40 детей в возрасте 4 и 5 лет, осуществленного с помощью специально разработанного варианта корректурной пробы для дошкольников и последующего расчета балловых оценок по возрастной группе по Ж. М. Глозман. Исследование проводилось в начале госпитализации в стационарное отделение Центра патологии речи и нейрореабилитации, затем при выписке, спустя 30 дней. За период госпитализации с детьми провели 6-8 индивидуальных нейропсихологических занятий. Исследование выявило статистически значимые различия ( p < 0,05) между показателями детей в начале госпитализации и в конце нее во всех возрастных группах. Шесть человек из общей выборки показали такие же результаты на итоговом нейропсихологическом обследовании, как и на первичном, при этом у большей части их них были изначально хорошие результаты по корректурной пробе. Большинство детей из выборки (34 человека из 40) демонстрировали увеличение энергетического потенциала и снижение уровня нарушений регуляторно-нейродинамического компонента психической деятельности. Исследование роли последствий перинатального поражения ЦНС гипоксически-ишемического генеза у детей дошкольного возраста в процессе нейропсихологической коррекционно-развивающей работы представляется актуальным и соответствует практическим целям современной нейропсихологии, требует более глубокого изучения для дальнейшей комплексной медико-психолого-педагогической профилактической и коррекционно-развивающей работы.
Статья посвящена исследованию проблемы локуса контроля у старших дошкольников. Локус контроля связан с важными механизмами социального поведения людей и оказывает влияние на различные стороны их социальной адаптации в процессе проводимых оценок по критериям внутренних или внешних условий, приведших к определенному результату. Каждая направленность локуса контроля обладает некоторыми ключевыми характеристиками, в рамках которых складывается вполне отчетливый личностный паттерн поведения. В этой связи важно подчеркнуть значимость локуса контроля как структурного личностного компонента в общей динамике становления личности старшего дошкольника. Однако единичность научных работ по изучению локуса контроля у старших дошкольников не позволяет однозначно оценить результаты этих исследований и составить объективное суждение по данной проблеме.
Исследование локуса контроля в ситуациях неуспеха реализовано путем применения авторских методик С. М. Валявко: проективная методика исследования локуса контроля - МИЛК; адаптированный перевод опросника «Стэнфордская шкала интернальности/экстернальности для дошкольников» и опросник для родителей «Изучение локуса контроля в ситуациях неуспеха у детей старшего дошкольного возраста». Респондентами стали дети старшего дошкольного возраста (125 человек, средний возраст - 6 лет) и их родители (100 человек). Выборки составили две группы детей: дети с общим недоразвитием речи (ОНР) и с нормальным развитием речи.
Результаты показали, что современные старшие дошкольники, вне зависимости от уровня их речевого развития, демонстрируют определенную тенденцию к нарастанию интернальной направленности локуса контроля к концу старшего дошкольного возраста, что свидетельствует в пользу начала обучения в школе с семи лет. Полученные результаты подлежат обсуждению и более углубленному исследованию на масштабных выборках современных старших дошкольников с учетом их личностной индивидуальности, включая специфику их речевого развития.
Статья посвящена неблагоприятным факторам процесса цифровизации современного общества. Одним из ее проявлений стали цифровые зависимости, массовое распространение которых среди молодежи беспокоит специалистов. Среди цифровых зависимостей на первое место ввиду своей массовости выдвинулась зависимость от социальных сетей. Эта аддикция нередко сопровождается проблемами со здоровьем, киберагрессией и ухудшением учебной успеваемости, что вызывает обоснованную тревогу родителей, педагогов, психологов. Социальные сети, как ярмарка тщеславия, способствуют развитию нарциссизма, а кибербуллинг - актуализации макиавеллистских установок. Таким образом, целью предлагаемой статьи является проверка предположения о наличии взаимосвязей зависимости от социальн ых сетей с темной триадой.
Исходным материалом для настоящего исследования стали результаты анкетирования 1323 жителей Республики Беларусь 17-62 лет. Использованы: короткий опросник «Темная триада» (адаптирован М. С. Егоровой и др.); опросники «Зависимость от соцсетей» (В. П. Шейнов и др.) и «Смартфон-аддикция» (В. П. Шейнов); тест субъективной локализации контроля. Исследование показало, что у женщин и мужчин зависимость от соцсетей напрямую связана с психопатией и макиавеллизмом. Установлено, что женщины в соцсетях склонны к проявлению нарциссических черт, а мужчины - к проявлениям установки на внешний локус контроля, и им более свойственен макиавеллизм. Значимые связи зависимости от соцсетей (ЗСС) со всеми личностными чертами темной триады, а также с внешним локусом контроля выявлены только у поколения Z. Для остальных возрастных групп имеются свои характерные отличия. Существуют также различия на более коротких и более длинных возрастных отрезках.
Полученные результаты подтверждают тот факт, что цифровизация возрастных групп и поколений выражена в разной степени и проявляется различным образом, в частности в отличающихся взаимосвязях цифровых зависимостей с чертами личности. В практическом плане результаты настоящего исследования полезно применить в программах для проведения разъяснительной работы с молодежью с целью профилактики ЗСС. Рациональный подход к использованию соцсетей в значительной мере позволит осуществлять профилактику возникновения сильных зависимостей и развития негативных личностных черт.
В современном российском обществе все более частыми становятся случаи негативного отношения одних людей к другим вследствие несовпадения жизненных взглядов, поведения, внешнего облика, в особенности в среде современной студенческой молодежи. При этом более яркий характер среди других видов нетерпимости по разным критериям носит нетерпимость по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Растет значимость выстраивания равенства между членами общества вне зависимости от их индивидуальных особенностей. Немаловажную роль в жизни общества (в частности, российского) приобретает сравнительно новое социальное явление - инклюзивное образование, результатом внедрения которого становится неоднозначное отношение обучающихся с нормативным развитием и их родителей к учащимся с ОВЗ.
В статье показано, как отношение современных российских студентов к инклюзивному образованию влияет на формирование у них толерантности. Описаны результаты количественного социологического исследования, для проведения которого были сконструированы переменные, позволяющие собрать эмпирические данные. В исследовании использованы метод онлайн-анкетирования для сбора данных и статистические методы для анализа (анализ первичных данных проведен с использованием программы SPSS). В опросе приняли участие 1276 респондентов в возрасте от 15 до 24 лет из 37 субъектов всех федеральных округов Российской Федерации.
По результатам исследования выявлена корреляционная связь и прямая зависимость между характером отношения современных российских студентов к инклюзивному образованию и уровнем их толерантности к людям с ОВЗ.
В статье представлены результаты сравнительного попарного анализа когнитивных особенностей студентов, изучающих китайский язык. Во введении показаны психологические трудности и особенности изучения китайского языка, а также разъясняется актуальность проведенного исследования. Обучение китайскому языку - это психолого-педагогический процесс, в котором необходимо учитывать специфику и психологические особенности восприятия самого языка, а также китайский менталитет, культуру и традиции.
В исследовании использовались методики, при помощи которых были измерены когнитивно-личностные особенности студентов разных курсов, изучающих китайский язык. В статье представлены результаты сравнительного попарного анализа познавательных особенностей студентов разных курсов. Исследование выявило, что в процессе обучения уровень адаптации и когнитивной гибкости к старшим курсам увеличивается, что позволяет студентам легко адаптироваться в непредсказуемых ситуациях при интернациональном общении на китайском языке, все более углубляясь в особенности и специфику изучаемого языка. Показано, что для стимулирования мотивации, осознания психологических особенностей восприятия китайской языковой картины мира на старших курсах важно уделять больше внимания предметному, символическому мышлению и креативности.
В конце статьи подводятся итоги исследования и рассматриваются возможные направления для его продолжения.
Красота - важнейшая эстетическая категория и психологическая ценность. Однако до сих пор не существует убедительного описания психологического механизма восприятия красоты, открывающего возможность не только понимания сущности этого явления, но и позволяющего производить количественную оценку феномена восприятия прекрасного.
Учитывая это, в статье предложен взгляд на красоту с позиций системной психологии, согласно которому восприятие красоты обусловлено неосознаваемой фиксацией положительного рассогласования стационарного и текущего состояния воспринимаемого объекта и формированием положительного мотивационного потенциала, превышающего порог восприятия. Психологический механизм восприятия красоты может быть выражен в формуле красоты, связывающей порог восприятия с положительным произведением мотивационного рейтинга воспринимаемого объекта и разности его энтропийных характеристик в стационарном и текущем состояниях.
Превышение положительным по знаку мотивационным потенциалом порога эмоционального реагирования создает позитивное эмоциональное состояние - эустресс. Его формальное выражение дает вариацию формулы красоты - формулу восхищения, связывающую текущий положительный мотивационный потенциал с порогом эмоционального реагирования.
Использование вариантов формулы красоты открывает возможность количественного учета и прогноза эстетических реакций как отдельной личности, так и различных социальных групп.
В статье также описаны некоторые системно-психологические эффекты восприятия красоты и приводится описание ряда исторических феноменов, в которых восприятие красоты стало значимым фактором социальной жизни. В их числе показаны роль красоты в общественной жизни Древней Греции и влияние красоты на некоторые социальные процессы в современном мире.
Издательство
- Издательство
- МГПУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- Юр. адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- ФИО
- Реморенко Игорь Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@mgpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.mgpu.ru/