Статья: ЛОКУС КОНТРОЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ И НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ (2024)

Читать онлайн

Статья посвящена исследованию проблемы локуса контроля у старших дошкольников. Локус контроля связан с важными механизмами социального поведения людей и оказывает влияние на различные стороны их социальной адаптации в процессе проводимых оценок по критериям внутренних или внешних условий, приведших к определенному результату. Каждая направленность локуса контроля обладает некоторыми ключевыми характеристиками, в рамках которых складывается вполне отчетливый личностный паттерн поведения. В этой связи важно подчеркнуть значимость локуса контроля как структурного личностного компонента в общей динамике становления личности старшего дошкольника. Однако единичность научных работ по изучению локуса контроля у старших дошкольников не позволяет однозначно оценить результаты этих исследований и составить объективное суждение по данной проблеме.

Исследование локуса контроля в ситуациях неуспеха реализовано путем применения авторских методик С. М. Валявко: проективная методика исследования локуса контроля - МИЛК; адаптированный перевод опросника «Стэнфордская шкала интернальности/экстернальности для дошкольников» и опросник для родителей «Изучение локуса контроля в ситуациях неуспеха у детей старшего дошкольного возраста». Респондентами стали дети старшего дошкольного возраста (125 человек, средний возраст - 6 лет) и их родители (100 человек). Выборки составили две группы детей: дети с общим недоразвитием речи (ОНР) и с нормальным развитием речи.

Результаты показали, что современные старшие дошкольники, вне зависимости от уровня их речевого развития, демонстрируют определенную тенденцию к нарастанию интернальной направленности локуса контроля к концу старшего дошкольного возраста, что свидетельствует в пользу начала обучения в школе с семи лет. Полученные результаты подлежат обсуждению и более углубленному исследованию на масштабных выборках современных старших дошкольников с учетом их личностной индивидуальности, включая специфику их речевого развития.

Ключевые фразы: локус контроля, интернальный локус контроля, экстернальный локус контроля, смешанный локус контроля, старший дошкольный возраст, личностное развитие, мотивация достижения, ситуация успеха, ситуация неуспеха, нормальное развитие речи, нарушенное речевое развитие, общее недоразвитие речи
Автор (ы): ВАЛЯВКО СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА
Журнал: СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Психология
УДК
159.9.07. Психологические исследования
Для цитирования:
ВАЛЯВКО С. М. ЛОКУС КОНТРОЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ И НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ // СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ. 2024. № 3 (51)
Текстовый фрагмент статьи