Рассмотрена трансформация «большой стратегии» Китайской Народной Республики (КНР) через призму продолжающегося долгосрочного стратегического соперничества КНР - США. В последние годы среди исследователей растет популярность изучения «большой стратегии» КНР в глобальной политике, хотя до сих пор в международном академическом сообществе в изучении этой темы доминирует американская школа, основанная на американском реализме. Задачи исследования - взглянуть на «большую стратегию» Китая с точки зрения самой КНР, изучить эволюцию китайской политики США и трансформацию «большой стратегии» КНР в эпоху стратегического соперничества. В частности, продемонстрирована связь между эволюцией «большой стратегии» КНР и состоянием китайско-американских отношений. Также проанализированы последствия трансформации «большой стратегии» КНР. Методологически исследование опирается на сравнительный анализ. Описана концептуальная структура, иллюстрирующая, как политика и подходы США в отношении КНР управляют китайско-американским соперничеством и трансформируют «большую стратегию» КНР, оказывая влияние на реализацию внешней политики Китая. Автор приходит к выводу, что именно стратегическое соперничество и политика США в отношении Китая приводят к трансформации «большой стратегии» КНР из защитной в наступательную модель. Блоковая политика выступает одним из определяющих факторов китайско-американского противостояния, однако в случае США явная антикитайская направленность блоков, создаваемых Вашингтоном, может вызвать негативную реакцию потенциальных союзников. В свою очередь, Китай, опираясь на государства Глобального Юга, также выстраивает сеть глобальных партнерств, в которой значимую роль могут сыграть такие структуры, как БРИКС, которая становится все более притягательной для развивающихся стран, и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которая в случае нового расширения способна стать крупнейшим военно-политическим блоком на евразийском пространстве.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 32. Политика
Подъем Китайской Народной Республики (КНР) становится константой современной глобальной политики. «Большая стратегия» КНР, второй по величине экономики мира, привлекла внимание исследователей.
Список литературы
1. Грачиков Е. Н., Чжоу С. Национальные интересы Китая: коннотации, иерархия, балансирование // Мировая экономика и международные отношения. 2023. Т. 67, № 8. С. 70-83. ;. DOI: 10.20542/0131-2227-2023-67-8-70-83 EDN: IXPUZZ
2. Грачиков Е. Н., Сюй Х. КНР и международная система: формирование собственной модели мироустройства // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2022. Т. 17, № 1. С. 7-24. ;. DOI: 10.17323/1996-7845-2022-01-01 EDN: ZDZJNP
3. Дегтерев Д. А., Рамич М. С., Цвык А. В. США - КНР: “властный транзит” и контуры “конфликтной биполярности” // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021. Т. 21, № 2. С. 210-231. ;. DOI: 10.22363/2313-0660-2021-21-2-210-231 EDN: PXYZEE
4. Матвеева Н. В., Чжао Ф. “Один пояс, один путь”: место Китая в глобальной модели “двойной циркуляции” // Московский экономический журнал. 2021. № 9. С. 107-117. EDN: QJXOLW
5. Шарипов Ф. Ф., Тимофеев О. А. Обострение китайско-американской конкуренции по проблеме миропорядка: эволюция взглядов китайских ученых // Проблемы Дальнего Востока. 2023. № 2. С. 26-40. ;. DOI: 10.31857/S013128120025383-2 EDN: BBFDWU
6. Allison G. The New Spheres of Influence: Sharing the Globe with Other Great Powers // Foreign Affairs. 2020. Vol. 99, no. 2. P. 30-40. URL: https://www.jstor.org/stable/26892661 (accessed: 18.03.2024).
7. Allison G. Destined for War: Can America and China Escape Thucydides’s Trap? Boston, MA: Houghton Mifflin Harcourt, 2017.
8. Balzacq T., Krebs R. R. The Oxford Handbook of Grand Strategy. Oxford: Oxford University Press, 2021. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780198840299.001.0001
9. Chen Zh., Zhang X. Chinese Conception of the World Order in a Turbulent Trump Era // The Pacific Review. 2020. Vol. 33, no. 3-4. P. 438-468. ;. DOI: 10.1080/09512748.2020.1728574 EDN: HWVNWY
10. Cheng G. China’s Digital Silk Road in the Age of the Digital Economy: Political Analysis // Vestnik RUDN. International Relations. 2022. Vol. 22, no. 2. P. 271-287. ;. DOI: 10.22363/2313-0660-2022-22-2-271-287 EDN: CWJLIN
11. Cheng G., Chen Lu, Degterev D. A., Zhao J. Implications of “One Belt, One Road” Strategy for China and Eurasia // Vestnik RUDN. International Relations. 2019. Vol. 19, no. 1. P. 77-88. ;. DOI: 10.22363/2313-0660-2019-19-1-77-88 EDN: GDGJEF
12. Cheng Y. Dazhanlue de sixiang yu shijian: xingcheng, tezheng yu yanjin [Мысль и практика “большой стратегии”: формирование, характеристики и эволюция] // Shixue Yuekan [Ежемесячник исторической науки]. 2018. No. 2. P. 21-27. (На китайском языке).
13. China’s Grand Strategy: A Roadmap to Global Power? / ed. by D. B. H. Denoon. New York: New York University Press, 2021. DOI: 10.18574/nyu/9781479804085.001.0001
14. Doshi R. The Long Game: China’s Grand Strategy to Displace American Order. New York: Oxford University Press, 2021. DOI: 10.1093/oso/9780197527917.001.0001
15. Dou G. Meiguo bainian quanqiu zhanlue [Столетняя глобальная стратегия Соединенных Штатов]. Beijing: Social Sciences Academic Press, 2024. (На китайском языке).
16. Fingar T., Lampton D. M. China’s America Policy: Back to the Future // The Washington Quarterly. 2023. Vol. 46, no. 4. P. 43-63. ;. DOI: 10.1080/0163660X.2023.2285541 EDN: VNUBHX
17. Gaddis J. L. International Relations Theory and the End of the Cold War // International Security. 1992. Vol. 17, no. 3. P. 5-58. DOI: 10.2307/2539129
18. Gilpin R. War and Change in World Politics. Cambridge: Cambridge University Press, 1981. DOI: 10.1017/CBO9780511664267
19. Goldstein A. Rising to the Challenge: China’s Grand Strategy and International Security. Redwood City: Stanford University Press, 2005. DOI: 10.1515/9780804756556
20. Himmer M., Rod Z. Chinese Debt Trap Diplomacy: Reality or Myth? // Journal of the Indian Ocean Region. 2022. Vol. 18, no. 3. P. 250-272. ;. DOI: 10.1080/19480881.2023.2195280 EDN: JACXII
21. Jiang Y. The Rise and Fall of the Wolf Warriors // Crisis / ed. by J. Golley, L. Jaivin, S. Strange. Canberra: ANU Press, 2021. P. 33-38. DOI: 10.2307/j.ctv1m9x316.9
22. Kachiga J. The Pulse of China’s Grand Strategy. London: Routledge, 2022. DOI: 10.4324/9781003254867
23. Krieger G. China’s Grand Strategy: A Roadmap to Global Power? Edited by David B. H. Denoon. New York: New York University Press. 2021. 336 pp. £96.00. Available as e-book // International Affairs. 2022. Vol. 98, no. 3. P. 1117-1119. ;. DOI: 10.1093/ia/iiac033 ISBN: 978-1-4798-0408-5 EDN: MXUCJS
24. Liu F., He K. China’s Bilateral Relations, Order Transition, and the Indo-Pacific Dynamics // China Review. 2023. Vol. 23, no. 1. P. 11-43. URL: https://www.jstor.org/stable/48717987 (accessed: 12.12.2023).
25. Mastanduno M. Preserving the Unipolar Moment: Realist Theories and U.S. Grand Strategy after the Cold War // International Security. 1997. Vol. 21, no. 4. P. 49-88. ;. DOI: 10.2307/2539283 EDN: HIEYXX
26. Mearsheimer J. J. The Tragedy of Great Power Politics: upd. ed. New York: W. W. Norton & Company, 2014.
27. Men H. China’s Grand Strategy: A Framework Analysis. Singapore: Springer, 2020. DOI: 10.1007/978-981-15-4257-2
28. Miles M. D., Miller Ch. R. Global Risks and Opportunities: The Great Power Competition Paradigm // Joint Forces Quarterly. 2019. No. 94. P. 80-85. URL: https://ndupress.ndu.edu/Portals/68/Documents/jfq/jfq-94/jfq-94_86-91_Miles-Miller.pdf?ver=2019-07-25-162025-130 (accessed: 12.04.2024).
29. Mukherjee R. Ascending Order: Rising Powers and the Politics of Status in International Institutions. Cambridge: Cambridge University Press, 2022. DOI: 10.1017/9781009186803
30. Nathan A. J., Scobell A. How China Sees America: The Sum of Beijing’s Fears // Foreign Affairs. 2012. Vol. 91, no. 5. P. 32-47. URL: http://www.jstor.org/stable/41720859 (accessed: 12.12.2023).
31. Nye J. S., Jr. How Not to Deal with a Rising China: A US Perspective // International Affairs. 2022. Vol. 98, no. 5. P. 1635-1651. ;. DOI: 10.1093/ia/iiac117 EDN: YWWDRN
32. Nye J. S., Jr. Soft Power and Great-Power Competition: Shifting Sands in the Balance of Power Between the United States and China. Singapore: Springer, 2023. DOI: 10.1007/978-981-99-0714-4
33. Organski A. F. K. World Politics. New York: Alfred A. Knopf, 1958.
34. Porter P. Why America’s Grand Strategy Has Not Changed: Power, Habit, and the U.S. Foreign Policy Establishment // International Security. 2018. Vol. 42, no. 4. P. 9-46. DOI: 10.1162/isec_a_00311
35. Posen B. R. Restraint: A New Foundation for U.S. Grand Strategy. Ithaca and London: Cornell University Press, 2014. URL: http://www.jstor.org/stable/ (accessed: 01.04.2024). DOI: 10.7591/j.ctt5hh0db
36. Renshon J. Fighting for Status: Hierarchy and Conflict in World Politics. Princeton: Princeton University Press, 2017. 10;. DOI: 10.23943/princeton/9780691174501.001.0001 EDN: VCMXPW
37. Silove N. Beyond the Buzzword: The Three Meanings of “Grand Strategy” // Security Studies. 2018. Vol. 27, no. 1. P. 27-57. DOI: 10.1080/09636412.2017.1360073
38. Song D. Zhongguo jueqi de dazhanlue lilun goujian [Теоретическая конструкция “большой стратегии” растущего Китая] //// Guoji Zhanwang [Международное обозрение]. 2013. Vol. 3. P. 27-46. (На китайском языке).
39. Tang S. China and the Future International Order(s) // Ethics & International Affairs. 2018. Vol. 32, no. 1. P. 31-43. DOI: 10.1017/S0892679418000084
40. Wang F. Zhongguo waijiao de zhanlue paixu yu duomubiao jueze [Стратегическое ранжирование и многоцелевое принятие решений в китайской дипломатии] // Waijiao Pinglun [Обзор иностранных дел]. 2022. Vol. 39, no. 2. P. 1-20. (На китайском языке). DOI: 10.13569/j.cnki.far.2022.02.001
41. Wang J. China’s Search for a Grand Strategy: A Rising Great Power Finds Its Way // Foreign Affairs. 2011. Vol. 90, no. 2. P. 68-79. URL: http://www.jstor.org/stable/25800458 (accessed: 01.04.2024).
42. Wang J. China’s Search for Stability with America // Foreign Affairs. 2005. Vol. 84, no. 5. P. 39-48. DOI: 10.2307/20031704
43. Wang J. The Plot Against China? How Beijing Sees the New Washington Consensus // Foreign Affairs. 2021. Vol. 100, no. 4. P. 48-57. URL: https://www.jstor.org/stable/27121350 (accessed: 10.02.2024).
44. Winkler S. Ch. Strategic Competition and US - China Relations: A Conceptual Analysis // The Chinese Journal of International Politics. 2023. Vol. 16, no. 3. P. 333-356. ;. DOI: 10.1093/cjip/poad008 EDN: DGTDWJ
45. Yan X. Bipolar Rivalry in the Early Digital Age // The Chinese Journal of International Politics. 2020. Vol. 13, no. 3. P. 313-341. ;. DOI: 10.1093/cjip/poaa007 EDN: TOAWUU
46. Yan X. Leadership and the Rise of Great Powers. Princeton: Princeton University Press, 2019a. DOI: 10.2307/j.ctvc77dc8
47. Yan X. The Age of Uneasy Peace: Chinese Power in a Divided World // Foreign Affairs. 2019b. Vol. 98, no. 1. P. 40-46. URL: https://www.jstor.org/stable/26798009 (accessed: 24.04.2024).
48. Zhang F. China’s New Engagement with Afghanistan after the Withdrawal // LSE Public Policy Review. 2022. Vol. 2, no. 3. P. 1-13. DOI: 10.31389/lseppr.52 EDN: TEYYZM
49. Zhu F. Zhongmei zhanlue jingzheng yu dongya anquan zhixu de weilai [Cтратегическое соперничество КНР - США и будущее восточноазиатской безопасности] // Shijie jingji yu zhengzhi [Мировая экономика и политика]. 2013. No. 3. P. 9-12. (На китайском языке).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Исследуется роль Организации развития Ага-хана ( Aga Khan Development Network, AKDN, АКДН) в формировании имиджа России в Восточной Африке. АКДН рассматривается как независимая неправительственная организация (НПО) в Восточной Африке, чья позиция в отношении России в настоящее время совпадает с позицией коллективного Запада. Авторы исходят из предположения о том, что с 2022 г. АКДН, в частности ее медиаподразделение Nation Media Group, направляет значительные усилия на формирование отрицательного имиджа России. Исследование состоит из двух частей. В первой части представлены обзор сетевой деятельности АКДН в Восточной Африке с момента появления исмаилитских общин в регионе и описаны основные направления этой деятельности с разбивкой по странам на основе официального сайта организации. Особое внимание уделено гуманитарным, образовательным и медийным проектам, которые дают организации больше рычагов влияния для формирования образов, ценностей и идей. Проанализировав деятельность АКДН, авторы приходят к выводу, что благодаря таким проектам по развитию организация сформировала солидный социальный капитал в Восточной Африке. Вторая часть призвана доказать исходную гипотезу об антироссийской направленности деятельности АКДН в регионе, для чего была создана база данных новостных изданий, аффилированных с организацией, использованы методы анализа текстов, такие как определение именованных сущностей, латентное размещение Дирихле и сентимент-анализ публикаций за 2023 г. Полученная тональность, тематики и географический охват новостей позволяют подтвердить, что исследованные СМИ формируют негативный образ России в Восточной Африке через ассоциативный ряд агрессии, конфликтов и дестабилизации в Африке и во всем мире, что может быть связано с ориентацией АКДН на страны Запада, а также несовпадением интересов АКДН и России в Центральной Азии. В связи с этим российской стороне рекомендуется учитывать то влияние и ресурсы, которые организация задействует в восточноафриканском информационном поле.
Исследование посвящено изучению формирования концепции цифрового суверенитета в условиях нелиберальных режимов на примере изучения медиа России и Китая. В условиях обостряющейся глобальной конкуренции и технологических преобразований, связанных с Четвертой промышленной революцией, сравнение процессов конструирования цифрового суверенитета разными акторами в нелиберальных государствах становится важным для понимания различий между двумя странами. Методология исследования основана на анализе больших данных медиапубликаций с применением автоматизированных методов анализа неструктурированных текстов ( PolyAnalyst ). В выборку вошло более 2800 материалов российских и китайских СМИ за 2011-2021 гг. Анализ проводился по ряду измерений: экономическое и политическое содержание, национальный и международный уровни, а также технологии, включаемые в концепт цифрового суверенитета. Исследование опирается на конструктивистский подход, позволяющий рассматривать цифровой суверенитет как феномен, дискурсивно конструируемый различными акторами. Особое внимание уделено картированию акторских сетей и выявлению доминирующих тематических кластеров. Научная новизна исследования заключается в сравнительном подходе к изучению цифрового суверенитета в нелиберальных режимах. Показано, что цифровой суверенитет не является единым понятием: его понимание в России и Китае существенно различается. В России доминируют нарративы национальной безопасности, государственного контроля и протекционизма, тогда как в Китае акцент сделан на технологическом развитии, экономическом лидерстве и глобальной конкурентоспособности. Кроме того, выявлены различные роли экономических акторов и технологических представлений в оформлении концепций цифрового суверенитета. Результаты исследования показывают, что Россия и Китай используют разные стратегии и нарративы для легитимации цифрового суверенитета. Работа вносит вклад в понимание роли медиа в формировании концептов суверенитета и открывает перспективы для дальнейших исследований в области цифрового управления и международных отношений.
Формирование нового миропорядка в XXI в. находится в стадии становления, а нарастающее противоречие между международными акторами продолжает усиливаться. США, стремясь сохранить однополярность и противодействуя многополярности, придерживаются концепции информационного противоборства, вовлекая в этот процесс остальной мир. Конфликтность в международных отношениях сохраняется, а диалог часто воспринимается либо как проявление слабости, либо как спланированный маневр оппонента.
Цель исследования - выявление особенностей аксиологического и технического аспектов информационного противоборства в многополярном мире. Отдельно рассмотрены два ключевых аспекта информационного противоборства: информационно-психологический и информационно-технический. Анализ применения инструментов информационного противоборства позволяет установить направленность действий глобальных акторов, основные используемые методы, преследуемые цели и достигнутые результаты. Методология исследования основана на системном и аксиологическом подходах, позволивших информационное противоборство как форму некинетического воздействия на ценностные и институциональные основы противника. В качестве метода применен герменевтический анализ первоисточников с элементами лексико-семантического разбора. Авторами сделан вывод, что информационное противоборство, главным субъектом которого остаются США, представляет серьезную угрозу формирующемуся многополярному миру и безопасности его сторонников, при этом отмечается наличие у них потенциала к сопротивлению, который, вероятно, будет раскрываться в будущем. В заключении приводятся возможные направления для дальнейших исследований, такие как практика взаимодействия союзных государств, препятствующих восстановлению однополярного мира и информационному давлению со стороны США и коллективного Запада; переход России в информационном противоборстве от оборонительных действий к наступательным; анализ новых инструментов и методов ведения информационного противоборства и другие актуальные темы.
По мере того как европейское общество становится все более мультикультурным, интерес к проблемам репрезентации этнических и расовых меньшинств в современном западном кинематографе заметно растет. Процессы, происходящие в западном кино, являются ответом на политические вызовы, связанные с вопросами иммиграции, глобализации, проблемами межэтнических и международных отношений, корни которых, по мнению некоторых исследователей, следует искать в колониальном прошлом. Поэтому обращение к истории колониализма, его культурным аспектам сегодня приобретает особую актуальность. Рассмотрение кинематографа в качестве исторического источника может дать полезные сведения о том, каким образом в колониальную эпоху выстраивались культурные границы между Западом и Востоком, колонизатором и колонизированным Другим. В частности, фильмы времен Третьей республики, рассказывавшие о колониях в Африке, поддерживали колониальный дискурс своего времени, отражали силу французской колониальной империи, изображая колонизаторов благородными, храбрыми и самоотверженными, а колонизированных «других» - экзотическими, дикими и непокорными. Однако после Второй мировой войны в условиях начавшейся деколонизации актуальность прежних подходов к репрезентации империи и ее владений оказалась под вопросом. В исследовании выявлено влияние процесса политической деколонизации на идеологическое содержание французского кино об империи в указанный период, рассмотрено изменение подходов к визуальной репрезентации колонизированного Другого и то, как эти перемены воспринимались зрительской аудиторией. По мнению авторов, такое историческое исследование может помочь лучше понять истоки современных явлений в европейском кинематографе и западной культуре в целом. В качестве исторических источников в работе используются французские фильмы 1945-1960 гг. Кинематограф рассматривается авторами в ракурсе постколониальной теории как инструмент укрепления колониальной власти и формирования представлений о колонизированном Другом. При анализе кинокартин используется подход, включающий изучение истории их создания, содержания, кинообразов и реакции публики. На основе анализа сделан вывод, что необходимость смягчить колониальный дискурс в условиях распада империи привела к тому, что идеологическое содержание кино Четвертой республики стало более противоречивым. В нем отразились, с одной стороны, ностальгия по былому имперскому величию, а с другой - неуверенность, желание абстрагироваться от актуальных проблем и даже сочувствие антиколониальному движению. Стереотипные представления о колонизированном, хотя и не исчезли с экранов полностью, все же эволюционировали вместе с трансформацией самой империи, порождая нетипичные для предшествующего периода образы Другого.
Вступление в силу 7 марта 2024 г. Протокола о присоединении Швеции к Организации Североатлантического договора (НАТО) подводит историческую черту под более чем 200-летней политикой нейтралитета этой скандинавской страны. Впервые озвученный в августе 1814 г. королем Швеции Карлом XIV Юханом и реализованный на практике в 1834 г. принцип постоянного нейтралитета Швеции представлял собой интегральную основу ее внешнеполитического курса. Следование политике нейтралитета позволило Швеции избежать разрушительных последствий двух мировых войн, а также оставаться экономическим бенефициаром противостояния США и СССР в годы холодной войны. Вместе с тем то, что принято характеризовать как «постоянный нейтралитет», имея в виду швейцарский эталон, в случае Швеции заслуживает как минимум более детального аналитического подхода, как максимум - критического переосмысления. Для решения поставленной академической задачи авторы исследования оперируют методологией исторической и политической наук: историко-аналитическим методом, методом сравнения, методом социально-исторических и социально-политических аналогий и методом политического анализа. Также применены бихевиоралистский подход и теория рационального выбора, при помощи которых выявлены факторы, повлиявшие на решение политических элит Швеции о завершении эпохи нейтралитета и присоединении к военно-политическому блоку НАТО. Предмет исследования - политика формального нейтралитета, которой придерживалась Швеция в годы Второй мировой войны. Авторы неслучайно употребили сочетание «формальный» применительно к характеру шведского нейтралитета в 1939-1945 гг., поскольку именно в годы Второй мировой войны, по мнению авторов, практическое содержание шведского понимания «нейтралитета» было продемонстрировано наиболее иллюстративно. В свою очередь, это существенно упрощает нам понимание мотивов столь быстрого вступления страны в НАТО в 2024 г. В заключительной части приведена оценка актуальных тенденций развития внешнеполитического курса Швеции, а также ключевые факторы, обусловившие решение о вступлении Швеции в НАТО: историческая преемственность и традиционный политический западноцентризм.
Актуальность исследования обусловлена тем, что на фоне трансформации механизмов дипломатического взаимодействия за счет расширения состава участников и диверсификации сфер международного сотрудничества Российская Федерация стремится использовать потенциал сетевой дипломатии для выстраивания диалога с заинтересованными партнерами из числа государств-единомышленников, а также представителей неправительственного сектора.
Цель работы - оценка перспектив развития сетевой дипломатии России в Евразии в качестве ключевого инструмента налаживания связей с региональными и внерегиональными («внешним контуром») акторами. Научная новизна исследования состоит в том, что на примере Евразийского региона комплексно рассматриваются различные институты и механизмы сетевого взаимодействия - от широкопрофильных региональных форматов до узкоспециализированных рабочих групп по отдельным трекам. При проведении анализа применялся системный подход. Глубокому изучению особенностей функционирования различных форматов сетевой дипломатии, в частности таких, как гибкость, отсутствие иерархии и открытость, способствовало применение институционального метода исследования. Выявлено, что в Евразии сетевая дипломатия позволяет России решить сразу несколько задач. Во-первых, подобная дипломатия востребована на начальном этапе развития интеграционных процессов и опирается на модель разноскоростной разноуровневой интеграции, что подтверждает пример евразийской интеграции до образования Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Во-вторых, сетевая дипломатия ориентирована на углубление отраслевого сотрудничества в рамках рабочих групп региональных структур - ЕАЭС и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), объединяющих правительственных экспертов и представителей неправительственного сектора. В-третьих, на постсоветском пространстве, в том числе в Евразии, были апробированы такие инструменты сетевой дипломатии, как форматы по урегулированию конфликтов. В-четвертых, потенциал сетевой дипломатии используется для формирования единого интеграционного контура в Евразии. Авторы приходят к выводу о важной роли сетевой дипломатии в Евразии в контексте создания дополнительных возможностей для равноправного диалога с государствами - членами региональных многосторонних структур и другими заинтересованными странами, в том числе странами, входящими в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и ШОС, предотвращения риска фрагментации Евразии. Наиболее перспективным в этой связи представляются инициативы Большого Евразийского партнерства - проекта, аккумулирующего потенциал и ресурсы государств, многосторонних объединений (ЕАЭС, ШОС, АСЕАН) и инициатив отдельных региональных акторов («Один пояс, один путь»).
В борьбе за будущий мировой порядок сталкиваются различные концепции справедливого глобального устройства. Внешнеполитические документы России подчеркивают важность установления такого мироустройства, которое было бы многополярным и основанным на диалоге цивилизаций, уважении национального суверенитета и взаимной безопасности. Эти принципы лишь отчасти разделяются другими участниками международных отношений, среди которых по своему идейному и материально-силовому потенциалу выделяются США и Китай. В этой связи нарастание противоречий между этими державами усиливает опасность формирования новой биполярной системы международных отношений. Опыт Ялтинско-Потсдамской системы свидетельствует о склонности биполярной системы к идейно-ценностной конфронтации и силовому разрешению конфликтов. Возникновение такой системы международных отношений стало результатом принципиальных различий в понимании двумя сторонами принципов справедливого мироустройства при сложившемся паритете военно-политических возможностей сторон. Международные правила и институты, включая Устав ООН, оказались неспособны гарантировать мир. Поэтому главным уроком холодной войны следует считать необходимость предотвратить само возникновение биполярности, способной поставить мир на грань войны и даже всеобщего уничтожения. Исследование посвящено анализу угроз формирования новой биполярности в связи с нарастанием в международных отношениях конфликта между США и Китаем. Сегодня эти страны обладают наиболее мощными материально-силовыми возможностями, а также принципиально различными видениями справедливого мира. США со времени холодной войны исходят из универсальности своих идеалов демократии, в то время как Китай предлагает концепцию мировой «гармонии» в соответствии с идеалами экономического развития и признания цивилизационных различий. Избрание Д. Трампа президентом США предполагает пересмотр приоритетов демократии в пользу подтверждения американского военно-экономического доминирования в мире. На основе сравнительного и социально-интерпретационного метода делается вывод о вероятности нарастания конфликта между великими державами. России могла бы принадлежать особая роль в формировании многополярного и многостороннего порядка в Евразии как прототипа будущего мироустройства. Условия продвижения в этом направлении связаны с укреплением в регионе военно-политического баланса, развитием межцивилизационного диалога, экономической открытости и многосторонних институтов.
Издательство
- Издательство
- РУДН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
- Юр. адрес
- 117198, г Москва, Обручевский р-н, ул Миклухо-Маклая, д 6
- ФИО
- Ястребов Олег Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@rudn.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 4347027
- Сайт
- https://www.rudn.ru/