В статье рассматриваются философские основания экономики инноваций и экономики памяти. Анализируются ключевые понятия, определяющие специфику этих направлений экономической мысли, такие как знания, информация, творчество, время, наследие и идентичность. Определен понятийный аппарат экономики инноваций и экономики памяти, проведено исследование генезиса развития философии экономики инноваций и экономики памяти, и выявлены современные философские основания экономики инноваций и экономики памяти для достижения цели исследования — формирования всесторонней, целостной и концептуально обоснованной теоретической модели философских оснований экономики инноваций и экономики памяти. Проведенное исследование показало, что инновации и память образуют динамическое единство, где технологические изменения актуализируют культурные элементы, а сохранение традиций создает основу для устойчивого развития. Синтез философской, экономической и культурологической оптики позволил преодолеть дуализм «прогресс vs традиция» и предложить модель «консервативной инновации» как стратегию гармонизации технологических и социокультурных процессов. Анализ онтологических предпосылок выявил трансформацию представлений о материальности в цифровую эпоху, порождающую гибридные реальности. В контексте экономики памяти установлено, что цифровые технологии, сохраняя данные, провоцируют кризис аутентичности, что требует выработки новых этических принципов обращения с наследием. Исследование аксиологических противоречий между ценностями прогресса и традиции позволило разработать механизмы балансировки через концепции «образовательного капитала» и «культурно-технологического симбиоза». Практическая значимость работы заключается в формировании инструментов управления инновациями, учитывая этические критерии оценки технологий и стратегии интеграции природного и культурного наследия в экономические процессы. Перспективные направления дальнейших исследований включают углубление междисциплинарного диалога, разработку моделей «зеленых инноваций» на основе идей экологической рациональности, а также изучение влияния искусственного интеллекта и алгоритмических систем на сохранение антропологического измерения развития.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
- Префикс DOI
- 10.26794/2226-7867-2025-15-4-80-88
Взаимосвязь инноваций и памяти проявляется в диалектике сохранения и изменения, единстве традиции и новации, взаимодополняемости прошлого и будущего и синтезе опыта и творчества [6, 14, 18]. Познание экономических процессов характеризуется комплексным подходом к изучению явлений, междисциплинарностью исследований, интеграцией различных типов знания и учетом социокультурного контекста [1, 2, 13, 17].
Список литературы
1. Berger P., Luckmann T. The Social Construction of Reality. Hoffjann, O., Sandhu, S., eds. Schlüsselwerke für die Strategische Kommunikationsforschung. Springer VS, Wiesbaden; 2024. https://doi.org/10.1007/978-3-658-45292-6_29
2. Гудинг Д. Философия и новая экономика. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета; 2018. 220 с. URL: https://goo.su/DDhmwmp
3. Флориди Л. Четвертая революция: Как инфосфера трансформирует человеческую реальность. М.: Издательский дом ВШЭ; 2014. https://doi.org/10.18523/kmhj73965.2016-3.231-235
4. Кутырев В. А. Унесенные прогрессом: эсхатология жизни в техногенном мире. Санкт-Петербург: Алетейя; 2016. 300 с. URL: https://www.academia.edu/39736627/Унесённые_прогрессом_эсхатология_жизни_в_техногенном_мире
5. Haraway D. Staying with the trouble: Anthropocene, Capitalocene, Chthulucene. Duke University Press; 2016. https://doi.org/10.1215/9780822373780
6. Hayek F. The use of knowledge in society. American Economic Review. 1945;35(4):519-530. https://doi.org/10.1016/b9780-7506-9749-1.50005-3
7. Сен А. Развитие как свобода. Москва: Новое издательство: Либеральная миссия; 2004. 430 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002596321?ysclid=mesm7uktm8862300424
8. Бурмистров С. С. Проблема сохранения субъектности человека в условиях цифровой революции. Идеи и идеалы. 2025;17(1)1-1:177-198. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2025-17.1.1-177-198
9. Дахин А. В., Сундуков Р. В. Объемлющий строй коллективной социальной памяти: философские основания мемо-политики в России. SocioTime = Социальное время. 2023;2(34):28-33. https://doi.org/10.25686/2410-0773.2023.2.28
10. Latour B. Reassembling the social: An introduction to Actor-Network-Theory. Oxford; 2005. https://doi.org/10.1093/oso/9780199256044.001.0001
11. Ивашевский С. Л. Диалектика идеалов и правовых норм в образовательной культуре России. Монография. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС; 2008. URL: https://www.elibrary.ru/qqqwqn
12. Ивашевский С. Л. Образованность и достоинство человека в современной социальной политике. Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021;1(53):303-314. URL: https://www.elibrary.ru/ricafl
13. Ricoeur P. Memory, History, Forgetting. University of Chicago Press (paper, ebook); 2004. https://doi.org/10.7208/chicago/9780226713465.001.0001
14. Дахин А. В. Коллективная социально-историческая память: предпосылки становления целостной философской теории. Уровень жизни населения регионов России. 2024;20(1):105-118. https://doi.org/10.52180/19999836_2024_20_1_9_105_118
15. Ивашевский С. Л. Термин и его смысл в условиях технологизации культуры. Двенадцатые Бабаевские чтения. Международная научно-практическая конференция «Юридическая терминология: теория, практика, техника». Нижний Новгород; 2021. URL: https://www.elibrary.ru/yzcbkj
16. Дискин И. Е. Консервативная модернизация. Москва: Российская политическая энциклопедия; 2021. 342 с. 17. Mokyr J. Culture, knowledge and economic growth. Moscow: Gaidar Institute Publishing House; 2016. https://doi.org/10.1007/978-1-4757-3161-3_9
17. Майер-Шёнбергер В. Удалить нельзя сохранить: Право на память в цифровую эпоху. М.: Альпина Паблишер; 2021. URL: https://archive.org/details/deletevirtueoffo0000maye
18. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике. Москва; 2000:164-232. URL: https://web.archive.org/web/20141015193752/http://philosophy.mitht.ru/ortegaigasset.htm
19. Хайдеггер М. Бытие и время. Москва: AG Marguniem; 1997. URL: https://web.archive.org/web/20180604130433/http://www.odinblago.ru/bitie_i_vrema
20. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память. Неприкосновенный запас. 2005;5. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2005/2/kollektivnaya-i-istoricheskaya-pamyat.html?ysclid=mek2xshmb9386097617
21. Нора П. и др. Проблематика мест памяти. В Сб.: Франция-память. Санкт-Петербург; 1999.
22. Тросби Д. Экономика и культура. М.: Изд. дом Высшей школы экономики; 2013.
23. Drucker. Peter F. Innovation and Entrepreneurship: Practice and Principles. HarperCollins; 1985. 277 р.
24. Тоффлер Э. Шок будущего. Москва; АСТ: Philosophy - Неоклассика; 2025. 544 с.
25. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человек с природой. Пер. с англ. Москва: Красанд; 2002. 320 с.
26. Appadurai A. Modernity Al large: Cultural dimensions of globalization. Vol. 1. Minneapolis: University of Minnesota Press; 1996. URL: https://archive.org/details/modernityatlarge0000appa
27. North D. C. Institutions, institutional change and economic performance. Monograph. Cambridge University Press; 1990. https://doi.org/10.1017/cbo9780511808678
Выпуск
Другие статьи выпуска
Инновационное развитие в эпоху цифровой трансформации стало стремительно менять все сферы человеческой деятельности. Глубокие и принципиальные изменения стали менять не только реальный и виртуальный миры, но и основания системы фундаментальных убеждений, лежащих в основе формирования личности и социума — системы ценностей. Инновации стали важнейшим фактором, определяющим динамику изменений человека и общества и результаты экономического и научно-технологического развития. Исследования инноваций в лучшем случае отчасти учитывают систему ценностей как некие статичные особенности национальных инновационных систем. Часто влияние системы ценностей игнорируется и подменяется учетом исключительно технологических факторов развития. Значительное число исследований ценностей не рассматривает влияние инноваций на их динамику. Но и ценности, и инновации оказываются ключевыми факторами влияния на происходящие глубокие изменения, при этом оказывая значимое взаимное влияние друг на друга. Целью статьи является осмысление проблемы взаимного влияния инноваций и ценностей, их совместной эволюции и результирующего влияния на социотехнологическое развитие в условиях цифровой транс формации. В исследовании использованы материалы отечественных диссертационных исследований, современных научных статей зарубежных и отечественных авторов, результаты международного исследования World Values Survey (WVS) и шестимерного представления ценностей по методике Г. Хофстеде. Поскольку исследования взаимного влияния ценностей и инноваций практически отсутствуют, авторы выделили небольшую группу стран–лидеров инновационного развития — США, Республику Корея и КНР, данные о системах ценностей которых сопоставляются с данными России. Из общего массива вопросов анкеты седьмой волны исследований WVS выбраны 10 параметров ценностных систем, непосредственно характеризующих инновационное развитие стран. Представлены выводы сравнительного сопоставления систем ценностей указанных стран по параметрам WVS, которые сопоставлены с результатами шестимерного анализа этих стран по методике Г. Хофстеде (G. Hofstede). Сделано заключение о практической применимости результатов для согласования инновационной политики России и КНР, аналогично результатам выполненного ранее диссертационного исследования Д. Н. Соломина. Рассмотрено перспективное развитие исследования за счет сопоставления динамики ценностей с последними данными развития инновационных систем указанных стран.
Статья посвящена исследованию институциональной стратегии России на евразийском пространстве через призму четырех ключевых региональных организаций: Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества, Организации Договора о коллективной безопасности и Содружества Независимых Государств. На фоне трансформации международного порядка, ослабления западных моделей глобального управления и перехода к многополярности Россия стремится закрепить свои интересы через институциональные механизмы, позволяющие формировать альтернативную архитектуру региональной координации. В работе предлагается комплексный политико-аналитический анализ логики, структуры и динамики указанных объединений как взаимосвязанных элементов внешнеполитической стратегии России. Показано, что Москва реализует многослойную модель, включающую формализованные механизмы (ОДКБ, ЕАЭС) и гибкие форматы (ШОС, СНГ), адаптированные под разные направления и уровни интеграции. Отдельное внимание уделено сравнительному анализу роли России, Китая и Индии, а также внутренним противоречиям в институциональной практике — от разницы в правовых режимах до символической политики регионального лидерства. Новизна исследования заключается в интерпретации региональных организаций не как изолированных институтов, а как функционально связанных компонентов целостной стратегии построения постзападного порядка. В статье рассматриваются механизмы валютной и трудовой интеграции, последствия санкционного давления, логика безопасности и принципы политического балансирования. Сделан вывод о том, что Россия конструирует не централизованный блок, а сеть режимов, объединенных общей нормативной платформой, в рамках которой утверждаются принципы суверенитета, невмешательства и стратегической автономии. Эти структуры выступают аренами проекции влияния, легитимации альтернативных норм и управления противоречиями в условиях глобальной турбулентности.
В статье показана роль органов местного самоуправления по повышению эффективности управления социальной сферой. В современном мире прогресс определяется приоритетом человеческого развития и обеспечением высоких стандартов качества жизни. Формирование стратегических преимуществ государств в глобальной конкуренции напрямую зависит от всестороннего раскрытия человеческого потенциала как фактора производства и построения эффективной системы социальных отношений. Проблемы текущего состояния и ключевых векторов реформирования социальной политики активно исследуются как отечественными, так и зарубежными учеными. Социально ориентированная рыночная экономика формирует принципы справедливости через реализацию социальной политики. Ее проводниками выступают институты государства и общества, социальные группы и граждане (субъекты политики), деятельность которых нацелена на удовлетворение потребностей населения, обеспечение его достойной жизни и развития в рамках социальной справедливости при безусловной гарантии прав и свобод. Социальная политика интегрирует меры социально-экономического характера, предпринимаемые на государственном, региональном и муниципальном уровнях. К ее осуществлению также подключаются предприятия и организации, чья работа способствует защите общества от безработицы, негативных колебаний рыночных цен и обесценивания человеческого капитала. Целью является достижение достойного уровня жизни, измеряемого объемом и качеством доступных благ и услуг, соответствующих запросам населения. Ключевым аспектом социальной политики выступает обязанность государства создавать законодательные, социальные и экономические предпосылки для эффективной жизнедеятельности и воспроизводства социума. Эта политика базируется на принципах взаимной ответственности и партнерства государства и общества. В условиях нестабильности она должна адекватно реагировать на экономические и политические вызовы, способствуя рациональному распределению ресурсов и поддержанию минимально необходимых стандартов благосостояния. Участие органов местного самоуправления в обеспечении социальных прав граждан на подведомственной территории — важный инструмент реализации социальной функции государства. Эта функция направлена на формирование среды, гарантирующей нормальные условия существования, свободное развитие личности и равные возможности для достижения общественного благополучия и социальной защищенности. Таким образом, изучение проблем социального измерения местного самоуправления, вопросов его организации и функционирования представляет значительный научно-методологический и практический интерес.
В статье на основе сравнительно-правового и историко-биографического метода рассматривается вклад Б. Н. Чичерина в изучение истории политических учений, партийного строительства, политических идеологий, парламентаризма, местного самоуправления, международных отношений. Чичерин являлся редким примером философа во власти, применившего свои глубокие теоретические знания на практике, работая гласным Тамбовского земства и городским головой Москвы. Анализируется политологическое наследие Чичерина, представленное в его работах: «История политических учений», «Курс государственной науки», «О народном представительстве», «Философия права». В рамках этого выделены и описаны ключевые идеи Чичерина о сильном правовом государстве, соблюдении прав личности, особенностях либерализма и консерватизма, ответственности правительства перед народом, верховенстве права, местном самоуправлении. Автор приходит к выводу, что становление политической науки в России многим обязано Б. Н. Чичерину, разрабатывавшему фундаментальные связи в отношениях по поводу власти, теории среднего уровня и прикладные теории. Современные российские учебные программы по политологии могут быть обогащены постулатами политико-философского учения Б. Н. Чичерина. Ревизия чичеринских идей позволяет глубже понять исторические и политические процессы в России, а также оценить его вклад в развитие политической науки. Исследование подчеркивает актуальность чичеринских концепций в контексте современных политических процессов, особенно в вопросах развития правового государства, защиты гражданских прав и совершенствования системы местного самоуправления. Наследие мыслителя представляет собой ценный источник для дальнейшего развития политической теории и практики в России.
В условиях активной цифровизации образования создание эффективных онлайн-курсов по английскому языку требует научно обоснованных методических решений. Данная статья посвящена проблеме разработки качественного контента онлайн-курсов по английскому языку. В связи с ростом спроса на дистанционное обучение и недостатком практических рекомендаций по их проектированию вопрос об оптимальной структуре онлайн-курсов сегодня особенно актуален. Целью статьи является разработка методических рекомендаций по созданию педагогически эффективного контента онлайн-курсов по английскому языку. Наличие логичной структуры онлайн-курсов по английскому языку, которые бы учитывали современные цифровые технологии, способствует качественному усвоению материала. Необходимо также особо выделить особенности восприятия информации современным поколением обучающихся (поколения Z («зумеры»), «Альфа»). В статье поставлены и решены следующие задачи: проанализировать актуальные требования к разработке цифровых курсов английского языка, выявив существующие проблемы и методические пробелы; определить оптимальную структуру онлайн-курса, соответствующую принципам современного педагогического дизайна; разработать практические рекомендации по созданию эффективного учебного контента с учетом мультимедийности; изучить особенности восприятия информации современным поколением учащихся (для оптимальной адаптации образовательных материалов). Методы исследования включали анализ научной литературы по цифровой педагогике и методике преподавания языков; обзор успешных кейсов онлайн-обучения иностранным языкам. Результаты позволили сформулировать ключевые принципы создания контента: модульность, мультимедийность, интерактивность и геймификация. Также предложена трехуровневая структура курса (вводный модуль, основное содержание, итоговый контроль). Выводы. Проведенное исследование подтвердило эффективность разработанных методических рекомендаций по созданию онлайн-курсов английского языка. Применение в рассмотренных в кейсах курсах предложенных принципов (модульности, мультимедийности и интерактивности) демонстрирует значительное повышение вовлеченности учащихся, улучшение показателей усвоения учебного материала. Эти результаты важны в условиях массового перехода на дистанционные формы обучения. Полученные данные согласуются с выводами современных исследований в области цифровой дидактики. Считаем, однако, что необходима дополнительная адаптация методик для различных уровней языковой подготовки. Особого внимания требует разработка дифференцированных подходов к обучению студентов с разным исходным уровнем владения английским языком. Этот момент открывает новые направления для дальнейших исследований.
Статья посвящена компаративному исследованию идеологической и организационной работы парламентских оппозиционных политических партий с молодежным электоратом. Несмотря на то, что в последние годы степень оппозиционности молодого поколения существенно снизилась, тем не менее этот социальный слой до сих пор в значительной мере является «фрондирующим» и лишь «относительно системным». Также нынешнее поколение «зуммеров» уже в ближайшее время вступит в период профессиональной и карьерной зрелости и станет «ядром» национального электората. Осознавая это, политические партии России заранее начинают выстраивать диалог с молодежью, привлекать ее к участию в рамках своих проектов, совершенствовать свои идеологические и мировоззренческие позиции с учетом запроса «юной поросли». При этом хотя основную часть социально активной молодежи «окормляют» партия «Единая Россия» и другие провластные организации, оппозиционные парламентские партии также стремятся «застолбить» за собой хотя бы частично поддержку молодежной аудитории. Однако пока это не слишком удается в силу ряда причин.
Научная проблема работы состоит в определении представлений и установок древних японцев в отношении феномена политической власти. Актуальность работы обусловлена тем, что в рассматриваемый период сформировались установки политической культуры, оказывавшие влияние на политическое сознание японцев на протяжении всей истории страны, в том числе и современной. Цель работы — реконструировать черты политической культуры древней Японии, сформировавшиеся независимо от влияния китайской политической мысли. В рамках исследования отмечается проблема, связанная с неточностями в устоявшейся датировке периодов Дзёмон и Яёй, что значимо в контексте необходимости объяснить причины слабости китайского культурного влияния на население Японских островов вплоть до IV в. н. э. В статье рассматриваются синтоистские установки сакрализации власти императоров, формальное и фактическое место аристократии в политической культуре страны и специфика возникновения национального самосознания в Японии. В результате исследования автор приходит к выводам, что идея обожествления императора берет свое начало в архаичных анимистических верованиях и идее «усмирения богов», а затем развилась как средство выстраивания властной иерархии между кланом Ямато и иными аристократическими кланами. Преимущественно мирный характер объединения японских островов и последовавшая за ним милитаризация в IV в. н. э. позволили создать систему управления, схожую с феодальной системой в Западной Европе раннего Средневековья. Сакрализация фигуры императора способствовала легитимизации власти аристократии, что позволило ей к концу VI в. н. э. консолидировать власть в своих руках. В VI в. н. э. в Японии начинают проявляться первые черты национального самосознания, что проявляется в идее «обожествления страны» и в возникновении системы самоидентификации «свой — чужой» в отношении других народов. Этнокультурный фактор выступал в качестве ключевого для национальной самоидентификации.
Издательство
- Издательство
- ФИНУНИВЕРСИТЕТ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125167, город Москва, Ленинградский пр-кт, д. 49/2
- Юр. адрес
- 125167, город Москва, Ленинградский пр-кт, д. 49/2
- ФИО
- Прокофьев Станислав Евгеньевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@fa.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 9439580