«Красота спасет мир» – это крылатое философско-культурологическое умозаключение великого Ф. М. Достоевского [1] открывает сущность человеческого духа, устремленного в бесконечность совершенствования homo sapiens вопреки перманентным военно-политическим, экономическим и нынешним биосоциальным мировым катаклизмам.
В статье раскрывается самобытная русская идея эстетического запроса людей на социокультурное обновление, предвосхищающее, прогнозирующее и сопровождающее системные социально-исторические перемены в обществе. Данный нарратив автор экстраполирует в проблемном контексте преемственности и непрерывности эстетического освоения действительности на вековых рубежах развития России, начиная с Петровских преобразований и заканчивая парадигмальными общественно-политическими трансформациями начала XX века
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
В настоящее время латентный смысл современных войн «всех против всех» заключается, на наш взгляд, в уничтожении самого человекородного субъекта – homo sapiens, лишая таким образом его земной миссии «меры всех вещей», ликвидация которой может остаться в «конце истории» незамеченной для вселенной. Против человечества сегодня открыто действуют как минимум три фронта: георесурсный, разыгрывающий лишних землян военным и экономическим способами, экобиосоциальный дарвинистского толка, технологический, угрожающий постчеловеком, ИИ, киборгами и т. д. В этой неравной схватке остро актуализируется открытие нового, невидимого, нематериального и потому непобедимого «фронта» – духовно-культурного, обладающего самым высокоточным орудием – категорией прекрасного, тысячелетиями ведущей homo sapiens к совершенству через преемственное социально-философское воспроизведение его творческого начала.
Список литературы
1. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Избранные страницы. М.: Современник, 1989. 557 с.
2. Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб.: Азбука, 2000. 119 с.
3. Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции. М.: Парад, 2005. 448 с.
4. Очерки русской культуры XVIII века / под ред. Б.А. Рыбакова. М.: Издательство МГУ, 1990. 412 с.
5. Чернышевский, Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. Москва: Директ-Медиа, 2007. 64 с. Режим доступа: по подписке. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=37284 (дата обращения: 13.04.2023).
6. Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. С. 651-656.
7. Криворотова Т.А. Идея русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XX века: автореф. дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2003.
8. Богуславский М.В. Педагогическая судьба К.Д. Ушинского // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. №2. С. 6-18. EDN: SAYHEV
9. Денисов Н.Г. Культурная политика и художественное образование: перекличка эпох // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия: сборник научных статей по итогам международного научного форума. М.: Институт Наследия, 2021. 426 с.
10. Денисов Н.Г. Политика культуры - культура политики - культурная политика // Монография.Краснодар, КГИК. 2020. С.36.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Предметом исследования является развитие и становление авторских методик начального периода обучения игре на фортепиано. С помощью таких теоретических методов исследования, как анализ, синтез, обобщение, автор выделяет наиболее значимые авторские методики XX века в русской фортепианной школе. Аргументирована целесообразность изучения данной проблематики вопроса в силу возможности внедрения профессионального опыта в современные педагогические реалии
Статья посвящена изучению феномена централизации метафизического нарратива традиционной архитектуры Китая. На основании проведенного анализа сделан вывод о том, что в период раннего Средневековья в буддийских, даосских и конфуцианских текстах стало фигурировать понятие «триады учений», что свидетельствует об осознании китайскими мыслителями того факта, что, взаимно влияя друг на друга, эти течения сформировали единый метафизический нарратив, определяющий культурный код как традиционной архитектуры Китая, так и китайской культуры в целом.
Статья посвящена исследованию процесса зарождения и развития «русско-европейской» традиции садово-паркового искусства России в эпоху Петра I. На основании проведенного анализа сделан вывод о том, что отечественное садово-парковое искусство на протяжении веков своего развития впитало в себя многообразные культурно-мировоззренческие заимствования. Апогеем развития садово-паркового искусства в России оказался XVIII в., благодаря реформаторской деятельности Петра I.
Садово-парковое искусство России Петровской эпохи в своем развитии соответствовало духовным вызовам времени и определенным идеологическим и практическим задачам, а также реализовало свой потенциал в большей мере, чем это могла выразить актуальная историческая действительность.
В основе российской традиции садово-паркового искусства петровского времени лежали принципы европейской философии рационализма (Декарт, Лейбниц), ставшие со временем мощными духовными символами российской государственности
Статья посвящена исследованию потенциала музейной экспозиции в контексте архитектурно-промышленного наследия России и Китая. Посредством обращения к исследованиям таких авторов, как Л. Бойин, М. А. Ганстрем, А. А. Глумов, Б. Дубин и др., в работе рассматривается значимость сохранения архитектурных и промышленных памятников в обеих странах и затрагиваются особенности их использования в культурной жизни через музейные экспозиции. Подчеркиваются возможности расширения потенциала музейной экспозиции архитектурно-промышленного наследия - не только использованием зданий, утративших свое промышленное значение, но и экспозицией в них образцов выпущенной в них продукции. Таким образом, обеспечивается возможность перехода от консервации к продолжению жизни как зданий, так и сохранившихся в них артефактов, внедрению новых форм единства материальной и духовной культуры, оживлению и очеловечиванию культурного пространства. В статье проанализированы подходы к организации музейных экспозиций промышленной архитектуры и описаны специфические условия внедрения новых форм реактивации промышленно-архитектурного наследия в каждой из стран. Проведенное в статье исследование опирается на важнейшие нормативные документы, координирующие работу музеев и регулирующих процессы по охране культурного наследия в КНР и Российской Федерации.
Статья посвящена рассмотрению проблемы коммеморации в монументальном искусстве Китая и России в аспекте актуальной сегодня военно-патриотической темы. Предмет исследования – монументальное искусство России и Китая периода середины ХХ века с конца 1940-х – 1950-е годы. Новизна исследования заключается в том, что в публикации освещаются такие важные для современного монументального искусства понятия, как «коммеморация» и «места памяти». Материалом статьи стало монументальное искусство России и Китая как пример воплощения реализации монументальных коммеморативных практик. Методология представленного исследования основывается на совокупности научных подходов, необходимых для раскрытия проблематики статьи. За основу взят комплексный подход, включающий принцип сравнительного анализа. В качестве основного вывода в статье подчеркивается, что одной из главных современных коммеморативных практик, имеющих ключевое значение для патриотического воспитания и сохранения памяти об историческом прошлом, является создание мемориалов и памятников
Обеспечение физической сохранности объектов материального культурного наследия, собирание, документирование и изучение материалов, связанных с ним, – одна из приоритетных задач государственной культурной политики Российской Федерации1. Усадебное наследие, являющееся неотъемлемой частью нашего прошлого, стало той сферой культуры, сохранение которой необходимо как с точки зрения изучения уникального социокультурного опыта предшествующих поколений русских людей, так и с точки зрения формирования целостной картины исторического прошлого страны. За последние годы появилось много проектов, связанных с изучением усадебного наследия России. В данной работе проанализированы исследовательские проекты в сфере изучения и популяризации усадебного наследия Кубани с 2015 г. по настоящее время. Впервые обозначена их теоретическая и практическая значимость, востребованность в культурной и образовательной среде. Анализ имеющихся на сегодня проектов позволил увидеть их отраслевое разнообразие, поливариантность форм реализации и способов взаимодействия с целевой аудиторией
В статье проведен анализ одного из наиболее распространенных в Китае песенных жанров – политических песен, получивших также название «красные песни». Предлагается их классификация, основанная на хронологическом принципе, обусловленном политическими и социокультурными процессами в стране. Анализируются тексты, особенности композиции и музыкального языка песен данного жанра
В статье рассматриваются сонаты и сонатины для фортепиано Г. Г. Вдовина, выдающегося композитора, стоявшего у истоков мордовской национальной школы. Особое внимание в статье уделено характерному для его творчества синтезу народной традиции и западноевропейского опыта. Г. Г. Вдовин переосмысливает элементы национального языка, придает им современную актуальность, что приводит его к созданию тематизма
Статья посвящена анализу цикла хоровых миниатюр белгородского композитора Юрия Леонидовича Мишина «Дорога». Авторы впервые предпринимают попытку проанализировать хоровой цикл, дать обобщенную характеристику его частям, выявить стилевые особенности письма композитора, драматургическую линию и структурную целостность сочинения, а также привлечь внимание исполнителей к этому произведению. Практическая значимость статьи заключается в возможности введения данных сведений в музыкально-образовательное пространство, в частности – вузовский курс истории хоровой музыки, что, несомненно, дополнит знания о современном хоровом искусстве
Статья посвящена оратории Хуан Цзы «Песнь о бесконечной тоске» – первому в истории китайской академической музыки произведению данного жанра. Оратория анализируется в ракурсе соотношения китайского и европейского. Национальный сюжет, основанный на поэме Бо Цзюйи, воплощен преимущественно средствами европейской композиторской техники. Национальный колорит доминирует в 8 части, где Хуан Цзы цитирует напев «Цинпин Дяо» и гармонизует его с учетом ладового строения мелодики
Статья посвящена вопросам формирования новых стилистических тенденций в китайской музыке конца ХХ – начала XXI века в творчестве крупного китайскоамериканского композитора Чжоу Луна. В фортепианном творчестве представителя китайской «Новой волны» нашли отражение идеи создания композиторского стиля на основе творческого переосмысления традиций китайской музыки в единстве с современными западными техниками письма. На основе анализа фортепианных произведений автор раскрывает специфику работы Чжоу Луна с национальным материалом, выделяет новые приемы звукоизвлечения, особенности ритмики, тембровую изобретательность, применение полиладовости на основе пентатоник. Многие приемы использовались композитором впервые
Постмодернизм, как адекватный нашей современности строй массового сознания, вполне характеризует не только области идеологии, политики, но также и сферу искусства, в частности – музыкального. Примером тому может служить сонатное творчество китайских композиторов Чу Ванхуа, Чжан Чао и Тан Дуна, исследование которого осуществляется в настоящей статье.
В основе научного исследования лежит изучение специфики проектирования одежды для выбранной целевой группы с последующей разработкой коллекции одежды для матерей детей с ДЦП в стиле милитари. Собраны и систематизированы основные пожелания для создания одежды на основе работы с целевой группой. Показан процесс анализа силуэтных форм современных коллекций известных брендов. Нашли свое отражение концептуальные и визуализированные промежуточные результаты создания художественного проекта с учетом указанных обстоятельств
Изобразительное искусство Дагестана начало формироваться в первые десятилетия советского времени, а жанровое и предметное (по объекту изображения) его разнообразие проявляется в послевоенные годы. Тематические картины художников республики представляют собой яркий пример явлений культуры, раскрывающих особенности развития современной истории Дагестана и исторических (обрядовых) традиций его культуры. Документальную базу нашего исследования составили картины художников Дагестана, а также материал этнографов, описывающих обрядовую культуру народов Дагестана. Актуальность темы заключается в изучении особенностей развития профессионального изобразительного искусства советского Дагестана.
В статье рассматривается творчество художников направления «сибирская неоархаика» с точки зрения жанрово-образных характеристик. Автор использует теорию жанровой хронотипологии Н. А. Яковлевой, а также постулаты П. Кармел о тематических группах в истории мировой абстракции. В ходе изложения истории развития направления «сибирская неоархаика» был выявлен постмодернистский характер этого направления. В результате анализа работ художников обозначены жанровые семейства, к которым тяготеют произведения «сибирской неоархаики».
В истории нашей страны события Великой Отечественной войны занимают особое место. Время колоссального напряжения сил и одновременно время сплочения всего населения Советского Союза в борьбе с иноземными захватчиками – это пример величайшего служения своей Родине. Между тем существуют отдельные, особо важные знаковые события, которые предопределили исход всей войны. События 1943 года – один из таких моментов.
Издательство
- Издательство
- КГИК
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- Юр. адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- ФИО
- Зенгин Сергей Семенович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- kguki@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 2577632
- Сайт
- https://kgik1966.ru/