Статья: САМОСЕГРЕГАЦИЯ И ИНКОРПОРАЦИЯ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: НА ПРИМЕРЕ ЭФИОПСКОЙ БЕТА ИЗРАИЛЬ (2025)

Читать онлайн

Эфиопия — одна из самых этнически неоднородных стран на африканском континенте. Подавляющее большинство её народов не имеет собственной литературной традиции. В результате их образ жизни, манеры и обычаи можно изучить только с помощью полевых исследований, за редким исключением. В этой связи можно упомянуть этнические группы амхара и тиграй, которые традиционно составляют правящий класс христианского государства Эфиопия, и ещё как минимум один народ, а именно: Бета Исраэль (так называемые «эфиопские евреи», или фалаша) представляют особый интерес, поскольку все они в той или иной степени представлены в традиционной эфиопской историографии и в той или иной степени сохранили свою память поколений. Самосознание Бета Исраэль, раскрывающееся через призму письменной и устной традиции, оказывает влияние на модели их поведения в меняющемся мире. Архаичные основы их существования, особенно мифы об их происхождении, часто оставались на поверхности в разные периоды их существования, и они оставались чужаками в эфиопском обществе. В рамках настоящего исследования демонстрируется процесс попеременной самосегрегации и инкорпорации Бета Исраэль в эфиопское государство, а также произошедшие в результате социальные изменения в жизни народа (как положительные, так и отрицательные). Борьба за самоидентификацию и признание Бета Исраэль потомками знати царя Соломона продолжается до сих пор, даже в Израиле, куда они почти полностью переселились в последней четверти XX века.

Ethiopia is one of the most ethnically heterogeneous countries of the African continent. The overwhelming majority of its peoples have no literary tradition of their own. As a result, their lifestyle, manners and customs can be examined through field researches with only few exceptions. In this connection the Amhara and the Təgräy ethnic groups, who traditionally constitute the ruling class of the Christian state of Ethiopia, and at least one more people, viz. the Betä Ǝsra’el (the so-called ‘Ethiopian Jews’, or Falasha), are of particular interest, since all of them are more or less well represented in traditional Ethiopian historiography and have more or less well conserved their proper generational memory. The self-consciousness of the Betä Ǝsra’el revealed through the lens of written and oral tradition exerts its influence on patterns of their behavior in the changing world. Archaic backgrounds of their existence, especially their origin myths, were often left on the surface throughout different recorded periods of their existence and they remained aliens in Ethiopian society. The process of the alternate self-segregation and incorporation of the Betä Ǝsra’el within the Ethiopian state and the resulting social changes in the life of the people (both positive and negative) that occurred are demonstrated in the frame of the present research. The struggle for self-identity and recognition of the Betä Ǝsra’el as the descendants of King Solomon’s noblemen is still in progress, even in Israel where they managed to move almost entirely in the last quarter of the 20th century.

Ключевые фразы: ethiopia, israel, culture, socio-cultural anthropology, the falasha, the betä ǝsra’el, traditions, self-segregation, incorporation
Автор (ы): ГУСАРОВА Екатерина Валентиновна
Журнал: ВОСТОК. АФРО-АЗИАТСКИЕ ОБЩЕСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
История
УДК
93/94. История
Для цитирования:
ГУСАРОВА Е. В. САМОСЕГРЕГАЦИЯ И ИНКОРПОРАЦИЯ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: НА ПРИМЕРЕ ЭФИОПСКОЙ БЕТА ИЗРАИЛЬ // ВОСТОК. АФРО-АЗИАТСКИЕ ОБЩЕСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2025. № 5
Текстовый фрагмент статьи