Статья посвящена рассмотрению особенностей иконографической программы росписей, посвященных святому патрону Кронштадтского Морского собора Николая Чудотворцу, исполненных в начале XX века художником Михаилом Васильевым, в контексте национально-романтического направления модерна, связанного с идеологемой «Святой Руси». Включение новых сюжетов о почитаемых иконах Николая Чудотворца на Руси в канонично разработанный иконографический ряд деяний святителя, стилистически изображенных в духе русского былинного сказа, отражало национально-патриотическую направленность храмовой иконографии, связанную с идеей зримого воплощения «Святой Руси» как единственной преемницы истинной христианской веры.
Статья посвящена исследованию источников формирования иконографии монументальной живописи начала XX в. в Кронштадтском Морском соборе. Проблематика иконографической программы росписей рассматривается с точки зрения философско-идеологических позиций, связанных с возрождением идеологемы Святой Руси. Авторами концепции росписей можно считать архитектора и главного строителя собора В. А. Косякова и главного художника М. М. Васильева, соединивших стилизацию храмовой живописи «под Византию» с оригинальным русским былинно-сказочным стилем. Восточно-христианское наследие, окрашенное национальным колоритом, послужило гимном духовной и исторической значимости России как наследницы и хранительницы православной веры.