Архив статей

Профессионально-личностные качества специалистов-кинологов Росгвардии на различных этапах профессионализации (2025)
Выпуск: Т. 27, № 5 (2025)
Авторы: Скрипкина Татьяна Петровна, Кусакина Елена Аркадьевна

Рассмотрен один из важнейших компонентов психологической структуры субъекта профессиональной деятельности – качества и свойства личности на примере специалистов-кинологов Росгвардии, который влияет на эффективность выполнения поставленных служебно-боевых задач. Цель – определить в структуре личности необходимые профессионально важные и профессионально значимые качества специалистов-кинологов, находящихся на разных этапах профессионализации. Эмпирическое исследование позволило определить направления психолого-педагогического сопровождения в становлении личности профессионала. В нем приняли участие 20 курсантов 4 курса кинологического факультета Пермского военного института Росгвардии и 23 специалиста-кинолога (выполняющие служебно-боевые задачи в зоне специальной военной операции) Отдельной Краснознамённой дивизии оперативного назначения имени Ф. Э. Дзержинского войск национальной гвардии Российской Федерации. Использованы следующие методики: психометрика русскоязычной версии Big Five Inventory-2 (А. Ю. Калугин и др..); опросник структуры темперамента (В. М. Русалов); методика Ш. Шварца по изучению ценностных ориентаций; опросник «Стиль саморегуляции поведения ССП-98» (В. И. Моросанова); симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» (А. Волков, Н. Водопьянова); методика «Тип мышления» (модификация Г. Резапкиной); короткий опросник Темной триады (SD3) (адаптация М. С. Егоровой, М. А. Ситниковой, О. В. Паршиковой). Полученные данные подвергались описательной статистике и межгрупповому сравнению (использование U-критерия Манна-Уитни). В результате исследования установлено, что исследуемые свойства и качества в обеих группах респондентов имеют по ряду показателей значимые отличия, что свидетельствует о влиянии предметной деятельности на формирование личности профессионала и позволяет определить направления его психолого-педагогического сопровождения.

Сохранить в закладках