Архив статей журнала
В статье рассматривается понятие цифровой репутации применительно к органу исполнительной власти и выявляются технологические и коммуникативные приемы формирования позитивной репутации и управления ей. Цифровая репутация органа государственного управления - поликритериальная оценка его деятельности, формирующаяся в медиапространстве и отражающая мнение социально активной части населения. На основе анализа современной научной литературы проводится сравнение цифровой репутации с цифровым имиджем и подчеркивается нетождественность этих понятий. Определены дискурсивные факторы, которые формируют стереотипные представления о государственном управлении: неопределенно широкий круг адресатов, не являющихся специалистами в вопросах административной деятельности; непредсказуемость и динамичность оценок; провокативное речевое поведение части интернет-пользователей и др. Материал исследования - посты Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, размещенные в социальной сети ВКонтакте. Составлен рейтинг постов по коэффициенту вовлеченности пользователей (с помощью сервиса Popsters. ru). В результате дискурсивно-стилистического анализа постов с высоким коэффициентом вовлеченности выявлены эффективные инструменты управления цифровой репутацией органов власти: дистрибуция контента и его систематизация с помощью хэштегов; диалогическая и персонализированная подача информации; привлечение интерактивных форм коммуникации (голосование, опросы и проч.); своевременное реагирование на комментарии пользователей и др.
В условиях высокого роста популярности социальных сетей, сокращения коммуникативной дистанции между производителем и потребителем медийного продукта и трансформации медиапотребления, т. е. смещения фокуса на потребление контента, на первый план выходит формирование лидеров общественного мнения в медиапространстве. Цель - выявить основные социальные факторы формирования лидеров общественного мнения в медиапространстве средствами креативных индустрий и их влияние на молодежные когорты населения. Объект - лидеры общественного мнения, действующие в медиапространстве посредством креативных индустрий. Предмет - социальные факторы, способствующие формированию и устойчивости лидеров общественного мнения с помощью креативных индустрий. Проведен контент-анализ документальных источников в виде медиаконтента для изучения медиаплатформ (социальные сети, видеохостинги, блоги) и определения ключевых тем, образов и репрезентаций, транслируемых лидерами общественного мнения. Проанализированы текстовые и визуальные элементы. Применены методы вторичного анализа данных социологических исследований и материалы сетевых аналитических обзоров по теме влияния социальных связей и лидеров общественного мнения на общественное мнение и потребительское поведение, в том числе средствами креативных индустрий. Данные обработаны с использованием статистического пакета SPSS и программного обеспечения для анализа данных. Определено, что формирование лидеров общественного мнения - сложный процесс, в котором, помимо экономических, политических и иных аспектов, важную роль играют социальные детерминанты. Выделены и типологизированы девять основных групп факторов, воздействующих на формирование лидеров общественного мнения и влияющих на молодежные когорты населения: технологический фактор; популярность; публичность; медийность; фактор трансформации роли социального капитала и его монетизации; создание различных медийных трендов, формируемых лидерами общественного мнения и репрезентациями блогеров-миллионников; влияние на социальное поведение; фактор влияния личностных качеств; факторы риска. Фактор влияния лидеров общественного мнения посредством творчества, через креативные индустрии, выразительные и изобразительные средства музыкального и пластических видов искусства приобретает стратегическую значимость не только для бизнеса, но и для различных сфер общественной жизни, включая формирование моделей поведения молодежи и подростков.