ISSN 2782-4799 · EISSN 2782-4802
Язык: ru

Архив статей журнала

ПОВСЕДНЕВНАЯ РЕЧЬ И ПРИНЦИП ЭКОНОМИИ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ И МАНУАЛЬНЫХ УСИЛИЙ В РЕАЛЬНОЙ И ВИРТУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ (2024)
Выпуск: Т. 3 № 1 (9) (2024)
Авторы: Кобзева Ольга Викторовна

В статье рассматриваются вопросы экономии артикуляционных усилий и связанных с ними когнитивных затрат. Теоретической базой для исследования послужили работы западных исследователей, по утверждению которых многие фонетические изменения в языке могут начинаться с желания коммуникантов снизить артикуляционные усилия в процессе озвучивания речевых отрезков. Такое желание связано с необходимостью оптимизировать языковую систему. Коммуниканты стараются упростить сложные артикуляции, избавиться от звуков, требующих значительных мышечных усилий органов речевого аппарата, что приводит к изменениям в системе языка. В работе рассматриваются примеры повседневного употребления некоторых языковых единиц и то, как эти единицы упрощаются в связи с высокой частотой их употребления. Автор приходит к выводу, что частота употребления порождает небрежность артикуляции, причем эффективность коммуникации при этом сохраняется. Предложено решение, согласно которому причины упрощения артикуляций следует искать прежде всего на глубинном уровне порождения первичной семантической записи, иначе говоря, в когниции, а не в мышечной работе речевого аппарата. Если язык - инструмент, с помощью которого совершается сформированный продукт мыслительной деятельности, то и ответы на вопросы изменения в языке следует искать непосредственно в мышлении.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ НАИМЕНОВАНИЯ КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В ВИРТУАЛЬНЫХ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТАХ (НА МАТЕРИАЛЕ САЙТОВ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ КОСМЕТИКИ) (2024)
Выпуск: Т. 3 № 1 (9) (2024)
Авторы: Ефремова Владислава Алексеевна, Смирнова Анна Геннадьевна

Статья посвящена современной немецкоязычной рекламе косметической продукции, представленной на сайтах фирм-производителей. Являясь отражением современной жизни, реклама постоянно изменяется, в том числе на уровне языка, поэтому данная тема не перестает быть актуальной. Объектом рассмотрения стали наименования косметической продукции в немецкоязычных рекламных текстах, опубликованных на различных сайтах и интернет-каналах. В связи с быстрыми изменениями в мире и появлением новых товаров на рынке косметической продукции появляются разные ее наименования. Цель - выявить способы наименования, рассмотреть их особенности в виртуальной рекламе. Задачи исследования: отбор и анализ материала исследования, определение типичных моделей способов наименования, их описание. Номинации, появившиеся за последнее время в немецком языке для рекламирования косметических новинок, отличаются структурно-семантическим разнообразием. Отмечены как типичные для немецкого языка словообразовательные модели, так и специфические, свидетельствующие об изменении языка. Язык современных немецкоязычных косметических рекламных текстов подвержен процессу неологизации. Каждое такое новообразование имеет свои особенности, придает языку большую экспрессивность, а следовательно, привлекает внимание в большей степени. Среди способов наименования современной немецкой косметологической продукции присутствуют неологизмы, образованные как средствами немецкого языка, так и средствами английского языка, а также комбинированием основ из немецкого и английского языков.

Сохранить в закладках
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕДИААКТИВНОСТИ ВУЗОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (2024)
Выпуск: Т. 3 № 1 (9) (2024)
Авторы: Сенчищев Максим Андреевич

Статья посвящена продвижению учебных заведений высшей школы юга России средствами новых медиа. Научная новизна исследования обусловлена тем, что данная проблема до сих пор остается малоизученной. Высокая актуальность следует из наблюдаемых сейчас процессов цифровизации вузов. В статье рассматривается медиаактивность десяти ключевых высших учебных заведений Южного федерального округа, выделенных на основе сопоставления локальных и федеральных рейтингов отечественных вузов. Цель - отобразить практику использования инструментов новых медиа учреждениями высшей школы в этом регионе Российской Федерации. С помощью методов контент-анализа, сравнительного анализа и типологизации исследуются такие цифровые коммуникационные площадки, как сайты вузов, видеохостинги, мессенджеры и соцсети. Университеты и институты, широко представленные в современном региональном инфополе и значительно опережающие своих конкурентов в использовании новых медиа, являются образовательными лидерами региона. Продемонстрированы слабые и сильные стороны коммуникативных стратегий образовательных учреждений, для их компаративного анализа используются как количественные, так и качественные показатели. Кратко рассматривается медиаактивность Южного федерального университета - главного вуза округа.

Сохранить в закладках
МОДУСНАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕНЦИИ КОММЕНТИРОВАНИЯ В ВИРТУАЛЬНОМ ДИАЛОГЕ (2024)
Выпуск: Т. 3 № 1 (9) (2024)
Авторы: Шпильная Надежда Николаевна

Работа выполнена в русле лингвистики реплицирования, предметом изучения которой является генезис ответной реплики в диалоге. Актуальность исследования связана с обращением к проблеме выявления условий реализации интенции комментирования в виртуальном диалоге. Цель - обосновать положение, согласно которому условием реализации интенции комментирования в виртуальном диалоге является попадание инициальной реплики в сферу модусной рефлексии носителя языка. Под условием реализации интенции реплицирования понимается позиция актуализации интенционального состояния носителя языка, принявшего решение прокомментировать то или иное событие. Модусная рефлексия - это проявление эмоционально-оценочного отношения носителя языка к исходному сообщению, в таком случае она предстает как разновидность метаязыковой деятельности. В качестве основного используется аналитико-описательный метод для анализ ответных реплик в виртуальном диалоге. Материалом послужили 164 интернет-комментария к новостной статье «Переходы в метро: гопники вместо цветов». Новизна исследования заключается в выделении модусных смыслов, определяющих условия реализации интенции комментирования в виртуальном диалоге. Выделены и охарактеризованы три условия реализации интенции комментирования в виртуальном диалоге: попадание инициальной реплики в зону модуса согласия, модуса несогласия и нейтрального модуса.

Сохранить в закладках
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЕАКТИВНЫХ ПРАГМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ (2024)
Выпуск: Т. 3 № 1 (9) (2024)
Авторы: Савельева Ирина Викторовна

Прагматика реактивности в политическом интернет-дискурсе является одним из наиболее интересных и наименее изученных аспектов современной виртуальной коммуникации. Цель - рассмотреть функционирование модели непрофессионального интернет-дискурса, воплощающегося в жанре политического интернет-комментария, в лингвопрагматическом аспекте. Представленные модели имеют частный характер и соотносятся с общей моделью, в основании которой лежат коммуникативные интенции авторов политических интернет-комментариев. Эмпирической базой исследования послужили отклики читателей новостного агентства РИА Новости. Принцип детерминации текстового целого ведущей макроинтенцией его автора, рассматриваемой как макроинтенция субъекта дискурса, позволяет установить, что жанр интернет-комментария, прежде всего, реактивный жанр. Поэтому указанные прагматические варианты типичных способов реагирования разработаны с учетом первоочередности коммуникативной роли адресата и, соответственно, реактивной макроинтенции, реализуемой в непрофессиональном интернет-дискурсе. В работе анализируются две реактивные модели непрофессионального дискурса: 1) реакция на политическое событие; 2) реакция на прагматический контекст. В результате методика лингвопрагматического анализа дискурса позволяет установить, что реактивные модели содержат следующие типы реакции: положительную, отрицательную и двоякую. При этом тексты интернет-комментариев включают и интерпретативную составляющую. Реализация реактивной интенции субъекта непрофессионального интернет-дискурса сочетается с намерением субъекта репрезентировать фрагмент личного опыта.

Сохранить в закладках
ЭКРАНИЗАЦИЯ ПОВЕСТИ ГЕНРИ ДЖЕЙМСА "ЧТО ЗНАЛА МЕЙЗИ": ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ КИНОДИСКУРС КАК ПОДВИД ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО КИНОДИСКУРСА (2024)
Выпуск: Т. 3 № 1 (9) (2024)
Авторы: Раренко Мария Борисовна

В настоящее время формируется особый подвид кинодискурса, который условно можно назвать любительским, так как его участники, не имея специального образования, обсуждают продукты киноиндустрии на основе своего жизненного опыта, представлений, системы ценностей. Однако он до сих пор не стал предметом специального изучения. Актуальность работы определяется ее включенностью в современную антропоцентрическую парадигму, где на передний план выходит человек и язык как главная и важнейшая его характеристика. Цель - выявить особенности любительского кинодискурса на примере отзывов на фильм режиссеров С. Макгехи и Д. Сигела «Развод в большом городе», снятый по роману американского писателя Г. Джеймса “What Maisie Knew”. Материалом послужили комментарии российских зрителей на киноплощадках в сети Интернет. Применены сравнительно-сопоставительный метод и метод дискурс-анализа. Выложенные в сети отклики на фильм «Развод в большом городе» отличает, прежде всего, искренность в оценке впечатлений от просмотра. Любительские рецензии, как правило, сосредоточены на действии, которое развивается в кинотексте. Языку пользователей сетей присуща повышенная эмоциональность, выражающаяся в использовании разговорных оборотов, в том числе незаконченных фраз, риторических вопросов, сленга.

Сохранить в закладках
САЙТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ВИРТУАЛЬНОГО АВТОРА (НА МАТЕРИАЛЕ ЗАГОЛОВКОВ НОВОСТНОГО КОНТЕНТА ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА ВУЗА) (2024)
Выпуск: Т. 3 № 1 (9) (2024)
Авторы: Устинова Мария Владимировна

Обсуждается проблема образа виртуального автора, репрезентированного в дискурсивном контенте сайта образовательной организации. Цель - смоделировать образ виртуального автора дискурсивного контента, выражающего коммуникативные интенции. Актуальность исследования определяется востребованностью сайта как инструмента современного коммуникативного процесса и необходимостью его разноаспектного изучения, предполагающего в том числе изучение образа виртуального автора, реализующего посредством сайта свои коммуникативные намерения. Материалом исследования послужили 50 заголовков новостей, опубликованных на официальном сайте Кузбасского института ФСИН России за период с 1 апреля 2022 г. по 1 апреля 2023 г. При исследовании языкового материала были использованы методы контент- и интент-анализа. Анализ заголовков новостного контента позволяет выявить единицы, образующие пропозициональную рамку, включающую а) участников событий (субъектов); б) предикаты, характеризующие участников и указывающие на тип события; в) место и время события. Выявлено, что виртуальным автором новостного контента является обобщенное лицо - образовательная организация (Кузбасский институт ФСИН России), выражающая коммуникативные интенции, направленные на информирование аудитории о деятельности образовательной организации и формирование ее положительного имиджа. Как субъект виртуальный автор сообщает новости об образовательной организации, реализуя коммуникативные интенции. При этом каждый субъект - член коллектива вуза: мы - вместе; мы - команда; мы - участники значимых мероприятий; мы имеем социально значимых партнеров; мы - лучшие; мы - вместе с городом, областью, страной. Интенция создания образа успешного вуза определяет такой подбор лексических единиц, используемых в качестве компонентов пропозициональной рамки, который позволяет эксплицитно выразить объективный модус, а имплицитно - субъективный модус.

Сохранить в закладках
СПОСОБЫ АТТРАКЦИИ В ПЕЧАТНОМ И ЦИФРОВОМ ФОРМАТЕ ЖУРНАЛА "ДИЛЕТАНТ" (2024)
Выпуск: Т. 3 № 1 (9) (2024)
Авторы: Сергеева Мария Михайловна, СИНЕГУБОВА КАПИТАЛИНА ВАЛЕРЬЕВНА

В статье приводятся результаты сопоставления печатной версии ежемесячного научно-популярного журнала «Дилетант» и его интернет-сайта. Целью работы является определение предпочтительных способов аттракции в традиционных печатных СМИ и в цифровой среде. Выявлено, что печатная версия журнала «Дилетант» привлекает читателя в первую очередь главной темой номера, которая представлена на обложке не только анонсом, но и уникальным креолизованным текстом. Семантика фронтального медиатекста «Дилетанта», как правило, интригует читателя отдельными аспектами главной темы номера. Цветовые акценты на страницах номера привлекают внимание читателя не только к блоку тематических материалов, но и к другим публикациям и постоянным рубрикам. При сравнении печатной версии журнала с интернет-версией выявлены существенные различия в использовании аттрактивных средств. Сайт журнала является менее ярким, чем печатная версия, использует минимум анимации и не содержит видео- и аудиоматериалов. Аттрактивную функцию выполняют иллюстрации и подзаголовки, как и в печатной версии. Специфической формой привлечения внимания пользователей сайта является интерактивность, а именно навигация и тесты, другие формы интерактивности, такие как комментарии, форум, лайки, не используются. В совокупности ограниченное использование средств привлечения внимания выделяет сайт «Дилетанта» среди других интернет-ресурсов и не позволяет ему конкурировать с печатной версией журнала.

Сохранить в закладках
ИСТОРИЯ НЕМЕЦКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО И ДИСКУРСИВНОГО ФЕНОМЕНА (2024)
Выпуск: Т. 3 № 1 (9) (2024)
Авторы: Горобий Алексей Викторович

Телевидение - глобальное явление, однако в каждой стране его история имеет свои особенности. Предпринята попытка хронологического анализа развития телевидения в Германии при условии сопоставления параллельных процессов в Западной и Восточной Германии - в ФРГ и ГДР. Автор придерживается системного взгляда на феномен телевидения, который предполагает рассмотрение как технических, так и социальных аспектов этого явления. Прослеживается путь телевидения от технического новшества, доступного лишь немногим, до средства массовой информации, выполняющего интегративную функцию с точки зрения формирования и трансляции актуального дискурса. Предмет - немецкое телевидение как в годы раздела страны на две независимые республики, так и после создания единого государства. Цель - выяснить специфику телевидения в Германии и соотнести универсальные мировые тенденции данного средства массовой информации с национальным контекстом конкретной страны, история которой в ХХ в. представляет собой уникальное переплетение, казалось бы, несовместимых явлений широкого диапазона - от диктатуры до демократии. Все эти явления неизбежно отразились не только на содержании телепередач, но и на восприятии телевидения населением, на жанровом своеобразии и социальных функциях телевещания. В результате выделены и охарактеризованы 5 этапов в развитии немецкого телевидения. I этап (конец XIX в. - 1945 г.): технические открытия, попытки их практической реализации и начало регулярного телевещания в период национал-социализма. II этап (конец 1940-х - 1950-е гг.): восстановление телевещания, начало параллельного развития телевидения в ФРГ и ГДР. III этап (1960-1970-е гг.): прояснение институциональных рамок и социальных функций телевидения. IV этап (1980-е - середина 1990-х гг.): появление новых технологий телевещания и коммерческих телеканалов, распад «восточного блока» и объединение Германии. V этап (1990-е гг. - наши дни): цифровизация телевидения.

Сохранить в закладках
ОНЛАЙН-ПЕРЕПИСКА КАК ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КУРСА "ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ") (2024)
Выпуск: Т. 3 № 1 (9) (2024)
Авторы: Сологуб Ольга Павловна

В работе рассматриваются вопросы организации лингводидактической деятельности по формированию и развитию коммуникативно-речевой компетенции (ее текстовой составляющей) студентов-иностранцев в рамках курса «Письменная речь». Необходимость обращения к данной проблематике была продиктована логикой проекта «Лингводидактический потенциал онлайн-переписки», в ходе реализации которого обнаружилось проблемное поле в речевом поведении иностранного студента, состоящего в переписке с носителем русского языка; это поле связано с текстовой организацией писем. Выдвижение на передний план фигуры студента-иностранца повлекло за собой обращение к его речемыслительной деятельности и, соответственно, к когнитивным инструментам организации учебного письменно-речевого материала, прежде всего к фрейму. Посредством фреймового анализа была создана лингводидактическая жанровая фреймовая модель, реализуемая на стадиях фрейминга и рефрейминга. С одной стороны, в ходе фрейминга происходит овладение актуальным коммуникативно-речевым материалом, образующим содержание предметно-ситуативного фрейма как составной части жанрового фрейма. Дальнейшее развитие сформированного смыслового пространства осуществляется по линии расширения. С другой стороны, в ходе фрейминга усвоению подлежат текстовые нормы, положенные в основу текстового фрейма, второй составляющей жанрового фрейма. На стадии рефрейминга решается задача развития текстовой компетенции путем содержательных (связанных с реализацией линии осложнения) и стилевых преобразований исходных смыслов. Предлагаются различные виды трансформационных операций, производимых как на уровне слова и предложения, так и на уровне всего текста. Особое внимание уделяется стилевым трансформациям, направленным на развитие навыков выражения смысла разнообразными в стилевом отношении языковыми средствами.

Сохранить в закладках
ФРАЗЕОЛОГИЗАЦИЯ СОЧЕТАНИЙ С СЕМАНТИКОЙ ДЕФЕКТЫ ВНЕШНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ СЕТЕВОМ БЬЮТИ-ДИСКУРСЕ (2024)
Выпуск: Т. 3 № 2 (10) (2024)
Авторы: Непомнящих Екатерина Александровна

В работе представлены результаты исследования фразеологических единиц со значением дефекты внешности, выявленных в цифровом бьюти-дискурсе. Хэштегирование на сегодняшний день является новым механизмом фразеологизации словосочетаний. Цель - обосновывать идею о том, что само появление фразеологических новшеств с данной семантикой свидетельствует о трансформации языковой картины мира, объективирующей ценностные установки современного общества. На основании проведенного анализа устанавливается, что высокая частотность представленных фразеологических единиц указывает на большую значимость смыслового кода внешность, а также культивацию дефектов внешности с целью мотивации к достижению идеального бьюти-образа. Проведенный анализ позволяет обнаружить специфику трансформации языковой картины мира посредством фразеологических новшеств, отражающих ценностные ориентиры современного общества. В работе анализируются научные понятия современной фразеологии (неофразеологизмы, неофраземы, фразеологические неологизмы, фразеотрансформы). В результате установлено, что значительные трансформации фразеологической системы языка отражают общую тенденцию стремительного языкового развития, вызванную появлением сетевого дискурса. Массовая лингвокреативность, с одной стороны, и глобальная прецедентность - с другой, являются причинами многих процессов, происходящих сегодня в современном русском языке.

Сохранить в закладках
ОБРАЗ БУДУЩЕГО РОССИИ С ПОЗИЦИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ (2024)
Выпуск: Т. 3 № 2 (10) (2024)
Авторы: Щеглова Дарья Константиновна, Максимова Светлана Геннадьевна, Ноянзина Оксана Евгеньевна, Великжанина Кристина Андреевна

Образ будущего России является одной из важнейших категорий современного социального знания, взаимосвязанной с проявлениями гражданской идентификации. Статья основана на результатах социологического исследования, проведенного в 2021 г. на территории четырех приграничных регионов России: Алтайский край, Калининградская область, Воронежская область и Хабаровский край (n = 1736) - посредством онлайн-опроса через различные социальные сети и иные интернет-ресурсы. Проведена оценка компонентов образа России, настроений населения при восприятии будущего страны, оценка внешнеполитического положения России, характеристика современной России, характеристика России будущего, оценка вероятности изменения образа страны, сценария развития будущего России. Показано наличие взаимообусловленности представлений населения об образе будущего России и гражданской идентификации. Россия в будущем в представлениях жителей четырех регионов - это правовое, безопасное для жизни государство, помогающее своим гражданам в сложных ситуациях, справедливое и демократичное. Установлено, что с оптимизмом и надеждой воспринимают будущее нашей страны меньше половины населения, с пессимизмом / страхом / тревогой - каждый третий житель регионов. Оптимизм относительно будущего России в большей степени был выявлен среди жителей Калининградской области и представителей старшего поколения. С пессимизмом смотрят на будущее страны больше трети молодежи до 30 лет. Население с низким уровнем гражданской идентификации будущее России через 50 лет представляет через негативный контент, а именно как вымирание и массовый отток населения в более развитые страны, превращение России в сырьевой придаток, укрепление внутренних позиций государства через силовую диктатуру власти. Лица с выраженным чувством гражданской общности надеются, что все изменится к лучшему, произойдет укрепление государства на мировой арене, укрепление внутренних позиций государства через расширение заботы о гражданах, возвращение к традициям, моральным ценностям россиян, проверенным временем.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →