Архив статей журнала
Актуальность. Решение проблемы коррекции двигательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями лежит в плоскости развития координационных способностей. Цель исследования – разработка и экспериментальное обоснование комплекса упражнений, направленных на коррекцию в развитии координационных способностей подростков с легкой степенью умственной отсталости.
Материалы и методы. Исследование проводилось с учащимися Шуйской коррекционной школы-интерната. Участвовали подростки 13–14 лет (24 человека). Разработан комплекс из 40 упражнений, который направлен на коррекцию двигательных действий, обусловленных низкой степенью развития координационных способностей. Упражнения разделены на три блока: на развитие равновесия (15 упражнений); упражнения на развитие точности движений (15 упражнений) и на развитие способности к дифференцированию мышечных усилий (10 упражнений). Выполнялись из различных исходных положений тела в пространстве: стоя, сидя, лежа на животе и спине, стоя на одной ноге, колене, носках и пятках, с открытыми и закрытыми глазами. Комплекс упражнений был реализован в течение 2023/2024 учебного года. Оценку степени развития координационных способностей осуществляли с помощью тестов: «челночный бег 3×10», «прыжки через скакалку за 1 минуту», «метание мяча в цель», «проба Ромберга». Результаты исследования. Установлено, что применение комплекса специальных упражнений позволило повысить степень развития координационных способностей у подростков 13–14 лет.
Результаты подростков мальчиков и девочек, занимавшихся на уроках по физической культуре с применением специального комплекса, стали достоверно выше, чем у подростков, занятия с которыми проводились без акцентированного развития координационных способностей.
Выводы. По итоговым результатам тестирования выявлено положительное влияние комплекса упражнений на развитие координационных способностей у подростков с легкой степенью умственной отсталости.